Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЛОВАРЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
АБИЛИТАЦИЯ— первоначальное формирование способности к чему-либо (habilis — быть способным к чему-либо). Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — восстановления способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др. АВТОМАТИЗМ— выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой А. являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. А. действий лежит в основе образования привычек, навыков. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА- один из этапов при коррекции неправильного звукопроизношения, следует после постановки нового звука. С точки зрения высшей нервной деятельности, А. 3. есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в самостоятельную речь. А. 3. достигается с помощью специальных речевых упражнений. АГНОЗИЯ— расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают А.: 1) зрительную, выражающуюся в нарушении процесса узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения; 2) тактильную, проявляющуюся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астериогнозия), нарушений узнавания собственного тела или представлений о строении тела (со-матоагнозия); 3) слуховую, выражающуюся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушении способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха). АГРАММАТИЗМ— общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически пра- 269 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
вильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, «телеграфный стиль» и пр. АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ— слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует. АКУСТИЧЕСКИЙ— слуховой. АЛАЛИЯ— отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленные поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенных ребенком в доречевой период. Выделяют А. моторную (нарушение экспрессивной стороны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи). АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— переднеязычные звуки, образуемые прижиманием кончика языка к альвеолам (бугоркам) у корней верхних зубов. АМБИДЕКСТРИЯ— умение одинаково владеть правой и левой рукой. АМИМИЯ— отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры вследствие парезов, параличей и расстройств координации движений лицевой мускулатуры при различных заболеваниях центральной нервной системы, а также при парезах лицевого нерва. АМНЕЗИЯ— нарушение памяти, при котором человек не может воспроизвести сформированные в прошлом представления и понятия. Различают две основные формы А.: 1) ретроградная А. проявляется в виде нарушений памяти на события, предшествующие заболеванию (травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания; 2) антероградная А. — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания; может охватывать различные по длительности события и периоды. АНАЛИЗАТОРЫ— сложные нервные механизмы, обеспечивающие тончайший анализ раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. Каждый анализатор состоит из: 1) воспринимающего раздражения прибора-рецептора; 2) проводящих путей (афферентных), по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентных, по которым импульсы из вышележащих центров передаются к нижним уровням анализаторов; 3) корковых проекционных зон. К А. относятся все органы чувств (зрения, слуха; вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах. АНАМНЕЗ — сообщение больного (родных, сотрудников и др.) о его жизни, истории развития болезни; используется для установления диагноза и выбора необходимого лечения. АНАРТРИЯ— тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. АНОМАЛИЯ— патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей. АНТИЦИПАЦИЯ— замена предшествующих звуков последующими. АПРАКСИЯ — нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга. Больной с явлениями А. способен двигать рукой, но не может выполнять целенаправленные действия (не может по заданию поднять руку, застегнуть пуговицы и т.п.). Выделяют следующие основные формы апраксии: 1) кинестетическая — распад нужного набора движений ввиду нарушения кинестетического анализа и синтеза; 2) пространственная (конструктивная) — нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта; 3) кинетическая (динамическая) — затруднения в выполнении серии последовательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков, появление двигательных персевераций; 4) «лобная» регуляторная — нарушение подчинения заданной программе.
270 271 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ФАЗЫ— три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть), отступ (рекурсия). АРТИКУЛЯЦИЯ— деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произнесения данного звука, комплексов звуков, составляющих слоги и слова, складывающиеся из артикуляционных фаз. АСТЕНИЧЕСКИЙ— бессильный, слабый, вялый. Астенический синдром — состояние нервно-психической слабости, нарушение тонуса нервных процессов. АСТЕНИЯ— нервно-психическая слабость, проявляющаяся в большой истощаемости нервных процессов, повышенной утомляемости, раздражительности, снижении работоспособности и всех форм психической активности. А. у детей возникает как следствие перенесенных заболеваний (инфекционных) и травматических поражений мозга. АСТЕРЕОГНОЗ— нарушение способности узнавать предметы на ощупь при сохранении тактильной чувствительности; наблюдается при поражении вторичных корковых полей теменной доли доминантного полушария. АСФИКСИЯ— удушье плода и новорожденного, прекращение дыхания вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра (часто в результате обвития плода пуповиной при родах). АТАКА ЗВУКА— способ приведения в действие голосовых связок при образовании голоса. Различают твердую, мягкую, придыхательную А. звука. При твердой атаке звук голоса возникает резко, голосовые связки плотно смыкаются и приходят в колебание только после того, как под напором выдыхаемого воздуха смычка взрывается. При мягкой атаке звук голоса возникает менее резко, связки приходят в колебание в момент их смыкания. Придыхательная атака характеризуется тем, что звучанию голоса предшествует шум (придыхание), возникающий от того, что выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель еще до смыкания связок и их колебания. АТАКСИЯ— расстройство координации, согласованности действия мышц, проявляющееся в несоответствии объёма, размаха, темпа, точности, направления движений. Наступает при поражении мозжечка, вестибулярного лабиринта и путей глубокой чувствительности. АТРОФИЯ— притупление, утрата какого-либо чувства, свойства. При А. орган (ткань) уменьшается в объеме за счёт уменьшения размеров части клеток. Патологическая А. возникает в результате действия разнообразных факторов, вызывающих нарушения питания тканей. АУДИОГРАММА— графическое изображение на специальной сетке данных исследования слуха с помощью специального прибора-аудиометра. АУДИОМЕТРИЯ— измерение остроты слуха. АУТИЗМ — болезненное состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отстранением от внешнего мира, погружением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реальное — с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм), не реагирует на речь окружающих. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА— психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности, значимой для субъекта деятельности. Выделяют две степени А.т.: 1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, теп 2) создание гипнотических состояний различного уровня. очаговыми поражениями головного мозга (сосудистыми нарушениями, инсультами, воспалительными заболеваниями мозга — энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами. А. представляет собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, проявляется в нарушениях фонемати-
272 11 — 1329 273 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ческой, морфологической и синтаксической структур речи, понимании речи при сохранности движений речевого аппарата. Выделяют следующие формы афазии: 1) афферентная моторная — нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими, нарушение самостоятельного письма и письма под диктовку; 2) эфферентная моторная — нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов; 3) сенсорная — нарушение восприятия всех звуков независимо от их тональной характеристики при сохранении остроты слуха; затруднения в понимании устной речи, письма под диктовку при сохранности тех видов речевой деятельности, которые не нуждаются в акустическом анализе звуков речи, например, списывания, чтения;
4) акустико-мнестическая — расстройство слухоречевой памяти в виде трудностей понимания речи окружающих, названия предметов и их изображений, удержания и воспроизведения слов и коротких фраз; 5) семантическая — нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций (типа: брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.) в сочетании с нарушением счета, пространственного мышления; 6) динамическая — нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляющееся в нарушениях планирования речи, нарушение связной устной и письменной активной речи, трудности актуализации слов, обозначающих действия. АФФЕКТ— вид эмоционального состояния, сильное, кратковременное, бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас и т.п.). АФФЕРЕНТНЫЙ— приносящий, несущий к центру. АФОНИЯ— отсутствие звучного голоса при сохранной шепотной речи. Наблюдается при острых и хронических заболеваниях гортани, воспалительных процессах, параличах гортанных мышц, опухолях, Рубцовых изменениях голосовых связок (истинная или гортанная афония), а также при истерике и дру- 274 гих неврозах (функциональная или истерическая А.). Непосредственная причина А. — несмыкание или неполное смыкание истинных голосовых связок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. АФФРИКАТ— согласный звук, представляющий собой слитное сочетание смычного согласного с щелевым того же места образования. БАТТАРИЗМ— патологически ускоренный темп речи, одна из разновидностей тахилалии. При Б. речевое дыхание нарушено, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, нечетко, не договариваются, «с захлебыванием», речь неразборчива. Нередко фонематическим недостаткам речи при Б. сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Б. — одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у детей-невропатов. БИЛИНГВИЗМ— см. двуязычие. БРАДИКИНЕЗИЯ— общая замедленность движений. БРАДИЛАЛИЯ— патологически замедленный темп речи с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Синоним — брадифразия. Б. представляет собой частное проявление замедленных нервных процессов, общей вялости, заторможенности. БРОКА ЦЕНТР— центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. При поражении Б.ц. человек не может произносить слова (моторная алалия и афазия). В осуществлении моторной функции речи кроме этой области принимают участие другие зоны коры мозга (премоторная и др.). БУКВА— графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей. Одна и та же Б. может обозначать разные звуки. С другой стороны, один и тот же звук может передаваться разными буквами. Одна Б. может передавать не один звук, а два, например, буквы я, е, ю. В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ. БУЛЬВАРНЫЙ ПАРАЛИЧ— клиническое проявление заболевания продолговатого мозга. Отмечается поражение расположенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно- 275 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
мозговых нервов — языко-глоточного, блуждающего, подъязычного. Нередко поражаются также лицевой и тройничный нервы. Б.п. характеризуется периферическим параличом мышц языка, губ, неба, глотки, голосовых связок, надгортанника и проявляется нарушением глотания — дисфагией. При Б.п. обычно наблюдается расстройство артикуляции (см. дизартрия): речь невнятна, смазана, с носовым оттенком. Иногда невозможна устная речь. БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА— слова повседневного обихода, называющие предметы и явления быта, т.е. общего уклада жизни, окружающей нас обстановки, обычаев, нравов и т.д. ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК— задненебный звук (например, г, к, х). ВЕРБАЛЬНЫЙ— словесный или глагольный. ВЕРНИКЕ ЦЕНТР— участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария, является центром восприятия речи. При поражении этой области человек воспринимает звуки речи, но утрачивает способность восприятия смысла слов (сенсорная алалия и афазия). ВЗРЫВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— смычные согласные, при произношении которых смычка разрывается. Синонимы: мгновенные, экспозивные, смычно-взрывные согласные. ВИБРАНТ— дрожащий согласный. ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ— речь в собственном смысле, т.е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение. ВНИМАНИЕ— направленность психической деятельности на одни предметы и явления при одновременном отвлечении от других. Физиологическая основа В. — наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном торможении остальных участков коры (закон отрицательной индукции нервных процессов). В. бывает произвольным и непроизвольным. Простейшей и начальной формой внимания, возникающего без специального намерения человека, является ориентировочный рефлекс. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель — обращать внимание на определенные объекты путем волевых усилий. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— скрытая, незвучная речь, различные виды использования языка (языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа В.р.: 1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации; 2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах смысла (типа, программы) речевого высказывания и его содержательных частей. ВНУШЕНИЕ— процесс воздействия на психическую сферу человека, связанную со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Передача внушения происходит через органы чувств, в основном через слуховой и зрительный анализаторы. Внушение широко применяется в медицине для корррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия), используется при комплексном подходе к устранению заикания у подростков и взрослых. ВОСПРИЯТИЕ— психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира в совокупности их различных частей и свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Связано с мышлением, памятью, вниманием. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ— один из процессов памяти. Имеет место оживление в сознании прошлых воспоминаний, чувств, словесного материала, стремлений, действий, происходящих в результате активизации ранее образовавшихся систем временных связей, которые возникают в мозгу человека при отражении им действительности. ВЫСОТА ТОНА— качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше
276 277 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
колебаний, тем выше звук, чем меньше колебаний, тем ниже звук. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей. ГЕМИПЛЕГИЯ — паралич мышц одной половины тела. Неполная степень Г. носит название гемипареза. ГЕНЕЗИС — происхождение. ГИМНАСТИКА РЕЧИ — система упражнений для речевых органов по инструкции логопеда. ГИПЕРАКУЗИЯ — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях. ГИПЕРКИНЕЗ — чрезмерные непроизвольные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях коры, подкорковых образований головного мозга. В зависимости от характера двигательных нарушений различают: 1) атетоз — медленные, вычурные, червеобразные движения пальцев верхних и нижних конечностей и мышц лица; 2) торзионная дистония — движения, родственные атетозу, но захватывающие мышцы туловища; в положении лежа они обычно исчезают; 3) хореический гиперкинез — быстрые, размашистые, беспорядочные неритмичные движения без напряжения, возникающие в различных частях тела при сниженном тонусе мышц; 4) миоклония — быстрые, молниеносные клонические сокращения отдельных мышц или мышечных групп; 5) тики — быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся движения определенной группы мышц, чаше всего лица, реже шеи, плечевого пояса, производящие впечатление нарочитого гримасничания (частое моргание, приподнимание бровей кверху, пожимание плечами и др.); тики не нарушают произвольных движений; 6) дрожание (тремор) — насильственные колебательные движения, охватывающие все тело или его части. ГИПОАКУЗИЯ — понижение остроты слуха. ГИПНОЗ — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. Возникает в результате специальных воздействий гипнотизера. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ — звуки, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) почти при полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции положены следующие признаки: степень подъема языка, место его подъема, участие или неучастие губ. Г.з. могут быть сильными (под ударением) и слабыми (вбезударном слоге). ГЛУХОНЕМОТА — отсутствие или глубокое нарушение слуха и связанное с этим отсутствие речи. ГНУСАВОСТЬ — неприятный носовой оттенок звуков речи и голоса. ГОЛОС — совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Г. является одним из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга. ГУБНО-ЗУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ — согласные, образуемые сближением нижней губы с верхней. ГРАФЕМА — основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка; обозначение фонемы на письме буквой. ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета. ДАКТИЛОЛОГИЯ — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и с людьми, имеющими слух, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, по начертанию знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. ДВУЯЗЫЧИЕ — одинаково совершенное владение двумя языками.
278 279 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ДЕБИЛЬНОСТЬ— наиболее легкая степень олигофрении, при которой дети владеют речью, элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем и всей программы вспомогательной школы; могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь. ДЕМЕНЦИЯ— слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, огрубление эмоций. В отличие от олигофрении нарушение деятельности мозга при Д. наступает после периода нормального развития ребенка в силу целого ряда возможных причин (шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваний мозга, его травмы). Интеллектуальный дефект при Д., как правило, необратим. ДЕФЕКТ— физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. ДЕОНТОЛОГИЯ— учение о педагогической этике, эстетике, нравственности, в частности, о том, как логопед должен строить свои взаимоотношения с логопатом, его родственниками и с коллегами по работе. ДЕПРИВАЦИЯ— недостаточное удовлетворение основных потребностей. ДЕКОМПЕНСАЦИЯ— расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений). ДЕФЕКТОЛОГИЯ— наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Выделяются самостоятельные области Д.: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ— вид учебных нагляд ных пособий. ДИЗАРТРИЯ— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечается расстройство артикуляции, затруднение в произношении согласных звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, смазанной, невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют дизартрию: бульбарную, псевдобуль-барную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП— относительно устойчивая система условных и безусловных рефлексов. ДИСГРАФИЯ— частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо осуществляется со стойкими, грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамматических правил. Выделяют следующие виды Д.: артикулярно-акустическую, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую. Д. обычно сопровождают расстройства устной речи (алалии, афазии, дизартрии, дислалии), наблюдается при тугоухости, олигофрении, но может возникать и самостоятельно. ДИСЛАЛИЯ— расстройство звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По причинам возникновения различают Д. функциональную и механическую (органическую). ДИСЛЕКСИЯ— частичное специфическое нарушение процесса чтения. При Д. наблюдаются замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких, а также замены графически сходных букв, искажения звуко-сло-говой структуры слов, аграмматизм, нарушения понимания прочитанного. Выделяют следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичес-кую, оптическую, тактильную. В основе Д. чаще всего лежат отклонения в устной речи, выражающиеся в ограниченном словаре, нарушениях грамматического строя речи, а также в дефектах фонематического восприятия и недостатках произношения звуков. ДИСФОНИЯ— расстройство голоса из-за острых и хронических заболеваний гортани. Голос при Д. сохраняется, но становится неполноценным — слабым, хриплым, дрожащим, срывающимся.
