Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Условия для развития слухового восприятия в семье.
Вбольшинстве своем у детей с нарушением слуха есть остатки слуха, которые становятся базой формирования их речи, позволяют им относительно свободно воспринимать речь окружающих с помощью двух каналов — зрительного и слухового, т.е. путем чтения речи с лица говорящего и одновременного слушания с помощью слухового аппарата. Индивидуальный слуховой аппарат должен быть обязательной принадлежностью, «частью тела» ребенка с нарушен- Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха ным слухом — и неслышащего, и слабослышащего. Сохранный слух слабослышащих детей позволяет им под влиянием обучения с помощью электроакустической аппаратуры научиться слышать: понимать на слух с аппаратом (или без него, но на ограниченном расстоянии) речь и в диалоге, и в тематической групповой беседе, и из речевого потока. Если дети не попадают в систему слухового воспитания, то их возможности для развития слухового восприятия, речевого слуха остаются нереализованными, и мы имеем дело с прогрессирующей функциональной глухотой. К развитию слухового восприятия детей подходят по-разному, от этого зависит дальнейшее социальное самосознание человека и его положение в обществе. Два подхода являются бесперспективными и дискредитирующими саму идею о возможности и необходимости развития речевого слуха. Это, во-первых, распространенное мнение, что достаточно «надеть» на ребенка слуховой аппарат, и его развитие пойдет естественным путем. Во-вторых, развитие слухового восприятия отождествляется с механическим тренингом — повторением наговариваемого взрослым речевого материала без систематической работы над пониманием услышанного. Слуховое восприятие детей с нарушением слуха должно стать предметом специальной заботы взрослых. Условия для его развития необходимо создавать в семье с того момента, когда у ребенка обнаруживается этот дефект. Чем раньше установлен факт нарушения, чем раньше начинается воздействие на всю слухоречевую систему, тем эффективнее оказывается результат воспитания и обучения ребенка, возможности его социальной адаптации. Оптимальным условием психического и слухо-речевого развития детей является обеспечение бинаурального (обоими ушами) восприятия, что достигается наличием двух слуховых аппаратов (заушных, карманных) или одного карманного аппарата с двумя микрофонами для каждого уха. Независимо от того, с какого возраста начинается обучение каждого ребенка, он должен пройти те же стадии доречевого развития устной речи, через которые проходитслышащий ребенок. Известно, что вокализации младенцев сопровождаются теми или иными движениями —
240 10—1329 241 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... ножек, ручек, тела. Эта же модель применяется при формировании речи у детей с нарушениями слуха с первых дней их обучения и на протяжении многих лет. Взрослые начинают создавать новый для глухих и неговорящих слабослышащих детей комплекс связей — макродвижений тела, микродвижений рече-голосового аппарата и глаз, слуховых ощущений. Находясь перед глазами ребенка, имеющего слуховой аппарат, взрослый сам энергично приводит в ритмичные движения руки или ноги малыша синхронно своему говорению. Детей более старшего возраста наряду с этими приемами учат самих подражать движениям и речи взрослых (фонетическая ритмика). Такие «разговоры» с детьми должны быть очень непродолжительными, но регулярными — в течение дня их можно повторять не менее трех-четырех раз. С детьми следует много говорить, причем тон взрослых должен быть неизменно доброжелательным, мягким, разнообразно окрашенным. Родителям и близким ребенка нужно сопровождать речью, оречевлять те действия, которые взрослые помогают осуществлять ребенку или которые ребенок осуществляет сам в данный момент. Многочасовое пребывание ребенка в атмосфере звучащей речи ведет к постепенному увеличению объема речевого дыхания детей, так как под влиянием общения ребенка с взрослым работа дыхательной системы ребенка подстраивается к работе дыхательной системы взрослого. Родителям надо петь для детей — напевать простые мелодии с ритмично повторяющимися частями, колыбельные, песенки. Этот начальный период обучения имеет принципиальное значение для дальнейшего речевого развития детей, способствует возникновению у детей «комплекса речевого оживления». В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний, различения материала и кончая восприятием на слух незнакомого речевого материала. Сначала дети должны научиться по неречевому сигналу, воспринятому только на слух, прерывать свою деятельность и переходить к выполнению других действий. В качестве неречевых звуковых раздражителей мож- Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха но использовать крышки от кастрюль, ложки, музыкальные инструменты. Затем взрослые переходят к речевым сигналам:многократным произнесениям слогов, словосочетаний. Поначалу дети воспринимают сигналы слухо-зрительно, а позже — только на слух, в дальнейшем они прослушивают разные слова и их звучания на разном расстоянии, которое регулярно фиксируется для контроля динамики развития слухового ощущения речи. На следующей стадии — слухового различения речевых и неречевых звучаний, дети должны на слух отличить звучание одного комплекса звуков от звучания другого и соотнести каждый комплекс с объектом, им обозначаемым. Очень важно, чтобы они сами смогли пройти сложный индивидуальный путь проб и ошибок, найти ориентиры, которые помогают им идентифицировать услышанное и сказанное. Если эти ориентиры даются детям «сверху», представляя собой правила узнавания слов на слух, путь развития слухового восприятия является формальным. Искусственное произнесение слов не свойственно нормальному общению людей, поэтому таким способом дети не научатся понимать естественную речь ни на слух, ни слухо-зрительно. Необходимо из речевого потока, речевого шума, в котором уже живут дети, пользующиеся слуховыми аппаратами, отобрать отдельные слова, звучание которых дети учатся слушать, легкие для устного воспроизведения, но интересные и значимые для детей («Ав-ав, мяу, Ляля» и др.) Взрослые должны вести «слуховые словари», куда заносится любое слово, фраза, текст, прослушиваемые на занятиях. Слуховое восприятие обеспечивается работой речевого аппарата. Чтобы сформировать слухо-речевые связи, необходимо воспитывать у детей умение сразу после прослушивания реагировать голосом, речевой реакцией на любой речевой сигнал, стимулируя повторение сказанного. Таким образом, на занятиях по развитию слухового восприятия и речевого слуха действия каждого ребенка имеют такую последовательность: услышал — повторил - обнаружил свое понимание услышанного и сказанного. Восприятие речи неразрывно связано с проблемой понимания речи, поэтому
242 243 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Особенности развития речи детей с нарушениями зрения
мирования и развития речевого слуха и речевого общения (причем от образовательного уровня родителей результаты обучения и уровень социальной адаптации не зависят). Родители должны сделать все для обеспечения полноценного развития ребенка, чтобы он мог вырасти свободным человеком, не чувствующим себя зависимым от другого человека (в частности, переводчика) (20). Социальная адаптация детей и подростков с нарушением слуха во многом зависит от отношения и поведения людей из их ближайшего окружения. И в этом смысле главным тормозом в ее реализации является типичная ошибка в воспитании больного ребенка — излишняя опека, которая мешает ему самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу. Наиболее высокой степенью общественной адаптации обладают дети с внутренним динамизмом, умением преодолевать трудности, умением «властвовать собой» в ситуациях неуместной реакции на дефект здоровых людей. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал: «Глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Немота, лишая человека речи, отрывает его от социального опыта, выключает из общей связи. Глухонемота — недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности» (7, с. 77).
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом затрагивают речь как целостную систему, где собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии, нарушается формирование и других функций, непосредственно связанных с речью. В настоящее время теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые расстройства у детей с нарушениями зрения многообразны, сложны по структуре, степени выраженности. Это объясняется более сложными условиями формирования речи таких детей. В условиях специфической, комплексной и дифференцированной логопедической реабилитации детей с нарушениями зрения возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению и социальной адаптации в обществе. Одной из ведущих деятельностей начального развития незрячего ребенка является общение, которое играет активную роль в формировании его психики, в усвоении ребенком общественного опыта. Этот процесс имеет у незрячих детей свои особенности. Правильное развитие ребенка требует организации постоянного общения с ним, подготовки и стимулирования его ответных реакций (поглаживание тела ребенка, ласковый разговор, исследование игрушек, предметов на ощупь и др.). Темпы речевого общения у незрячих детей те же, что и у зрячих, однако первые позже начинают имитировать звуки (подражать лаю собак, гудению машин и т. д.). С другой стороны, подражание речи — явление для детей с нарушениями зрения более распространенное и гораздо более продолжительное . 247 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Особенности развития речи детей с нарушениями зрения
Первым и необходимым условием компенсации слепоты на начальных этапах является организация общения с ребенком на основе активного использования всех сохранных анализаторов. Второе важное условие заключается в сочетании дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным, установлении связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой. Третье условие требует активизации моторной деятельности детей с особой направленностью на целесообразность движений, их предметную нацеленность. Незрячий ребенок использует вокализации, произнесение звуков и слов для привлечения к себе внимания, для достижения определенных целей. Отклик взрослых и их эмоциональная ответная реакция стимулируют как произнесение звуков и слов, так и процесс совершенствования слухового восприятия незрячего ребенка. Он начинает узнавать по голосам родных и близких, отличать их от чужих. Привлечение ребенка с нарушенным зрением к участию в действиях, обозначение взрослыми предметов и действий с ними развивает словесную речь ребенка, активизирует ответные реакции. Речь взрослого, обращенная к ребенку, не просто сопровождает действие, а играет самостоятельную, весьма важную роль: привлекает внимание ребенка к обследованию предметов, пробуждает к ним интерес и тем самым создает прочные связи между словом и осязаемым предметом, расширяет круг речевых ситуаций, понимаемых ребенком. Понимание незрячим ребенком смысла слова, как и у зрячих, проходит ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета основывается на эмоциональном переживании ситуации в целом и отражает неумение ребенка обобщить в слове однородные предметы. В дальнейшем слово начинает связываться с конкретным предметом и лишь значительно позже — с формированием представлений: ребенок приобретает способность понимать слово без наличия предмета. Звуковое общение свойственно незрячему ребенку до 6 месяцев. Примерно к 8-9 месяцам появляется подражание звукам, представляющее собой повторение именно того звука, который произносит взрослый. Подражание возникает обычно в ответ на действия близких людей, которые вызывают у него положительные эмоции. В 10-11месяцев ребенок способен повторять за взрослым новые звуки, а потом и новые слова, сопровождая ими свои действия. К концу первого года жизни у детей развивается отсроченное подражание — подражание по инициативе ребенка. В 1,5-2 года ребенок с нарушением зрения начинает использовать свою развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми. Активизация речевого общения приводит к быстрому обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи. Общение незрячего ребенка в этот период является еще самоцелью, поэтому он, по подражанию взрослым, стремится овладевать большим запасом слов и целых предложений, еще не понятных ему по своему содержанию. Активное общение слепого ребенка со взрослым в совместной предметной деятельностипомогает ему уяснить связь слова с обозначаемым им предметом. Активное речевое общение и есть тот обходный путь, который обусловливает продвижение слепого ребенка в психическом развитии, который способствует преодолению трудностей в формировании предметных действий. Образование системы связей речевых сигналов со всей системой сохранившихся анализаторов с развивающейся системой движений обеспечивает основу для компенсации слепоты в этом возрасте. Развитие моторного компонента предметной деятельности в этот период осуществляется на основе складывающихся связей речи и движения в совместных действиях ребенка с взрослыми. Сопровождение всех действий речью, т.е. установление и укрепление связи между словом, предметом и действием позволяет впоследствии использовать речь при коррекции моторики. Речь взрослого может активно способствовать усвоению слепым ребенком предметных действий не только за счет привлечения внимания к предмету и формулирования задачи — она позволяет руководить способами выполнения этой задачи (33). Влияние позиции родителей на раннее психическое развитие незрячего ребенка
248 249 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Особенности развития речи детей с нарушениями зрения
Раннее развитие ребенка происходит в тесной зависимости от условий его воспитания, от социальной среды, которая так или иначе влияет на формирование у него различных психических образований. В еще большей степени зависим от окружающих его людей аномальный ребенок и, конечно, прежде всего от родителей, которые призваны заботиться о нем, содействовать его физическому и духовному становлению. Обычно врожденная слепота обнаруживается врачом или самими родителями если не при рождении ребенка, то на 4-5 месяце его жизни, что, естественно, не может не вызвать у родителей тяжелое стрессовое состояние. Рушатся их надежды, планы, связанные с рождением ребенка, ломается представление о всей дальнейшей жизни. Кто-то со временем найдет в себе силы перестроиться, пересмотреть свою жизненную программу, другие же не в состоянии справиться с этой бедой собственными силами. Последние либо отказываются от ребенка, либо, оставив его в семье, не могут, даже любя, смириться с его дефектом. Крайним проявлением отчаяния является возникновение чувства потери смысла жизни, что может привести к тяжелым невротическим последствиям. Выделяются различные типы родительских позиций по отношению к незрячему ребенку и к его дефекту (37). Спектр отношений обоих родителей к ребенку и его слепоте обусловливает микроклимат семьи, в котором ребенку предстоит развиваться. Прежде всего отношение к ребенку может быть адекватным и неадекватным. При адекватномотношении ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Принятие дефекта означает способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Такое отношение можно выразить следующей формулой: «Мой ребенок слепой, но я сделаю все для того, чтобы он стал полноценной личностью». Таким образом, в семье принимается установка на формирование у ребенка тех же знаний, умений, навыков, которыми обладают и зрячие дети. Складывающаяся при этом атмосфера добро- желательной требовательности дает возможность воспитывать у ребенка такие черты личности, которые будут способствовать его наилучшей адаптации в разных жизненных условиях. Однако следует иметь в виду, что на этом пути воспитания никто не застрахован от ошибок — любой неверный шаг может привести к проявлению противоположных качеств: агрессии, иждивенчества, эгоизма, эгоцентризма. Отношение родителей к слепому ребенку может быть неадекватным, но при этом принимается и его дефект и он сам. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как беспомощное, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. К тому же у родителей (чаще у матери) может возникнуть чувство вины перед ребенком, которую они постоянно стараются искупить. Такая жертвенная, безоглядная любовь оборачивается на делетем, что ребенок растет не приспособленным к жизни. В результате у него не только не формируются навыки самообслуживания, но усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание. Компенсация слепоты происходит главным образом за счет развития речи, однако скромный чувственный опыт формализует знания детей об окружающем мире. Наряду с этим условия гиперопеки ставят ребенка в полную зависимость, физическую и эмоциональную, от опекающих его людей. Эгоцентрическая позиция, которая легко и быстро складывается в подобных обстоятельствах, мешает адаптации ребенка в коллективе сверстников, провоцирует тяжелые переживания разлуки ребенка с теми, кто его не только опекал, но и выполнял все капризы. Психическое развитие затормаживается и при такой позиции родителей, когда они с дефектом смирились, но не принимают уже самого ребенка. Эта позиция может бытьвыражена формулой: «Я мирюсь с тем, что мой ребенок слепой, но я хочу как можно меньше с ним общаться». Это отношение к ребенку приводит к тому, что мать мало с ним занимается и, как только появляется возможность, отдает его в специальное дошкольное учреждение. Такие дети обычно выделяются своей неухоженностью, заброшенностью, иног-
250 251 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Особенности развития речи детей с нарушениями зрения
да их «забывают» забрать домой на выходные дни или на каникулы. Глубокое нарушение зрения у этих детей сочетается с педагогической запущенностью. Они постоянно испытывают дефицит ласки, эмоционального общения. Как правило, сама отстраненность, эмоциональная холодность к ребенку объясняется (для оправдания перед окружающими и, конечно, перед собой) нехваткой времени, тяжелыми жизненными обстоятельствами и другими причинами. Весьма сложная ситуация создается, когда сам ребенок принимается родителями, а его дефект нет.Вот формула такого отношения: «Мой ребенок не такой плохой, как об этом говорят, и я докажу это». И родители пытаются добиться этого всеми доступными способами вопреки здравому смыслу и, в конечном счете, в ущерб ребенку. Не берутся в расчет специфические особенности дефекта, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они не вылечат ребенка и он не будет видеть. Часто подобную позицию занимают родители тех незрячих детей, которые имеют и нарушения интеллекта. Они убеждены, что у ребенка дефекта нет, его хотят ему приписать. По их мнению, все врачи сговорились между собой, а педагоги просто не умеют и не хотят учить их ребенка, как положено. Настаивая на отсутствии у ребенка нарушений со стороны интеллектуальной сферы, родители помещают его в неадекватные учебные условия, что дает обратный эффект: тормозит развитие ребенка, создает недопустимое напряжение нервной системы, отрицательно сказывается на формировании личности. При адекватном отношении к дефекту движущим мотивом родителей становится стремление всеми имеющимися средствами помочь ребенку — вылечить, максимально приспособить к окружающей жизни и т. п. В противном случае основным мотивом является стремление (пусть неосознанное) любой ценой доказать себе и окружающим, что их ребенок не инвалид. Последняя из рассматриваемых нами позиций родителей по отношению к слепому ребенку предполагает непринятие дефекта, которое ведет за собой непринятие и самого ребенка. Эта позиция выражается формулой: «У меня не может быть и не должно быть аномального ребенка». Родителям кажется, что наличие слепого ребенка означает крах всей их жизни. Они не видят никаких перспектив, их убивает слово «инвалид». И отсюда появляется желание избавиться от ребенка как «вечного» напоминания о трагедии. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от него или юридически, или фактически, передавая ребенка на воспитание, например, бабушке. Чаще всего позицию непринятия дефекта и ребенка занимает отец. Мать, всецело погрузившись в заботы по уходу за больным ребенком, сближается с ним все больше, теснее и начинает свое дитя еще крепче любить. Отец воспринимает происшедшее как нечто непоправимое, стремится переключиться на свои дела, на свою работу, все более отдаляясь от семьи, отстраняясь от ее проблем, вплоть до ухода из семьи. Из рассмотренных позиций наиболее часто встречается неадекватная позиция, при которой и ребенок, и его дефект принимаются и которая характеризуется гиперопекой родителей. Развитие незрячего ребенка в семье зависит не только от отношения к нему родителей, но и от того, как складываются его отношения с братьями и сестрами. Вместо чувства жалости и любви к новорожденному у старшего ребенка может появиться к нему равнодушие и даже неприязнь, так как он поглощает все внимание близких. Чтобы избежать нежелательных осложнений между детьми, родители должны дать почувствовать старшему ребенку, что любовь к нему не ослабела, что, напротив, теперь мама не может без него обойтись. Сложности таятся и в отношениях между незрячим ребенком и его младшими братьями и сестрами. Основная ошибка, приводящая к конфликтам и соперничеству детей, состоит в излишней требовательности к здоровому малышу и в постоянном попустительстве незрячему ребенку. При этом у незрячего ребенка легко могут развиваться такие черты характера, как эгоизм и иждивенчество, и в то же время — чувство неполноценности, поскольку он постоянно слышит, что он, в отличие от других, многого не умеет. Такая ошибка исключается, если родители занимают адекватную позицию по отношению к ребенку с нарушением зрения (37).
252 253 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Особенности развития речи детей с нарушениями зрения
Таким образом, родители незрячего ребенка, имеющего первично сохранный интеллект, должны осознать, что при верно избранном к нему отношении и в результате определенных усилий он сможет не просто приспособиться к жизни в обществе, но и многого достигнуть. Развитие речи незрячих и слабовидящих детей в условиях семейного воспитания Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия — зрительного, слухового, осязательного. При этом важно, даже при выраженных дефектах зрения, обязательно использовать в познании окружающего мира остаточное зрение, учить ребенка пользоваться им в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности. Для предупреждения тяжелых дефектов зрения, связанных с недоразвитием зрительных центров коры головного мозга, важное значение имеет раннее лечение, включая, по показаниям, и хирургическое, а также комплекс коррекционно-воспитательных мероприятий, проводимых в семье. Психическое развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно, в зависимости от того, является ли он незрячим или слабовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижением интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. С самого раннего возраста необходимо активизировать функционирование всех сохранных анализаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение. Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зрения, следует начинать с первых месяцев его жизни. Особенно важное значение имеет развитие активного осязания. Ребенка как можно раньше необходимо учить ощупывать различные предметы, одновременно называя их, объясняя их назначение, учить его совместно с взрослыми пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка. Не менее важно для детей с нарушениями зрения развитие ориентировки в пространстве, а также развитие речи. При этом нужно обратить особое внимание на развитие смысловой стороны речи, предупреждать так называемую «попугайную» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не вникая в ее смысл. У детей с глубокими нарушениями зрения вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи обусловлены ее ранним недоразвитием, отмечается также значительная задержка развития ряда важнейших функций, которые имеют то или иное отношение к формированию речевой системы (праксис, гнозис, координация, пространственная ориентировка). На развитие психических процессов, в том числе и речи, огромное влияние оказывает качество речевого общения, микросоциальная среда. В процессе развития речи в условиях семейного воспитания и обучения акцентируется внимание на возможность использования имеющегося зрения, в связи с чем привлекается дидактический материал (необходимой величины, окраски и объемности), рельефные картинки, «волшебные мешочки» с набором игрушек и др. В целях формирования представлений о многообразии предметного мира необходимо использовать природную наглядность. Обязательным элементом занятий по развитию речи должна быть игра, так как у детей с глубокими нарушениями зрения значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности. Формирование игры незрячих и слабовидящих детей является важным моментом коррекции их психического, нравственного и физического развития (22). Работа с детьми, имеющими первый уровень сформированности речи, должна быть нацелена на совершенствование фонетической стороны речи (проводятся упражнения и игры, связанные с развитием слухового внимания и памяти). В работе с детьми второго уровня сформированности речи особое внимание уделяется еще и словарной работе, развитию фонематического анализа и синтеза. В работу с детьми третьего и четвертого уровней сформированности речи вводятся элементы, направленные на коррекцию предметно-практической, игровой и познавательной деятельности.
254 255 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Неотъемлемой частью процесса развития речи должно быть совершенствование моторных навыков, координации, ориентации в пространстве, конструктивных навыков, увязанное с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. Развитие речи детей строится на предметной базе. Учитывая особенности незрячих и слабовидящих детей этих групп, основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи, т.е. на обеспечение речевой базы для школьного обучения (6). Увеличение словарного запаса, расширение контекстного значения слов и их употребление в активной речи возможны лишь при условии своевременного и активного начала формирования речи уже в преддошкольном и дошкольном возрасте. Совершенствование смысловой стороны речи детей с нарушениями зрения имеет важное значение в связи с ведущей ролью речи в коррекции недостатков психического развитиятаких детей. Развитие речи, объем словарного запаса и его смысловая сторона зависят не столько от остроты зрения, сколько от организации жизни и деятельности детей с нарушениями зрения в семье и специальном детском саду. В особо тяжелом положении оказываются родители, имеющие детей с таким сложным дефектом, как слепоглухонемота, приводящим к значительным отклонениям в умственном и психическом развитии. Ребенок, лишенный зрения и слуха, без специального корригирующего педагогического вмешательства практически обречен на полную изоляцию от внешнего мира и остается инвалидом на всю жизнь. В этой связи в процессе специального обучения чрезвычайно важную роль играет воспитание в условиях семьи. Целенаправленное семейное воспитание помогает слепоглухонемому ребенку овладеть необходимыми навыками самообслуживания и средствами общения (хотя бы в жесто-вой форме), а также приобрести элементарные представления об окружающей действительности. Задачами семейного воспитания и обучения такого ребенка являются: организация поведения ребенка, установление Особенности развития речи детей с нарушениями зрения_________ контакта с ним, выработка навыков самообслуживания и содействие формированию у ребенка со сложным дефектом образов окружающих предметов. При выборе методов и приемов воспитания необходимо опираться на сохранившиеся у ребенка органы чувств — осязание, обоняние и вкус — которые выполняют роль каналов для поступления информации из внешнего мира. Знакомство и общение слепоглухонемого с окружающим миром происходит преимущественно посредством осязания, т. е. через ощупывание рукой. Важным моментом специального обучения является формирование у ребенка средств общения, т.е. установление с ним контакта, сначала с помощью жестов, затем — дактильной речи. Необходимо всячески поддерживать и развивать голос ребенка. С этой целью, например, во время игры с паровозом или машиной ему можно дать ощутить, прикладывая его руки к груди или гортани взрослого, вибрацию голосовых складок в момент произнесения звука у, имитирующего сигнал машины или паровоза. Потребность в обращении к окружающим, в общении с ними, вызванная у ребенка усилиями взрослых, является значительным достижением, так как влечет за собой возникновение потребности в речи. Все занятия, направленные на воспитание навыков самообслуживания, ручного и бытового труда, должны служить конечной задаче — выработке привычки (а впоследствии, быть может, и любви) к доступному труду, которая избавит слепоглухонемого от возможных иждивенческих настроений и поможет избежать полной инвалидности. 256 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ Ранний детский аутизм (РДА) — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром и более всего — с человеком. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте 2-3 лет в период первого возрастного кризиса. Отсутствие общения, а следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации. Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. Аутизм у детей дошкольного возраста проявляется как нарушение общения с окружающими. Иногда у них может проявляться избирательный интерес к отдельным людям, зачастую констатируется большая зависимость от матери. Но в целом дети мало доступны контактам. Все их поведение необычно, часто неадекватно ситуации, у многих из них наблюдаются страхи, специфические нарушения моторики и речи. У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм довербального и вербального общения. Прежде всего у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. На всех этапах своего развития ребенок с РДА в общении с окружающими не пользуется мимикой и жестами, как это делают дети первого года жизни, а также дети с нарушениями слуха и речи. Он стремится избегать контакта с другими людьми, ни на кого не смотрит, не общается с окружающими, отличаясь повышенной ранимостью, впечатлительностью, неадекватной реакцией на окружающее. Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом Такой ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников, зато чрезмерно болезненно и возбужденно реагирует даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате. Характерной особенностью всех детей с аутизмом является склонность к однообразным формам поведения, привязанность к одним и тем же предметам, обстановке. Для них свойственны разнообразные нарушения психомоторики, которые проявляются, с одной стороны, в моторной недостаточности, неловкости, а с другой — в появлении однообразных, стереотипных движений в виде сгибания и разгибания пальцев рук, потягиваний, подпрыгивании, вращающих движений кистями рук около наружных углов глаз, усиливающихся при волнении, при попытках взрослого вступить в контакт с ребенком. Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страх новизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинкт самосохранения. Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость. У аутичных детей наблюдается снижение психического тонуса. Они не выдерживают даже небольшого напряжения, быстро истощаются, пресыщаются, что крайне затрудняет с ними работу. Среди характерных признаков РДА большое место занимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно — несформированность коммуникативного поведения. Вне зависимости от срока появления речи и уровня ее развития ребенок не использует речь как средство общения, редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих, и в том числе близких для него людей. В то же время у него может интенсивно развиваться «автономная речь», «речь для себя». Обращают на себя внимание эхолалии, вычурное, часто скандированное произношение, своеобразная интонация, нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце слова или фразы, длительное называние себя во втором или в третьем
258 259 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких людей, предметы, к которым ребенок испытывает страх, навязчивый интерес и т.п. В отличие от речевых нарушений, например, алалии, речь при аутизме на самых ранних этапах может развиваться нормально иди даже ускоренно. Затем (обычно до 30 месяцев) она начинает постепенно утрачиваться: ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне. При РДА в доречевом периоде часто отсутствует лепет и слабо развито подражание. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя понимает обращенную речь. В начале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут иметь место в старшем дошкольном возрасте. Различные варианты аутистического поведения могут формироваться вторично у детей с тяжелыми формами нарушений речи и слуха. Важность своевременной дифференциации объясняется еще и тем, что дети с РДА составляют группу риска развития тяжелого психического заболевания — детской шизофрении. Нарушения в общении у аутичного ребенка широко варьируются: в более легких случаях ребенок может быть избирательно контактен в привычной для него ситуации и крайне заторможен в новой обстановке, в присутствии посторонних. В наиболее тяжелых случаях он полностью игнорирует окружающих, не замечает их. Типичными для детей с аутизмом являются эхолалии, при этом дети предпочитают повторять абстрактные, мало понятные им слова, наслаждаясь их звучанием. Иногда речь аутичного ребенка напоминает речь радио- или телекомментатора, наблюдается синдром «попугайной речи». Голос обычно монотонный, невыразительный, тихое звучание может прерываться отдельными выкриками, визгом. Ребенок говорит как бы для себя или сам с собой. Фонетическая сторона речи может быть относительно сохранна (23). |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |