Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Употребление имен собственных в предложении.
Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в и.п. Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное.
| 1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).
| - Построение предложений с причастным оборотом.
Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
| Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
| Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
| Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.
| Необходимо правильно найти определяемое слово.
| Он видит лицо(какое?) сына, внимательно прислушивающееся к разговору.
В данном предложении определяемым является слово сына, а не лицо, следовательно, верный вариант:
Он видит лицо сына (какого?), внимательно прислушивающегося к разговору.
| - Построение сложноподчиненных предложений.
Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто. Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто..., те, кто..., тот, кто..., никто из тех, кто... ит.п.
Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и
сказуемого в главной части предложения.
| Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина, — основателя музея истории театра.
Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:
Все, кто интересуются (мн. ч. вместо ед. ч.) театром, знают имя Алексея Бахрушина — основателя музея истории театра.
Все, кто интересуется театром, знает (ед. ч. вместо мн. ч.) имя Алексея Бахрушина — основателя музея истории театра.
| Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.
| В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Лмухановский.
При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть которым управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
| Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
| В комедии «Ревизор» развёртывается конфликт, которым ведут герои.
Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.
| Неверное соединение с помощью союза и причастного оборота и придаточной части.
| Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в который добавили виски).
В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил (приготовленный барменом) кофе, (в который добавили виски).
| - Трудные случаи управления.
Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.
Предлог
| Падеж
| Пример
| по в значении «после чего-либо»
| д.п.
| по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока — после истечения срока и т.п).
По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.
| благодаря.
| д.п.
| Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.
| согласно
| Д.п.
| Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?)согласно личному заявлению.
| в меру
| р.п.
| (в меру чего?) в меру возможностей
| в заключение
| р.п.
| (в заключение чего?) в заключение статьи
| в виде
| р.п.
| (в виде чего?) в виде шара
| в продолжение
| р.п.
| (в продолжение чего?) в продолжение романа
| в силу
| р.п.
| (в силу чего?) в силу привычки
| в течение
| р.п.
| (в течение чего?) в течение дня
| наперекор -
| д.п.
| (наперекор кому?) наперекор всем
| наподобие
| р.п.
| (наподобие чего?) наподобие овала
| подобно
| д.п.
| (подобно чему?) подобно овалу
| по причине
| р.п.
| (по причине чего?) по причине непогоды
| посредством
| р.п.
| (посредством чего?) посредством ввода
| - Построение предложений с косвенной речью.
Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.
| Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье*. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.
| Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли.
| Я не заметил, что находится ли он в комнате. Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате
| Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
| Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
Правильный вариант: Как сказал А. П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
| Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи.
| Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что
положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым»
Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым...».
|
Говори правильно!
А
АгЕнт
АлфавИт
аэропОрты,им.п. мн.ч.
Б
балОванный,прич.
БаловАть
БалУясь
бАнты,им.п.мн.ч
бОроду,вин.п.ед.ч.
БралА
БралАсь
бухгАлтеров,род.п. мн.н
В
ВЕрба
ВернА
ВероисповЕдание
ВзялА
ВзялАсь
ВключЁн
ВключЁнный
ВключИм
ВключИт
включИшь
ВлилАсь
ВОвремя
ВорвалАсь
ВоспринялА
ВоссоздалА
ВручИт
Г
ГналА
ГналАсь
ГраждАнство
Д
ДавнИшний
ДефИс
ДиспансЕр
ДобелА
ДобралА
ДобралАсь
ДовезЁнный
ДОверху
ДоговорЁнность
ДождалАсь
ДозвонИтся
дозвонЯтся
ДозИровать
ДокраснА
ДокумЕнт
ДонЕльзя
ДОнизу
ДосУг
ДОсуха
Е
ЕретИк
Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ЖдалА
ЖилОсь
З
ЗавИдно
ЗАгнутый
ЗАгодя
ЗакУпорив
ЗакУпорить
ЗАнял
ЗанялА
зАняло
ЗанятА
ЗАнятый
ЗаселЁн
ЗапертА
ЗАтемно
ЗвалА
ЗвонИм
ЗвонИт
звонИшь
ЗнАчимость
ЗнАчимый
ЗимОвщик
ЗАсветло
И
ИзбалОванный
Иксы
ИмпЕрский
ИнстИнкт
ИсключИт
Исстари
ИсчЕрпать
К
КаталОг
КвартАл
КиломЕтр
КлАла
КлЕить
КОнусы,кОнусов
КормЯщий
КорЫсть
КрАлась
КрАны
КрасИвее
КрасИвейший
КремЕнь
КренИтся
КровоточАщий
КровоточИть
КУхонный
Л
ЛгалА
лЕкторы,лЕктороврод.п.мн.ч.
ЛилА
ЛилАсь
ЛовкА
ЛыжнЯ
М
мЕстностейрод.п. мн.ч
МозаИчный
МолЯщий
МусоропровОд
Н
НавЕрх
НавралА
НаделИт
НадОлго
НадорвалАсь
НажИвший
нажитА
НажИлся-убрать
НазвалАсь
НакренИт
НалилА
НалИвший
налитА
НамЕрение
НанЯвшийся
НарвалА
НарОст
НасорИт
НАчал
началА
НАчали
НачАв
НачАвший
НачАвшись
НАчатый
НачАть
НАчатые-убрать
НЕдруг
НедУг
НекролОг
НЕнависть
НенадОлго
НизведЁн
НОвости,новостЕй
нОгтя,род.п ед.ч.
О
ОбеспЕчение
ОбзвонИт
ОблегчИт
ОблегчИть
ОблилАсь
ОбнялАсь
ОбогналА
ОбодралА
ОбодрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ОбодрИшься
ОбострЁнный
ОбострИть
ОдолжИт
ОзлОбить
ОклЕить
ОкружИт
ОпломбировАть
ОпОшлят
ОпределЁн
ОптОвый
ОсвЕдомиться, освЕдомишься
ОтбылА
ОтдалА
ОтдАв
ОтключЁнный
ОткУпорил
ОтозвалА
ОтозвалАсь
Отрочество
П
ПартЕр
ПерезвонИт
ПерелилА
ПлодоносИть повторЁнный
ПоделЁнный
ПоднЯв
ПозвалА
ПозвонИт, позвонИшь
ПолилА
положИл
ПоложИть
ПонЯв
ПонЯвший
ПОнял,
понялА
ПортфЕль
ПОручни
ПослАла
ПрибЫв
ПрИбыл
ПрибылА
ПрИбыло
ПридАное
ПризЫв
ПрИнял
прИняли
ПринУдить
ПрИнятый
ПриручЁнный
ПрожИвший
ПрозорлИва
ПроцЕнт
Р
РвалА
С
СвЁкла
СверлИт
сверлИшь
СирОты
СлИвовый
СнялА
СнятА
СОгнутый
СоздалА
СозданА
СорИт
срЕдства,им.п.мн.ч.
СрЕдствами
СтАтуя
СтолЯр
СозЫв
Т
ТамОжня
ТОрты
тОртов
ТОтчас
У
УбралА
УбыстрИть
УглубИть
УкрепИт
Ц
ЦемЕнт
ЦЕнтнер
ЦепОчка
Ч
ЧЕрпать
Ш
ШАрфы
ШофЁр
Щ
ЩавЕль
ЩемИт
ЩЁлкать
Э
ЭкспЕрт
Литература
1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Практикум в 2 частях. Саратов: Лицей, 2001. Ч. 1.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.
4. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Культура речи. Саратов: Изд. ПИ СГУ, 1998.
5. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. М., 1995.
|