Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лексические особенности научного стиля речи




а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.


Синтаксические особенности

1) прямой порядок слов;

2) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;

3) редкое использование неполных предложений;

4) обилие сложных предложений;

5) частое употребление причастных и деепричастных оборотов.


Использование средств выразительности


Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности: сравнение, развернутое сравнение, образное сравнение, проблемные вопросы.

Основной тип речи: рассуждение и описание.

Основные особенности(если кратко):

1. отвлеченность и обобщенность,

2. логичность изложения,

3. смысловая точность (однозначность выражения мысли),

4. информативность,

5. объективность изложения,

6. отсутствие образности и эмоциональности,

7. использование терминов,

8. редкое использование синонимов,

9. глаголы в 3-ем лице, безличные предложения,

10. пассивные конструкции (например, «он был рожден», а не «он родился»),

11.  обязательная аргументация.

Жанры:

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научногоподстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

Понятие термина:

Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.

Термины существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка. В отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным (например, «фонема», «синус», «прибавочная стоимость»).

Термины и нетермины (слова общенародного языка) могут переходить друг в друга. Термины подчиняются словообразовательным, грамматическим и фонетическим правилам данного языка, создаются путём терминологизации слов общенародного языка, заимствования иноязычных термино-элементов.

 

7

План, тезис, конспект. Приёмы сокращения и распространения текста.

1.План передаёт композицию, тему и основную мысль текста. План состоит из пунктов. Пункты плана являются ключевыми словами (фразами). Является рабочим материалом.

Ключевое слово, фраза — слово (фраза) в тексте (плане), способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст, выразить его основную мысль, выражая основную мысль отдельных его частей.

2.Тезисы — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д.Выражают только существенно важные части текста, не обязательно отражают композицию текста. Часто публикуются.

Кстати:Тезис — 1) тезисы глагольного строя (с использованием глагольных сказуемых); 2) тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого)

3.Конспект – текст (!, в отличии от тезисов и плана) – кратко зафиксированное содержание текста и отдельных его частей. Соответствует исходному тексту по композиции, теме и основной мысли, освещает существенно важные детали(!). Минимально отличается по содержанию от исходного текста. Менее детализирован, меньше по объёму, информативен. Возможно, опускает отдельные маловажные части исх. Текста, которые можно восстановить. Наиболее пригоден для распространиения в текст, аналогичный исходному. Рабочий материал.

 

Распространение конспекта/сжатие текста

1.Сохранение композиции.

2.Сохранение содержания текста и его частей.

3.Сокращение/добавление деталей. Важно зафиксировать наличие существенной детали, которую затем можно восстановить по памяти/по справочной лит-ре.

4. Придание тексту плавности, законченности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...