280 281 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ДИКЦИЯ— четкое, внятное, выразительное произношение слов. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯзвуков — этап в коррекционной работе по воспитанию правильного произношения звуков, направленный на развитие у логопатов умения отличать данный звук от близкого по звучанию или по месту и способу образования. ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ— дидактический принцип, согласно которому обучение строится с учетом уровня подготовки учащихся, их возрастных, индивидуальных способностей. ЗАИКАНИЕ— расстройство коммуникативной функции речи, при котором плавность ее течения прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями, растягиванием отдельных слогов, слов. Обусловлено речевыми судорогами (клоническими, тоническими, смешанными). ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ— нарушение нормального темпа психического развития детей. ЗВУК РЕЧИ— элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук — часть слова, кратчайшая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО— расстройство письменной речи, при котором написание букв и слов подобно отраженному в зеркале. ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ— инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ— восприятие, понимание речи. Устная И. р. нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, письменная И.р. — в зрительном восприятии текста (чтении). ИНВЕРСИЯ— обратный порядок слов. ИННЕРВАЦИЯ— снабжение органов и тканей нервами. ИНСПИРАЦИЯ —вдыхание. ИНФАНТИЛИЗМ— отсталость развития, сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, присущих детскому возрасту. ИРРАДИАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ— распространение возбудительного процесса из очага его возникновения на окружающие нервные клетки. ИТЕРАЦИЯ— повторение, запинки, повторы в речи. КАТАМНЕЗ— сведения о больном после выздоровления. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ— ощущения положения и движения органов и частей собственного тела. КОММУНИКАТИВНЫЙ— относящийся к общению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоционального, т.е. выражения печали, радости и других чувств, составляющих содержание некоммуникативных высказываний. КОМПЕНСАЦИЯ— возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка. КОНВЕРГЕНЦИЯ— изменение, выражающееся в сходстве или даже в совпадении разных звуков языка. КОНТАМИНАЦИЯ— ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (белок и желток — «белток»). Возникновению К. способствует смысловая и фонетическая близость слов. К. отмечается при алалии и афазии, но может встречаться и у здоровых людей в виде оговорок. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА— (специальная педа гогика, дефектология) относится к педагогическим наукам и изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ— исправление недостатков произношения звуков. ЛАРИНГОСПАЗМ— судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок. ЛАТЕРАЛЬНЫЙ— боковой звук. ЛЕПЕТ— голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера. Появляется Л. обычно после гуления, в 5-6 месячном возрасте, состоит из различных сочетаний гласных и согласных звуков, как имеющихся в родном языке ребенка, так и отсутствующих в нем. ЛОГОНЕВРОЗ— невроз, проявляющийся в форме расстройства речи — заикания.
282 283 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ЛОГОПАТ— человек с дефектной речью. ЛОГОПЕД— учитель, занимающийся устранением дефектов речи у детей и взрослых. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ— специальное учреждение, в котором под руководством учителя-логопеда проводятся занятия по устранению недостатков устной и письменной речи. ЛОГОПЕДИЯ— наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, раздел коррекционной педагогики. ЛОЖНЫЕ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ— складки, образуемые слизистой оболочкой гортани. ЛОКАЛИЗАЦИЯ— место развития каких-либо явлений, процессов. МАКРОГЛОССИЯ— разрастание мышц языка, редкая врожденная аномалия. МАНОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система ручных знаков, дополняющих недоступные глазу элементы артикуляции звуков. С помощью различного положения кисти и пальцев руки, помещенной на груди под подбородком, обозначаются сомкнутые или разомкнутые голосовые связки, поднятое или опущенное мягкое небо, а также некоторые признаки артикуляции языка, неуловимые или трудноуловимые для глаза. Знаки М. с. служат вспомогательным средством для чтения с губ. MEДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ— специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ— система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием, направленных на преодоление аномалий развития. С. м. разрабатывается применительно к разным типам специальных школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей. МИМИКА— движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека (радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.). МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯТОРНАЯ РЕЧЬ— вынужденная форма общения глухонемых людей, не владеющих словесной речью, самостоятельная, хотя и примитивная форма общения и мышления. Основой ее является система жестов, каждый из которых имеет свое значение. Используется также мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменяет значение жеста. МИОКЛОНИЯ— гиперкинез; быстрые и короткие подергивания отдельных мышц или мышечных групп. МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА— изменение высоты голоса, связанное, в частности, с интонацией. М.г. страдает при тугоухости и особенно при глухоте, речь становится монотонной. При обучении используется звукоусиливающая аппаратура, специальные упражнения. МОНОПЛЕГИЯ— паралич одной конечности. МОТОРИКА— система двигательных реакций человека и животного. МУТАЦИЯ ГОЛОСА— изменение голоса в период полового созревания в связи с интенсивным ростом гортани. МУТИЗМ— нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. носит временный характер, но иногда может продолжаться годами. В его основе лежит торможение речедвигательного анализатора как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель (непосильное требование, конфликт, обида и т.д.). Возникает у застенчивых, робких, неуверенных в себе детей. Иногда М. составляет часть общей картины психогенной травмы, например, при остром психическом шоке. МЫШЛЕНИЕ— обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений действительности. Оно опирается на чувственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную память), но выходит за его пределы и развивается у человека в тесной связи с речью. М. является общественно обусловленным процессом познавательной деятельности, наиболее высоким ее уровнем. Физиологическая основа М. — аналитико-синтетическая замыкательная деятельность коры головного мозга. У детей с нормальным интеллектом и здоровой анализа-
284 285 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
