Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации к написанию изложения




Сжатое изложение

По отношению к объекту текста различаются подробные и сжатые изложения.

 

Если задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля, то сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания, употребление лексики и фразеологии свободное.

 

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

В науке известны три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

Три основных вида сжатия информации

Объединение

«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех ра­ботали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и ску­чали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения»

 = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и от­личиях, здесь горячо любили искусство и работу».

 2. Замена

«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуван­чики, застенчивые купавки»

 = «На лугу росли цветы».

Удаление

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; по­душка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...»

= «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном».

 

К приемам сжатого изложения относятся :

 

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

 

При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

Памятка для учащихся

«Как писать сжатое изложение»

 

Прослушайте текст.

2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

Определите тему текста (о чем текст?).

Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

3. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

4. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

6. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

7. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

8. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

9. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства Пример
1.Слова-заместители местоимения девушка – она наречия в лесу – там синонимы быстро, стремительно различные оценочные обозначения храбрец – богатырь родовидовые слова деревья – березы имя собственное – имя нарицательное             офицер – Соболевский
2. Лексические повторы Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку.(Ю. Олеша)
3. Соответствие видовременных глагольных форм Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)
4. Предлоги Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)
5. Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.
6. Параллелизм         …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).
7. Противопоставление Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)
8. Вопросительные предложения.            Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.
9. Союзы          1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)
10. Порядок слов в предложении (прямой, обратный)      Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубяНахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)
11. Последовательность в изложении мыслей встал, умылся, позавтракал  
12. Слова-организаторы логических связей    вот, почему, из этого следует и др.  
13. Вводные слова, организующие порядок высказывания итак, наконец, в заключение разговора.  

 

Рекомендации к написанию изложения

  • Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
  • Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
  • Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
  • Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
  • Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
  • Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.
  • Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
  • Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
  • Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

- тезис (основная мысль);

- аргументы (доказательства);

- вывод (автор может сам и не делать вывода).

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

  • Прослушивая (читая) текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. .
  • Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.
  • При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
  • Медленно перечитайте предложение , в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,

- нет ли у вас грамматических ошибок,

- не нарушена ли связь слов,

- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей ( так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов).

  • Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.
  • Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
  • Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите.
  • Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение (сочинение), будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

 

Образные средства языка

Тропы, то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.

Эпитет- художественное, образное определение.   Средь этой пошлости таинственной, скажи, что делать мне с тобой - недостижимой и единственной, как вечер дымно - голубой! (Блок). Грязная война; бандитские цены; варварские методы.
Сравнение - художественное сопоставление одного предмета с другим на основе общего признака. Густое, как синька, море. Запах рассола, острый, как нашатырь (Паустовский). Ярким солнцем в саду пламенеет костер (Фет). На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (Ахматова).
Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Крапива обрядилась ярким перламутром; Предвыборный марафон; заповедник расизма.
Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Синекдоха - разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот - название целого употребляется вместо названия части. Ликует буйный Рим (Лермонтов). Траурный Шопен громыхал у заката (Светлов). Золото досталось нашим спортсменам. Чужие руки разнесли твое тепло и трепет тела (Есенин). Соху сменил трактор. На презентации преобладали малиновые пиджаки. Даже самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе.
Перифраза - замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Туманный Альбион; царь зверей; творец Макбета; певец Гяура и Жуана; солнце русской поэзии.
Переименование- употребление собственного имени в значении нарицательного. Мы все глядим в Наполеоны. Дианы грудь, ланиты Флоры прелестны, милые друзья! (Пушкин).
Олицетворение- наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Спит земля в сияние голубом; звезда с звездою говорит (Лермонтов). Спит черемуха в белой накидке (Есенин)
Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета или явления. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут берега (А. Толстой).
Литота - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Такие вливания в нашу экономику - капля в море.
Аллегория- иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, трусость - в образе зайца, хитрость - в образе лисы.
Ирония - тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета. Славная бекеша у Ивана Ивановича! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи Боже мой! Николай Чудотворец, угодник Божий! Отчего же у меня нет такой бекеши!

Экспрессивный синтаксис

Антитеза - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов; И горел я душой, а ты была темна. Я - одинокий сын земли, ты - лучезарное виденье (Блок). Богатый в будни пирует, а бедный и в праздники горюет.
Риторическое восклицание; Риторический вопрос; Тройка! Птица - тройка! (Гоголь); А судьи кто?(Грибоедов).
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи; Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный Два сердца вольного и пламенных страстей?
Анафора - повторение начальных элементов предложений;  Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным... (Лермонтов)
Эпифора - повторение последних слов предложений; В понедельник завод не работал - делили полученные за новый заказ деньги. Во вторник тоже не работал -делили деньги.
Эллипсис - пропуск в предложении слова Я за свечкой - свечка в печку. Я за книжку - та бежать... (Чуковский). В ваших письмах - правда жизни.
Умолчание- сознательная незавершенность предложения, недоговоренность; Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин)
Градация - построение частей предложения, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающее (или уменьшающее) смысловое или эмоциональное экспрессивное значение; Они поют из темной ложи: «Найди. Люби. Возьми. Умчи» (Блок). Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! (Блок). Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку!
Вставные конструкции - попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию; Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой! (Пушкин), И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Блок).
Многосоюзие  И я любил. И я изведал безумный хмель любовных мук, и пораженья, и победы, и имя: враг; и слово: друг (Блок).
Бессоюзие Умрешь - начнешь опять сначала, и повторится все, как встарь: ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь (Блок).
Присоединительные конструкции Дисциплина должна быть одинакова - и для начальников, и для починенных.
Парцелляция- членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в нескольких интонационно- смысловых речевых единицах; Разные они, наши специалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру.
Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...