Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурные процессы как объект СКД.




КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ - изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами.

(Лит.: Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991; Морфология культуры: структура и динамика. )

 

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

(А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 21])

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ– часть материальной духовной культуры, созданная прошлым поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

(А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 24])

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ – специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для её функционирования.

(В. А. Бобахо, С. И. Левикова, «Культурология», Москва 2000 [с.348])

ОБЪЕКТЫ ИСТОРИИ СКД - может являться вся совокупность явлений данной сферы на протяжении всей её истории. Если объект отвечает на вопрос – что мы изучаем, то предмет – через что, через какие закономерности мы это изучаем Следовательно, можно предположить, что предметом истории СКД являются процесс развития явлений СКД на различных исторических этапах, механизмы и закономерности этого развития. Однако помимо фундаментальных задач История СКД также призвана способствовать решению практических задач социально-культурных учреждений. (Добриянов, В.С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. - М., 1968. — 2011 [С.3])

Субъекты культурной деятельности.

СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности, связанные с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект. С. к. в культурологическом понимании — какая-л. социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной ист. эпохи.

(Лит.: Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ - интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры.

(Ариарский М.А. Прикладная культурология, Спб. 2001 [с. 246])

Социокультурные институты.

ВЕДУЩИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ:

1. Социальные институты духовного производства:

- научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.);

- учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);

творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

  

2. Образовательно-воспитательные учреждения:

- учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

- дошкольные учреждения;

- учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).

  

3. Научно-просветительные учреждения:

- музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;

- библиотеки, читальные залы;

- лектории, планетарии, зоопарки и т.д.

  

4. Культуроохранительные институты:

- заповедники, центры экологической культуры;

- архивы;

- реставрационные мастерские и т.д.

  

5. Средства распространения культуры:

- средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.);

- книгоиздательства, книжные магазины;

- информационно-компьютерные центры и т.д.

  

6. Культурно-досуговые учреждения:

- клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; - концертные учреждения, дома торжеств и т.д.

  

7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

- дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр. - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр. - дома творческих работников (писателей, художников,

- композиторов, актеров и т.д.)

  

8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

- санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;

- лагеря отдыха, базы досуга;

- стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.

  

9. Туристско-экскурсионные учреждения:

- гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;

- туристские поезда, туристские пароходы и т.п.

  

10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

- мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;

- рестораны, кафе;

- сауны;

- бильярдные и иные центры игрового досуга.

  

11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства:

- массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д.

- воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр;

- пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п.

- реклама.

 

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – вхождение в культуру; процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.

(В.А. Бобахо, С.И. Левикова, «Культурология», Москва 2000 [с. 344])

МАНИФЕСТАЦИЯ - [ лат. manifestatio обнаружение, проявление] - публичное массовое выступление в поддержку каких-л. требований, для выражения солидарности или протеста.

( http://poiskslov.com/word/манифестация/ )

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - это устойчивая, организованная форма деятельности групп, общностей людей, социальных слоев, форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей функционирование общественных отношений.

(Харьков 1996г, Социология учебное пособие для студентов высших учебных заведений, под общей редакцией проф. В.П.Андрущенко, проф. Н.И.Горлача, [с. 216])










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...