Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение, признаки и функции государства
Возникновение государства связано с определенным этапом развития общества, с появлением неравенства, частной собственности и классов. Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства . Большинство историков различают шесть основных теорий происхождения государства: 1. Теологическая теориябыла одной из первых теорий происхождения государства и объясняла его возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеология ислама и современной католической церкви (Ж. Маритен). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. 2. Патриархальная теория также как и теологическая теория возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти. 3. Возникновение органической теориисвязывают с успехами естествознания в XIX в. Появление дарвинизма привело к тому, что многие социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение). 4. Теория насилия также возниклав XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутсткий, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. 5. Представителями психологической теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр. 6. Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах мыслителей: Г. Гроция, Т. Гобса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е. в XVII-XIII вв. По этой теории, до появления государства, люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). Дж. Локк (1632-1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это нашло свое отражение и в Декларации независимости США. 7. Возникновение историко-материалистической теориисвязано не только с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, но и с именами их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производственная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Предназначение государства, его роль в обществе, взаимоотношения с человеком, по-разному определялись в разные времена, разными мыслителями и государственными деятелями. Например, Т.Мор считал, что «государство – это заговор богатых против бедных», Г.Гегель говорил, что «государство – это образ и действительность разума», Людовик ХIV утверждал: «Государство – это я». Современная теория видит смысл государства в обеспечении прав народов, связывает власть с правами человека, являющимися первичными по отношению к власти. ГОСУДАРСТВО – это организация суверенной политической власти, которая в рамках правовых норм и на определенной территории осуществляет управление общественными процессами и обеспечивает безопасность личности и нации. Экономической основой государства выступает система господствующих производственных отношений. Черты государств: наличие власти (государственный аппарат), наличие территории, суверенитет, право на использование принуждения и силы, правовые нормы. Функции государств: Внутренние: политическая (законотворческая, защита конституционных основ, государственное управление); экономическая (принятие бюджета, финансовая деятельность, хозяйственная деятельность и т.д.); социальная; национально-интеграционная; образовательная; культурно-воспитательная; правоохранительная; экологическая; демографическая и др. Внешние: защита национального суверенитета и интересов государства, оборона и национальная безопасность, развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира, международными организациями; реализация принципов коллективной безопасности в международных отношениях и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |