Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственная экономическая политика




Специфика положения государства состоит в том, что оно как суве­рен или носитель власти само принимает законы и административные акты, которыми руководствуются другие экономические субъекты и из которых могут возникнуть гражданско-правовые отношения независимо от воли других хозяйствующих субъектов. Государство пользуется им­мунитетом и сохраняет властные функции даже тогда, когда вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения как обычный хозяйствующий субъект. Цель участия государства в граждан­ском обороте — эффективное отправление публичной власти, т.е. вы­полнение определенных общественнозначимых функций. Одной из раз­новидностей этих функций выступает государственная экономическая политика. Государственный сектор обычно дополняет частный сектор и производит общественно значимые товары и услуги. Рыночная модель участия государства в гражданском обороте, как правило, исходит из монистической концепции, когда основным и главным участником та­ких отношений становится казна (фиск,, бюджет). Однажды зафиксиро­ванное равноправие фиска в отношениях со всеми другими участниками гражданского оборота в дальнейшем не нуждается в пересмотре и соз­дает равные условия игры другим экономическим субъектам, находя­щимся в жестких отношениях с бюджетом.

Особенности государства как собственника, выразителя коллектив­ной воли, участника сделок и субъекта ответственности характеризуют его как определенный тип капитала, способного формировать собствен­ные организационные формы. Их развитие и представляет собой про­цесс огосударствления, который влечет за собой ненадлежащее исполь­зование властных полномочий, мягкие отношения с бюджетом, развитие системы государственного посредничества в форме административного регулирования.
Крайней формой процесса огосударствления выступает формиро­вание административной предпринимательской монополии в странах социализма. Идеологическим прикрытием этого служила ложная посыл­ка о том, что государственная собственность — это общенародная соб­ственность, закрепленная в Конституции СССР. Государство, по опре­делению Ф. Энгельса, является аппаратом насилия (принуждения) одно­го класса над другим (или обществом). Следовательно, по определению собственность аппарата принуждения по своей природе не является
-----137-----

общенародной, а лишь выполняет общественные функции с той или иной степенью демократизма. Тотальное огосударствление превращает государственный капитал в гигантского посредника, особенно в той части воспроизводства за счет бюджетных средств, где государство не является потребителем им произведенного товара. Частный потребитель бессилен противостоять государственной монополии, и его единствен­ный выбор— смена (трансформация) политической системы с после­дующим разгосударствлением экономики.

Политическая задача переходного периода — привести в соответст­вие соотношение собственности и власти, поскольку многопартийная система, основанная на демократических свободах, может базироваться только на рыночных отношениях при определяющей роли частной соб­ственности. При этом создание функционирующей рыночной экономики как базы многопартийной парламентской республики происходит почти исключительно административными средствами. Они используются для разрушения старой и становлении новой политической системы, а также при формировании нового экономического базиса. Применение админи­стративных методов осуществляется в рамках нового правового поля, где приоритет должен быть передан гражданскому праву, а государство должно превращаться из монопольного предпринимателя, облеченно­го властью, в относительно равноправного экономического субъекта рынка.

Государственный капитал, вступая в экономический оборот, при­нимает различные организационные формы. Данные организационные формы используют различные схемы управления и регулирования мак­роэкономикой. Так государственная программа выступает формой ис­пользования государственно-монополистических условий воспроизвод­ства. Государственная программа представляет собой форму реализации какого-либо государственного (общественного) приоритета в социаль­ной, экономической, военной и иной областях за счет фискальных средств и использования коммерческой базы монополий как субподряд­чиков. Возникающий на основе реализации программы государствен­ный заказ создает устойчивые конкурентные позиции подрядчикам: гарантированная оплата, отсутствие конкурентных аналогов, компенса­ции по НИОКР, льготы, налоговые освобождения и т.д. Работа на госу­дарственный заказ часто превращает компании в монополистов, что типично для административной экономики. Программа носит времен­ный характер и при достижении соответствующего приоритета прекра­щается. Например, программа НАСА «Апполон» была прекращена по-
-----138-----

сле высадки астронавтов на Луну. Программа не создает устойчивой долговременной юридической и экономической связи государства и монополий. Присвоение доходов и выгод осуществляется раздельно государством и монополиями. Появление государственных программ в их развитых формах можно отнести к концу XIX - началу XX в.

