Знак препинания
| Смыслоразличительная функция знака препинания
|
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)
| · Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
· Передают логику предложения, связь между частями предложения.
· Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
· Передают на письме оттенки смысла.
· Могут быть средством выражения состояния пишущего.
· Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями.
· Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
· Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.
|
Запятая
| · Указывает на следование объектов и событий друг за другом.
· Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.
|
Точка
| · Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
· Указывает на завершённость высказывания.
· Указывает на законченность мысли.
|
Вопросительный
знак в конце предложения
| · Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
· Указывает на ожидание ответа.
|
Восклицательный знак в конце предложения
| · Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
· Указывает на эмоциональную напряжённость
|
Двоеточие
| · Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)
· Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.
|
Тире
| · Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
· Указывает на следование событий друг за другом.
· Указывает на временной интервал.
· В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
· Указывает на варианты названия.
· Значение противоположности (Я мрачен - ты весел).
· Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).
· Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).
|
Кавычки
| · Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
· Обозначают границы прямой речи или цитаты.
· Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
|
Скобки
| · Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
· Указывают на вспомогательный характер информации.
|
Точка с запятой
| · Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.
|
Многоточие
| · Передаёт недосказанность, недоговорённость.
· Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
· Указывает на неполноту информации.
· Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.
|