Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СКД как феномен культуры и общества. Практика, её связь с культурой.




СЛОВАРЬ

АККУЛЬТУРАЦИЯ - средство сближения цивилизаций и взаимного обмена между народами духовными ценностями.

(Ариарский М.А. Прикладная культурология, Спб. 2001 [c. 20])

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА– культура, образующая нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они – тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом.

(А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 16])

Духовная культура:

 — содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

 — показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

( Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СКД - система объективно существующих, внутренне обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры.

В первую очередь к ним относятся:

· гуманистическая направленность,

· творческие начала,

· удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей.

(Ариарский М.А. Прикладная культурология, Спб. 2001 [c. 240])

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - формируется за счет: 

· овладение основами физической культуры (умения и навыки санитарно-гигиенической деятельности, физические тренировки, безопасное поведение, культура питания, одежды, бытовых и сексуальных отношений, активный отдых и т. д.); 

· постижение материальной культуры, окружающей среды обитания (способность обеспечить экологию флоры и фауны, разумно использовать имеющиеся сооружения, оборудование, транспорт, средства связи и т. д.);

· усвоение духовной культуры как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, экономического, политического, правового, экологического, эстетического, религиозного и т. д.), проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия как формы реализации интеллектуально-сущностных сил человека.

(Ариарский М.А. Прикладная культурология, Спб. 2001 [c. 89])

ИННОВАЦИЯ (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

( http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация )

КУЛЬТУРА - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов.

(А.И. Кравченко, «Культурология», Москва 2004 [с. 15])

КУЛЬТУРА(от латинского cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в процессе и результатах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

(М.А. Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.207])

КУЛЬТУРА– социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

(М.А. Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.208])

 

КУЛЬТУРА– феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

(М.А. Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.208])

КУЛЬТУРА – система духовного производства, охватывающая создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентаций, т.е. все то, что составляет духовный мир общества и человека.

(М.А. Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.208])

КУЛЬТУРА – слово, которое характеризует всю совокупность достижений и институтов, отделивших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом.

(М.А. Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.210])

КУЛЬТУРА – это совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; это качество жизни, отражающее определенную ступень общественно-исторического развития и коллективный интеллект человечества; это средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверждения личности, стимулирования развития ее творческих потенций.

(М.А. Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.210])

КУЛЬТУРА – это сотворенная людьми среда их обитания, форма созидания и наиболее полного выражения человеческой природы как процесса создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.210])

КУЛЬТУРА– комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

(А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 15])

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - это наука о культуре во всем ее многообразии и единстве; область гуманитарного знания о сущности, природе и закономерностях возникновения, становления, развития и функционирования культуры.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.211])

КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.213])

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени.

 (М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.217])

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА– включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

(А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 16])

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ- элемент, фрагмент бытия культуры, являющийся сферой реализации активности и ист. результатом процесса предметно-практической деятельности субъекта культуры.

( http://countries.ru/library/theory/sobcult.htm )

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:

· адаптивно-нормативная функция - хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

· образовательно-развивающая функция - освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация);

· преобразовательно-созидательная функция- вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

· эколого-охранительная функция - формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

· информационно-просветительная функция - накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

· интегративно-коммуникативная функция - диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

· рекреативно-игровая функция - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

(М.А. Ариарский, «Прикладная культурология», СПб, 2001г)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

(М.А. Ариарский, «Прикладная культурология», СПб, 2001г. [с.214])

СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - осуществляется целенаправленно, ее содержание определяется культурой и человек становится субъектом собственного «приобщения к культуре».

(Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые Записки. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. – [С. 41])

СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ– носители активности в области создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей.

Субъектами культуры могут выступать:

- индивид, личность, индивидуальность;

- семья;

- малая (контактная) группа;

- классы, сословия, иные большие группы населения;

- этносы;

- региональные сообщества;

- человечество.    

(М.А. Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.211])

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА– совокупность художественных ценностей, исторически определённая система их воспроизводства и функционирования в обществе.

(В. А. Бобахо, С. И. Левикова, «Культурология», Москва 2000 [c. 388])

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры.

(А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с.38])










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...