Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
К категории детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) относятся дети с алалией, дизартрией, ринолалиёй, выраженным заиканием. Общей особенностью их развития является стойкое системное нарушение речи, которое может сочетаться с неврологической и психопатологической симптоматикой, с различными отклонениями психической деятельности. Лечебно-педагогическая работа с такими детьми проводится дифференцированно, в зависимости от возраста, структуры речевого дефекта и степени его выраженности, индивидуальных особенностей. Большое значение для школьной и социальной адаптации детей с ТНР имеет время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприятий в раннем возрасте как в семье родителями, так и на специальных занятиях педагогами, психологами и логопедами является мало разработанной. В первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно, дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Это определяет необходимость обучения родителей правильному взаимодействию с ребенком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Эффективность проведения коррекционно-воспитательной работы намного повышается, когда ее активным участником становится мать ребенка с отклонениями в развитии, которая хорошо ориентирована не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педагогики. Особое внимание следует уделить правильно организованному эмоционально-развивающему взаимодействию матери и ребенка и на стимуляцию в процессе этого взаимодействия психического, речевого и моторного развития ребенка. Родителям необходимо создавать для ребенка с ограниченными, в том числе и речевыми возможностями, атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности с пониманием специфики трудностей и проблем развития ребенка; корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие возможности его развития и социальной адаптации; спокойно, ровно и доброжелательно относиться к детям, особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным; помнить, что признаками переутомления наряду со снижением концентрации внимания, ухудшением двигательной координации является нарушение сна; стимулировать умственное, эмоциональное, речевое развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию. В коррекционной работе желательно использовать различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, изобразительную, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Только родители, сохраняющие душевное равновесие и правильно понимающие проблемы ребенка, становятся активными помощниками педагога и прежде всего своего ребенка. Основными задачами коррекционной работы с ребенком,отстающим в развитии речи, являются следующие: развитие подражательной деятельности (речевого подражания), формирование предметно-действенного общения ребенка с взрослыми и начального ситуативного понимания обращенной речи. Дети с ТНР нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдении режима дня, закаливании, массаже, физиотерапии, развитии двигательных функций и коррекции даже нерезко выраженных двигательных нарушений. Родителям необходимо активно участвовать в поэтапном формировании речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). На первом этапе обучения,когда ребенок практически является неговорящим, начинается работа над пониманием
226 227 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Коррекционная направленность семейного воспитания...
речи. Занятия проводятся в игровой форме с обязательным многократным повторением одного и того же материала. Ребенка учат понимать названия предметов и действий, а также вопросы: «Покажи, где сидит зайка. Куда идет девочка? Кому мама дает мяч?» и т.п. При работе с неговорящим ребенком нельзя перегружать его пассивный словарь малопонятными для него словами. Важное значение имеет развитие речевого подражания в процессе совместной с ребенком игры, формируя так называемые отраженные действия: «Сделай как я ». Ребенка можно попросить поиграть на дудочке, покачать куклу, выполнить по подражанию различные движения руками, вызвать звуковое подражание («Как мычит корова? Как гудит машина?» и т.д.). Затем постепенно стимулируется развитие слухового и зрительного внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности. Важно научить ребенка сортировке предметов по цвету, форме и величине, сооружать простые постройки из кубиков по образцу, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции, затем показывать называемые предметы на картинках и выделять их на сюжетной картинке. Различными игровыми приемами ребенка следует побуждать к речевому общению, но ни в коем случае не принуждать, так как это может вызвать речевой негативизм и еще больше задержит развитие речи. Одновременно у ребенка стимулируют звукоподражание и общение с помощью аморфных слов — корней (машина — «би-би», мишка — «ми» и т.п.). На втором этапе родители учат ребенка построению простых двухсловных предложений, запоминанию наиболее употребительных словосочетаний, работают над расширением объема понимания речи, обучают словоизменению и различению грамматических форм единственного и множественного числа существительных и глаголов. Ребенок должен научиться соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предлагаемых ему предметов. На этом же этапе стимулируют формирование первых форм слов. Вначале дети могут проговаривать лишь ударный слог, затем два и более слогов. Постепенно ребенка учат объединять усвоенные слова в двухсловные предложения. На третьем этапе ребенка учат грамматически правильно строить предложения, различать слова, сходные по звучанию, понимать действия, изображенные на сюжетных картинках, учат делить слова на слоги, исправляют звукопроизношение, работают над слоговой структурой слов. На четвертом этапе работы ребенка учат грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов, формируют навык связной речи, расширяют объем предложений, учат сопоставлению грамматических форм глагола, составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, развивают и совершенствуют связную речь. Важно научить ребенка составлять рассказы по сюжетным картинкам, рассказывать сказки с опорой на серии сюжетных картинок, самостоятельно составлять рассказы. Важное значение имеют специальные игры-упражнения по словообразованию: ребенка учат понимать и употреблять уменьшительно-ласкательные формы существительных, образовывать названия детенышей животных, используется ряд упражнений по развитию грамматической стороны речи (13). При формировании умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи у детей необходимо развивать фонематическое восприятие, умение опознавать и различать звуки в речи. Одновременно проводится работа над улучшением движений органов артикуляции и развитием ощущений этих движений. Специальные упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, практикуютсяобычно в виде игр-упражнений «Сказка о Веселом Языке» (8). Ребенка знакомят со звуками также в процессе чтения ему сказок, в различных речевых играх. Работа по развитию фонематического восприятия ведется также поэтапно: ребенка знакомят с конкретным звуком, подбирая к нему образ из сказки или рассказа, затем учат различению изолированных звуков, связанных с конкретным образом, проводят работу по узнаванию звука в слоге, учат определять место звука в слоге, различать на слух звуки в словах, близких по звучанию или артикуляции, и, наконец, учат ребенка придумывать слова на заданный звук. Родителям детей, которые испытывают значительные трудности при овладении речью, можно предложить следу-
228 229 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Коррекционная направленность семейного воспитания...
ющие рекомендации. Если малыш плохо различает звучащую речь, говоря, постарайтесь приблизиться к ребенку, чтобы ваше лицо было ему хорошо видно, при этом позаботьтесь о том, чтобы не мешали посторонние звуки; говорите с ребенком так, как будто сообщаете ему что-то очень важное и личное. Любимым словом ребенка окажется то, которое он слышит чаще всего, например, его имя. Говоря с малышом, старайтесь до него дотрагиваться, чтобы он приготовился слушать. Помогите ребенку понять, что вы от него хотите, показывая ему это. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, даже если он не пытается говорить, подобно сверстникам. Чтобы помочь малышу научиться повторять ваши слова, следует, отчетливо их произнося, одновременно демонстрировать то, что эти слова означают. Детям с ТНР требуется больше времени, чтобы у них возник интерес к детским стихам, песенкам, играм с пальчиками. Не прекращайте попыток, читайте детские стишки, пойте песенки, когда кормите малыша или занимаетесь какой-нибудь работой по дому, а он наблюдает за вами. При дизартрии у детей отмечаются нарушения звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями моторики и речевого дыхания. Наиболее часто дизартрия наблюдается при церебральном детском параличе. Коррекционная работа должна быть систематической и поэтапной. Первый этап — подготовительный, основные его цели: подготовка к формированию правильных артикуляционных укладов, воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса, развитие общей и мелкой моторики. Очень многое зависит на первом этапе коррекционной работы от родителей, выполняющих советы и рекомендации врачей и логопедов. Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений, речевого дыхания, голоса. Третий этап — коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи детей. В комплекс корррекционной работы включаются раз- личные виды массажа органов артикуляции, при необходимости физиотерапия и медикаментозное лечение. С детьми, страдающими открытой ринолалией вследствие врожденных расщелин неба и губы, должна проводиться дооперационная работа с целью предупреждения возможных отклонений в развитии ребенка. Для усиления небно-глоточного смыкания можно использовать упражнения в позевывании, покашливании, глотании воды или киселя маленькими порциями, а также полоскание горла теплой водой, показан дооперационныи массаж твердого и мягкого неба — 2-3 раза в день перед едой. Задачи профилактической работы, в которой активноучаствуют родители детей-ринолаликов, заключаются в следующем. 1. Стимуляция физического развития ребенка с целью предупреждения появления астенического синдрома (закаливание, гимнастика, проводимая матерью под наблюдением логопеда, в соответствии с возрастом ребенка: от стимуляции ползания за яркой игрушкой до спортивных игр, развития мелкой моторики рук). 2. Предупреждение нарушения дыхательной функции (динамическая и статическая дыхательная гимнастика). 3. Предупреждение появления и закрепления патологических артикуляционных и фонаторных навыков, а также сопутствующих движений мимической мускулатуры (артикуляционная гимнастика с целью предупреждения фиксации языка в патологическом положении, стимуляции небных и глоточных рефлексов, появления сопутствующих мимических движений; упражнения для развития силы и высоты голоса). 4. Предупреждение задержки речевого и психического развития (стимуляция основных форм довербальной коммуникации, потребности к подражанию слышимым звукам; языковое общение в любых жизненных ситуациях; расширение социальных контактов). 5. Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его родных с целью установления контакта с ребенком, его близкими, вселения уверенности в свои силы, в результаты коррекции.