Владение государственно-монополистическими условиями воспро­изводства осуществляется, на наш взгляд, государственно-монополи­стическим комплексом. Введение в экономический оборот данного тер­мина как организационной формы государственно-монополистического капитала является заслугой профессоров СПбГУ А.А. Демина и Н.В. Раскова, согласно которым: «Государственно-монополистические комплексы представляют собой относительно обособленную группу монополий (структурообразующий элемент) и государственных органов и учреждений (институциональный элемент) в конкретной области на­родного хозяйства, к которой через сложную систему контрактов, суб­подрядов и т.д. притягивается ряд других корпораций различного уров­ня. Функциональная взаимозависимость, связи различных видов (дохо­дящие порой до уровня достаточно жестких взаимных обязательств, как в контрактных системах) подчиняются в целом деятельности участников комплекса единому ритму, заставляют действовать как единый орга­низм; капиталистическая планомерность, существующая внутри отдель­ных монополий, в рамках комплекса поднимается на более высокий, межотраслевой уровень» (Государственно-монополистические ком­плексы, 7979). Историческим периодом формирования государственно-монополистических комплексов были 60-80-е годы нашего века.

В отличие от программ комплексы представляют собой структуру, постоянно самовоспроизводящую программы. Формируются они в тех отраслях, где частотность воспроизведения программ наиболее высока. Например, военно-промышленный комплекс формируется на базе по­стоянного воспроизводства военных программ. Как структура, реали­зующая принципы владения, комплекс характеризуется наличием ле­гальной лоббистской составляющей и криминальными коррупционными или мафиозными (организованная преступность) составляющими, яв­ляющимися самостоятельными субъектами присвоения доходов. Имен­но они обеспечивают самовоспроизводство программ и «необходимые» рыночные условия существования капитала. Таким образом, на наш взгляд, криминализация государственной экономики имеет не только объективные корни, но собственные организационные формы существо-
-----139-----

вания. Этим же объясняется и относительная неэффективность борьбы с организованной преступностью.

Формой реализации распоряжения государственно-монополисти­ческими условиями воспроизводства является свободная экономическая зона. Она возникает на основе несовпадения государственной границы с таможенной, налоговой, инвестиционной и другими границами государ­ства. В результате формируются уникальные условия воспроизводства, когда частный капитал самостоятельно на данной территории распоря­жается государственными доходами. Свободная экономическая зона превращается в своеобразную «черную дыру», где государство, как пра­вило, на какой-то срок отказывается в пользу частного капитала от сво­их суверенных прав на сбор налогов, таможенных пошлин и т.д. Эффект от подобного дележа довольно значительный. Так, Люксембург, став свободной экономической зоной в ЕС, за десять лет обогнал Швейца­рию по абсолютным размерам притока иностранного капитала. В мире в настоящее время существует около 5 тысяч свободных экономических зон разного правового режима, являющихся главными точками эконо­мического роста и концентрации капитала. Данная организационная форма государственно-монополистического капитала становится важ­нейшим фактором международной конкуренции.

Государственное предприятие является формой реализации отно­шений полной собственности на государственно-монополистические условия воспроизводства. Государственным предприятием (унитарным или казенным) считается юридическое лицо, учрежденное государством в предпринимательских целях или в целях выпуска общественно значи­мых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество кото­рого состоит в государственной собственности. Учитывая многоуровне-вость государственной собственности, к данной категории примыкают и муниципальные предприятия, образованные местными органами власти. В условиях административной экономики они были основой организа­ции государственной предпринимательской монополии, в то время как все другие формы фирменной организации находилась под запретом. Их экономическая экспансия подчинена административному управлению, чаще всего отраслевому, финансирование и инвестиционные процессы определяются возможностями государства.

Рассмотрение экономической ситуации, постановка целей и подбор средств, с помощью которых можно было бы преодолеть разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть, происходит в рамках обществен­ного представления о ценностях.
-----140-----

Высшей целью любого потребительского общества является увели­чение потребляемых и производимых благ. Общественное благо — по­нятие более широкое, чем материальное благополучие. В нем наряду с материальной составляющей содержатся нематериальные компоненты: личное счастье, удовлетворенность работой, условиями быта, своим местом в обществе, возможностями воспитания и образования детей. Если говорить не об индивидуальном, а об общественном восприятии жизни, можно применить комплексное понятие — общественное благо­получие. В программе правительства В. Брандта в ФРГ оно впервые было названо «качеством жизни».
Государственная хозяйственная политика направлена не на дости­жение абстрактного благополучия, а на улучшение экономических па­раметров жизни общества в рамках определенного строя, его условий и возможностей. Иначе говоря, чтобы достичь экономического успеха, надо укреплять и совершенствовать существующий строй.

Когда в 30-х годах XX в. стало ясно, что пожарные меры государ­ственного вмешательства, направленные на решение периодически воз­никающих проблем, совершенно недостаточны для стабилизации ры­ночной экономики, экономическая мысль перешла к разработке концеп­ций государственной экономической политики как системы исследова­ния ситуации, определения иерархии целей, совместимости средств регулирования, компетенции государственных органов, порядка их взаимодействия, необходимых финансовых ресурсов, последствий, эф­фективности, противодействующих факторов.
Хозяйственная политика государства превращается в самостоятель­ную область экономических знаний, исследований, теоретических обос­нований, учебную дисциплину.

Отцом теории государственной экономической политики часто на­зывают Дж. М. Кейнса. Системно применить его идеи на практике впер­вые попытался президент США Ф.Д. Рузвельт, назвавший введенную им систему государственного регулирования «Новым курсом».
Большой вклад в разработку государственного регулирования эко­номики внесли сторонники неокейнсианской и неолиберальной школ, некоторых других экономических доктрин.

В марксистской экономической мысли идеи государственного управления народным хозяйством были разработаны Г.В. Плехановым, В.И. Лениным.
В конкретном осуществлении государственной экономической по­литики глубокий след оставили видные государственные деятели Л. Эрхард, Ш. де Голль, М. Тэтчер, В. Брандт, Дэн Сяопин.

В России, отстававшей в своем экономическом развитии от веду­щих держав, всегда был особый интерес к государственной экономиче­ской политике, призванной компенсировать это отставание. До револю­ции трижды были проведены успешные перестройки, менявшие цели, критерии хозяйствования и социальную базу государства, — при Ива­не IV, Петре I и Александре II. Перестройки эти проводились сверху, с народнохозяйственной точки зрения они были подготовлены недоста­точно, но проводились последовательно в соответствии с четкой кон­цепцией, в значительной мере административными средствами, с опо­рой на четко определенную социальную базу и были в целом довольно успешными. В теорию и практику государственной экономической по­литики дореволюционной России большой вклад внесли П. А. Столыпин, С.Ю. Витте. В годы второй мировой войны управление экономикой страны перестраивал Н.А. Вознесенский. В послевоенные годы Н.С. Хрущев и Н.А. Косыгин пытались либерализовать бюрократиче­скую экономическую систему социализма также сверху и администра­тивными средствами.
Вероятно, следует признать, что в России перемены в генеральных линиях развития чаще происходили именно сверху. Менялась генераль­ная концепция социально-экономического развития верховной власти, а иногда с нею вместе и сама верховная власть, и государство начинало подводить под новую политическую систему соответствующую ей но­вую социально-экономическую базу, производственные отношения. Данное мероприятие, носящее макроэкономический характер, обычно именуется экономической реформой. Другими словами, экономическая реформа - это смена парадигм экономической политики.

В СССР государственная экономическая политика как самостоя­тельная дисциплина не преподавалась. Преподавалась, и не только в сетях «общественного» образования (полит-партпросвещения, общества «Знание» и др.), но и в обычных вузах и техникумах ((экономическая политика КПСС», она же и была государственной. Было также «социа­листическое планирование», или «планирование народного хозяйства», так как государственная экономическая политика при социализме осу­ществлялась во многом в виде планирования. Частично о государствен­ной экономической политике говорилось в лекциях по политической экономии социализма, управлению, финансам.
-----142-----

