Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культурные процессы как объект СКД.
КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ - изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. (Лит.: Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991; Морфология культуры: структура и динамика. )
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. (А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 21]) КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ– часть материальной духовной культуры, созданная прошлым поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. (А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 24]) КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ – специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для её функционирования. (В. А. Бобахо, С. И. Левикова, «Культурология», Москва 2000 [с.348]) ОБЪЕКТЫ ИСТОРИИ СКД - может являться вся совокупность явлений данной сферы на протяжении всей её истории. Если объект отвечает на вопрос – что мы изучаем, то предмет – через что, через какие закономерности мы это изучаем Следовательно, можно предположить, что предметом истории СКД являются процесс развития явлений СКД на различных исторических этапах, механизмы и закономерности этого развития. Однако помимо фундаментальных задач История СКД также призвана способствовать решению практических задач социально-культурных учреждений. (Добриянов, В.С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. - М., 1968. — 2011 [С.3]) Субъекты культурной деятельности. СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности, связанные с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект. С. к. в культурологическом понимании — какая-л. социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной ист. эпохи. (Лит.: Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.) СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ - интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры. (Ариарский М.А. Прикладная культурология, Спб. 2001 [с. 246]) Социокультурные институты. ВЕДУЩИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ: 1. Социальные институты духовного производства: - научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.); - учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.); творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.
2. Образовательно-воспитательные учреждения: - учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.); - дошкольные учреждения; - учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).
3. Научно-просветительные учреждения: - музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки; - библиотеки, читальные залы; - лектории, планетарии, зоопарки и т.д.
4. Культуроохранительные институты: - заповедники, центры экологической культуры; - архивы; - реставрационные мастерские и т.д.
5. Средства распространения культуры: - средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.); - книгоиздательства, книжные магазины; - информационно-компьютерные центры и т.д.
6. Культурно-досуговые учреждения: - клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; - концертные учреждения, дома торжеств и т.д.
7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения: - дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр. - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр. - дома творческих работников (писателей, художников, - композиторов, актеров и т.д.)
8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения: - санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории; - лагеря отдыха, базы досуга; - стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.
9. Туристско-экскурсионные учреждения: - гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы; - туристские поезда, туристские пароходы и т.п.
10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга: - мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино; - рестораны, кафе; - сауны; - бильярдные и иные центры игрового досуга.
11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства: - массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д. - воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр; - пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п. - реклама.
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – вхождение в культуру; процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. (В.А. Бобахо, С.И. Левикова, «Культурология», Москва 2000 [с. 344]) МАНИФЕСТАЦИЯ - [ лат. manifestatio обнаружение, проявление] - публичное массовое выступление в поддержку каких-л. требований, для выражения солидарности или протеста. ( http://poiskslov.com/word/манифестация/ ) СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - это устойчивая, организованная форма деятельности групп, общностей людей, социальных слоев, форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей функционирование общественных отношений. (Харьков 1996г, Социология учебное пособие для студентов высших учебных заведений, под общей редакцией проф. В.П.Андрущенко, проф. Н.И.Горлача, [с. 216]) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |