Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СЛОВАРЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ




АБИЛИТАЦИЯ— первоначальное формирование способно­сти к чему-либо (habilis — быть способным к чему-либо). Тер­мин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — вос­становления способности к чему-либо, утраченной в результа­те болезни, травмы и др.

АВТОМАТИЗМ— выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой А. являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. А. дей­ствий лежит в основе образования привычек, навыков.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА- один из этапов при коррек­ции неправильного звукопроизношения, следует после поста­новки нового звука. С точки зрения высшей нервной деятельно­сти, А. 3. есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более слож­ные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в самостоятельную речь. А. 3. достигается с помощью специаль­ных речевых упражнений.

АГНОЗИЯ— расстройство функции гнозиса или предметно­го восприятия. Различают А.:

1) зрительную, выражающуюся в нарушении процесса узна­вания предметов и их изображений при сохранении достаточ­ной остроты зрения;

2) тактильную, проявляющуюся в виде расстройств опозна­ния предметов на ощупь (астериогнозия), нарушений узнава­ния собственного тела или представлений о строении тела (со-матоагнозия);

3) слуховую, выражающуюся в нарушении фонематическо­го слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушении способности узнавать зна­комые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).

АГРАММАТИЗМ— общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически пра-


269


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


вильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, «теле­графный стиль» и пр.

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ— слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.

АКУСТИЧЕСКИЙ— слуховой.

АЛАЛИЯ— отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловлен­ные поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенных ребенком в доречевой пе­риод. Выделяют А. моторную (нарушение экспрессивной сторо­ны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).

АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— переднеязычные звуки, образуемые прижиманием кончика языка к альвеолам (бугор­кам) у корней верхних зубов.

АМБИДЕКСТРИЯ— умение одинаково владеть правой и левой рукой.

АМИМИЯ— отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры вследствие парезов, параличей и рас­стройств координации движений лицевой мускулатуры при различных заболеваниях центральной нервной системы, а так­же при парезах лицевого нерва.

АМНЕЗИЯ— нарушение памяти, при котором человек не может воспроизвести сформированные в прошлом представле­ния и понятия. Различают две основные формы А.:

1) ретроградная А. проявляется в виде нарушений памяти на события, предшествующие заболеванию (травме), когда за­бываются события, происходившие в течение нескольких ча­сов, дней, а иногда и лет до заболевания;

2) антероградная А. — нарушение памяти на события, про­исходившие после начала заболевания; может охватывать раз­личные по длительности события и периоды.

АНАЛИЗАТОРЫ— сложные нервные механизмы, обеспе­чивающие тончайший анализ раздражений, воспринимаемых


организмом высших животных и человека из внешней и внут­ренней среды. Каждый анализатор состоит из:

1) воспринимающего раздражения прибора-рецептора;

2) проводящих путей (афферентных), по которым возбуж­дение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентных, по которым им­пульсы из вышележащих центров передаются к нижним уров­ням анализаторов;

3) корковых проекционных зон.

К А. относятся все органы чувств (зрения, слуха; вкуса, обо­няния, осязания), а также специальные рецепторы, располо­женные во внутренних органах и мышцах.

АНАМНЕЗ — сообщение больного (родных, сотрудников и др.) о его жизни, истории развития болезни; используется для установления диагноза и выбора необходимого лечения.

АНАРТРИЯ— тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

АНОМАЛИЯ— патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей.

АНТИЦИПАЦИЯ— замена предшествующих звуков пос­ледующими.

АПРАКСИЯ — нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга. Больной с явлениями А. способен двигать рукой, но не может выполнять целенаправленные действия (не может по заданию поднять руку, застегнуть пуговицы и т.п.). Выделяют следующие основ­ные формы апраксии:

1) кинестетическая — распад нужного набора движений ввиду нарушения кинестетического анализа и синтеза;

2) пространственная (конструктивная) — нарушение зри­тельно-пространственной организации двигательного акта;

3) кинетическая (динамическая) — затруднения в выпол­нении серии последовательных актов, лежащих в основе раз­личных двигательных навыков, появление двигательных пер­севераций;

4) «лобная» регуляторная — нарушение подчинения задан­ной программе.


 


270


271


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ФАЗЫ— три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть), отступ (рекурсия).

АРТИКУЛЯЦИЯ— деятельность, движения и позиции ор­ганов речи, нужные для произнесения данного звука, комплек­сов звуков, составляющих слоги и слова, складывающиеся из артикуляционных фаз.

АСТЕНИЧЕСКИЙ— бессильный, слабый, вялый. Астени­ческий синдром — состояние нервно-психической слабости, нарушение тонуса нервных процессов.

АСТЕНИЯ— нервно-психическая слабость, проявляющая­ся в большой истощаемости нервных процессов, повышенной утомляемости, раздражительности, снижении работоспособно­сти и всех форм психической активности. А. у детей возникает как следствие перенесенных заболеваний (инфекционных) и травматических поражений мозга.

АСТЕРЕОГНОЗ— нарушение способности узнавать предме­ты на ощупь при сохранении тактильной чувствительности; наблюдается при поражении вторичных корковых полей те­менной доли доминантного полушария.

АСФИКСИЯ— удушье плода и новорожденного, прекраще­ние дыхания вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра (часто в результате обвития плода пупови­ной при родах).

АТАКА ЗВУКА— способ приведения в действие голосовых связок при образовании голоса. Различают твердую, мягкую, придыхательную А. звука. При твердой атаке звук голоса воз­никает резко, голосовые связки плотно смыкаются и приходят в колебание только после того, как под напором выдыхаемого воздуха смычка взрывается. При мягкой атаке звук голоса воз­никает менее резко, связки приходят в колебание в момент их смыкания. Придыхательная атака характеризуется тем, что звучанию голоса предшествует шум (придыхание), возникаю­щий от того, что выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель еще до смыкания связок и их колебания.

АТАКСИЯ— расстройство координации, согласованности действия мышц, проявляющееся в несоответствии объёма, раз­маха, темпа, точности, направления движений. Наступает при


поражении мозжечка, вестибулярного лабиринта и путей глу­бокой чувствительности.

АТРОФИЯ— притупление, утрата какого-либо чувства, свойства. При А. орган (ткань) уменьшается в объеме за счёт уменьшения размеров части клеток. Патологическая А. возни­кает в результате действия разнообразных факторов, вызываю­щих нарушения питания тканей.

АУДИОГРАММА— графическое изображение на специаль­ной сетке данных исследования слуха с помощью специально­го прибора-аудиометра.

АУДИОМЕТРИЯ— измерение остроты слуха.

АУТИЗМ — болезненное состояние психики, характеризу­ющееся замкнутостью, отстранением от внешнего мира, погру­жением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реаль­ное — с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм), не реагирует на речь окружающих.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА— психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышеч­ной релаксации, самовнушению, развитию концентрации вни­мания и силы представления, умению контролировать непро­извольную умственную активность с целью повышения эффективности, значимой для субъекта деятельности. Выделя­ют две степени А.т.:

1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, теп­
ла, холода, свидетельствующих об управлении вегетативными
функциями;

2) создание гипнотических состояний различного уровня.
АФАЗИЯ— полная или частичная утрата речи, вызванная

очаговыми поражениями головного мозга (сосудистыми нару­шениями, инсультами, воспалительными заболеваниями моз­га — энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами. А. представляет собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, проявляется в нарушениях фонемати-


 


272






















11 — 1329


273


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


ческой, морфологической и синтаксической структур речи, понимании речи при сохранности движений речевого аппарата. Выделяют следующие формы афазии:

1) афферентная моторная — нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими, нарушение самостоятельного письма и письма под диктовку;

2) эфферентная моторная — нарушение кинетической орга­низации речевых актов, трудности переключения с одного слова (слога) на другое вследствие инертности речевых стерео­типов;

3) сенсорная — нарушение восприятия всех звуков незави­симо от их тональной характеристики при сохранении остроты слуха; затруднения в понимании устной речи, письма под дик­товку при сохранности тех видов речевой деятельности, кото­рые не нуждаются в акустическом анализе звуков речи, напри­мер, списывания, чтения;

 

4) акустико-мнестическая — расстройство слухоречевой памяти в виде трудностей понимания речи окружающих, на­звания предметов и их изображений, удержания и воспроизве­дения слов и коротких фраз;

5) семантическая — нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций (типа: брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.) в сочетании с нарушением сче­та, пространственного мышления;

6) динамическая — нарушение последовательной организа­ции речевого высказывания, проявляющееся в нарушениях планирования речи, нарушение связной устной и письменной активной речи, трудности актуализации слов, обозначающих действия.

АФФЕКТ— вид эмоционального состояния, сильное, крат­ковременное, бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас и т.п.).

АФФЕРЕНТНЫЙ— приносящий, несущий к центру.

АФОНИЯ— отсутствие звучного голоса при сохранной ше­потной речи. Наблюдается при острых и хронических заболева­ниях гортани, воспалительных процессах, параличах гортан­ных мышц, опухолях, Рубцовых изменениях голосовых связок (истинная или гортанная афония), а также при истерике и дру-

274


гих неврозах (функциональная или истерическая А.). Непос­редственная причина А. — несмыкание или неполное смыка­ние истинных голосовых связок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.

АФФРИКАТ— согласный звук, представляющий собой слитное сочетание смычного согласного с щелевым того же ме­ста образования.

БАТТАРИЗМ— патологически ускоренный темп речи, одна из разновидностей тахилалии. При Б. речевое дыхание на­рушено, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, нечет­ко, не договариваются, «с захлебыванием», речь неразборчива. Нередко фонематическим недостаткам речи при Б. сопутству­ет нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Б. — одно из проявлений общей повышенной возбуди­мости и чаще всего встречается у детей-невропатов.

БИЛИНГВИЗМ— см. двуязычие.

БРАДИКИНЕЗИЯ— общая замедленность движений.

БРАДИЛАЛИЯ— патологически замедленный темп речи с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляци­ей. Синоним — брадифразия. Б. представляет собой частное проявление замедленных нервных процессов, общей вялости, заторможенности.

БРОКА ЦЕНТР— центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. При поражении Б.ц. человек не может произносить слова (моторная алалия и афазия). В осуществлении моторной функции речи кроме этой области принимают участие другие зоны коры мозга (премоторная и др.).

БУКВА— графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей. Одна и та же Б. может обозначать разные звуки. С другой стороны, один и тот же звук может передавать­ся разными буквами. Одна Б. может передавать не один звук, а два, например, буквы я, е, ю. В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

БУЛЬВАРНЫЙ ПАРАЛИЧ— клиническое проявление за­болевания продолговатого мозга. Отмечается поражение распо­ложенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно-

275


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


мозговых нервов — языко-глоточного, блуждающего, подъя­зычного. Нередко поражаются также лицевой и тройничный нервы. Б.п. характеризуется периферическим параличом мышц языка, губ, неба, глотки, голосовых связок, надгортан­ника и проявляется нарушением глотания — дисфагией. При Б.п. обычно наблюдается расстройство артикуляции (см. дизар­трия): речь невнятна, смазана, с носовым оттенком. Иногда невозможна устная речь.

БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА— слова повседневного обихода, на­зывающие предметы и явления быта, т.е. общего уклада жиз­ни, окружающей нас обстановки, обычаев, нравов и т.д.

ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК— задненебный звук (например, г, к, х).

ВЕРБАЛЬНЫЙ— словесный или глагольный.

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР— участок коры головного мозга, распо­ложенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария, является центром восприятия речи. При пораже­нии этой области человек воспринимает звуки речи, но утрачи­вает способность восприятия смысла слов (сенсорная алалия и афазия).

ВЗРЫВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— смычные согласные, при про­изношении которых смычка разрывается. Синонимы: мгновен­ные, экспозивные, смычно-взрывные согласные.

ВИБРАНТ— дрожащий согласный.

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ— речь в собственном смысле, т.е. обле­ченная в звуке, имеющая звуковое выражение.

