Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы семейной педагогики, социальной адаптации и реабилитации детей с церебральным параличом
В настоящее время особую важность и актуальность приобретают проблемы социальной адаптации детей с ДЦП всвете происходящих перемен в обществе, гуманизации образования, началом нового этапа развития аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями. В контексте этой личностно ориентированной концепции человек с ограниченными возможностями или специфическими проблемами, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, рассматривается как объект особой социальной помощи и заботы, ориентиро- 219 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Особенности развития ... речи у детей с церебральным параличом
ванных на создание ему условий (в том числе и педагогических) для максимально полной самоактуализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей интеграции в общество. Физические недостатки, глубина осознания и переживания своего недуга, отношения с окружающими, семейный статус обычно вызывают нарушения всей системы социальных отношений. У ребенка с церебральным параличом возникают серьезные трудности приспособления к обычным требованиям окружающей среды, т.е. дезадаптация. Дезадаптация или неприспособленность определяется как «затруднения, с которыми сталкивается индивид, не получающий специальной помощи, при включении в среду, где он живет, или, под другим углом зрения, затруднения, мешающие ребенку проявить себя как другие» (Ж. Нере). Высокий уровень эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями, в том числе и при ДЦП, возможен при организации комплексной медико-психолого-педагогической системы реабилитации, внедрении новейших достижений научно-практической работы с этими детьми, а также изменении общественного мнения и особенно — мнения людей, непосредственно взаимодействующих с детьми (родителей, учителей, воспитателей и др.), в сторону гуманного, нацеленного на помощь и поддержку, но не на изоляцию и пренебрежение нуждами и без того страдающих детей. В стране недостаточно разработаны правовые нормы, нет гарантированных прав для ребенка с церебральным параличом и его семьи на социальную защиту и реабилитацию. Далеко не все семьи могут обеспечить полноценные условия жизни, лечение, необходимые в разной мере ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Долголетнее и ежедневное лечение, реабилитация с самого рождения ребенка требует дополнительных каждодневных расходов; актуальна проблема подвоза ребенка к месту реабилитации для семьи, не имеющей индивидуального транспорта. Несчастье, обрушившееся на ребенка, безнадежность положения, невозможность для многих мам работать накладывают тяжелый отпечаток на их душевное состояние, которое усугубляется тем, что в семьях значительно снижается материальное обеспечение, а некоторые и вовсе рушатся, не выдержав испытаний. Поэтому семья ребенка с ограниченными возможностями крайне нуждается в социальной защите, в моральной поддержке окружающих людей и общества. В настоящее время и в нашей стране расширяется сеть ассоциаций родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в том числе и с ДЦП, где осуществляется обмен опытом, устанавливаются контакты с родителями с аналогичными проблемами, оказывается морально-нравственная помощь и поддержка. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка, сохраняла активные контакты с друзьями, коллегами, с миром, что способствует как социальной адаптации ребенка с церебральным параличом, так и гуманизации общества, формируя у его членов правильное отношение к ребенку с ограниченными возможностями и его семье, сочувствие и желание оказывать помощь. Основными задачами родителей при реализации индивидуальной программы комплексной реабилитации ребенка с церебральным параличом являются: — создание дома спокойной, доброжелательной по отношению к ребенку внутрисемейной атмосферы с режимными ограничениями и особенностями, рекомендованными ребенку специалистами; — обеспечение режима питания, своевременного приема предписанных ребенку медикаментозных средств; — овладение техникой различных видов массажа, специальных упражнений лечебной физкультуры, специальных физиотерапевтических процедур и ее применение по медицинским предписаниям; — освоение технологии применения и использования по медицинским предписаниям специальных приспособлений (укладок, шин и т.п.); — овладение основами детской психологии и специальной педагогики с проведением в домашних условиях занятий по развитию у ребенка необходимых психомоторных функций;
220 221 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... — участие в деятельности общественных объединений родителей детей-инвалидов. Основными направлениями развития личности ребенка с ДЦП в семье являются: максимально возможное развитие двигательных функций, навыков самообслуживания, гигиены, передвижения, труда; развитие речи, мелкой и общей моторики, умственное развитие с учетом индивидуальных физических и умственных возможностей ребенка; формирование активной жизненной позиции; подготовка к школе; ранняя профессиональная ориентация, выбор дальнейшей сферы деятельности; психологическая подготовка и осознание своего будущего места в обществе, значения своей личности (19). Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье представляет нередко большие сложности. Воспитание по типу гиперопеки усиливает у детей с церебральным параличом астенодинамический синдром: дети становятся вялыми, заторможенными, с трудом начинают выполнять задания, двигаться, говорить. В процессе воспитания необходимо учитывать и корригировать особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП: эмоциональную неустойчивость, напряженность, фрустрированность, недостаточную общительность, которые снижают социальную адекватность поведения у больных детей. В микросреде, т.е. в семье и в детском коллективе, необходима нормальная для больного ребенка обстановка с обязательным уважительно-требовательным отношением к нему со стороны родителей и обслуживающего персонала. Система коррекционного воспитания должна начинаться как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Развитие сенсомоторных функций ребенка в их взаимосвязи в процессе эмоционально-положительного общения ребенка с матерью является основой формирования всех психических функций и успешно осуществляется при реализации возможностей кондуктивной педагогики, созданной выдающимся венгерским врачом и педагогом А. Пете (1893-1967). Кондуктивная педагогика — это образ жизни, основанный на интенсивной кооперации между ребенком и матерью (или другим близким ребенку человеком), где центральная Особенности развития ... речи у детей с церебральным параличом роль отведена мотивации. Основное внимание в кондуктивной педагогике отводится медико-педагогической коррекции, осуществляемой в процессе повседневной жизни. Кондуктивная педагогика стремится восстановить потерянную «ортофункцию» (нормальную двигательную функцию), и человек постепенно социализируется. Авторы книги «Кондуктивная педагогика» М. Акош и К. Акош термин «церебральная дисфункция» объясняют следующим образом: «Человек с нормальной двигательной функцией характеризуется общей способностью к адаптации или обучению, что позволяет ему в течение жизни сознательно приспосабливаться во все возрастающей степени к природной и социальной среде... У людей с церебральной дисфункцией эта общая способность к адаптации снижена или вообще потеряна... Они не могут научиться приспосабливаться к новым обстоятельствам» (1, с. 7-8). Одновременно с самого начала повседневная деятельность ребенка адаптируется к «нормальному образу жизни», характерному для его возрастной группы. Главная роль отводится взаимодействию матери и ребенка. То, что нужноребенку, не является, строго говоря, лечением, прямо направленным на уменьшение его дисфункции. Ребенок получает помощь опосредованно через свою мать. В ходе занятий осваиваются различные виды деятельности: подъем, одевание, умывание, питание и др.; преодолеваются психологические проблемы (страхи, агрессивность, замкнутость и др.). Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движений. Методика нашла свое применение во многих странах мира, с ее помощью осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения. При эмоционально-положительном взаимодействии взрослого с ребенком формируется начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосочетаниях. Простые инструкции произносятся, одновременно показываются обозначаемые ими действия, помогающие ребенку их выполнять («ладуш-
222 223 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... ки», «до свидания» и т.п.). Условиями для обучения детей с двигательными нарушениями являются активная деятельность детей, их стремление к цели, мотивация и удовлетворенность при использовании специального оборудования: погремушек, кружек для питья с двумя ручками, деревянных откидных подставок с планками, стульев со спинкой в виде лесенки и др. (2). При ДЦП частота речевых расстройств составляет 80% , чаще всего у детей возникают тяжелые речевые нарушения — дизартрии. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга, от вторичного недоразвития или более позднего формирования отделов коры головного мозга, наиболее интенсивно развивающихся уже после рождения. Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальными контактами. Ошибки воспитания (гиперопека и др.) могут еще более усугублять отставание в развитии речи. Ребенок с ДЦП в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация в новой обстановке создают неблагоприятные предпосылки для развития речи. У детей с церебральным параличом отставание в развитии речевого общения часто является следствием нарушений речевой моторики. К ним относятся ограниченная подвижность мышц языка и губ, насильственные движения, затрудняющие звукопроизношение, расстройства дыхания и голо-сообразования. Стимуляция речевого развития у детей раннего возраста в семье тесно связана с развитием предметно-манипуля-тивной и игровой деятельности. Ребенка учат умению манипулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение значений Особенности развития ... речи у детей с церебральным параличом слов. Взрослый показывает и кратко комментирует свои действия. Таким образом у ребенка накапливаются речевые впечатления и развивается способность подражать действиям и речи окружающих. Не следует принуждать к речи и торопить с ответом детей, особенно находящихся на начальных этапах речевого развития. Требования типа «скажи», «повтори» могут вызвать у детей повышение мышечного тонуса, усиление насильственных движений, способствовать возникновению страха речевого общения. Для развития слухового внимания используют специальные игры: «Угадай, что звучит?», «Чей это голос?» и др. Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на издающих звуки игрушках и предметах. Одновременно со взрослым он произносит звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи. В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Детей ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями и полученные представления закрепляют в игре. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данный момент (13). Общие направления стимуляции речевого развития детей с церебральным параличом должны быть индивидуализированы с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.
224 9—1329 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Коррекционная направленность семейного воспитания...
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |