Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация жизни ребенка с аутизмом в семье




Аутичные дети, как правило, в силу своих психических особенностей не могут посещать специальных детских уч­реждений, в связи с этим на родителей возлагается большая


Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом

ответственность по организации и проведению коррекцион­ной работы с ребенком в домашних условиях.

Первая и очень важная задача семьи — установление эмоционального контакта с больным ребенком. Взрослый должен избегать прямого взгляда в глаза ребенка, громкой речи, резких движений, не следует проявлять настойчивос­ти при предъявлении требований, взаимоотношения с аутич-ным ребенком лучше строить с опорой на его интересы. Вступ­лению в эмоциональный контакт способствуют необычные действия взрослого (например, подбрасывание вверх опилок пенопласта как имитации снега, игра с воздушными шара­ми, пускание мыльных пузырей, корабликов в тазу, склады­вание досок Сегена, пирамидок, игра на детских музыкаль­ных инструментах). Так как дети избегают прямого речевого контакта, в процессе опосредованного общения могут исполь­зоваться зеркало, в котором видят себя участники игры, или трубка, сделанная из бумаги, которая позволяет общаться с ребенком не впрямую. Слова взрослого, обращенные к ребен­ку, должны быть доброжелательными, нельзя оказывать дав­ление при установлении контакта с ребенком.

Организации жизни ребенка в семье помогает четко со­ставленное расписание на день (режим). При склонности кстереотипному поведению ребенку легко дается его выполне­ние, при этом он стремится к точности. Расписание состав­ляется в соответствии с его уровнем развития и психическо­го состояния. Если для ребенка более полезны двигательные упражнения, то в режим дня включаются короткие занятия по развитию общей моторики на спортивных снарядах, по­мощь по хозяйству.

При наличии определенных навыков следует больше ис­пользовать работу с бумагой, пластилином, клеем, способ­ствующей организации внимания, усидчивости, развитию тонкой моторики. Каждый час жизни ребенка должен быть продуман, отражен в расписании, а занятия нацелены на приобретение новых наблюдений, знаний, умений. Обяза­тельно в режим дня входят целевые прогулки для ознаком­ления с окружающим миром, для наблюдения изменений, происходящих в природе, занятия спортом, музыкальные занятия. Правильно организованный режим дня имеет важ-


 


260


261


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

ное значение для развития навыков самообслуживания. Первостепенной задачей является проведение — с участием взрослых — утренней гимнастики. Хорошо стимулирует ребенка ритмическая негромкая музыка. Если он плохо включается в упражнения по развитию моторики, то внача­ле используются игры с перевоплощением (ребенок ходит, подражая петуху, цапле, лисе и т.д.). Родители совершают ошибку, если сами выполняют процедуры умывания, одева­ния ребенка. У многих аутичных детей вызывает страх шум воды, гул труб, шум стиральной машины, пылесоса, дрели. Родители должны по возможности исключить все то, что может травмировать психику ребенка.

С ребенком надо ежедневно проговаривать все момен­ты его жизни. Говорить с ним нужно теплым, ровным то­ном, «воркуя», голосом, интонацией регулируя поведение ребенка. Привлечь ребенка к купанию поможет игра с во­дой. Можно вместе с ним пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, искупать сначала в красивой, подкра­шенной экстрактами воде резиновую игрушку. Аутичные дети не каждому взрослому позволяют участвовать в гиги­енических процедурах, чаще всего они предпочитают спо­койных, уравновешенных людей.

Прививая навыки самообслуживания, нужно стараться создавать атмосферу спокойствия, исключать травмирую­щие предметы, избегать резких звуков и движений, посто­янно подбадривать ребенка, вселять чувство уверенности. Обучая ребенка навыкам одевания и раздевания, взрослые должны проявлять большое терпение. В особо тяжелых слу­чаях, когда ребенок оказывает сопротивление одевающему его, можно использовать тихое пение. Прививая навыки приема пищи, родителям необходимо соблюдать режим пи­тания, давать пищу ребенку в одни и те же часы за одним и тем же столом, использовать любимую им посуду. К новому блюду ребенка нужно приучать исподволь, без принужде­ния, после еды желательно привлекать к уборке посуды. Особо важным моментом являются специальные занятия, развивающие познавательную сферу ребенка: ручной труд, изобразительная деятельность, развитие речи, счет, чтение художественной литературы (35).


Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом

Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но ви­деть в перспективе ребенка социально защищенным, хоть в малой степени социально адаптированным — большой сти­мул. Взрослые не только учат ребенка, они многое постига­ют сами: учатся терпеливо ждать результата, находить но­вые приемы, способы обучения, новые стимулы.

Развитие речи у детей с аутизмом в семье

Для детей с РДА характерны следующие особенности ре­чевого развития: нарушение коммуникативной функции речи, эхолалии (чаще отсроченные), отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений, неразвитость диало­га, своеобразное нарушение просодики, неологизмы, склон­ность к автономной речи.

Основные задачи работы по развитию речи у детей сРДА таковы: установление эмоционального контакта с ре­бенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре, развитие речи в обучающей ситуации.

При установлении контакта с аутичным ребенком необ­ходимо соблюдать следующие правила: обращаться к ре­бенку на доступном ему эмоциональном уровне; не допус­кать, чтобы он почувствовал свою несостоятельность в контакте, в ответах на вопросы; необходимо создать ком­фортную, эмоционально и сенсорно щадящую обстановку, исключить ситуации, требующие каких-либо запретов; об­ращаться к ребенку лучше опосредованно, используя ком­ментирующую речь.

С целью активизации речевой деятельности родителям в игровой и обучающей ситуациях нужно создать моменты эмоционально-аффективного подъема, вовлекать его в рече­вую деятельность. Содержание этой работы зависит от инди­видуальных особенностей ребенка.

Формирование спонтанной речи здоровых детей на ранних этапах происходит в свободном речевом общении при озна­комлении с окружающим миром, в игре, в быту и т.д. У детей, страдающих РДА, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому кор­рекцию речи следует начинать как можно раньше. При обу­чении навыкам самообслуживания в процессе посильной


 


262


263


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...


Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом


 


бытовой деятельности взрослому нужно комментировать свои действия и действия ребенка, что позволяет преодолеть разрыв между практикой и речью. Те же цели преследует проговаривание предстоящих или прошедших событий сучастием ребенка. Особое внимание необходимо обращать на те слова, восклицания и фразы, которые вызывают у аутич-ного ребенка наиболее яркую, живую реакцию.

У детей, страдающих РДА, игра стереотипна, часто носит характер манипуляций с неигровыми предметами. Игроте-panuu отводится центральное место в коррекции речевых расстройств при РДА. Отправной точкой в такой работе яв­ляются имеющиеся у ребенка аутистические игры и речь, их сопровождающая. Родителям следует включаться в игру ребенка на речевом уровне; осторожно, без давления взять инициативу в игре на себя; ненавязчиво и строго дозирован-но усложнять речевое оформление игры. Речевую актив­ность в ходе игры могут стимулировать стихи и песни.

Развитие речи в обучающей ситуации предполагает формирование правильной связной речи, особенно диалоги­ческой, обогащение словаря, развитие правильных грамма­тических навыков, звукового оформления речи, отработку интонационно-смысловых оттенков. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от состоя­ния тонкой пальцевой моторики. Поскольку и общая, и тон­кая моторика у детей с РДА нарушена, то необходимо вво­дить занятия по развитию общей и тонкой моторики, например, изобразительную деятельность, физические уп­ражнения. Наиболее многопланово коррекционное воздей­ствие занятий по ручному труду. Для развития речи в обуча­ющей ситуации необходимо также формировать навыки чтения и письма. Как показывает опыт, развитие речи воз­можно даже у детей, полностью отказывающихся от речево­го общения, если работа начинается еще в предшкольном возрасте. Хороший результат дает опосредованное речевоевзаимодействие с ребенком с помощью телефона, пишущей машинки или компьютера.

Развитие речи у детей с РДА требует ранней последова­тельной коррекционной работы. Начальные этапы работы проводятся индивидуально, втесном взаимодействии ро-

264


дителей, педагогов, психологов и врачей-психиатров. Важнейшими задачами коррекционной работы с детьми, страдающими РДА, является адаптация в домашних усло­виях, формирование уровня речевого развития, достаточ­ного для введения в детский коллектив и обучения в шко­лах различного типа.















Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите роль семьи в комплексной программе реаби­литации детей с ограниченными возможностями.

2. Перечислите основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

3. Каковы основные направления психотерапевтической работы с семьей ребенка с проблемами в развитии?

4. Обоснуйте необходимость и направленность этапов разви­тия речи у ребенка с различными отклонениями в разви­тии.

5. Определите направленность коррекционного семейного воспитания при формировании и коррекции речи и рече­вого общения у детей с различными отклонениями в раз­витии.

6. Дайте сравнительный анализ возможностей оказания логопедической помощи детям с различными ограниче­ниями жизнедеятельности в условиях семейного воспита­ния.

7. Определите роль семьи в социальной адаптации и реаби­литации детей и подростков с различными категориями отклонений в развитии.

8. Раскройте возможности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии на дому и в специальных обра­зовательных учреждениях.

265


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Литература_________________________________

1. Акош, М. Акош. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей. — М., 1997.

2. Актуальные проблемы современного детства / Под ред. Е.М. Рыбинского. — М., 1993.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с цереб­ральным параличом: Доречевой период. — М., 1989.

4. Буянов М.И. Нервный ребенок. — М., 1997.

5. Венгер АА., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

6. Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей // Дефекто­логия. — 1982. — № 5. — С. 64-68.

 

7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.— Собр. соч.: В 6 т. — Т.5. — М., 1983.

8. Генинг М.Г., Герман Н.Н. Обучение дошкольников пра­вильной речи. — Чебоксары, 1980.

9. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М., 1992.

10. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностя­ми. — М., 1996.

 

11. Ермаков В. П., Якунин ГА. Развитие, обучение и воспита­ние детей с нарушениями зрения. — М., 1990.

12. Если ваш ребенок не такой, как другие... Книга для роди­телей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И.Волжиной. — М., 1997.

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.

14. Забрамная С Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. — М., 1993.

15. Игнатьева С А. Социально-логопедический аспект семей­ного воспитания и обучения детей с наследственными и приобретенными дефектами // Основы региональной мо­дели социального обслуживания семей, имеющих де­тей с наследственными и приобретенными дефектами: Научно-методическое пособие. — Курск: КГМУ, 1999. — С. 79-124.


Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом

16. Ипполитова МЛ., Мастюкова ЕМ., Бабенкова РД. Воспи­тание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1981.

17. Катаева АА., Стребелева ЕЛ. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольни­ков. — М., 1993.

18. Камсюк Л.Г., Мартынов В.Л. Участие семьи в восстано­вительном лечении ребенка. — М., 1989.

19. Комплексная реабилитация детей с детским церебраль­ным параличом: Методические рекомендации. — НВТ «БИМК-Д», 1998.

20.Леонгард Э.И. и др. Я не хочу молчать! — М., 1990.

21.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

22.МаллаевД.М. Игры для слепых и слабовидящих: органи­зация и методика проведения. — М., 1992.

23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дош­кольный возраст): Советы педагогам и родителям по под­готовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М., 1997.

24.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей по­мощи. — М., 1991.

25.Матейчек 3. Родители и дети. — М., 1992.

26. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. — 1990.— № 5. — С. 59-66.

27.Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретен­ными дефектами: Научно-методическое пособие. — Курск: КГМУ, 1999.

28.Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ. — М., 1988.

29.Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. A.M. Пано­ва. — М., 1997.

30.Российская энциклопедия социальной работы. В2-х т. — М., 1997.

31.Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

32.Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М., 1994.

33.Солнцева Л.И., Хорош. СМ. Советы родителям по воспита­нию слепых детей раннего возраста. — М., 1988.


267


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...


Словарь логопедических терминов


 


34. СпиваковскаяА.С. Трудно быть родителем. — М., 1986.

35. Ульянова Р.К. Организация поведения ребенка, страдаю­щего ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 81-83.

36. ФурутанАЛ. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. — М., 1992.

37. Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее разви­тие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — №3.-

С.88-93.

38. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития

речи. — М., 1988.

39. Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дош­кольников. — М., 1965.

40. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

41. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...