В странах Запада речь почти всегда шла не о политике, а о регули­ровании, т. е. гораздо более конкретно. В СССР государственное регу­лирование в условиях рыночного хозяйства изучалось в курсе политэко­номии в разделе «государственно-монополистический капитализм». Изложение материала носило в значительной степени разоблачительно-критический характер. Несмотря на это многие отечественные ученые-экономисты успешно занимались исследованием механизма и эффек­тивности государственного регулирования экономики современного капитализма.
Государственное регулирование экономики— явление норматив­ное, т.е. количественно определенное. Оно исходит из анализа хозяйст­венной ситуации (диагноз состояния) и максимально конкретной и яс­ной постановки целей. Цели эти должны быть четко сформулированы, количественно определены и аргументированы, т.е. рациональность их может быть проверена научным анализом и сравнением с аналогичными ситуациями в собственной стране и за рубежом. Далее разрабатываются средства (инструменты), способные преобразовать реальную экономи­ческую ситуацию в направлении поставленных целей.

Осознание важности государственного регулирования хозяйствен­ных процессов привело к тому, что в 50-60-х годах XX в. в высших школах и на факультетах университетов (в первую очередь экономиче­ских, юридических и делового администрирования) в странах Западной Европы, Северной Америки, Японии и других государствах изучение государственного регулирования экономики введено в качестве обяза­тельной дисциплины. При подготовке по ряду других специальностей эта дисциплина объявлена факультативной.
Для обозначения исследуемой нами роли государства в народном хозяйстве в экономической литературе используются разные термины: «государственное вмешательство в экономику», «государственное регу­лирование экономики», «государственная экономическая политика», «государственное монополистическое регулирование». Первый термин, часто встречающийся в предвоенных или послевоенных публикациях вплоть до 70-х годов, вызывает представление о вмешательстве одной самостоятельной системы (государства) в другую, аналогичное хирур­гическому вмешательству в человеческий организм. В действительности государство является не внешней системой, а составной частью, элемен­том современной экономики. Последнее определение, так же как и «го­сударственно-монополистический капитализм», содержит в себе соци­ально-политическую оценку государственного регулирования, соответ-
-----143-----

ствующего действительности только частично, поскольку существенные преимущества от успехов государственного регулирования получают и значительные слои фермеров, мелкое и среднее предпринимательство, население относительно отсталых и кризисных районов, а преимущества от развития и совершенствования инфраструктуры, систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей сре­ды, участия в интеграционных процессах получают все жители государ­ства.
Итак, в сегодняшней России есть место и экономической политике государства — определенному курсу политической силы, которая в тот или иной период наполняет коридоры власти, и е начала 90-х годов государственному регулированию, ибо теперешняя Россия это почти стандартная западная страна, где есть и большой частный сектор (до 70%), и крупный государственный сектор. Если последним можно еще и управлять (т. е. принимать и прямые, обязательные для исполнения ре­шения), то поведение частного сектора (а при этом и государственного сектора теми же средствами) можно лишь регулировать: устанавливать правила, ограничения, стимулы, использовать в том или ином наборе известные стандартные приемы, косвенно направляя деятельность пред­приятий в нужное русло, заданное экономической политикой.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законо­дательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе свободной конкуренции. Возникла необходи­мость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабель­ных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолже­ния воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехо­зяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали активного участия государства в экономической жизни.
Государственное экономическое регулирование решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование заня­тости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной
-----144-----

структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем акти­визации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала.

Конкретные направления, формы, масштабы государственной эко­номической политики определяются характером и остротой экономиче­ских и социальных проблем в данной стране в конкретный период.
Государство регулирует экономику во всех национальных моделях общественно-экономических систем. Очевидно, такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в централизованно планируемой системе. Однако эко­номическая роль государства и здесь несопоставимо выше, чем на ран­ней стадии капитализма.

Колоссальных масштабов достигло межгосударственное регулиро­вание мировой экономики, осуществляемое международными организа­циями, особенно Международным валютным фондом, Всемирным бан­ком, Большой семеркой, Парижским и Лондонским клубами и др.

Представление о масштабах государственного регулирования дает доля ВВП, перераспределяемая через совокупный бюджет и внебюд­жетные фонды. Эта доля в середине 90-х годов в Японии и США со­ставляла от 35 до 40% , в Германии, Франции, Италии и Канаде — свы­ше 50%, а в Швеции — свыше 60%. Несмотря на заметные различия в доле перераспределяемого государством внутреннего продукта рынок в каждой из этих стран играет первостепенную роль, а государство лишь дополняет рыночное саморегулирование.

Регулирование экономики направлено одновременно на достижение всех целей общественного развития в их экономической проекции. В разные периоды и тем более в разных странах структура первоочеред­ных целей может быть различна. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государст­венного регулирования для решения различных проблем. Рассмотрим основные из них.
Правовое обеспечение функционирования рыночного меха­низма. На государство возлагается серьезная задача— защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. К. Поппер отмечает: «...промышленное общество, основанное на рыночных отно­шениях и предлагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона» (Поппер, 1992, 8). Для нормаль­ного осуществления экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно.
-----145-----

Прежде всего должно быть обеспечено право собственности. Соб­ственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потен­циал.
В целях государственного противодействия неограниченной власти монополий в экономически развитых странах разработано антимоно­польное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и не­добросовестного соперничества. В рамках законодательства о защите прав потребителей принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п.

Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной соб­ственности, деятельности банковской сферы и других областей эконо­мики. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилий, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и, таким образом, также улучшает функционирование рынка.

Производство общественных товаров. Подобных товаров и ус­луг, относимых к категории общественных, достаточно много. Напоми­наем, что к ним относятся товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожная разметка, дорожные знаки и целый ряд аналогичных товаров. Все эти блага служат интере­сам общества в целом. Предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании.

Государство финансирует подобные сферы бюджетных средств. Известно, что расходы на оборону являются на сегодняшний день одной из весьма значительных статей в расходной части бюджета. Большую расходную статью составляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата/ Источник финанси­рования — налоги. Причем в данном случае отсутствует непосредствен­ная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара. Из-за незначи­тельного размера или вообще отсутствия предельных издержек, которые вызывает каждый дополнительный потребитель, не имеет смысла стро­ить сложную систему оплаты общественных благ, поэтому они и финан­сируются из государственного бюджета.
-----146-----

Минимизация транса кционнных издержек. В принципе, прини­мая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек: весьма сложно было бы, например, заключать сделку с каждым участником движения по шоссейным дорогам, заставляя каждого, кто пользуется услугами скоро­стной трассы, платить определенную сумму при въезде или выезде. Ясно, что такая система создавала бы «пробки» на дорогах, затрудняла бы проезд и в конечном счете уничтожила бы все те плюсы, ради кото­рых такая скоростная трасса была создана.

Есть товары, которые по определению не относятся к обществен­ным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров — некоторые виды страхова­ния, связанные в основном с производственной деятельностью: страхо­вание на случай безработицы, по старости. Частные страховые компа­нии нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административ­ного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить госу­дарству.

Компенсация внешних издержек (экстерналий). Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий государст­вом. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналий. Например, в США виновникам ухудшения или загрязнения окружающей среды предъяв­ляются обвинения на основании Закона о гражданских правонарушени­ях, Закона о нарушении прав собственности, а также принятых в 70-е годы Закона о чистом воздухе, Закона о чистой воде, Закона об ограни­чении шума, Закона о национальной экологической политике. На госу­дарство возлагается осуществление контроля за отрицательными внеш­ними эффектами с применением административно-командных мер, гра­жданского кодекса, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды. По­следний способ ограничения государством отрицательных экстерналий стал причиной образования рынка прав на причинение внешних издер­жек. Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рьшке на основе спроса и предложения на них. За­грязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рын­ке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то могут
-----147-----

продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы вы­броса.

Позиция защитников оптимального объема загрязнения подверга­ется критике из-за невозможности точного измерения издержек от за­грязнения, которые несут другие предприятия, а также граждане. Возни­кают споры и вокруг экономической политики, основанной на призна­нии прав на побочные эффекты.

В экономической литературе подчеркиваются трудности внедре­ния в хозяйственную жизнь высокоэффективных средств и методов контроля за состоянием окружающей среды и утилизации отходов про­изводства, И тем не менее формирование рынка прав на загрязнение может способствовать если не полному уничтожению отрицательных внешних эффектов (что вряд ли возможно), то, по крайней мере, их минимизации.
Помимо установления норм и применения запретов, т.е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации от­рицательных экстерналий, государство использует и косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными ви­новниками возникновения отрицательных внешних эффектов, облага­ются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.

