Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лигитимность политической власти. Типы легитимности власти.




Власть должна обеспечивать: безопасность, порядок, стабильность, благосостояние. Только тогда власть находится в согласии с общественными нормами и ценностями, а её результаты будут отвечать ожиданиям народа, т.е. власть будет легитимной. А это является существенным признаком власти.

Легитимность власти – это состояние, когда правомочность данной власти определяется обществом и международным сообществом. Это когда власть принимается массами и опирается на их добровольное согласие, а не навязывается силой.

Неоднозначны понятия легитимность и легальность. Легальность  – это соответствие власти юридическим нормам права.

Типы легитимности политической власти:

а) рациональный – власть узаконена демократическим путём и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам.

б) идеологический – власть признаётся обоснованной в силу убеждённости или веры людей в правильность тех идеологических ценностей, которые её провозглашены.

в) традиционный – власть признаётся оправданной в силу сложившихся обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и святость издревле существующих порядков.

г) харизматический (персональный) – власть основана на вере людей в исключительные качества, особые способности политического лидера, его непоколебимый личный авторитет. Все эти типы власти являются «идеальными» и не существуют в чистом виде. Они переплетаются при доминировании одного из них. Во все времена легитимность власти была проблемой любых руководителей и чтобы её добиться они пытались влиять на неё любыми средствами: идеологическими, правовыми, нравственными, психологическими, популистскими и др.

Власть и оппозиция

В любые времена и во всех государствах трудно назвать политическую власть, не имеющую оппозиции. Это связано с различием мнений и интересов, позиций, направлений политической жизни, порождённой самой природой политики, которые выражаются в отношениях между власть имущими и теми, кто борется против неё.

В тоталитарных и авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, т. е. ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга.

В демократических политических системах эти силы могут вполне сосуществовать и конструктивно взаимодействовать, причём оппозиция может использовать разные формы как взаимодействия с властью, так и влияния на неё.

Оппозиция, как правило, делится по принципу лояльности по отношению к действующей политической власти:

1) Лояльная оппозиция – действует как часть политической системы, соблюдает её основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью.

2) Полулегальная оппозиция – включает политические силы, которые воздерживаются от противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других сил, выходящих за рамки разрешённого законом.

3) Нелегальная оппозиция – осуществляет открытую политическую деятельность, часто использует насильственные средства борьбы, а поэтому исключается из политической системы и подавляется властными структурами.

По Конституции государственная власть в Украине осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако существуют каналы разделения ресурсов (материальных, финансовых, информационных), высокая степень коррумпированности властных структур, объединение правовых и насильственных форм принуждения, не высокая степень легитимности. По источникам формирования власть в Украине является корпоративно-клановой, олигархично - демократической с недостаточно оформленным юридическим механизмом сдерживаний и противовесов. Однако всё этот связано с переходным этапом развития нашего общества и будет постепенно меняться.

 

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами

 

1. В чем заключается сущность политической власти, ее объекта и субъекта?

2 .Какие факторы характеризуют власть как систему?

3. Что означает принцип разделения власти и почему необходимо его придерживаться?

4. Назовите причины, (ситуации), по которым власть может игнорировать политические права и свободы личности, а личность высказывать недоверие к властям.

5. Что такое легитимность власти и каковы ее основные составляющие?

6. Прокомментируйте высказывание французского философа А.Камю: «Хорошая власть – это здоровое и осторожное управление несправедливостью».

7. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?

8. Какой политический режим формируется в Украине? Объясните почему.

 

Тестовые задания

.

1. К утилитарным ресурсам власти относятся:

а) материальные и социальные блага; б) правоохранительные органы, суды и тюрьмы;                 

в) законы;                                                г) ценности общества.

2. К принудительным ресурсам власти относятся:

а) материальные и социальные блага; б) правоохранительные органы, суды и тюрьмы;

в) законы;                                                г) ценности общества.

3. Представление о том, что власть легитимна означает, что власть:

а) является законной;                             б) поддерживается обществом;

в) обладает достаточным количеством ресурсов для достижения целей;  г) представляет интересы меньшей части общества.

4. Реальная способность индивида, класса, социальной группы проводить свою волю в политике называется:

а) Политической властью;                                б) Экономической властью

в) Военной властью;                                                      г) Социальной властью

д) Культурно-информационной властью.

5. Форма власти, обладающая монопольным правом официально представить все общество в целом внутри страны и на международной арене:

а) Социальная власть;                                        б) Государственная власть 

в) Культурно-информационная власть;           г) Экономическая власть

д) Военная власть.

Литература

1. Копилов В.О. Ресурси влади: поняття, класифікація, комбінація /В.О. Копилов // Гуманітраний часопис. – 2008. -№1. – С. 55-65.

2. Копилов В.О. Форми влади: спроба обґрунтованої класифікації /В.О. Копилов // Гуманітраний часовис. – 2008. - №3. – С. 27-39.

3. Барковская Е. Концепция власти в исламе (современные подходы к наследию раннеисламской государственности) /Е. Барковская // Власть. - №9. – С. 154-156.

4. Григорян Д. Концептуальный анализ феномена «политическая власть» /Д. Григорян // Власть. - №1. – 2009. – С. 98-100.

5. Большаков А.А. Легальность и легитимность власти в политической идеологии и практике древнерусского государства / А.А. Большаков // Вестник Москов. Ун-та. Сер. - 12. Политические науки. – 2001. – №2. – С. 70-90.

6. Дибиров А.Н., Пронский Л.М. О природе политической власти / А.Н. Дибиров, Л.М. Пронский // Вестник Москов. Ун-та. - Сер. 18. Социология и политология. – 2002. - №2. – С. 48-60.

7. Барлачук В. Образ власти в современных теориях глобализации /В. Барлачук // Социология, теория, методы, маркетинг. – 2009. - №3. – С. 46.-61.

8. Попова И. Социологический подход к изучению легитимности и легитимизации. / И. Попова // Социология, теория, методы, маркетинг. – 2000. - №3. - С. 21-41.

9. Татаренко Т.М. Інституалізація регіональної політичної влади /Т.М. Татаренко // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2008. - Вип. 12. – С. 158-167.

10. Євтушенко О. Н. Концепції державної влади і місцевого самоврядування та їх вплив на розвиток суспільно–політичних відносин в українських землях у другій половіні ХІХ ст. // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць.- К., 2008. Вип. 12 – С. 178-186.

11. Кострюков С.В. Культура і влада: параметри взаємодії /С.В. Кострюков // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2008. - Вип. 13 – С. – 256-264.

12. Цокур Є.Г. Криза легітимності та особливості делегітимаційних процесів /Є.Г. Цокур // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2009. - Вип. 29. – С. 394-400.

13. Міщенко А.Б. Вплив довіри на легітимацію влади в сучасній Україні /А.Б. Міщенко // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць.- К., 2010. Вип. 30. – С. 440-447.

14. Цокур Є.Г. Особливості реалізації легітимаційного процесу // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2010. - Вип. 34. – С. 377-384.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...