торной системой развивается наглядно-действенное мышление, а на его основе — наглядно-образное. Важнейшим этапом в развитии М. является процесс овладения речью, открывающий возможности развития словесно-логического М. НАВЫКИ— автоматизированные действия. НАГЛЯДНОСТЬВ ОБУЧЕНИИ— дидактический прин цип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Использование наглядных средств способствует не только созданию у детей образных представлений, но и формированию понятий, уяснению отвлеченных связей и зависимостей. НАЗАЛИЗАЦИЯ— приобретение звуками, в основном согласными, носового оттенка вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос. НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА— отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений в голосообразующем аппарате. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ— отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н.р. — это нарушения вербальной коммуникации. Синонимы: расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА— резкое затруднение в овладении графической формой речи, чаще всего связанное с общим недоразвитием речи у детей. Однако нередко встречаются отклонения в усвоении чтения и письма при нарушении только произносительной стороны речи. Основная задача в преодолении нарушений чтения и письма заключается в формировании у ребенка четких представлений о звуковом составе слов при одновременной коррекции произношения, в развитии навыков анализа и синтеза при восприятии и воспроизведении речевых звуков. Эта работа проводится на логопедических пун- ктах при массовых школах или в школах-интернатах для детей с нарушениями речи. НЕВРОПАТИЯ— конституциональная нервность (повышенная возбудимость нервной системы). НЕГАТИВИЗМ— немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой Н. — упорный отказ от общения. НЕЙРОЛИНГВИСТИКА— отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики. ОЛИГОФРЕНИЯ— особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аббераций, поражения зачатка, природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При О. выявляются сложные и многообразные нарушения познавательной деятельности: узость и дифференцированность восприятия окружающих предметов и их пространственных отношений, неточность восприятия, уподобление сходных образов, трудность логического запоминания, воспроизведения и припоминания воспринятого и заученного. У детей-олигофренов проявляются недостатки наглядно-образного мышления, особенно резко выделяется недоразвитие словесно-логического мышления. Их затрудняют сложные формы анализа и синтеза; процесс сравнения и обобщения, установления причинно-следственной зависимости. Дети упрощенно отражают действительность, в их мышлении отсутствуют сложные переходы от чувственного познания к абсолютному мышлению. В зависимости от степени недостаточности интеллекта различают три группы детей-олигофренов: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность, относительно легкая — дебильность. ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА— наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей, раздел дефектологии. ОНТОГЕНЕЗ— индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни. В О. каждый организм проходит через последовательные периоды развития. Различают перинатальный, постна-тальный периоды развития индивидуума. Постнатальный пе-
286 287 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
риод делится на период новорожденности и грудного возраста, детство и младший школьный возраст, пубертатный период, зрелость, старость. ОПТИКО-ГНОСТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ— неумение видеть в предметах целое, несмотря на способность улавливать отдельные признаки и свойства. ОРГАНЫ РЕЧИ— различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. активные, подвижные проводят основную работу, необходимую для образования звука, — язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник. О. р. пассивные, неподвижные не способны к самостоятельной работе, при образовании звуков служат точкой опоры для активных органов — зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. В качестве движущей силы при образовании звуков (для получения струи воздуха) используются диафрагма, легкие, бронхи, трахея. ОРТОДОНТИЯ— раздел медицины, занимающийся изучением, предупреждением и лечением стойких деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета. Деформация наблюдается в виде изменений положения, количества и формы зубов, аномалий прикуса. ОРТОФОНИЯ— специальный вид лечения расстройств голосовой функции. ПАРАЛИНГВИСТЙЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ— мимика, жесты. ПАРЕЗ— неполная степень паралича или паралич в стадии обратного развития. ПАРОКСИЗМ— внезапно возникшее и выраженное проявление болезненных явлений или сильное приступообразное их обострение. ПАРОНИМЫ— однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. Например, ароматный - ароматичный — ароматический; драматический — драматичный и др. ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ— слова понятные, знакомые, но не употребляемые в обычном речевом обращении. ПАТОГЕНЕЗ— раздел патологии, изучающий внутренние механизмы возникновения и развития патологических процес- сов, лежащих в основе болезни. Изучение П. имеет большое значение для практической медицины, разработки рациональных мер лечения. ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ— болезненный, ненормальный. ПЕРСЕВЕРАЦИЯ- навязчивое, многократное повторение одних и тех же слов — образов памяти. П. нередко встречается в речи, при чтении вслух и письме при некоторых формах афазии. ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — одно из основных свойств нервных процессов, обеспечивающих способность организма быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Патологические изменения П.н.п. наблюдаются при некоторых поражениях нервной системы, в частности, патологическая инертность при олигофрении. ПОДРАЖАНИЕ — произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих-либо движений, действий, манер, поступков и т.д., играет большую роль в развитии ребенка. Подражая взрослым, ребенок овладевает речью и общественно выработанными формами поведения, приобретает различные навыки и умения. По мере развития ребенка непроизвольное П. становится осознанным, произвольным. ПОСТАНОВКА ЗВУКА — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих, у детей с нарушениями речи. Характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное первичное произносительное умение. ПРЕДИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ — функция выска зывания (одна из функций сообщения), с помощью которой выражается предикат суждения. ПРИВЫЧКИ — автоматизированные действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека. Они возникают в результате многократного повторения одних и тех же действий. Одна из важнейших задач воспитания — формирование у детей положительных привычек, предупреждение вредных привычек и борьба с уже сформировавшимися вредными привычками.
