Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сведения о современном состоянии Сенегала» Шотта в «Трудах по этно- и географии», т. I, с. 47.




34* Сообщения о Сенегале» Шотта, с 50; «Собрание путешествий», т. III—IV.

155

губы — не такие толстые, налитые; волосы — средние между шерстью негров и обычными, цвет их — светло-каштановый, рост — как у европейца, но только ладони и ступни меньше35*. Если бы мы знали и все те многочисленные народности, которые живут к северу от готтентотов, во внутренней Африке — вплоть до самой Абиссинии, — если судить по некоторым признакам, плодородие почвы в этих странах возрастает, красота, сила людей растут, а культура и искусства стоят выше, — если бы мы знали все эти народности, то, вероятно, все оттенки на этой большой картине народов переходили бы друг в друга, и нигде не было на ней пробелов.

Но как же бедны достоверные сведения об их странах! Мы едва узнали африканское побережье — да и то иной раз только на расстоянии пушечного выстрела. Ни один европеец не путешествовал по внутренней Африке, как путешествуют по ней арабские караваны36*, и мы знаем о ней только легенды, услышанные от чернокожих, или довольно старые рассказы удачливых и неудачливых искателей приключений37*. Кроме того, даже на давно уже известные народы европеец привык смотреть беззаботным взглядом тирана; тем более трудно ему рассмотреть различия в строении каких-то жалких черных рабов. На них смотрят как на скот, а покупая, заглядывают им в зубы. Один гернгутский миссионер38* привез нам из совсем иной части света более тщательные описания различий между негритянскими народностями — более тщательные, чем описания многих путешественников, плававших по побережью Африки. Каким счастьем было бы для естествознания, для народоведения, если бы собрались люди с умом Форстера, с терпением и знаниями Спаррмана и отправились изучать эту до сих пор не открытую землю! Сведения о людоедах — яга и анциках33, которые дошли до нас, несомненно, преувеличены, если переносить их на все народы внутренней Африки. Яга — это, насколько можно понять, племя разбойников, искусственно сложившийся народ, состоящий из всяких отбросов и отребья; они питаются добычей и потому живут в грубых и жестоких правилах39*. Анцики — это горный народ — может быть вроде монголов и калмыков в этих местностях, — но сколько счастливых, мирных народов встретиться, должно быть, У подножья Лунных гор! Европа недостойна созерцать их счастливую жизнь, поскольку непростительно согрешила против этой части света и до сих пор продолжает совершать свой грех. Арабы, ведущие мирную торговлю, спокойно разъезжают по этой стране и везде основывают свои колонии.

35* «Путешествия» Спаррмана31, с. 172.

36* «Сообщения о Сенегале» Шотта, с. 49, 50.

37* «Сравнение известных и неизвестных частей» Циммермана, ученый трактат, отличающийся глубиною суждений, опубликован в его «Географической истории человека», т. III, с. 104 и сл.

38* См. Ольдсндорп. История миссии на острове Св. Фомы32, с. 270.

39* См. Пруайяр. История Лоанго, Каконго... Лейпциг, 177734. К этому немецкому переводу присовокуплено собрание известий о джаггах.

156

Но я забыл, что говорю об органическом строении негров — об одном из человеческих типов; а как хорошо было бы, если бы всем особенностям человеческого рода естествознание уделило столько же внимания! Подведу итоги некоторым естественнонаучным наблюдениям:

1. Черный цвет кожи ничуть не более удивителен, чем белый, коричневый, желтый, красный. И у негра черная — не кровь, не семя, а только один слой кожи — сальник — под эпидермисом, таком слой, который есть у всех и который в известных случаях, на некоторых частях тела, бывает окрашен. Кампер это доказал40*, и, следовательно, у всех нас есть задатки негра. У самоедов, живущих п холодных широтах, черная полоса окружает груди,—то есть в их климате просто не развились те же задатки, иначе вся кожа их могла стать черной.

Итак, требовалась причина, чтобы задатки были развиты, а аналогия вновь подсказывает нам, что воздух и Солнце несомненно играют тут большую роль. Отчего мы загораем? Что различает цвет кожи у мужчин и женщин? Отчего португальские племена, столетиями жившие в Африке, стали так похожи на негров цветом кожи? И что так сильно различает сами негритянские племена Африки? Климат — и самом широком смысле слова, так что и образ жизни, и способ пропитания входят сюда. Как раз в той области, куда восточный ветер приносит ужасающий зной, живут негритянские племена, у которых наиболее черный цвет кожи; в тех местах, где зной слабеет, куда морские ветры приносят прохладу, кожа уже не такая черпая, она заметно желтеет. Нa горах с их прохладным климатом живут народы с белой или беловатой кожей, а в низкой, окруженной горами местности солнце сильнее, выпаривает жир, который придает верхнему слою кожи черный оттенок. Если мы примем теперь во внимание, что чернокожие долгие тысячи лет жили и своей части света и благодаря своему образу жизни приспособились к ней и как бы вошли в ее органический строй, если мы сообразим, что некоторые обстоятельства в прежние времена, когда все стихии отличались еще своей первозданной грубой силой, по-видимому, производили еще более сильное действие, чем теперь, когда влияние их смягчено, что, далее, и течение тысячелетий успевает обернуться колесо случайного, так что нее, что вообще могло развиться на земле, уже развилось,—если мы подумаем обо всем этом, то нас не удивит черный цвет кожи некоторых народов. Природа, действуя беспрестанно, незаметно, породила на свет еще и не такие, а куда более значительные отклонения.

А каким путем произвела природа это незначительное изменение?

Это наглядно видно. Существует жир, которым природа окрашивала слой кожи —сетчатку; даже пот негров и европейцев в этих странах — желтоватого цвета; кожа негров не такая сухая и натянутая, как у белых, — это, скорее, толстый, мягкий бархат, — солнце вытапливало жир изнутри кожи, он выступал на поверхность, смягчая кожу и окрашивая сальник.

40* «Малые сочинения» Кампера, т. I, с. 24.

157

Большинство болезней в этих широтах подобны разлитию желчи,— достаточно прочитать их описание41*, и желтый или черный цвет кожи не покажется нам странным ни с физиологической, ни с патологической точки зрения.

Курчавые волосы негра объясняются той же причиной. Поскольку волосы питаются тонким соком кожи или даже противоестественно растут в жировом слое, то от изобилия питательных соков они начинают курчавиться, а при недостатке соков отмирают. У животных с грубым органическим строением в таких странах, где они болеют, а потому и не могут перерабатывать поступающий сок, шерсть превращается в клочковатую щетину; напротив того, у человека с более тонким органическим строением, как и должно быть всегда, излишний жир, смачивающий кожу, может изменять волосы и превращать их в курчавую шерсть.

Больше скажет нам строение членов тела в собственном смысле слова. Мне кажется, что незатруднительно объяснить его и у африканца. Как показали физиологические наблюдения, губы, груди и половые органы находятся в тесной взаимосвязи; природа, создавая африканские народы, следовала простому началу своего пластического искусства, — коль скоро она вынуждена была отнять у них более благородные таланты, она должна была наградить их большей долей чувственных наслаждений, а это не могло не сказаться на их физиологическом строении. Толстые губы белого человека тоже принимаются за физиогномический признак сильно выраженной чувственности, а пурпурный цвет тонких губ — за примету тонкого и холодного вкуса; не будем говорить о других наблюдениях, — но что же удивительного тогда, если у народностей, для которых чувственное влечение — почти все счастье в жизни, появляются внешние черты чувственности? Негр рождается белым, у него темнеют сначала кожа вокруг ногтей, сосцы и половые органы; но взаимосогласие этих членов отмечается и у других народов. Сто детей — для негра пустяк, а один старик плакал, что у него их всего семьдесят.

6. Если кожа пропитана жиром, а черты лица выражают чувственность, сладострастие, и профиль лица, и все строение тела должны измениться. Губы выступили вперед — именно поэтому нос сплющился и измельчал, лоб стал плоским, а в лице стал отдаленно проглядывать обезьяний череп. Это повлекло за собой изменения в посадке головы, в переходе шеи в затылок, изменилось все эластичное строение тела, — все тело, включая нос и кожу, предназначено только для одного — для животного, чувственного наслаждения42*. В этой части света, на родине солнечного тепла, растут самые высокие на свете, самые насыщенные соками деревья, в этих лесах бродят стада самых огромных, подвижных, сильных зверей, в них играют обезьяны, которых тут необозримое множество, — и в воз-

41* См. Шотт. «Observations on the Synochus atrabiliosa»; извлечения — в «Геттингенском журнале»35, т. III, ч. 6, с. 729.

42* Кампер доказал в гарлемских «Актах», что центры тяжести при движении расположены у негра ближе друг к другу, а потому его тело эластичнее, чем у европейца.

158

духе, и в реках, в морях и песке все бурлит, все полнится жизнью, все плодоносит, — и человеческая природа, перестраивая свое органическое строение, в своей животной части могла только следовать этому простейшему принципу творческих, платсических сил, — иного пути не было. В утонченной духовности было отказано человеческому существу под палящими лучами солнца, в груди его бушевали страсти, и утрата была возмещена ему таким строением тканей, которое не позволяло думать о более возвышенных чувствах. Давайте же пожалеем негра, которому не мог достаться от природы более благородный дар, ибо этого не допускало органическое целое климата, но не будем презирать его, а почтим мать-природу — она, отнимая, награждает. Негр всю жизнь живет на земле сверх меры щедрой, сытно кормящей его, и он не ведает иаботы. Он плещется в воде, как будто его гибкое тело создано для воды, он лазает по деревьям'он бегает —как будто ради удовольствии; он здоров и бодр, он крепок и легок на подъем, его телесная конституция позволяет ему переносить несчастья и болезни, которые случаются в его климате, а сколько европейцев умирают от них! Зачем же мучить его предчувствиями высших услад, для которых он не создан? Задатки в нем были, но природа передумала и создала то, в чем он нуждался больше, живя п своей стране, — в чем счастье его жизни. Или не надо было создавать Африку, или в Африке должны были жить негры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...