ВНИМАНИЕ— направленность психической деятельности на одни предметы и явления при одновременном отвлечении от других. Физиологическая основа В. — наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном тормо­жении остальных участков коры (закон отрицательной индук­ции нервных процессов). В. бывает произвольным и непроиз­вольным. Простейшей и начальной формой внимания, возникающего без специального намерения человека, является ориентировочный рефлекс. При произвольном внимании чело­век ставит перед собой цель — обращать внимание на опреде­ленные объекты путем волевых усилий.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— скрытая, незвучная речь, различ­ные виды использования языка (языковых значений) вне


процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа В.р.:

1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраня­ющая структуру внешней речи, но лишенная фонации;

2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

3) внутреннее программирование, т.е. формирование и зак­репление в специфических единицах смысла (типа, програм­мы) речевого высказывания и его содержательных частей.

ВНУШЕНИЕ— процесс воздействия на психическую сферу человека, связанную со снижением сознательности и критично­сти при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, раз­вернутого логического анализа и оценки в соотношении с про­шлым опытом и данным состоянием субъекта. Передача вну­шения происходит через органы чувств, в основном через слуховой и зрительный анализаторы. Внушение широко при­меняется в медицине для корррекции психического и сомати­ческого состояния больного (психотерапия), используется при комплексном подходе к устранению заикания у подростков и взрослых.

ВОСПРИЯТИЕ— психический процесс отражения предме­тов и явлений объективного мира в совокупности их различных частей и свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечи­вает непосредственно чувственную ориентировку в окружаю­щем мире. Связано с мышлением, памятью, вниманием.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ— один из процессов памяти. Имеет место оживление в сознании прошлых воспоминаний, чувств, словесного материала, стремлений, действий, происходящих в результате активизации ранее образовавшихся систем времен­ных связей, которые возникают в мозгу человека при отраже­нии им действительности.

ВЫСОТА ТОНА— качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше


 


276


277


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


колебаний, тем выше звук, чем меньше колебаний, тем ниже звук.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с ок­ружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей.

ГЕМИПЛЕГИЯ — паралич мышц одной половины тела. Неполная степень Г. носит название гемипареза.

ГЕНЕЗИС — происхождение.

ГИМНАСТИКА РЕЧИ — система упражнений для речевых органов по инструкции логопеда.

ГИПЕРАКУЗИЯ — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях.

ГИПЕРКИНЕЗ — чрезмерные непроизвольные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях коры, под­корковых образований головного мозга. В зависимости от ха­рактера двигательных нарушений различают:

1) атетоз — медленные, вычурные, червеобразные движения пальцев верхних и нижних конечностей и мышц лица;

2) торзионная дистония — движения, родственные атетозу, но захватывающие мышцы туловища; в положении лежа они обычно исчезают;

3) хореический гиперкинез — быстрые, размашистые, бес­порядочные неритмичные движения без напряжения, возника­ющие в различных частях тела при сниженном тонусе мышц;

4) миоклония — быстрые, молниеносные клонические со­кращения отдельных мышц или мышечных групп;

5) тики — быстрые, непроизвольные, стереотипно повторя­ющиеся движения определенной группы мышц, чаше всего лица, реже шеи, плечевого пояса, производящие впечатление нарочитого гримасничания (частое моргание, приподнимание бровей кверху, пожимание плечами и др.); тики не нарушают произвольных движений;


6) дрожание (тремор) — насильственные колебательные дви­жения, охватывающие все тело или его части.

ГИПОАКУЗИЯ — понижение остроты слуха.

ГИПНОЗ — временное состояние сознания, характеризую­щееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержа­нии внушения, что связано с изменением функций индивиду­ального контроля и самосознания. Возникает в результате специальных воздействий гипнотизера.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ — звуки, образуемые свободным прохо­дом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (го­лосового тона) почти при полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции положены следу­ющие признаки: степень подъема языка, место его подъема, участие или неучастие губ. Г.з. могут быть сильными (под уда­рением) и слабыми (вбезударном слоге).

ГЛУХОНЕМОТА — отсутствие или глубокое нарушение слуха и связанное с этим отсутствие речи.

ГНУСАВОСТЬ — неприятный носовой оттенок звуков речи и голоса.

ГОЛОС — совокупность различных по высоте, силе и темб­ру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Г. является одним из компонентов речи. Вместе с дыханием и ар­тикуляцией служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.

ГУБНО-ЗУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ — согласные, образуемые сближением нижней губы с верхней.

ГРАФЕМА — основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка; обозначение фонемы на письме буквой.

ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2-3 меся­ца жизни, ранняя стадия лепета.

ДАКТИЛОЛОГИЯ — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между со­бой и с людьми, имеющими слух, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, по начертанию знаки напоминают бук­вы печатного и рукописного шрифтов.

ДВУЯЗЫЧИЕ — одинаково совершенное владение двумя языками.


 


278


279


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


ДЕБИЛЬНОСТЬ— наиболее легкая степень олигофрении, при которой дети владеют речью, элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем и всей программы вспомога­тельной школы; могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вес­ти впоследствии самостоятельную жизнь.

ДЕМЕНЦИЯ— слабоумие, стойкое ослабление познава­тельной деятельности, снижение критики и памяти, огрубле­ние эмоций. В отличие от олигофрении нарушение деятельнос­ти мозга при Д. наступает после периода нормального развития ребенка в силу целого ряда возможных причин (шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваний мозга, его травмы). Интеллектуальный дефект при Д., как правило, необратим.

ДЕФЕКТ— физический или психический недостаток, вы­зывающий нарушение нормального развития ребенка. Основ­ные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи.

ДЕОНТОЛОГИЯ— учение о педагогической этике, эстети­ке, нравственности, в частности, о том, как логопед должен строить свои взаимоотношения с логопатом, его родственника­ми и с коллегами по работе.

ДЕПРИВАЦИЯ— недостаточное удовлетворение основных потребностей.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ— расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения ком­пенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).

ДЕФЕКТОЛОГИЯ— наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психи­ческие недостатки. Выделяются самостоятельные области Д.: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ— вид учебных нагляд ных пособий.

ДИЗАРТРИЯ— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечается расстройство артикуляции, затруднение


в произношении согласных звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, смазанной, невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют дизартрию: бульбарную, псевдобуль-барную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП— относительно устойчи­вая система условных и безусловных рефлексов.

ДИСГРАФИЯ— частичное специфическое нарушение про­цесса письма. Письмо осуществляется со стойкими, грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамма­тических правил. Выделяют следующие виды Д.: артикулярно-акустическую, на основе нарушений фонемного распознава­ния, на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую. Д. обычно сопровождают рас­стройства устной речи (алалии, афазии, дизартрии, дислалии), наблюдается при тугоухости, олигофрении, но может возникать и самостоятельно.

ДИСЛАЛИЯ— расстройство звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По причинам возникновения различают Д. функциональную и механическую (органическую).

ДИСЛЕКСИЯ— частичное специфическое нарушение процесса чтения. При Д. наблюдаются замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких, а так­же замены графически сходных букв, искажения звуко-сло-говой структуры слов, аграмматизм, нарушения понимания прочитанного. Выделяют следующие виды дислексии: фоне­матическую, семантическую, аграмматическую, мнестичес-кую, оптическую, тактильную. В основе Д. чаще всего лежат отклонения в устной речи, выражающиеся в ограниченном словаре, нарушениях грамматического строя речи, а также в дефектах фонематического восприятия и недостатках произ­ношения звуков.

ДИСФОНИЯ— расстройство голоса из-за острых и хрони­ческих заболеваний гортани. Голос при Д. сохраняется, но ста­новится неполноценным — слабым, хриплым, дрожащим, сры­вающимся.


 


280


281


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


ДИКЦИЯ— четкое, внятное, выразительное произношение слов.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯзвуков — этап в коррекционной ра­боте по воспитанию правильного произношения звуков, на­правленный на развитие у логопатов умения отличать дан­ный звук от близкого по звучанию или по месту и способу образования.

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ— дидактический принцип, согласно которому обучение строится с учетом уровня подготов­ки учащихся, их возрастных, индивидуальных способностей.

ЗАИКАНИЕ— расстройство коммуникативной функции речи, при котором плавность ее течения прерывается непроиз­вольными задержками, вынужденными повторениями, растяги­ванием отдельных слогов, слов. Обусловлено речевыми судоро­гами (клоническими, тоническими, смешанными).

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ— нарушение нормального темпа психического развития детей.

ЗВУК РЕЧИ— элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук — часть слова, кратчайшая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО— расстройство письменной речи, при котором написание букв и слов подобно отраженному в зеркале.

ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ— инструменты из нержаве­ющего металла, предназначенные для механического воздей­ствия на язык при постановке и коррекции произношения не­которых звуков речи.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ— восприятие, понимание речи. Устная И. р. нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, письменная И.р. — в зрительном восприятии текста (чтении).

ИНВЕРСИЯ— обратный порядок слов.

ИННЕРВАЦИЯ— снабжение органов и тканей нервами.

ИНСПИРАЦИЯ —вдыхание.

ИНФАНТИЛИЗМ— отсталость развития, сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, при­сущих детскому возрасту.


ИРРАДИАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ— распространение воз­будительного процесса из очага его возникновения на окружа­ющие нервные клетки.

ИТЕРАЦИЯ— повторение, запинки, повторы в речи.

КАТАМНЕЗ— сведения о больном после выздоровления.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ— ощущения положе­ния и движения органов и частей собственного тела.

КОММУНИКАТИВНЫЙ— относящийся к общению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоци­онального, т.е. выражения печали, радости и других чувств, со­ставляющих содержание некоммуникативных высказываний.

КОМПЕНСАЦИЯ— возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка.

КОНВЕРГЕНЦИЯ— изменение, выражающееся в сходстве или даже в совпадении разных звуков языка.

КОНТАМИНАЦИЯ— ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (белок и желток — «белток»). Возникновению К. способ­ствует смысловая и фонетическая близость слов. К. отмечается при алалии и афазии, но может встречаться и у здоровых лю­дей в виде оговорок.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА— (специальная педа гогика, дефектология) относится к педагогическим наукам и изучает закономерности развития, воспитания и обучения де­тей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ— исправление недостат­ков произношения звуков.

ЛАРИНГОСПАЗМ— судорожное сокращение мышц горта­ни, голосовых складок.

ЛАТЕРАЛЬНЫЙ— боковой звук.

ЛЕПЕТ— голосовые реакции ребенка на раздражители по­ложительного характера. Появляется Л. обычно после гуле­ния, в 5-6 месячном возрасте, состоит из различных сочетаний гласных и согласных звуков, как имеющихся в родном языке ребенка, так и отсутствующих в нем.

ЛОГОНЕВРОЗ— невроз, проявляющийся в форме расстрой­ства речи — заикания.


 


282


283


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


ЛОГОПАТ— человек с дефектной речью.

ЛОГОПЕД— учитель, занимающийся устранением дефек­тов речи у детей и взрослых.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ— специальное учреждение, в котором под руководством учителя-логопеда проводятся за­нятия по устранению недостатков устной и письменной речи.

ЛОГОПЕДИЯ— наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специ­ального обучения и воспитания, раздел коррекционной педа­гогики.

ЛОЖНЫЕ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ— складки, образуемые слизистой оболочкой гортани.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ— место развития каких-либо явлений, процессов.

МАКРОГЛОССИЯ— разрастание мышц языка, редкая врожденная аномалия.

МАНОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система ручных знаков, дополняющих недоступные глазу элементы артикуляции зву­ков. С помощью различного положения кисти и пальцев руки, помещенной на груди под подбородком, обозначаются сомкну­тые или разомкнутые голосовые связки, поднятое или опущен­ное мягкое небо, а также некоторые признаки артикуляции языка, неуловимые или трудноуловимые для глаза. Знаки М. с. служат вспомогательным средством для чтения с губ.

MEДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬ­ТАЦИЯ— специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспита­тельные и оздоровительные учреждения.

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ— система приемов и спосо­бов обучения детей с нарушенным развитием, направленных на преодоление аномалий развития. С. м. разрабатывается приме­нительно к разным типам специальных школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных катего­рий аномальных детей.

МИМИКА— движения мышц лица, глаз, отражающие раз­нообразные чувства человека (радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.).


МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯТОРНАЯ РЕЧЬ— вынужденная форма общения глухонемых людей, не владеющих словесной речью, самостоятельная, хотя и примитивная форма общения и мышления. Основой ее является система жестов, каждый из которых имеет свое значение. Используется также мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменя­ет значение жеста.

МИОКЛОНИЯгиперкинез; быстрые и короткие подерги­вания отдельных мышц или мышечных групп.

МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА— изменение высоты голоса, свя­занное, в частности, с интонацией. М.г. страдает при тугоухо­сти и особенно при глухоте, речь становится монотонной. При обучении используется звукоусиливающая аппаратура, специ­альные упражнения.

МОНОПЛЕГИЯ— паралич одной конечности.

МОТОРИКА— система двигательных реакций человека и животного.

МУТАЦИЯ ГОЛОСА— изменение голоса в период полово­го созревания в связи с интенсивным ростом гортани.

МУТИЗМ— нарушение речевого общения (молчание), воз­никающее вследствие психической травмы. М. носит времен­ный характер, но иногда может продолжаться годами. В его основе лежит торможение речедвигательного анализатора как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверх­сильный для них раздражитель (непосильное требование, кон­фликт, обида и т.д.). Возникает у застенчивых, робких, неуве­ренных в себе детей. Иногда М. составляет часть общей картины психогенной травмы, например, при остром психичес­ком шоке.

МЫШЛЕНИЕ— обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений действительности. Оно опирается на чув­ственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную память), но выходит за его пределы и развивается у человека в тесной связи с речью. М. является общественно обус­ловленным процессом познавательной деятельности, наиболее высоким ее уровнем. Физиологическая основа М. — аналитико-синтетическая замыкательная деятельность коры головного мозга. У детей с нормальным интеллектом и здоровой анализа-


 


284


285


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


торной системой развивается наглядно-действенное мышление, а на его основе — наглядно-образное.

Важнейшим этапом в развитии М. является процесс овладе­ния речью, открывающий возможности развития словесно-ло­гического М.

НАВЫКИ— автоматизированные действия.

НАГЛЯДНОСТЬВ ОБУЧЕНИИ— дидактический прин цип, согласно которому обучение строится на конкретных обра­зах, непосредственно воспринятых учащимися. Использование наглядных средств способствует не только созданию у детей об­разных представлений, но и формированию понятий, уяснению отвлеченных связей и зависимостей.

НАЗАЛИЗАЦИЯ— приобретение звуками, в основном со­гласными, носового оттенка вследствие опускания небной зана­вески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА— отсутствие или расстройство фо­нации вследствие нарушений в голосообразующем аппарате.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ— отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, прояв­ляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звуко­произношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизио­логических механизмов речевой деятельности. С точки зре­ния коммуникативной теории Н.р. — это нарушения вер­бальной коммуникации. Синонимы: расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, рече­вая патология.

НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА— резкое затруднение в овладении графической формой речи, чаще всего связанное с общим недоразвитием речи у детей. Однако нередко встречают­ся отклонения в усвоении чтения и письма при нарушении только произносительной стороны речи. Основная задача в пре­одолении нарушений чтения и письма заключается в формиро­вании у ребенка четких представлений о звуковом составе слов при одновременной коррекции произношения, в развитии на­выков анализа и синтеза при восприятии и воспроизведении речевых звуков. Эта работа проводится на логопедических пун-


ктах при массовых школах или в школах-интернатах для де­тей с нарушениями речи.

НЕВРОПАТИЯ— конституциональная нервность (повы­шенная возбудимость нервной системы).

НЕГАТИВИЗМ— немотивированное сопротивление ребен­ка воздействию на него взрослого. Речевой Н. — упорный отказ от общения.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА— отрасль психологической на­уки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики.

ОЛИГОФРЕНИЯ— особая форма психического недоразви­тия, возникающая вследствие различных причин: патологичес­кой наследственности, хромосомных аббераций, поражения зачатка, природовой патологии, органического поражения цен­тральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

При О. выявляются сложные и многообразные нарушения познавательной деятельности: узость и дифференцированность восприятия окружающих предметов и их пространственных отношений, неточность восприятия, уподобление сходных об­разов, трудность логического запоминания, воспроизведения и припоминания воспринятого и заученного. У детей-олигофре­нов проявляются недостатки наглядно-образного мышления, особенно резко выделяется недоразвитие словесно-логического мышления. Их затрудняют сложные формы анализа и синтеза; процесс сравнения и обобщения, установления причинно-след­ственной зависимости. Дети упрощенно отражают действитель­ность, в их мышлении отсутствуют сложные переходы от чув­ственного познания к абсолютному мышлению. В зависимости от степени недостаточности интеллекта различают три группы детей-олигофренов: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяже­лая — имбецильность, относительно легкая — дебильность.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА— наука о воспитании и обу­чении умственно отсталых детей, раздел дефектологии.

ОНТОГЕНЕЗ— индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни. В О. каждый организм проходит через последователь­ные периоды развития. Различают перинатальный, постна-тальный периоды развития индивидуума. Постнатальный пе-


 


286


287


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


риод делится на период новорожденности и грудного возраста, детство и младший школьный возраст, пубертатный период, зрелость, старость.

ОПТИКО-ГНОСТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ— неумение ви­деть в предметах целое, несмотря на способность улавливать отдельные признаки и свойства.

ОРГАНЫ РЕЧИ— различные части человеческого организ­ма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. активные, подвижные проводят основную работу, необхо­димую для образования звука, — язык, губы, мягкое небо, ма­ленький язычок, надгортанник. О. р. пассивные, неподвижные не способны к самостоятельной работе, при образовании звуков служат точкой опоры для активных органов — зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. В качестве движу­щей силы при образовании звуков (для получения струи возду­ха) используются диафрагма, легкие, бронхи, трахея.

ОРТОДОНТИЯ— раздел медицины, занимающийся изуче­нием, предупреждением и лечением стойких деформаций зуб­ных рядов и челюстно-лицевого скелета. Деформация наблюда­ется в виде изменений положения, количества и формы зубов, аномалий прикуса.

ОРТОФОНИЯ— специальный вид лечения расстройств го­лосовой функции.

ПАРАЛИНГВИСТЙЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ— мимика, жесты.

ПАРЕЗ— неполная степень паралича или паралич в стадии обратного развития.

ПАРОКСИЗМ— внезапно возникшее и выраженное прояв­ление болезненных явлений или сильное приступообразное их обострение.

ПАРОНИМЫ— однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем зна­чении. Например, ароматный - ароматичный — ароматичес­кий; драматический — драматичный и др.

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ— слова понятные, знакомые, но не употребляемые в обычном речевом обращении.

ПАТОГЕНЕЗ— раздел патологии, изучающий внутренние механизмы возникновения и развития патологических процес-


сов, лежащих в основе болезни. Изучение П. имеет большое значение для практической медицины, разработки рациональ­ных мер лечения.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ— болезненный, ненормальный.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ- навязчивое, многократное повторение одних и тех же слов — образов памяти. П. нередко встречает­ся в речи, при чтении вслух и письме при некоторых формах афазии.

ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — одно из ос­новных свойств нервных процессов, обеспечивающих способ­ность организма быстро реагировать на изменения в окружаю­щей среде. Патологические изменения П.н.п. наблюдаются при некоторых поражениях нервной системы, в частности, патоло­гическая инертность при олигофрении.

ПОДРАЖАНИЕ — произвольное или непроизвольное вос­произведение чьих-либо движений, действий, манер, поступ­ков и т.д., играет большую роль в развитии ребенка. Подражая взрослым, ребенок овладевает речью и общественно выработан­ными формами поведения, приобретает различные навыки и умения. По мере развития ребенка непроизвольное П. стано­вится осознанным, произвольным.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА — первый этап формирования про­износительных навыков у глухих, слабослышащих, у детей с нарушениями речи. Характеризуется широким использовани­ем сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигатель­ного, слухового), применением разнообразных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребе­нок усваивает то или иное первичное произносительное умение.

ПРЕДИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ — функция выска зывания (одна из функций сообщения), с помощью которой выражается предикат суждения.

ПРИВЫЧКИ — автоматизированные действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека. Они возникают в результате многократного по­вторения одних и тех же действий. Одна из важнейших задач воспитания — формирование у детей положительных привы­чек, предупреждение вредных привычек и борьба с уже сфор­мировавшимися вредными привычками.


 


288


289


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


ПРИКУС— взаимоположение зубов верхней и нижней че­люстей при их смыкании. Нормальным считается П., при кото­ром при смыкании челюстей верхний ряд зубов частично при­крывает нижние передние зубы. Аномалии П. встречаются в виде прогнатий, прогений, открытого прикуса, который характеризуется наличием промежутка между зубами верхней и нижней челюсти при сомкнутом их положении. Передний открытый П. наблюдается при неправильном строении челюс­ти, которое выражается в искривлении челюсти в передней сво­ей части. Боковой одно- или двусторонний П. проявляется в ис­кривлении боковой или боковых частей челюсти, когда имеется промежуток между боковыми (коренными) зубами, а передние зубы соприкасаются друг с другом. Аномалии П. нередко со­провождаются дефектами произношения, они устраняются с помощью методов ортодонтии.

ПРОГЕНИЯ— аномалия прикуса, характеризующаяся зна­чительным выступлением нижней челюсти вперед и отсутстви­ем контакта передних зубов при смыкании челюстей. П. пред­располагает к нарушениям артикуляции, главным образом, к сигматизму.

ПРОГНАТИЯ— аномалия прикуса, характеризующаяся значительным выступлением верхней челюсти вперед и отсут­ствием контакта передних зубов при смыкании челюстей.

ПРОИЗНОШЕНИЕ— фонетическое оформление речи и од­новременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Это навыки речевого дыхания, голосообра-зования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесно­го ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Обучение П. и его коррекция представляют один из существенных разделов работы с глу­хими и слабослышащими детьми, а также с детьми, имею­щими нарушения речи, которые затрагивают фонетическое ее оформление.

ПРОСОДИЯ— общее название таких ритмико-интонаци-онных сторон речи, как высота тона, длительность, громкость ит.д.

ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ ДЕТСКИЙ— цент­ральный паралич мимико-артикуляционной мускулатуры, ко-


торый обусловлен двусторонним поражением проводящих пу­тей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного нервов (9-12 пары черепномозговых нервов). По клинической картине он совпада­ет с бульварным параличом, но называется псевдобульбарным (ложнобульбарным), так как вызывается локализацией пораже­ния не в продолговатом мозгу, а большей частью поражением корковых двигательных зон. Характерным симптомом П.п.д. является дизартрия.

ПСЕВДОГОЛОС— голос людей с удаленной гортанью. Та­кие лица в результате специального обучения овладевают П., который образуется колебанием сближенных стенок верхнего отдела пищевода. П. возникает под действием воздуха, выжи­маемого из нижележащего отдела пищевода и желудка. Путем специальных упражнений удается достичь удовлетворительно­го звучания П. и известной его модуляции, что способствует внятности речи при отсутствии гортани.

ПСИХОГЕННЫЙ— возникающий в связи с травмирующей психику ситуацией.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА1)отрасль языкознания, изуча­ющая процесс речи с точки зрения соотношения между содер­жанием речевого акта и намерением лица говорящего (пишу­щего), делающего сообщение;

2) отрасль языкознания, изучающая связи между содержа­тельной стороной языка и общественным мышлением, обще­ственной жизнью говорящего коллектива. Представляя собой синтез психологии и лингвистики, П. занимается такими про­блемами, как воспринимаемость речи, закономерность овладе­ния языком (развитие речи у детей, двуязычие), отношение лингвистических процессов к познанию и т. п.

ПСИХОТЕРАПИЯ— лечение психическим воздействием: трудотерапия, различные виды коррекционно-воспитательной работы, а также непосредственные формы психотерапевтичес­кого воздействия — беседы, внушение, гипноз. П. играет боль­шую роль при лечении психики больных детей.

РАСПАД РЕЧИ— утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.


 


290


291


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


РАСЩЕЛИНА НЕБА— врожденная аномалия строения твердого или мягкого неба. В зависимости от выраженности нарушения наблюдаются различные степени аномалии. Р. н. может быть открытая или закрытая (субмукозная). Р. н. вызы­вает тяжелые нарушения речи: голос приобретает гнусавый оттенок, резко нарушается произношение большинства звуков речи, речь становится недостаточно внятной. Лечение щелин­ных дефектов неба преимущественно хирургическое. При не­возможности проведения операции закрытие дефекта твердого или мягкого неба производится посредством специально изго­тавливаемых протезов.

РЕАБИЛИТАЦИЯ— это целостная система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно бо­лее полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, стойким расстройством фун­кций организма.

РЕГЕНЕРАЦИЯ— процесс восстановления прежнего состо­яния, восстановление утраченных органов, тканей.

РЕГИСТР ГОЛОСА— ряд последовательно расположенных тонов, отличающихся по характеру звучания от другого ряда тонов. Различают три вида Р.г: грудной, головной (фальцет), смешанный (микст). В разговорной речи преимущественно ис­пользуется микст.

РЕЗОНАТОР— приспособление, служащее для усиления звука. У человека резонаторами являются различные полости (в частности, полость носа, рта, гортань, грудная клетка и др.), в зависимости от изменяющейся их величины и формы изменя­ется окраска звука.

РЕЛАКСАЦИЯ— расслабление, понижение тонуса скелет­ной и речевой мускулатуры.

РЕЛЬЕФНЫЙ ШРИФТ— специальный объемный шрифт, созданный для чтения и письма слепых. В 1929 г. французский тифлопедагог Л. Брайль изобрел рельефно-точечный шрифт, который признан универсальным для чтения и письма слепых и распространен во всем мире.

РЕЦЕПТИВНАЯ РЕЧЬ— понимание речи других людей.


РЕЦЕПТОРЫ— периферические нервные образования различных органов чувств — воспринимающая часть анализа­тора.

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ— система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферичес­кий и центральный отделы речевого анализатора. Централь­ный отдел Р.а. находится в головном мозге и состоит из корко­вых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов. В состав периферического Р.а. входят исполнительные органы голосообразования и артикуляции, а также относящиеся к ним чувствительные и двигательные не­рвы.

РЕЧЕВОЙ ПОТОК— непрерывная цепь звучаний, расчле­няемая слушающим и воспринимаемая им как организованная последовательность слов.

РЕЧЕВЫЕ КИНЕСТЕЗИИ— двигательные ощущения, оп­ределяющие явления обратной связи в психофонематической организации речевого механизма.

РЕЧЬ— исторически сложившаяся в процессе материаль­ной преобразующей деятельности людей форма общения, опос­редованная языком. Основные значения термина «речь»:

1. деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллекти­ва (говорение) или для обращения к самому себе (речь звуча­щая, внутренняя);

2. разновидность (обычно стилистическая) общения при по­мощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лекси­ческих и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации (речь деловая, обиходная, поэтическая, профессиональная, разговорная);

3. вид синтаксического построения высказывания (речь ав­торская, косвенная, отрывистая, полупрямая, прямая, чужая и др.).

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ— различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ— вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.


 


292


293


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


РЕЧЬ УСТНАЯ— вербальное общение при помощи языко­вых средств, воспринимаемых на слух.

РИНОЛАЛИЯ— вид нарушения речи, при котором отмеча­ется расстройство звукопроизношения и тембра голоса, обус­ловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого ап­парата. Нарушения резонирования в носовой полости происходят от неправильного направления голосовыдыхатель-ной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройства функции мягкого неба. Различают открытую, закрытую и сме­шанную формы ринолалии.

РИТМИКА— система физических упражнений, построен­ная на основе связи движений с музыкой. Р. — основная часть физического воспитания детей; играет существенную роль в формировании и коррекции речи, способствует ее плавности и ритмичности (логоритмика).

РОТАЦИЗМ— расстройство произношения фонем р,р', ко­торое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи.

САЛИВАЦИЯ— обильное слюноотделение.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ- речь без непосредственной опоры на готовый образец в виде произнесенных каких-либо слов или фраз; используется как вид упражнений, который служит подготовкой к свободному применению приобретенных в результате логопедической работы навыков речевого обще­ния. Различают два основных типа Ср.: подготовленную и не­подготовленную. В зависимости от той функции, которую вы­полняет речь в общении, принято различать ситуативную или ситуационную и контекстную Ср. Типы упражнений, связан­ных с использованием С. р., особенно детально разработаны применительно к работе с заикающимися детьми. Система уп­ражнений строится в соответствии с нарастающей сложностью форм С. р. от ситуативной к контекстной.

СЕНСОМОТОРНЫЙ— чувствительно-двигательный.

СЕНСОРНЫЙ— чувствительный.

СИГМАТИЗМ— расстройство произношения свистящих с, с', з, з', ц и шипящих ш, ж, ч, щ фонем. Он может возникнуть как проявление общего недоразвития речи или недоразвития ее


фонетической стороны. Нередко возникновению С.способству­ют аномалии строения и моторики речевых органов в частно­сти, зубов, дефекты прикуса, небная щель, чрезмерная величи­на языка, недостаточная его подвижность. Логопедические занятия в большинстве случаев помогают преодолеть С.

СИЛА ЗВУКА— качество звука, зависящее oт амплитуды (размаха) колебаний, т.е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем сильнее размах, тем сильнее звук.

СИМПТОМ— характерные проявления болезненных состо­яний. Симптомы делятся на субъективные и объективные. Выявление каждого С, его анализ, сопоставление с другими симптомами необходимы для установления диагноза, прогноза болезни и выбора методов лечения.

СИМПТОМОКОМПЛЕКС— группа симптомов, характер­ных для какого-либо заболевания. Синоним — синдром-

СИМУЛЬТАННЫЙ- процесс анализа и синтеза, имеющий определенный целостный (одновременный) характер.

СИНКИНЕЗИЯ— дополнительные движения, непроиз­вольно присоединяющиеся к произвольным. Существуют нор­мальные и патологические случаи синкинезий.

СИТУАТИВНЫЙ— обусловленный данной ситуацией.

СИНТАГМА— синтаксическая интонационно-смысловая единица.

СКАНДИРОВАННАЯ РЕЧЬ— чтение стихов сподчеркива­нием их метра, искусственным выделением ударного слога в сто­пе. Ср. как особый прием используется в отдельных случаях на логопедических занятиях с заикающимися в случаях тахила-лии. Нередко С.р. является стойким нарушением нормальной речи, обусловленным либо неправильным обучением (например, у глухих, слабослышащих), либо мозговым заболеванием.

СЛОВАРЬ РЕБЕНКА— запас слов, непрерывно импрессив-но увеличивающийся. Различают словарь, доступный только пониманию ребенка (пассивный), и словарь, который он упот­ребляет в собственной речи (активный).

СЛОЖНЫЙ (КОМБИНИРОВАННЫЙ) ДЕФЕКТ— дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания.


 


294


295


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ— недостаток речи, выражающийся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смеши­вает их в речи (например, вместо «шапка» произносит «сапка», вместо «санки» — «шанки»). С.з. — признак нарушения процес­сов овладения системой фонем. В норме этот процесс заканчива­ется у ребенка к 4-5 годам. К этому времени все звуки речи пра­вильно произносятся и различаются детьми на слух. Под влиянием обучения грамоте С. з. преодолевается более чем в 60% случаев без специальной логопедической помощи. Однако, если это не происходит, С. з. может повлечь за собой дисграфию.

СОПРЯЖЕННАЯ РЕЧЬ— одновременное совместное про­изношение двумя и более лицами слов или фраз. Используется как разновидность репродуктивной речи при исправлении не­которых речевых нарушений. В силу своей доступности С. р. используется на первых этапах логопедической работы, особен­но в традиционной методике преодоления заикания.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ— приведение индивиду­ального и группового поведения аномальных детей в соответ­ствие с системой общественных норм, правил и ценностей.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ— включение ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

СУДОРОГИ КЛОНИЧЕСКИЕ— быстро следующие одни за другими кратковременные непроизвольные сокращения и рас­слабления мышц.

СУДОРОГИ ТОНИЧЕСКИЕ— продолжительные сокраще­ния мышц вследствие однократного импульса.

СУКЦЕССИВНЫЙ— процесс анализа и синтеза, реализуе­мый по частям (последовательный), а не целостно.

СУРДОМУТИЗМ— глухонемота психогенного характера. Функциональное нарушение слуха и речи. С. носит временный, преходящий характер.

ТАКТИЛЬНЫЙ— осязательный.

ТАХИЛАЛИЯ— нарушение речи, которое выражается в чрезмерной быстроте ее темпа. В отличие от баттаризма, Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении остальных компо-


нентов фонематического оформления, а также лексики и грам­матического строя. Т. преодолевается путем логопедических занятий с использованием скандирования.

ТИК— непроизвольные, быстрые клонические сокращения мышц, повторяющиеся стереотипно, отличающиеся насиль­ственным характером. При речевом тике больные иногда про­износят бессмысленные слова или фразы. Течение тика хрони­ческое, возможны ремиссии, иногда самопроизвольное прекращение тика.

ТРЕМОР— непроизвольные ритмические колебания конеч­ностей, голоса, языка.

ТОРМОЖЕНИЕ— один из основных нервных процессов, противоположный возбуждению, активно задерживающий де­ятельность нервных центров или рабочих органов (мышц, же­лез). Т. имеет исключительное значение: оно участвует в регу­ляции жизненных функций организма, в частности в охранительной функции. При широком распространении Т. по коре полушарий головного мозга возникает сонливость, затем сон, когда Т. захватывает подкорковые образования.

ТУГОУХОСТЬ— стойкое понижение слуха, затрудняющее восприятие речи. Т. может быть выражена в различной степе­ни: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Выделяют три степени Т.: легкую, среднюю и тяжелую. Дети, страдающие Т., обычно имеют отклонения в речевом развитии и воспитываются в специальных школах для слабослышащих.

УЗДЕЧКА КОРОТКАЯ— врожденный дефект, заключаю­щийся в укорочении языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. У. к. обычно служит причиной механической дислалии. Для растягивания уздечки языка с успехом применяются специальные логопеди­ческие упражнения — гимнастика языка. В таких случаях не­обходимость хирургического вмешательства отпадает.

УРАНОПЛАСТИКА- оперативное закрытие щели твердо­го и мягкого неба.

ФАКТОР РИСКА— различные условия внешней или внут­ренней среды организма, способствующие развитию патологи­ческих состояний.


 


296


297


Словарь логопедических терминов


Словарь логопедических терминов


 


ФОБИЯ РЕЧИ— навязчивый страх речи, нередко встреча­ющийся при заикании.

ФОНАСТЕНИЯ— нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются быстрая утомляемость и прерывание (осечка) голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение). У младших школьников встре­чается иногда так называемая псевдофонастения — прерыва­ние голоса от волнения, чаще всего при ответах на уроке.

ФОНЕМА— звук речи. В каждом языке имеется определен­ное количество фонем, противопоставляемых друг другу по сво­им акустическим признакам и используемых для различения слов. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ— специальные ум ственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ— способность к слуховому восприятию звуков речи, фонем — имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка. Возможные наруше­ния Ф. с. у детей приводят к специфическим недостаткам про­изношения, вызывают трудности в овладении письмом и чтени­ем. Постепенная утрата Ф. с. встречается при сенсорной афазии. Недиффиренцированность восприятия звуков речи и слов приводит к нарушению импрессивной речи.

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ— на­рушение процессов формирования произносительной систе­мы родного языка у детей с различными речевыми расстрой­ствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ— звуковая сторо на речи, составляющая материальную основу, которая обеспе­чивает выражение и различение смысла. Отклонение в Ф. о. р. приводит к неприятному для слуха искажению речи, а в наибо­лее выраженных случаях и к полной ее невнятности, препят­ствующей общению посредством устной речи, в некоторых слу­чаях — к затруднениям в усвоении детьми чтения и письма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...