288 289 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ПРИКУС— взаимоположение зубов верхней и нижней челюстей при их смыкании. Нормальным считается П., при котором при смыкании челюстей верхний ряд зубов частично прикрывает нижние передние зубы. Аномалии П. встречаются в виде прогнатий, прогений, открытого прикуса, который характеризуется наличием промежутка между зубами верхней и нижней челюсти при сомкнутом их положении. Передний открытый П. наблюдается при неправильном строении челюсти, которое выражается в искривлении челюсти в передней своей части. Боковой одно- или двусторонний П. проявляется в искривлении боковой или боковых частей челюсти, когда имеется промежуток между боковыми (коренными) зубами, а передние зубы соприкасаются друг с другом. Аномалии П. нередко сопровождаются дефектами произношения, они устраняются с помощью методов ортодонтии. ПРОГЕНИЯ— аномалия прикуса, характеризующаяся значительным выступлением нижней челюсти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюстей. П. предрасполагает к нарушениям артикуляции, главным образом, к сигматизму. ПРОГНАТИЯ— аномалия прикуса, характеризующаяся значительным выступлением верхней челюсти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюстей. ПРОИЗНОШЕНИЕ— фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Это навыки речевого дыхания, голосообра-зования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Обучение П. и его коррекция представляют один из существенных разделов работы с глухими и слабослышащими детьми, а также с детьми, имеющими нарушения речи, которые затрагивают фонетическое ее оформление. ПРОСОДИЯ— общее название таких ритмико-интонаци-онных сторон речи, как высота тона, длительность, громкость ит.д. ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ ДЕТСКИЙ— центральный паралич мимико-артикуляционной мускулатуры, ко- торый обусловлен двусторонним поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного нервов (9-12 пары черепномозговых нервов). По клинической картине он совпадает с бульварным параличом, но называется псевдобульбарным (ложнобульбарным), так как вызывается локализацией поражения не в продолговатом мозгу, а большей частью поражением корковых двигательных зон. Характерным симптомом П.п.д. является дизартрия. ПСЕВДОГОЛОС— голос людей с удаленной гортанью. Такие лица в результате специального обучения овладевают П., который образуется колебанием сближенных стенок верхнего отдела пищевода. П. возникает под действием воздуха, выжимаемого из нижележащего отдела пищевода и желудка. Путем специальных упражнений удается достичь удовлетворительного звучания П. и известной его модуляции, что способствует внятности речи при отсутствии гортани. ПСИХОГЕННЫЙ— возникающий в связи с травмирующей психику ситуацией. ПСИХОЛИНГВИСТИКА— 1)отрасль языкознания, изучающая процесс речи с точки зрения соотношения между содержанием речевого акта и намерением лица говорящего (пишущего), делающего сообщение; 2) отрасль языкознания, изучающая связи между содержательной стороной языка и общественным мышлением, общественной жизнью говорящего коллектива. Представляя собой синтез психологии и лингвистики, П. занимается такими проблемами, как воспринимаемость речи, закономерность овладения языком (развитие речи у детей, двуязычие), отношение лингвистических процессов к познанию и т. п. ПСИХОТЕРАПИЯ— лечение психическим воздействием: трудотерапия, различные виды коррекционно-воспитательной работы, а также непосредственные формы психотерапевтического воздействия — беседы, внушение, гипноз. П. играет большую роль при лечении психики больных детей. РАСПАД РЕЧИ— утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
290 291 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
РАСЩЕЛИНА НЕБА— врожденная аномалия строения твердого или мягкого неба. В зависимости от выраженности нарушения наблюдаются различные степени аномалии. Р. н. может быть открытая или закрытая (субмукозная). Р. н. вызывает тяжелые нарушения речи: голос приобретает гнусавый оттенок, резко нарушается произношение большинства звуков речи, речь становится недостаточно внятной. Лечение щелинных дефектов неба преимущественно хирургическое. При невозможности проведения операции закрытие дефекта твердого или мягкого неба производится посредством специально изготавливаемых протезов. РЕАБИЛИТАЦИЯ— это целостная система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, стойким расстройством функций организма. РЕГЕНЕРАЦИЯ— процесс восстановления прежнего состояния, восстановление утраченных органов, тканей. РЕГИСТР ГОЛОСА— ряд последовательно расположенных тонов, отличающихся по характеру звучания от другого ряда тонов. Различают три вида Р.г: грудной, головной (фальцет), смешанный (микст). В разговорной речи преимущественно используется микст. РЕЗОНАТОР— приспособление, служащее для усиления звука. У человека резонаторами являются различные полости (в частности, полость носа, рта, гортань, грудная клетка и др.), в зависимости от изменяющейся их величины и формы изменяется окраска звука. РЕЛАКСАЦИЯ— расслабление, понижение тонуса скелетной и речевой мускулатуры. РЕЛЬЕФНЫЙ ШРИФТ— специальный объемный шрифт, созданный для чтения и письма слепых. В 1929 г. французский тифлопедагог Л. Брайль изобрел рельефно-точечный шрифт, который признан универсальным для чтения и письма слепых и распространен во всем мире. РЕЦЕПТИВНАЯ РЕЧЬ— понимание речи других людей. РЕЦЕПТОРЫ— периферические нервные образования различных органов чувств — воспринимающая часть анализатора. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ— система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы речевого анализатора. Центральный отдел Р.а. находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов. В состав периферического Р.а. входят исполнительные органы голосообразования и артикуляции, а также относящиеся к ним чувствительные и двигательные нервы. РЕЧЕВОЙ ПОТОК— непрерывная цепь звучаний, расчленяемая слушающим и воспринимаемая им как организованная последовательность слов. РЕЧЕВЫЕ КИНЕСТЕЗИИ— двигательные ощущения, определяющие явления обратной связи в психофонематической организации речевого механизма. РЕЧЬ— исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Основные значения термина «речь»: 1. деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе (речь звучащая, внутренняя); 2. разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации (речь деловая, обиходная, поэтическая, профессиональная, разговорная); 3. вид синтаксического построения высказывания (речь авторская, косвенная, отрывистая, полупрямая, прямая, чужая и др.). РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ— различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ— вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.
292 293 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
РЕЧЬ УСТНАЯ— вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. РИНОЛАЛИЯ— вид нарушения речи, при котором отмечается расстройство звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Нарушения резонирования в носовой полости происходят от неправильного направления голосовыдыхатель-ной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройства функции мягкого неба. Различают открытую, закрытую и смешанную формы ринолалии. РИТМИКА— система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой. Р. — основная часть физического воспитания детей; играет существенную роль в формировании и коррекции речи, способствует ее плавности и ритмичности (логоритмика). РОТАЦИЗМ— расстройство произношения фонем р,р', которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи. САЛИВАЦИЯ— обильное слюноотделение. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ- речь без непосредственной опоры на готовый образец в виде произнесенных каких-либо слов или фраз; используется как вид упражнений, который служит подготовкой к свободному применению приобретенных в результате логопедической работы навыков речевого общения. Различают два основных типа Ср.: подготовленную и неподготовленную. В зависимости от той функции, которую выполняет речь в общении, принято различать ситуативную или ситуационную и контекстную Ср. Типы упражнений, связанных с использованием С. р., особенно детально разработаны применительно к работе с заикающимися детьми. Система упражнений строится в соответствии с нарастающей сложностью форм С. р. от ситуативной к контекстной. СЕНСОМОТОРНЫЙ— чувствительно-двигательный. СЕНСОРНЫЙ— чувствительный. СИГМАТИЗМ— расстройство произношения свистящих с, с', з, з', ц и шипящих ш, ж, ч, щ фонем. Он может возникнуть как проявление общего недоразвития речи или недоразвития ее фонетической стороны. Нередко возникновению С.способствуют аномалии строения и моторики речевых органов в частности, зубов, дефекты прикуса, небная щель, чрезмерная величина языка, недостаточная его подвижность. Логопедические занятия в большинстве случаев помогают преодолеть С. СИЛА ЗВУКА— качество звука, зависящее oт амплитуды (размаха) колебаний, т.е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем сильнее размах, тем сильнее звук. СИМПТОМ— характерные проявления болезненных состояний. Симптомы делятся на субъективные и объективные. Выявление каждого С, его анализ, сопоставление с другими симптомами необходимы для установления диагноза, прогноза болезни и выбора методов лечения. СИМПТОМОКОМПЛЕКС— группа симптомов, характерных для какого-либо заболевания. Синоним — синдром- СИМУЛЬТАННЫЙ- процесс анализа и синтеза, имеющий определенный целостный (одновременный) характер. СИНКИНЕЗИЯ— дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным. Существуют нормальные и патологические случаи синкинезий. СИТУАТИВНЫЙ— обусловленный данной ситуацией. СИНТАГМА— синтаксическая интонационно-смысловая единица. СКАНДИРОВАННАЯ РЕЧЬ— чтение стихов сподчеркиванием их метра, искусственным выделением ударного слога в стопе. Ср. как особый прием используется в отдельных случаях на логопедических занятиях с заикающимися в случаях тахила-лии. Нередко С.р. является стойким нарушением нормальной речи, обусловленным либо неправильным обучением (например, у глухих, слабослышащих), либо мозговым заболеванием. СЛОВАРЬ РЕБЕНКА— запас слов, непрерывно импрессив-но увеличивающийся. Различают словарь, доступный только пониманию ребенка (пассивный), и словарь, который он употребляет в собственной речи (активный). СЛОЖНЫЙ (КОМБИНИРОВАННЫЙ) ДЕФЕКТ— дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания.
