Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ




К категории детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) относятся дети с алалией, дизартрией, ринолалиёй, выраженным заиканием. Общей особенностью их развития является стойкое системное нарушение речи, которое мо­жет сочетаться с неврологической и психопатологической симптоматикой, с различными отклонениями психической деятельности. Лечебно-педагогическая работа с такими детьми проводится дифференцированно, в зависимости от возраста, структуры речевого дефекта и степени его выра­женности, индивидуальных особенностей.

Большое значение для школьной и социальной адапта­ции детей с ТНР имеет время начала лечебно-коррекцион­ных и развивающих мероприятий. Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприятий в раннем возрасте как в семье родителями, так и на специальных занятиях педагогами, психологами и логопедами является мало разработанной.

В первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно, дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Это определяет необходимость обучения родителей правильному взаимодействию с ребен­ком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Эффективность проведения коррекционно-воспитательной работы намного повышается, когда ее активным участником становится мать ребенка с отклонениями в развитии, кото­рая хорошо ориентирована не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях ле­чебной педагогики. Особое внимание следует уделить пра­вильно организованному эмоционально-развивающему вза­имодействию матери и ребенка и на стимуляцию в процессе этого взаимодействия психического, речевого и моторного развития ребенка.


Родителям необходимо создавать для ребенка с ограничен­ными, в том числе и речевыми возможностями, атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности с пониманием специфики трудностей и проблем развития ребенка; корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие воз­можности его развития и социальной адаптации; спокойно, ровно и доброжелательно относиться к детям, особенно физи­чески ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным; помнить, что признаками переутомления наряду со сниже­нием концентрации внимания, ухудшением двигательной координации является нарушение сна; стимулировать ум­ственное, эмоциональное, речевое развитие с опорой на пси­хическое состояние радости, спокойствия, раскованности. Вся деятельность ребенка должна быть построена по опреде­ленному расписанию. В коррекционной работе желательно использовать различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, изобрази­тельную, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Только родители, со­храняющие душевное равновесие и правильно понимающие проблемы ребенка, становятся активными помощниками пе­дагога и прежде всего своего ребенка.

Основными задачами коррекционной работы с ребен­ком,отстающим в развитии речи, являются следующие: раз­витие подражательной деятельности (речевого подража­ния), формирование предметно-действенного общения ребенка с взрослыми и начального ситуативного понимания обращенной речи.

Дети с ТНР нуждаются в комплексе лечебно-оздорови­тельных мероприятий: соблюдении режима дня, закалива­нии, массаже, физиотерапии, развитии двигательных функ­ций и коррекции даже нерезко выраженных двигательных нарушений.

Родителям необходимо активно участвовать в поэтап­ном формировании речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

На первом этапе обучения,когда ребенок практически является неговорящим, начинается работа над пониманием


 


226


227


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...


Коррекционная направленность семейного воспитания...


 


речи. Занятия проводятся в игровой форме с обязательным многократным повторением одного и того же материала. Ребенка учат понимать названия предметов и действий, а также вопросы: «Покажи, где сидит зайка. Куда идет девоч­ка? Кому мама дает мяч?» и т.п.

При работе с неговорящим ребенком нельзя перегружать его пассивный словарь малопонятными для него словами. Важное значение имеет развитие речевого подражания в процессе совместной с ребенком игры, формируя так называ­емые отраженные действия: «Сделай как я ». Ребенка можно попросить поиграть на дудочке, покачать куклу, выполнить по подражанию различные движения руками, вызвать зву­ковое подражание («Как мычит корова? Как гудит маши­на?» и т.д.).

Затем постепенно стимулируется развитие слухового и зрительного внимания, памяти, произвольной регуляции дея­тельности. Важно научить ребенка сортировке предметов по цвету, форме и величине, сооружать простые постройки из кубиков по образцу, показывать части тела, приносить игруш­ки по словесной инструкции, затем показывать называемые предметы на картинках и выделять их на сюжетной картинке. Различными игровыми приемами ребенка следует побуждать к речевому общению, но ни в коем случае не принуждать, так как это может вызвать речевой негативизм и еще больше задер­жит развитие речи. Одновременно у ребенка стимулируют зву­коподражание и общение с помощью аморфных слов — корней (машина — «би-би», мишка — «ми» и т.п.).

На втором этапе родители учат ребенка построению простых двухсловных предложений, запоминанию наиболее употребительных словосочетаний, работают над расширени­ем объема понимания речи, обучают словоизменению и раз­личению грамматических форм единственного и множе­ственного числа существительных и глаголов. Ребенок должен научиться соотносить слова «большой» и «малень­кий» с величиной предлагаемых ему предметов. На этом же этапе стимулируют формирование первых форм слов. Внача­ле дети могут проговаривать лишь ударный слог, затем два и более слогов. Постепенно ребенка учат объединять усвоен­ные слова в двухсловные предложения.


На третьем этапе ребенка учат грамматически пра­вильно строить предложения, различать слова, сходные по звучанию, понимать действия, изображенные на сюжетных картинках, учат делить слова на слоги, исправляют звуко­произношение, работают над слоговой структурой слов.

На четвертом этапе работы ребенка учат грамматичес­ки правильно строить предложения из 3-5 слов, формируют навык связной речи, расширяют объем предложений, учат сопоставлению грамматических форм глагола, составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, развивают и совершенствуют связную речь. Важно научить ребенка составлять рассказы по сюжетным картинкам, рас­сказывать сказки с опорой на серии сюжетных картинок, самостоятельно составлять рассказы. Важное значение име­ют специальные игры-упражнения по словообразованию: ребенка учат понимать и употреблять уменьшительно-ласка­тельные формы существительных, образовывать названия детенышей животных, используется ряд упражнений по развитию грамматической стороны речи (13).

При формировании умений и навыков правильного вос­произведения звуков речи у детей необходимо развивать фонематическое восприятие, умение опознавать и различать звуки в речи. Одновременно проводится работа над улучше­нием движений органов артикуляции и развитием ощущений этих движений. Специальные упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, практикуютсяобычно в виде игр-упражнений «Сказка о Веселом Языке» (8). Ребенка знакомят со звуками также в процессе чтения ему сказок, в различных речевых играх.

Работа по развитию фонематического восприятия ведется также поэтапно: ребенка знакомят с конкретным звуком, подбирая к нему образ из сказки или рассказа, затем учат различению изолированных звуков, связанных с конк­ретным образом, проводят работу по узнаванию звука в сло­ге, учат определять место звука в слоге, различать на слух звуки в словах, близких по звучанию или артикуляции, и, наконец, учат ребенка придумывать слова на заданный звук.

Родителям детей, которые испытывают значительные трудности при овладении речью, можно предложить следу-


 


228


229


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...


Коррекционная направленность семейного воспитания...


 


ющие рекомендации. Если малыш плохо различает звуча­щую речь, говоря, постарайтесь приблизиться к ребенку, чтобы ваше лицо было ему хорошо видно, при этом позаботь­тесь о том, чтобы не мешали посторонние звуки; говорите с ребенком так, как будто сообщаете ему что-то очень важное и личное. Любимым словом ребенка окажется то, которое он слышит чаще всего, например, его имя. Говоря с малышом, старайтесь до него дотрагиваться, чтобы он приготовился слушать. Помогите ребенку понять, что вы от него хотите, показывая ему это. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, даже если он не пытается говорить, подобно свер­стникам. Чтобы помочь малышу научиться повторять ваши слова, следует, отчетливо их произнося, одновременно де­монстрировать то, что эти слова означают. Детям с ТНР требуется больше времени, чтобы у них возник интерес к детским стихам, песенкам, играм с пальчиками. Не прекра­щайте попыток, читайте детские стишки, пойте песенки, когда кормите малыша или занимаетесь какой-нибудь рабо­той по дому, а он наблюдает за вами.

При дизартрии у детей отмечаются нарушения звукопро­изношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями моторики и речевого дыхания. Наиболее часто дизартрия наблюдается при церебральном детском параличе. Коррекционная работа должна быть систематической и поэтапной.

Первый этап — подготовительный, основные его цели: подготовка к формированию правильных артикуляцион­ных укладов, воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция ды­хания и голоса, развитие общей и мелкой моторики. Очень многое зависит на первом этапе коррекционной работы от родителей, выполняющих советы и рекомендации врачей и логопедов.

Второй этап — формирование первичных коммуника­тивных произносительных навыков. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений, речевого дыха­ния, голоса.

Третий этап — коррекция звукопроизношения, разви­тие лексико-грамматической стороны речи, связной речи детей. В комплекс корррекционной работы включаются раз-


личные виды массажа органов артикуляции, при необходи­мости физиотерапия и медикаментозное лечение.

С детьми, страдающими открытой ринолалией вслед­ствие врожденных расщелин неба и губы, должна прово­диться дооперационная работа с целью предупреждения воз­можных отклонений в развитии ребенка. Для усиления небно-глоточного смыкания можно использовать упражне­ния в позевывании, покашливании, глотании воды или ки­селя маленькими порциями, а также полоскание горла теп­лой водой, показан дооперационныи массаж твердого и мягкого неба — 2-3 раза в день перед едой.

Задачи профилактической работы, в которой активноучаствуют родители детей-ринолаликов, заключаются в сле­дующем.

1. Стимуляция физического развития ребенка с целью предупреждения появления астенического синдрома (зака­ливание, гимнастика, проводимая матерью под наблюдени­ем логопеда, в соответствии с возрастом ребенка: от стимуля­ции ползания за яркой игрушкой до спортивных игр, развития мелкой моторики рук).

2. Предупреждение нарушения дыхательной функции (динамическая и статическая дыхательная гимнастика).

3. Предупреждение появления и закрепления патологи­ческих артикуляционных и фонаторных навыков, а также сопутствующих движений мимической мускулатуры (арти­куляционная гимнастика с целью предупреждения фикса­ции языка в патологическом положении, стимуляции неб­ных и глоточных рефлексов, появления сопутствующих мимических движений; упражнения для развития силы и высоты голоса).

4. Предупреждение задержки речевого и психического развития (стимуляция основных форм довербальной комму­никации, потребности к подражанию слышимым звукам; языковое общение в любых жизненных ситуациях; расши­рение социальных контактов).

5. Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его родных с целью установления контакта с ребенком, его близкими, вселения уверенности в свои силы, в результаты коррекции.


 


230


231


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...


Коррекционная направленность семейного воспитания...


 


Применение комплекса профилактических мер укрепля­ет и стимулирует физическое и речевое развитие детей, пре­дупреждает появление вторичных наслоений, подготавлива­ет детей к послеоперационной логотерапии.

Задержка речевого развития в раннем возрасте может быть связана с конституциональными особенностями ребен­ка, со специфической, генетической программой его речево­го развития, соматической ослабленностью, неблагоприят­ными условиями окружения и воспитания, например, недостаточностью эмоционально-личностного общения в условиях домов ребенка и детских домов.

При преодолении заикания у детей важен комплексный медико-педагогический подход. У некоторых детей в 2-3 года может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравно­мерное развитие речи. Родители часто допускают ошибку, перегружая ребенка излишней словесной информацией, но­выми впечатлениями, что может привести к заиканию (эво-лютивное заикание). Родителям и воспитателям следует быть особенно внимательными к ребенку в этот период ин­тенсивного развития речи, особенно к ребенку с повышенной нервной возбудимостью, моторной неловкостью, леворукос-тью, легкой мозговой дисфункцией. Любое заболевание, психическая травма, чрезмерная стимуляция речи могут привести к заиканию.

В семье заикающегося ребенка важно установить специ­альный «речевой режим» с ограничением речевой нагруз­ки, новых впечатлений. Все члены семьи должны пользо­ваться медленной, спокойной разговорной речью, особенно в присутствии ребенка. Нужно исключить любые замечания и высказывания по поводу недостатка речи у ребенка, закреп­лять дома результаты логопедической коррекции заикания. Важно, чтобы дома строго выполнялись советы и рекомен­дации логопеда при инициальном и закрепившемся заика­нии, например, необходимо устранить психотравмирующую ситуацию (посещение детского сада, общение с некоторыми людьми и др.); сменить обстановку (поездка на дачу, к бабуш­ке и т.п.); относиться к старшему ребенку как к маленькому при появлении другого ребенка в семье: избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, расстраивают или смущают


ребенка; стараться говорить медленно, короткими предло­жениями, без излишней эмоциональности; приучить ребен­ка к настольным играм, занятиям с конструктором и др.

Родителям необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку в связи с возникшим у него заиканием, проанализи­ровать, какие вопросы и сколько они задают ребенку, не пре­рывают ли вопросы игру ребенка, что почти всегда ведет к запинкам. Надо постараться удержать ребенка от речи, ког­да он на грани истерики или плачет; неразумно заставлять ребенка пересиливать свои страхи, лучше обыграть их в спектаклях, нарисовать на бумаге. Необходимо организо­вать жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять, правильно чередовать сон — отдых — занятия. Родителям нужно с уважением относиться к ребенку, внимательно его выслушивать, не перебивать, не стесняться выражать свою любовь, чаще хвалить ребенка.

В процессе общения со взрослыми у ребенка формируют­ся первые предпосылки для развития речи. Вприсутствии взрослого ребенок активно гулит, затем лепечет, подражает слогам, произносимым взрослым. Эмоционально-положи­тельное общение взрослых с ребенком формирует у него ком­муникативную потребность и стимулирует развитие речи. Нарушения социально-эмоционального развития могут на­блюдаться у детей, если мать недостаточно эмоциональна, мало играет с малышом. С другой стороны, чрезмерное об­щение также может иметь отрицательные последствия. Если взрослый постоянно находится с ребенком, малыш не­прерывно начинает требовать к себе внимания, не проявля­ет интереса к игрушкам и своему окружению.

С целью стимуляции доречевого и речевого развития детей раннего возраста родителям и близким ребенка не­обходимо проводить следующую работу: 1-3 месяца — так­тильная стимуляция губ. Развитие слухового внимания. Стимуляция гуления. 4-8 месяцев — гимнастика губ. По­буждение ребенка губами тянуться к соске и пище, стиму­ляция движений языка, жевания. Стимуляция лепета и развитие слухового внимания. 9-18 месяцев — развитие слухового внимания, определение звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. Закрепление свя-


 


232


233


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...


Коррекционная направленность семейного воспитания...


 


зи между словом, предметом и простейшим действием. Обу­чение интонации просьбы. 18-36 месяцев — привлечение внимания к правильному звучанию слов. Постоянно разго­варивать с ребенком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь ребенка. Расширять понимание речи с помо­щью картинок, играть в картинное лото, стимулировать к рассказу по картинкам (23).

Коррекционное семейное воспитание особенно важно в первые 2-3 года жизни ребенка, которые являются этапом наиболее интенсивного формирования «функциональных ансамблей» нервно-психической деятельности. Родители должны иметь четкое представление о том, как проводить коррекционные занятия, как и чему учить ребенка и в какой последовательности. Занятия будут более успешными, если они не только полезны, но и приятны для ребенка, учитыва­ют его возможности, основаны на игровых действиях.

Для формирования речи особое значение имеет мотор­ное развитие ребенка, дифференциация слухового воспри­ятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении. В дошкольном воз­расте для стимуляции речевого развития ребенка использу­ется работа с картинками (развитие диалогической речи, составление рассказа).

Изоляция ребенка от стимулирующей среды (семьи, дет­ской группы и т.п.) рассматривается как депривационная ситуация, замедляющая психическое развитие ребенка. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказы­вает эмоциональная депривация, когда ребенок с самого рождения ощущает дефицит теплоты, ласки, любви.

Если на первом году жизни основной причиной психо-травмирующих воздействий на ребенка является отсутствие эмоционального контакта с матерью, то в 2-3 года — это отрыв от родителей, особенно от матери, воспитание в не­полной семье. После 2,5 лет отрицательно сказываются на психике ребенка наказания, страхи, что может привести к расстройствам сна, заиканию, тикам, энурезу, нарушениям поведения.

Неблагоприятное влияние на развитие психики и речи детей с ТНР оказывает как подсознательное «отвергание»


ребенка (отсутствие интереса к детям со стороны родителей, недостаточность взаимодействия с ними), так и чрезмерная опека. В этих случаях дети растут пассивными, не уверенны­ми в себе, эгоцентричными. Для них характерна психичес­кая и особенно социальная незрелость, которая охватывает все сферы деятельности ребенка и препятствует его социаль­ной адаптации.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития ребенка с ТНР важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Семья должна сохранять контакты с соци­альным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка в обществе. Коррекционное семейное воспитание и обучение ребенка с ТНР является частью реабилитационно-оздоровительного процесса, оно активизирует ребенка, пси­хологически связывает его с обычной жизнью, способствует его адаптации и социализации.


234


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...


Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха


 


 

I

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Одной из основных задач реабилитации детей с наруше­нием слуха является подготовка этих детей к жизни в среде слышащих людей и к общению с ними. Процесс адаптации осложняют трудности речевых контактов со слабослышащи­ми и неслыщащими детьми, недостаточная подготовлен­ность общества к взаимодействию с лицами с ограниченны­ми возможностями развития, отношение окружающих к слабослышащим и глухим — существующее объективно и демонстрируемое.

Среди детей, имеющих наследственные или приобретен­ные дефекты физического или умственного развития и нуждающихся вследствие этого в специальном обучении и воспитании, выделяются дети с нарушениями слуха. Слу­ховая недостаточность у этих детей не только имеет разную степень выраженности, но и приводит к различным послед­ствиям в психическом развитии.

Одни дети из данной категории практически не слышат и не имеют словесной речи (глухонемые), словесное обще­ние с ними невозможно. Другие в той же степени глухие, но имеют речь, сформировавшуюся до наступления глухо­ты (позднооглохшие), устное общение с ними сильно зат­руднено из-за глухоты и неумения читать с губ. Третьи в той или иной мере слышат обращенную к ним речь разной громкости и на разном расстоянии (слабослышащие, или тугоухие, по старой терминологии), имеют некоторый сло­варный запас, строят простейшие фразы, однако речь их примитивна, сильно искажена в фонематическом и грам­матическом отношении.

Особенности психического развития ребенка с наруше­ниемслуха проявляются в формировании и отдельных психи­ческих процессов, и личности в целом. В частности, в связи с нарушением слуховых ощущений у детей особую роль приоб­ретают зрительные и двигательные ощущения, развиваются


и обостряются тактильно-вибрационные ощущения, которые у слышащих не играют существенной роли. Наиболее своеоб­разен и специфичен у детей с нарушениями слуха процесс формирования речи. Речь у неслышащих детей не может раз­виваться спонтанно, они не могут овладеть ею самостоятель­но. В связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются особые формы общения, такие, как мимика, дактилология, чтение с губ. Лечебно-педагогическая работа с этой категори­ей детей должна быть предельно ранней, комплексной, диф­ференцированной в зависимости от тяжести и характера слу­хового дефекта, состояния речи и интеллекта детей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...