Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы правление и территориального устройства государств
По структурно-властному признаку государства делятся на: монархии и республики. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ, Бруней) – всевластие главы государства; конституционная монархия- государство, в котором полномочия монарха ограничены Конституцией (Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Тайланд, Япония). Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, где монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту (Великобритания, Швеция, Дания, Нидерланды, Испания). Вторая основная форма правления – республика, источником власти в которой является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская. В президентской республике президент избирается выборщиками или народом, он одновременно глава государства и правительства, он назначает членов правительства, он вправе накладывать вето на законы, принимаемые парламентом (США, Боливия, Венесуэла, Мексика, Филиппины). В парламентской республике парламент формирует правительство, правительство подконтрольно парламенту, парламент может выразить недоверие правительству, что влечет за собой его роспуск. Президент избирается парламентом, имеет представительские функции, а также функции, которыми наделяют его парламент, правительство (Италия, ФРГ, Венгрия, Индия, Израиль, Канада, Япония, Исландия). В смешанной республике президент лично предлагает состав правительства, который обязательно должен быть утвержден парламентом. Президент избирается на всенародных выборах. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр (Франция, Финляндия, Австрия, Болгария, Украина, Польша, Бразилия, Литва). Формы государственного устройства. Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное – форма государственного устройства, при которой территория подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области и т.д.), действует единая конституция, централизованное руководство обществом (Франция, Япония, Украина). Существует две разновидности: децентрализованное (региональная организация формируется на местах (Великобритания, Испания, Италия); централизованное (региональная организация подчиняется центру путем назначения лиц из центра (Украина, Узбекистан, Казахстан). Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько субъектов – государственных образований (штаты, кантоны, земли), юридически обладают определенной политической самостоятельностью, автономией. Они объединяются в одно союзное государство, где наряду с союзной конституцией, действуют конституции субъектов федерации (США, Канада, ФРГ). Федеративное устройство имеет как положительные стороны (государственное единство; централизация власти в сочетании самостоятельностью членов федерации), так и отрицательные (возникает вопрос об объеме суверенитета). Конфедерация. Государства, образующие конфедерацию полностью сохраняют свою независимость, имеют свои органы власти и управления. Объединенные органы создаются для координации некоторых сфер деятельности (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). В прошлом конфедеративное устройство было в США (1776-1787 г.г.), Швейцария (до 1848 г.), Германский союз (1815-1867 г.г.).
Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами 1. Что такое государство? Какова его роль в жизни общества. 2. Определите форму государственного правления по следующим признакам: а) глава государства и парламента формируют правительство, который ответственен перед законодательным органом; б) правительство ответственно перед парламентом и главой государства; в) правительство формируется главой государства, который не имеет право роспуска парламента. 3. Назовите теории происхождения государства и кратко охарактеризуйте их. 4. Сделайте сравнительный анализ президентской и парламентской республики? 5. Чем отличается унитарные и федеративные государства? Каковы особенности конфедерации? Тестовые задания 1. Что такое государственный суверенитет? а) совокупность прав народа на свободу выбора социального и политического строя; б) существование граждан для блага государства; в) независимость государства во внутренних делах; г) полная независимость государства от других государств в его внутренних и внешних отношениях. 2. Какие из нижеперечисленных суждений соответствует Конституции Украины? а) правительство Украины – высший представительный орган власти; б) правительство не может быть смещено Верховной Рады; в) правительство принимает законы; г) правительство – исполнительный орган власти, который принимает постановления в рамках Конституции и республиканских законов. 3. Какие из перечисленных государств являются федеративными? а) Франция; б) США; в) Англия; г) Казахстан. д) Япония. 4. Монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь отчасти законодательной – это: а) Абсолютная монархия; б) Относительная монархия; в) Дуалистическая монархия; г) Смешанная; д) Парламентская. 5. В парламентской республике: а) Правительство ответственно перед президентом и парламентом; б) Главой правительства и главой государства является президент; в) Правительство осуществляет исполнительную власть и ответственно перед парламентом; г) Глава государства лишь номинально осуществляет свои полномочия; д) Глава государства руководит и внешней и внутренней политикой.
Литература 1. Магун А.В. Империализация (понятия империи и современный мир) / А.В. Магун // Политические исследования. – 2007. - №2. – С. 63-80. 2. Сумбатян Ю.Г. Монархия – традиционная форма государственности / Ю.Г. Сумбатян // Вестник Москов. Ун-та. С. 12. Политические науки. – 200 ?????№1. – С. 120-126. 3. Каспэ С.И. Суррагат империи: о природе происхождения федеративной формы /С.И. Каспэ // Политические исследования. – 2005. – №4. - С. 3-29. 4. Зазнаев О.И. Смешанные формы правления, или как масло смешать с водой / О.И. Зазнаев // Политические исследования. – 2005. - №4 – С. 158-171. 5. Неліпа Д.В. Роль держави в становленні системи соціального партнерства / Д.В. Неліпа // Вісник Київського нац.- ного ун-та. Серія. Філософія. Політологія. – 2004. –Вип. 71. – С. 101 - 105. 6. Бирюков С.В. Бельгийский федерализм как модель кризиса европейского федерализма / С.В. Бирюков // Вестник Москов. Ун-та. – Сер. 18. – 2009. - №4. – С. 21-37. 7. Коношко С.В. Российский федерализм: «от парада суверенитетов» к «вертикали власти» /С.В. Коношко // Вестник Москов. Ун-та. Сер.12.- 2004. -№4. – С. 3 8. Королев Б.А. О дефенициях социального государства /Б.А. Королев // Вестник Москов. Ун-та. – Сер. 12. – 2004. -№6. С. 5-13. 9. Зінченко В.В. Взаємні обов’язки і відповідальність особистості і держави в моделі громадянського правового суспільства / В.В. Зінченко // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2008. - Вип. 13 – С. 249-255. 10. Павлова Л.І. Інститут парламентаризму в Україні та державах Центральної і Східної Європи: порівняльний аналіз /Л.І. Павлова // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2008. - Вип. 17. – С. 205-211. 11. Трима К.А. Трансформація держави та громадянського суспільства під впливом глобалізації /К.А. Трима // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2009. - Вип. 18. – С. 295-300. 12. Рябенко Є.М. Соціальна держава: поняття і характерні ознаки /Є.М. Рябенко // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2010. - Вип. 30. – С. 407-415. 13. Івченко О.Г. Громадянське суспільство в історико-філософському і сучасному політичному дискурсі / О.Г. Івченко // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць.- К., 2010. Вип. 32. – С. 242-250. 14. Сурганова Ю.О. Тенденції розвитку змішаної форми державного правління в Україні /Ю.О. Сурганова // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2010. - Вип. 40 (10). – С. 412-420. 15. Хабарова Т.А. Идеи федерализма и культурной автономии Украины в политической мысли России второй половине ХIХв. /Т.А. Хабарова // Вестник Москов. Ун-та. Сер. 12. – 2008. - №1. – С. 115-116. 16. Малек Мартин Распад государств и его значения для международных отношений (актуальные проблемы) // Вестник Москов. Ун-та. – Сер. 12. – 2006. - №5. – С. 46-56.
ТЕМА 7 ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ План
7.1.Понятие политического режима и его основные признаки. 7.2.Недемократические политические режимы. 7.3. Сущность, признаки и формы демократии. Основные термины:авторитаризм, выборная система, государственный переворот, демократия, диктатура, парламент, политический режим, тоталитаризм, фашизм.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |