Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность, природа и функции власти. Типы истолкования власти




Понятие власти очень широкое. В общем варианте, власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия.

Власть – это важнейший элемент социальных отношений. Она имеет следующие признаки:

- это вид управления, регулирования и контроля, способность распоряжаться силами, возможностями, ресурсами общества;

- это средство упорядочения социальных отношений, связанное с нормированием и наложением, (при необходимости), определенных ограничений в поведении и деятельности;

-  волевой характер власти, который придает целенаправленность, изменяет поведение людей через изменение их мотивов и целей;

- власть связана с дифференциацией общества, определенной иерархией в его структуре.

Поскольку в сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, появляется потребность преодоления сопротивления других людей и, как следствие, необходимость реализации политики во властной форме.

Наиболее важными формами власти являются: политическая, государственная, экономическая, судебная, военная, идеологическая, семейная.

Политическая власть является определяющей, это особый тип власти в государстве. Она осуществляется при наличии следующих признаков:

1) делегирование властных полномочий одними людьми другим через специальный аппарат;

2) использование механизма организованного принуждения (системы санкций за нарушение установленных норм);

3) наличие специального и образованного аппарата людей, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти – государство. Государство-инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе.

Политическая власть имеет фундаментальный характер. Она реализуется посредством всей совокупности средств влияния и воздействия: экономических, государственно-правовых, идеологических и других.

Государственная власть – это высшая форма проявления политической власти. Она реализуется посредством монопольного права издания законов, наличия управленческого и специального аппарата принуждения, а также особого слоя профессиональных управленцев.

Политическая и государственная власть постоянно находится между двумя полюсами: невмешательство во внутреннюю жизнь людей, с одной стороны и полный контроль над нею, с другой.

Власть – это мощный фактор социальной упорядоченности, а безвластие – опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы. Не всякая власть благо. Если она не согласуется с интересами людей – она не есть благо.

Политическая власть выполняет следующие функции:

- служит инструментом социального управления;

- с помощью власти осуществляется социальная целостность;

- реализуются интересы и потребности социальных групп, осуществляющих властные функции;

- регулирует социальные отношения, поддерживает стабильность в функционировании социального организма.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – это реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах, прежде всего в соответствии со своими потребностями и интересами.

Черты политической власти, которые отличают её от других видов власти:

1. Суверенитет – независимое от каких-либо сил верховенство данного социального субъекта.

2. Воля – наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способность, готовность, решимость последовательно добиваться её.

3. Авторитет – общепризнанное в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти. Он выражается в готовности субъекта общественных отношений подчиняться приказам, распоряжениям субъекта власти. Это называется признанием легитимности власти.

4. Принуждение – это осуществление властвующими субъектами своей воли всевозможными средствами вплоть до применения физического насилия. Все эти черты необходимы для политической власти. Если утрачивается один из них, власть, как правило, переходит к другой политической силе.

Формы политической власти.

1. Господство – реализация политической власти, предполагающая деление общества на господствующих и подчиненных, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение особого аппарата управления. Политическое господство заключается в контроле над использованием государственной власти и , в идеологическом плане, проявляется в монопольном положении в обществе той системы идей и взглядов, которая обосновывает справедливость существующих экономических, социальных и политических порядков.

2.  Руководство – выработка и принятие группой принципиально важных для общества решений, определение этих целей, задач, перспектив. Эти решения фиксируются в документах, одобряются съездами, пленарными заседаниями, собраниями и получают законодательное оформление в государственно0правовых актах, становятся обязательными для всех членов общества.

3. Управление – это непосредственная практическая деятельность по осуществлению принятых политических решений. Этим занимается административный аппарат или органы государственного управления.

Благодаря иерархической структуре, принятие решений часто бывает автономным. Но и господствующие социально-политические силы принуждают правящую группу действовать в определённых рамках. Выход за их пределы, проявление угрозы коренным интересам людей, приводит к решительным действиям вплоть до перемены в составе правящей группы.

4. Контроль – это способность субъектов власти постоянно следить за тем, как реализуются приказы, законы, распоряжения. Государство имеет систему органов для осуществления контроля над поддержанием правовых норм. К ним относятся суды, прокуратуры, органы внутренних дел, а также партии, гражданские организации, органы местного самоуправления.

Источники власти:

1. Физическая сила – изначально основание власти. Опирается на страх. Организованное насилие (революция, военный переворот) довольно часто используются правительством, чтобы доказать, что физическая сила порождает уступчивость, смирение, повиновение (захват власти Елизаветой, Екатериной, путч 1991 г., революции).

2. Богатство – его владельцы могут обеспечить людям средства к существованию. Взамен они требуют повиновения от тех, кто зависит от них материально.

3. Знания – информация, опыт с древности служили источником власти. Обладатели знаний всегда использовали влияние на царственных особ (оракулы, жрецы, пророки). Современная жизнь требует разнообразной и обширной информации. Возрастает удельный вес специалистов самых различных отраслей знаний в руководстве. Наше время – эпоха всесилия экспертов.

4. Занимаемое положение – с древних времён источник власти. Чем более видного положения достигает человек в соответствующей сфере. Тем больше у него шансов оказаться в политической элите. Занимаемая должность (президент, министр) предполагает власть в определённых границах, до тех пор, пока занимает это место.

5.Организация – один из самых мощных источников власти. Организация позволяет людям ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.

Основные концепции в понимании власти:

1. Телеологическая концепция – (с точки зрения цели) характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получение намеченных результатов. Т. Парсонс интерпретирует власть как способ достижение определенной цели, запланированных результатов. Согласно такому толкованию, власть существует для того, что бы реализовать важную общественную цель, она является средством обмена, то есть ее отдают тем политикам, которые наиболее эффективно могут удовлетворить основные общественные потребности.

2. Бихевиористская концепция рассматривает власть как особый тип поведения, который основан на возможности изменения поведения других людей, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Данный подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию на реальных личностей, обращая внимание на субъективную мотивацию власти.

3. Психологические интерпретации власти, исходя из бихевиористского понимания поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подтверждение трансформации влечения преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и, особенно или духовной неполноценности. Власть возникает как господство одних и готовность к подчинению других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности.

4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная теория.Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнения принятых ею обязательств, направленных на реализацию ее коллективных действий. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, К. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

5. Структурно-функционалисткая концепция власти (Т. Парсонс) рассматривает ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и использования. Без власти не возможно коллективное существование человека и совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие т исполнительские социальные роли.

6. Реляционистские (от франц. «отношение») теории рассматривают власть отношений между двумя партнерами агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. В этом случае власть представляет как взаимодействие ее субъектами и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

7. Марксистская концепция власти исходила не из биологически – психологической природы жизни в целом или отдельного человека, а однозначно трактовались как результат общественных отношений, как институт, характерных для классовых обществ, как явление историческое, связанное с антагонистичностью классовых отношений. Политическая власть это организованное насилие одного класса на подавление другого. Власть и прежде всего государственная – непосредственный объект классового противоборства, в основе чего лежат экономические интересы, которые детерминирую содержание и формы реализации классовых интересов. Отсюда следовал вывод о необходимости в интересах большинства угнетенных в ходе социалистической революции лишить власти буржуазию и установить власть рабочего класса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...