Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурный базис личности и его влияние на качество СКД и развитие культуры.




ИНДИВИД -конкретный человек как единица общества; продукт фило- и онтогенеза; единство врожденного и приобретенного.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.223])

ИНДИВИДУАЛИСТ - человек, характеризующийся неповторимым сочетанием единичных и особенных природных и социальных свойств; общественно значим и отличим от других людей.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)

КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - это совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления культурной жизни, адекватно учитывать требования общественной регуляции отношений, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в социально-культурной деятельности.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ЛИЧНОСТЬ - это неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт; находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни. Это взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребности, мировоззрение. И все это вместе, проявляющееся в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.

 (М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.223])

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - стимулируемый обучением и воспитанием общественно обусловленный процесс, способствующий накоплению и реализации новых физических, интеллектуальных, нравственных, иных качеств индивида и приводящий к ценностным изменениям.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ФОРМИРОВАНИЕ - планомерное создание; осознанное и последовательное придание чему-либо определенной формы; целенаправленное привитие индивиду или социальной общности определенных черт, свойств, качеств.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ВОСПИТАНИЕ - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях формирования определенных гражданских и нравственных качеств, эстетических идеалов и вкусов; подготовка ее к производственной, общественной, социально-культурной, семейно-бытовой и иным сферам жизнедеятельности; процесс передачи общественно-исторического опыта и культурных традиций новым поколениям.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная работа личности над собой в целях обогащения знаний, умений и навыков, формирования определенных качеств и устранения осознанных недостатков.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ОБРАЗ ЖИЗНИ - устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения, склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.

(Толстых В.И. Образ жизни. М., 1975. [С.27])

ЧЕЛОВЕК– высший из существующих на земле живых организмов, субъект общественно-исторической деятельности и культуры; существо, воплощающее наиболее высокую степень развития жизни.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.223])

ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ– базисные единицы культурной статики.

( А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с.17])

УБЕЖДЕНИЕ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ - система осознанных потребностей и высшая форма направленности личности, интегрирующая мировоззренческую позицию и побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ВНУШЕНИЕ - информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ЗАРАЖЕНИЕ - информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому и к определенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

УБЕЖДЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - это основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.

В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

(http://ru.wikipedia.org/wiki/Художественный_образ )

ХОМИНИЗАЦИЯ ИНДИВИДА - процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

Социокультурные практики.

ИДЕОЛОГИЯ - система политических, правовых, нравственных, философских, религиозных, художественных и иных сложившихся в обществе или социальной группе взглядов и идей.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ИСКУССТВО – процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира. Различными формами искусства являются литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, кино, театр и др. в основе искусства лежит способность человека к формированию образов.

(В. А. Бобахо, С. И. Левикова, «Культурология», Москва 2000 [с. 344])

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ – вещественные памятники достижений человечества в производственной, духовной и общественной жизни, способные удовлетворять духовные и эстетические потребности человека и одновременно содержащие в себе художественную, научную, мемориальную или иную ценность.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.213])

ПРИНЦИП (от лат. principium - начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)

ТРАДИЦИИ - исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение обычаи, ритуалы, взгляды, чувства людей.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)

ЦЕННОСТЬ - личностно и социально окрашенное отношение к миру, возникающее на основе индивидуального и совокупного социального опыта.

Высшая ценность человечества - сам человек; непреходящие ценности: истина, добро, красота, любовь.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)

ОЩУЩЕНИЯ - элементарный психический процесс, отражающий отдельные свойства действительности, непосредственно воздействующие на человека (ощущение холода, запаха, звука, вкуса, красок и т.д.).

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)

ВОСПРИЯТИЕ - психический процесс, непосредственно отражающий предметы и явления в их целостности. Восприятие дает знание предметов.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)

ВНИМАНИЕ - активность личности, выражающаяся в направленности и сосредоточенности психической деятельности.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...