230 231 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Коррекционная направленность семейного воспитания...
Применение комплекса профилактических мер укрепляет и стимулирует физическое и речевое развитие детей, предупреждает появление вторичных наслоений, подготавливает детей к послеоперационной логотерапии. Задержка речевого развития в раннем возрасте может быть связана с конституциональными особенностями ребенка, со специфической, генетической программой его речевого развития, соматической ослабленностью, неблагоприятными условиями окружения и воспитания, например, недостаточностью эмоционально-личностного общения в условиях домов ребенка и детских домов. При преодолении заикания у детей важен комплексный медико-педагогический подход. У некоторых детей в 2-3 года может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравномерное развитие речи. Родители часто допускают ошибку, перегружая ребенка излишней словесной информацией, новыми впечатлениями, что может привести к заиканию (эво-лютивное заикание). Родителям и воспитателям следует быть особенно внимательными к ребенку в этот период интенсивного развития речи, особенно к ребенку с повышенной нервной возбудимостью, моторной неловкостью, леворукос-тью, легкой мозговой дисфункцией. Любое заболевание, психическая травма, чрезмерная стимуляция речи могут привести к заиканию. В семье заикающегося ребенка важно установить специальный «речевой режим» с ограничением речевой нагрузки, новых впечатлений. Все члены семьи должны пользоваться медленной, спокойной разговорной речью, особенно в присутствии ребенка. Нужно исключить любые замечания и высказывания по поводу недостатка речи у ребенка, закреплять дома результаты логопедической коррекции заикания. Важно, чтобы дома строго выполнялись советы и рекомендации логопеда при инициальном и закрепившемся заикании, например, необходимо устранить психотравмирующую ситуацию (посещение детского сада, общение с некоторыми людьми и др.); сменить обстановку (поездка на дачу, к бабушке и т.п.); относиться к старшему ребенку как к маленькому при появлении другого ребенка в семье: избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, расстраивают или смущают ребенка; стараться говорить медленно, короткими предложениями, без излишней эмоциональности; приучить ребенка к настольным играм, занятиям с конструктором и др. Родителям необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку в связи с возникшим у него заиканием, проанализировать, какие вопросы и сколько они задают ребенку, не прерывают ли вопросы игру ребенка, что почти всегда ведет к запинкам. Надо постараться удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет; неразумно заставлять ребенка пересиливать свои страхи, лучше обыграть их в спектаклях, нарисовать на бумаге. Необходимо организовать жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять, правильно чередовать сон — отдых — занятия. Родителям нужно с уважением относиться к ребенку, внимательно его выслушивать, не перебивать, не стесняться выражать свою любовь, чаще хвалить ребенка. В процессе общения со взрослыми у ребенка формируются первые предпосылки для развития речи. Вприсутствии взрослого ребенок активно гулит, затем лепечет, подражает слогам, произносимым взрослым. Эмоционально-положительное общение взрослых с ребенком формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи. Нарушения социально-эмоционального развития могут наблюдаться у детей, если мать недостаточно эмоциональна, мало играет с малышом. С другой стороны, чрезмерное общение также может иметь отрицательные последствия. Если взрослый постоянно находится с ребенком, малыш непрерывно начинает требовать к себе внимания, не проявляет интереса к игрушкам и своему окружению. С целью стимуляции доречевого и речевого развития детей раннего возраста родителям и близким ребенка необходимо проводить следующую работу: 1-3 месяца — тактильная стимуляция губ. Развитие слухового внимания. Стимуляция гуления. 4-8 месяцев — гимнастика губ. Побуждение ребенка губами тянуться к соске и пище, стимуляция движений языка, жевания. Стимуляция лепета и развитие слухового внимания. 9-18 месяцев — развитие слухового внимания, определение звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. Закрепление свя-
232 233 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Коррекционная направленность семейного воспитания...
зи между словом, предметом и простейшим действием. Обучение интонации просьбы. 18-36 месяцев — привлечение внимания к правильному звучанию слов. Постоянно разговаривать с ребенком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь ребенка. Расширять понимание речи с помощью картинок, играть в картинное лото, стимулировать к рассказу по картинкам (23). Коррекционное семейное воспитание особенно важно в первые 2-3 года жизни ребенка, которые являются этапом наиболее интенсивного формирования «функциональных ансамблей» нервно-психической деятельности. Родители должны иметь четкое представление о том, как проводить коррекционные занятия, как и чему учить ребенка и в какой последовательности. Занятия будут более успешными, если они не только полезны, но и приятны для ребенка, учитывают его возможности, основаны на игровых действиях. Для формирования речи особое значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении. В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка используется работа с картинками (развитие диалогической речи, составление рассказа). Изоляция ребенка от стимулирующей среды (семьи, детской группы и т.п.) рассматривается как депривационная ситуация, замедляющая психическое развитие ребенка. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, когда ребенок с самого рождения ощущает дефицит теплоты, ласки, любви. Если на первом году жизни основной причиной психо-травмирующих воздействий на ребенка является отсутствие эмоционального контакта с матерью, то в 2-3 года — это отрыв от родителей, особенно от матери, воспитание в неполной семье. После 2,5 лет отрицательно сказываются на психике ребенка наказания, страхи, что может привести к расстройствам сна, заиканию, тикам, энурезу, нарушениям поведения. Неблагоприятное влияние на развитие психики и речи детей с ТНР оказывает как подсознательное «отвергание» ребенка (отсутствие интереса к детям со стороны родителей, недостаточность взаимодействия с ними), так и чрезмерная опека. В этих случаях дети растут пассивными, не уверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и особенно социальная незрелость, которая охватывает все сферы деятельности ребенка и препятствует его социальной адаптации. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития ребенка с ТНР важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Семья должна сохранять контакты с социальным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка в обществе. Коррекционное семейное воспитание и обучение ребенка с ТНР является частью реабилитационно-оздоровительного процесса, оно активизирует ребенка, психологически связывает его с обычной жизнью, способствует его адаптации и социализации. 234 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Одной из основных задач реабилитации детей с нарушением слуха является подготовка этих детей к жизни в среде слышащих людей и к общению с ними. Процесс адаптации осложняют трудности речевых контактов со слабослышащими и неслыщащими детьми, недостаточная подготовленность общества к взаимодействию с лицами с ограниченными возможностями развития, отношение окружающих к слабослышащим и глухим — существующее объективно и демонстрируемое. Среди детей, имеющих наследственные или приобретенные дефекты физического или умственного развития и нуждающихся вследствие этого в специальном обучении и воспитании, выделяются дети с нарушениями слуха. Слуховая недостаточность у этих детей не только имеет разную степень выраженности, но и приводит к различным последствиям в психическом развитии. Одни дети из данной категории практически не слышат и не имеют словесной речи (глухонемые), словесное общение с ними невозможно. Другие в той же степени глухие, но имеют речь, сформировавшуюся до наступления глухоты (позднооглохшие), устное общение с ними сильно затруднено из-за глухоты и неумения читать с губ. Третьи в той или иной мере слышат обращенную к ним речь разной громкости и на разном расстоянии (слабослышащие, или тугоухие, по старой терминологии), имеют некоторый словарный запас, строят простейшие фразы, однако речь их примитивна, сильно искажена в фонематическом и грамматическом отношении. Особенности психического развития ребенка с нарушениемслуха проявляются в формировании и отдельных психических процессов, и личности в целом. В частности, в связи с нарушением слуховых ощущений у детей особую роль приобретают зрительные и двигательные ощущения, развиваются и обостряются тактильно-вибрационные ощущения, которые у слышащих не играют существенной роли. Наиболее своеобразен и специфичен у детей с нарушениями слуха процесс формирования речи. Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтанно, они не могут овладеть ею самостоятельно. В связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются особые формы общения, такие, как мимика, дактилология, чтение с губ. Лечебно-педагогическая работа с этой категорией детей должна быть предельно ранней, комплексной, дифференцированной в зависимости от тяжести и характера слухового дефекта, состояния речи и интеллекта детей. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |