Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретика. Методологические основы СКД.




ВИДЫ КУЛЬТУРЫ – совокупность правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.

( А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 33] )

МЕТОДОЛОГИЯ - принципы освоения методов, их научное обобщение.

( Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. [с. 479])

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

1. Методы формирования общественного сознания:

· информирование;

· разъяснение;

· комментирование;

· обобщение;

· внушение;

· заражение;

· убеждение.

2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:

· включение в различные формы непрерывного просвещения;

· привлечение к разным видам любительского творчества;

· упражнение;

· приучение к выполнению общественно культурных функций;

· самоорганизация;

· самоуправление;

· самообразование;

· самообслуживание;

· игра и т.д.

3. Методы стимулирования социально-культурной активности: - положительный пример:

· соревнование;

· требование;

· общественное мнение;

· поощрение;

· перспектива;

· критика и самокритика.

 (М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.221])

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ - область культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры, определяющая механизм создания благоприятной культурной среды, обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности.

Прикладная культурология как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, юриспруденцией, теорией управления и, в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры.

Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека; предметом прикладной культурологии становится процесс постижения индивидом результатов этой деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры. При этом прикладная культурология призвана:

· раскрыть сущность и природу ценностей, созданных и создаваемых человеком,

· обучить людей технологии создания этих ценностей, дать им инструментарий культурного творчества;

· познакомить с нормами и правилами социально-культурного творчества;

· научить оценивать явления и процессы социально-культурной деятельности в соответствии с научно обоснованными критериями.

ФУНКЦИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ:

· научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;

· политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование;

· культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе "человек - природа";

· культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;

· культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;

· взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения;

· культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.214])

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ - область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.216])

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это комплекс специально отработанных и синтезированных видов деятельности, в процессе которой:

· постигаются, расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;

· формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности;

· создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;  

· усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;

· удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей.

(Ариарский М.А. Прикладная культурология, Спб. 2001 [с. 89])

СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· живое слово;

· искусство, образ; 

· средства массовой информации;

· средства наглядной агитации и пропаганды;

· книги, музыкальные инструменты;

· технические средства: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т. д.

(Ариарский М.А. Прикладная культурология, Спб. 2001 [с. 91])

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - это, с одной стороны, специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельность), разработке путей и средств достижения поставленных целей; с другой - это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем. Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению модели будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института. Основными видами проектирования являются:

· средовое проектирование (дизайн, архитектура);

· проектирование воспитательных и педагогических программ (социально-педагогических, адаптационных, реабилитационных и др.);

· проектирование культурно-досуговых услуг;

· сценарное проектирование (проектное обоснование различных мероприятий и акций, пресс-конференций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т.д.);

· художественно-экспозиционное проектирование (в музейном деле проектирование новых культурных парадигм, моделей нового осмысления и отношения к предметам и явлениям прошлого, а по существу - проецирование прошлого и его трансляция посредством выставок, экспозиций в настоящее и будущее);

· организационное проектирование (функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений).

Объектом социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга подсистемы: социум и культуру.

(Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социо-культурного проектирования. СПб., 1998)

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - форма реализации подкрепленной правовыми нормами, материальной базой, информационно-методическим и кадровым обеспечением культурной политики средствами разработки и осуществления федеральных, региональных, муниципальных, ведомственных культурных программ и планов организации социально-культурной деятельности в регионах и отдельных социальных институтах, которые предопределяют ее содержание, методику, сроки и ответственных за их выполнение лиц.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г.)

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ – совокупность норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

(А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 33])

ТВОРЧЕСТВО - преобразовательная деятельность, разрушающая cтapoe во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества - и процесс, и результат. Творческая деятельность - это только процесс.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)

ОБЩЕНИЕ - социально-психологическое явление, отражающее осознанные связи людей, входящих в любую человеческую общность.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)

ИГРА - осмысленная деятельность, обеспечивающая возможность перехода в воображаемую ситуацию, лишенную утилитарного эффекта, но порождающая подлинные чувства удовлетворения духовных потребностей.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г)

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ – совокупность правил, норм и моделей поведения, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. 

(А.И. Кравченко, «Культурология», Москва, 2004г. [с. 33])

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности.

(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.216])










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...