294 295 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ— недостаток речи, выражающийся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (например, вместо «шапка» произносит «сапка», вместо «санки» — «шанки»). С.з. — признак нарушения процессов овладения системой фонем. В норме этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 годам. К этому времени все звуки речи правильно произносятся и различаются детьми на слух. Под влиянием обучения грамоте С. з. преодолевается более чем в 60% случаев без специальной логопедической помощи. Однако, если это не происходит, С. з. может повлечь за собой дисграфию. СОПРЯЖЕННАЯ РЕЧЬ— одновременное совместное произношение двумя и более лицами слов или фраз. Используется как разновидность репродуктивной речи при исправлении некоторых речевых нарушений. В силу своей доступности С. р. используется на первых этапах логопедической работы, особенно в традиционной методике преодоления заикания. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ— приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм, правил и ценностей. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ— включение ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. СУДОРОГИ КЛОНИЧЕСКИЕ— быстро следующие одни за другими кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц. СУДОРОГИ ТОНИЧЕСКИЕ— продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса. СУКЦЕССИВНЫЙ— процесс анализа и синтеза, реализуемый по частям (последовательный), а не целостно. СУРДОМУТИЗМ— глухонемота психогенного характера. Функциональное нарушение слуха и речи. С. носит временный, преходящий характер. ТАКТИЛЬНЫЙ— осязательный. ТАХИЛАЛИЯ— нарушение речи, которое выражается в чрезмерной быстроте ее темпа. В отличие от баттаризма, Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении остальных компо- нентов фонематического оформления, а также лексики и грамматического строя. Т. преодолевается путем логопедических занятий с использованием скандирования. ТИК— непроизвольные, быстрые клонические сокращения мышц, повторяющиеся стереотипно, отличающиеся насильственным характером. При речевом тике больные иногда произносят бессмысленные слова или фразы. Течение тика хроническое, возможны ремиссии, иногда самопроизвольное прекращение тика. ТРЕМОР— непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка. ТОРМОЖЕНИЕ— один из основных нервных процессов, противоположный возбуждению, активно задерживающий деятельность нервных центров или рабочих органов (мышц, желез). Т. имеет исключительное значение: оно участвует в регуляции жизненных функций организма, в частности в охранительной функции. При широком распространении Т. по коре полушарий головного мозга возникает сонливость, затем сон, когда Т. захватывает подкорковые образования. ТУГОУХОСТЬ— стойкое понижение слуха, затрудняющее восприятие речи. Т. может быть выражена в различной степени: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Выделяют три степени Т.: легкую, среднюю и тяжелую. Дети, страдающие Т., обычно имеют отклонения в речевом развитии и воспитываются в специальных школах для слабослышащих. УЗДЕЧКА КОРОТКАЯ— врожденный дефект, заключающийся в укорочении языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. У. к. обычно служит причиной механической дислалии. Для растягивания уздечки языка с успехом применяются специальные логопедические упражнения — гимнастика языка. В таких случаях необходимость хирургического вмешательства отпадает. УРАНОПЛАСТИКА- оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба. ФАКТОР РИСКА— различные условия внешней или внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.
296 297 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ФОБИЯ РЕЧИ— навязчивый страх речи, нередко встречающийся при заикании. ФОНАСТЕНИЯ— нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются быстрая утомляемость и прерывание (осечка) голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение). У младших школьников встречается иногда так называемая псевдофонастения — прерывание голоса от волнения, чаще всего при ответах на уроке. ФОНЕМА— звук речи. В каждом языке имеется определенное количество фонем, противопоставляемых друг другу по своим акустическим признакам и используемых для различения слов. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ— специальные ум ственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ— способность к слуховому восприятию звуков речи, фонем — имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка. Возможные нарушения Ф. с. у детей приводят к специфическим недостаткам произношения, вызывают трудности в овладении письмом и чтением. Постепенная утрата Ф. с. встречается при сенсорной афазии. Недиффиренцированность восприятия звуков речи и слов приводит к нарушению импрессивной речи. ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ— нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ— звуковая сторо на речи, составляющая материальную основу, которая обеспечивает выражение и различение смысла. Отклонение в Ф. о. р. приводит к неприятному для слуха искажению речи, а в наиболее выраженных случаях и к полной ее невнятности, препятствующей общению посредством устной речи, в некоторых случаях — к затруднениям в усвоении детьми чтения и письма. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 506. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |