Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация:Cтатья посвящена изучению актуальных проблем правового обеспечения государственного финансового контроля. Рассматривается понятие государственного финансового контроля, законодательство в этой сфере. Автор приводит рекомендации по совершенствованию правового регулирования государственного финансового контроля. Ключевые слова: государственный финансовый контроль, законодательство, правовое регулирование.
В процессе перехода экономики России к рыночным механизмам хозяйствования, к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового контроля. Под финансовым контролемпонимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти [8, стр. 43]. Эта процедура проводится государственными органами, отвечающими за контроль в сфере финансов на различных этапах бюджетного процесса. Состав и полномочия закреплены в бюджетном законодательстве страны, а именно в Бюджетном кодексе Российской Федерации [4]. Государственный финансовый направлен на проверку соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности доходов и расходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности, выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также под держания правопорядка в сфере финансов в целом. Обращает на себя внимание то, что в России до сих пор не создана четкая иерархическая структура органов финансового контроля, не образована построенная на принципе федерализма их единая система, не установлены механизмы взаимодействия между ее элементами, а также существуют пробелы в определении компетенции государственных органов финансового контроля. Например, в Конституции РФ есть лишь упоминание о Счетной палате (п. 5 ст. 101) как высшем органе парламентского финансового контроля и ничего не сказано о контрольных полномочиях органов исполнительной власти [1]. В настоящее время из всех многочисленных органов государственного финансового контроля только Счетная палата РФ осуществляет контроль на основе Федерального закона «О Счетной палате РФ»[2]. Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого органа государственного финансового контроля порождает многочисленные коллизии в разграничении сфер деятельности между контрольными органами, ведет к нерациональному разделению обязанностей и перекладыванию ответственности. Проблема правовой неурегулированности государственного финансового контроля высвечивает ряд причин, ее обусловливающих: a) нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм; b) несогласованность нормативно-правовых актов; c) отсутствие актов, принятие которых диктуется практикой. Можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм. В целях решения этих проблем государству очень важно решительно покончить с первейшими источниками криминализации экономики: коррупцией, хищением и разбазариванием государственных средств, воплотить в жизнь демократические принципы управления общественной собственностью. В целом, для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с реформированием и развитием системы государственного финансового контроля, к числу которых можно отнести следующие направления: 1. Основные положения (как минимум, статус и компетенция основных органов, их система) должны быть закреплены в специальном федеральном законе. 2. Разработка и принятие стандартов государственного финансового контроля - это установление норм, правил и характеристик, справедливых для всех участников контрольной деятельности. 3. Необходимо создание Совета по координации контрольной деятельности при Президенте РФ. 4. Установление уголовной и административной ответственности за коррупцию, нецелевое использование государственных средств, путем внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон «О Счетной палате РФ» [4] [2]. 5. Принятие мер к фактическому осуществлению предварительного и текущего государственного финансового контроля. 6. Необходимо создание общегосударственной системы учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля. 7. Законодательно урегулирование взаимоотношений органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов как в части координации деятельности по совместным проверкам, так в части передачи информации для своевременного реагирования по допущенным нарушениям. 8. Создание общей информационной базы учета правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности для всех государственных органов финансового контроля. 9. Принятие мер к улучшению социальных условий жизни сотрудников контрольных органов. 10. Формирование современной системы подготовки и переподготовки кадров для государственного контрольного аппарата, периодическую аттестацию и ротацию сотрудников государственного финансового контроля. 11. Разработка научно-методической основы комплексной оценки социально-экономической эффективности системы государственного финансового контроля на основе показателей результативности, действенности и экономичности. Государственный финансовый контроль - неотъемлемая составляющая государственного устройства любой цивилизованной страны в современном мире, поэтому основная задача контроля - информирование общества о действиях власти, представление данных для оценки их эффективности, влияния на улучшение социально-экономических условий в стране. Ввиду недостаточно разработанной теоретической базы и несовершенства правовой регламентации финансового контроля необходимо четко определить принципы и структуру финансового контроля, выстроить систему контролирующих органов, установить формы и методы финансового контроля. Естественно, одно создание действенной нормативной базы проблемы не снимет. Нужна как эффективная система правореализации, так и повышенный уровень правосознания и правовой культуры – необходимых атрибутов эффективного юридического процесса.
Список литературы: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" / № 4-ФЗ от 11.01.1995. 3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". 4. Бюджетный кодекс РФ. 5. Налоговый кодекс РФ. 6. Уголовный кодекс РФ. 7. Санников С.А. Совершенствование государственного финансового контроля/ Санников С.А. - М., 2004. 8. Степашин, С. В. Государственный финансовый контроль : учеб. для вузов / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин, В. А. Жуков.— СПб. : Питер, 2004. 9. Финансовый контроль как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов / В.В. Кузьменко, Е.П. Кожин // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Экономика. – 2009.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |