Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ




Аннотация:Cтатья посвящена изучению актуальных проблем правового обеспечения государственного финансового контроля. Рассматривается понятие государственного финансового контроля, законодательство в этой сфере. Автор приводит рекомендации по совершенствованию правового регулирования государственного финансового контроля.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, законодательство, правовое регулирование.

 

В процессе перехода экономики России к рыночным механизмам хозяйствования, к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового контроля.

Под финансовым контролемпонимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти [8, стр. 43]. Эта процедура проводится государственными органами, отвечающими за контроль в сфере финансов на различных этапах бюджетного процесса. Состав и полномочия закреплены в бюджетном законодательстве страны, а именно в Бюджетном кодексе Российской Федерации [4].

Государственный финансовый направлен на проверку соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности доходов и расходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности, выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также под держания правопорядка в сфере финансов в целом.

 Обращает на себя внимание то, что в России до сих пор не создана четкая иерархическая структура органов финансового контроля, не образована построенная на принципе федерализма их единая система, не установлены механизмы взаимодействия между ее элементами, а также существуют пробелы в определении компетенции государственных органов финансового контроля. Например, в Конституции РФ есть лишь упоминание о Счетной палате (п. 5 ст. 101) как высшем органе парламентского финансового контроля и ничего не сказано о контрольных полномочиях органов исполнительной власти [1]. В настоящее время из всех многочисленных органов государственного финансового контроля только Счетная палата РФ осуществляет контроль на основе Федерального закона «О Счетной палате РФ»[2].

Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого органа государственного финансового контроля порождает многочисленные коллизии в разграничении сфер деятельности между контрольными органами, ведет к нерациональному разделению обязанностей и перекладыванию ответственности.

Проблема правовой неурегулированности государственного финансового контроля высвечивает ряд причин, ее обусловливающих:

a) нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм;

b) несогласованность нормативно-правовых актов;

c)  отсутствие актов, принятие которых диктуется практикой.

Можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм.

    В целях решения этих проблем государству очень важно решительно покончить с первейшими источниками криминализации экономики: коррупцией, хищением и разбазариванием государственных средств, воплотить в жизнь демократические принципы управления общественной собственностью.

    В целом, для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с реформированием и развитием системы государственного финансового контроля, к числу которых можно отнести следующие направления:

1. Основные положения (как минимум, статус и компетенция основных органов, их система) должны быть закреплены в специальном федеральном законе.

2. Разработка и принятие стандартов государственного финансового контроля - это установление норм, правил и характеристик, справедливых для всех участников контрольной деятельности.

3. Необходимо создание Совета по координации контрольной деятельности при Президенте РФ.

4. Установление уголовной и административной ответственности за коррупцию, нецелевое использование государственных средств, путем внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон «О Счетной палате РФ» [4] [2].

5. Принятие мер к фактическому осуществлению предварительного и текущего государственного финансового контроля.

6. Необходимо создание общегосударственной системы учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля.

7. Законодательно урегулирование взаимоотношений органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов как в части координации деятельности по совместным проверкам, так в части передачи информации для своевременного реагирования по допущенным нарушениям.

8. Создание общей информационной базы учета правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности для всех государственных органов финансового контроля.

9. Принятие мер к улучшению социальных условий жизни сотрудников контрольных органов.

10. Формирование современной системы подготовки и переподготовки кадров для государственного контрольного аппарата, периодическую аттестацию и ротацию сотрудников государственного финансового контроля.

11.  Разработка научно-методической основы комплексной оценки социально-экономической эффективности системы государственного финансового контроля на основе показателей результативности, действенности и экономичности.

    Государственный финансовый контроль - неотъемлемая составляющая государственного устройства любой цивилизованной страны в современном мире, поэтому основная задача контроля - информирование общества о действиях власти, представление данных для оценки их эффективности, влияния на улучшение социально-экономических условий в стране.

    Ввиду недостаточно разработанной теоретической базы и несовершенства правовой регламентации финансового контроля необходимо четко определить принципы и структуру финансового контроля, выстроить систему контролирующих органов, установить формы и методы финансового контроля.

    Естественно, одно создание действенной нормативной базы проблемы не снимет. Нужна как эффективная система правореализации, так и повышенный уровень правосознания и правовой культуры – необходимых атрибутов эффективного юридического процесса.

 

 

Список литературы:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" / № 4-ФЗ от 11.01.1995.

3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".

4. Бюджетный кодекс РФ.

5. Налоговый кодекс РФ.

6. Уголовный кодекс РФ.

7. Санников С.А. Совершенствование государственного финансового контроля/ Санников С.А. - М., 2004.

8. Степашин, С. В. Государственный финансовый контроль : учеб. для вузов / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин, В. А. Жуков.— СПб. : Питер, 2004.

9. Финансовый контроль как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов / В.В. Кузьменко, Е.П. Кожин // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Экономика. – 2009.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...