Кроме отрицательных экстерналий существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потре­битель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом.
Государство поощряет возникновение положительных экстерналий. В этих целях проводится субсидирование. Предоставляется субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену) или производи­телю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как степень реакции после субсидии на потребление блага будет выше. Го­сударство субсидирует здравоохранение, образование, различные благо­творительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культур­ных людей будет в обществе, тем больше предпосылок для развития имеет такое общество
-----148-----

Стабилизация макроэкономических колебаний. Наконец, госу­дарству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика.
Мы видим, что государственное регулирование необходимо осуще­ствлять в определенных пределах. Эти пределы установлены масштаба­ми «фиаско» рынка в целом и конкретной экономической ситуацией. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те «провалы», которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном мы можем ска­зать: «Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вооб­ще или не могут делать должным образом».

В тесной связи с типами экономических систем и, соответственно, со степенью «вторжения» государства в экономику находятся методы, используемые государством в экономической политике. Отметим, что когда речь идет о методах экономической политики, то подразумевается не только управление принадлежащим государству сектором экономики, но и регулирование деятельности частного бизнеса. В экономической литературе эти методы подразделяются на директивные (предписываю­щие, обязательные к исполнению) и индикативные (рекомендательные). Чаще их называют административными и экономическими. К первым методам относятся правовые нормы (законы) прямого действия, а также адресные задания, лимиты, ставки и виды налогов, обязательные эколо­гические нормативы и т.п., ко вторым методам— влияние на цены, совокупный спрос и предложение, использование бюджетных инвести­ций, налоговые льготы и т.д. Иначе можно сказать, что в первом случае упор делается на принудительное подчинение государственным реше­ниям, а во втором случае государство привлекает различных субъектов экономики к выполнению своих программ и решений на основе их соб­ственной заинтересованности.

Нужно заметить, что наряду с административными и экономиче­скими методами в числе атрибутов государственной политики исполь­зуются и морально-этические стимулы. К ним относятся, например, призывы и предложения бизнесменам от авторитетных политиков к участию в общественно-полезных делах — к созданию благотворитель­ных фондов, финансовой поддержке образования, культуры, спорта и т.д., а также «джентльменские соглашения» с банками, торговыми фир­мами, профсоюзами о ценах, процентных ставках, заработной плате и т.д. Моральные стимулы широко использовались в СССР.
-----149-----

Советское время отмечено не только «казенным патриотизмом», но и реальным бескорыстным энтузиазмом людей, позволившим осуществить немало больших свершений как в мирное время, так и в период Отечественной войны. Ныне «романтика» далеких строек, поездки «за туманом и за запахом тайги», а не за деньгами, в публицистике, да и в некоторых «научных» трактатах подаются в иронически-пренебрежительном тоне как признак скудоумия «совков». Между тем и «преодоление романти­ки» в связи со всесторонней меркантшшзацией следует считать одной из серьезных утрат в духовном арсенале российского общества.

Каким методам экономической политики должно быть отдано предпочтение? Очевидно, государство должно использовать такие мето­ды воздействия на экономику, которые эффективны, т.е. лучше всего обеспечивают достижение целей и задач этой политики.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производствен­ными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различ­ных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам госу­дарственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предпри­ятий. Это делает государство владельцем части общественного капита­ла. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Фран­ции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, же­лезнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атом­ная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвести­ционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходи­мых для производства, имеют большие объем и стоимость. Эти отрасли весьма чувствительны к конкуренции и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства— это и принятие законода­тельных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения меж-
-----150-----

ду всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необы­чайно разнообразны. К ним можно отнести, помимо упомянутого анти­трестовского законодательства в США, положение о кооперации во Франции и т.п.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

  • • стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
  • • обеспечение полной занятости;
  • • стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабо­чей силы;
  • • воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
  • • поддержку устойчивого экономического роста;
  • • перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фис­кальная политика — это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными до­ходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика — это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом, хотя по-разному воплощены в рыночной и централизованной экономике. Подробнее различные направления прямого и косвенного государственного регулирования рассматриваются в последующих главайграны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 сто­летия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыноч­ного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономиче­ской системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помо­щью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом — не убить в объятиях государства этот животворящий интерес.
-----151-----










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...