Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поляризация характеров полов в XVIII -XIX веках
Требования равноправия со стороны феминистов - мужчин и женщин - в более поздний период XVIII века встречались с возрастающим отрицанием. "Эти тщеславные имитации (другого) пола являются вершиной безрассудства" (Ces vaines imitations de sexe sont le comble de la deraison), проповедует "Новая Элоиза" Жан-Жака Руссо (ROUSSEAU, 83). Природа женщины - используя выражение Вирджинии Вульф - полностью изменилась вскоре после 1750 года (WOOLF). Она (женщина) стала существом, которое определяется признаками, диаметрально противоположными мужскому. "Слабый пол" превратился в "противоположный пол". Проанализированный Мишелем Фуко переход от познавательного процесса эпохи Возрождения, основанного на выявлении корреспонденции, к логике эпохи Просвещения, оперирующей взаимоисключающими категориями противоположности, приводит к противопоставлению мужчины и женщины в бинарной оппозиции (FOUCAULT 1973). Различия между анатомией и физиологией мужского и женского тела, а также между мужской и женской ментальностью, казавшиеся раньше незначительными, теперь становятся принципиальными. Женщины устроены иначе, они мыслят, чувствуют, действуют, пишут (если вообще пишут) иначе, они любят и испытывают желание (если вообще испытывают его) иначе, чем мужчины. Из абсолютизированных женских недостатков, упоминаемых в модели одного пола, из потерявших силу сентиментальных добродетелей и ставших общественно необходимыми функций "дополнения" (см. главу 2.3) составляется каталог женских отличительных черт. Естественность (против культуры) и нравственное чувство (против мужского интеллекта) являются центральными пунктами такого каталога. Однако в отдельных случаях новому образу женщины может быть дана довольно положительная оценка: учение Руссо о естественной, еще не извращенной нравственности женщины в контексте его критики цивилизации имеет историческое значение, как утверждает Лизелотте Штейнбрюгге в противоположность упрощенному феминистическому восприятию (STEINBRUGGE). И все же чаще вместо похвалы женщине слышится осуждение ее неполноценности, второстепен-ности (Фихте) и отсталости (Дарвин). Вплоть до XX века наиболее эффективным оказалось соединение нравственных и психологических качеств, приписываемых женщине, и ее особой антропологии. Согласно аргументации, якобы подкрепленной с медицинской и естественно-научной точки зрения, на самом же деле имеющей в высшей степени сомнительный характер, признаки и функции женского тела - маленький мозг, легко раздражаемые нервы, матка - объявляются основой женского инобытия и неполноценности, а биология женщины провозглашается ее судьбой. Как раз тогда, когда историческая переменчивость представлений о полах проявляется особенно ярко, для создания новых конструктов используется антропологическая константа: "Мужчина и женщина - изначальный дуализм во вселенной" (HONEGGER). Не требует, однако, доказательств то, что противоположное этому представление о диаметральных различиях между характерами двух полов остается в силе, начиная со времени после эпохи Просвещения и до сегодняшнего дня. Используя результаты новых научных исследований и псевдонаучные выводы, поляризация мужского и женского продолжает опираться на биологические данные (FALJSTO-STERLING). В системе представлений, определяемой контрастом между мужчиной и женщиной, который совпадает с контрастом между разумом и чувством, духом и телом, культурой и природой, гуманитарные науки идентифицировали себя с "мужской" стороной. Например, в трудах по истории литературы различение полов не играло почти никакой роли вплоть до 1980-х годов. "Мужчина новейшего времени, кажется, окончательно воспринимается как "современный человек вообще", - считает Хонеггер (HONEGGER, 6). [...] Другая, ранее оставленная без внимания "женская" сторона, оказалась в центре изучения благодаря психологическим исследованиям женственности (CHODOROW 1978, GILLIGAN) с их моделью женской идентичности, женской этики и женского мышления. При этом психоанализ, начиная с Фрейда, Эриксона и до Лакана,8 который, по мнению женщин-психологов, основывался на мужском опыте и мужских интересах, был подвергнут радикальной переоценке (M1TCHELL, CHODOROW Различение полов в XX веке В области политики, права, образования и в трудовой жизни широко утвердилось - по крайней мере, теоретически -демократически-эгалитарное отношение к полу, которое до 1800 года выдвигалось феминистами в дебатах о правах человека, в XIX веке сознательно поддерживалось утилитаризм: философское учение, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков, (прим. изд.). Sigmund Freud (1856-1939), австр. врач и психолог, основатель теоретического и практического психоанализа. Erik Erikson (*1902), нем.-америк. психолог, ученик 3. Фрейда, ведущий теоретик в области психологии молодежи. Jacques Lacan (1901-1981), психоаналитик, представитель французского постструктурализма, (прим. изд.). С раннего Нового времени, однако, обнаруживаются и явные симптомы пресыщения той нормой личности, которая связывала оба пола односторонне, способом, ставшим уже неплодотворным. Во многих отношениях граница между мужским и женским смягчается, если не стирается вовсе. Медицинские исследователи предложили рассматривать человека в спектре важных в половом отношении признаков, где "мужчину" отделяют от "женщины" пятнадцать промежуточных ступеней, названия которым часто трудно найти в наших языках (KAPLAN/ROGERS). Благодаря снятию табу с гомоэротики и гомосексуальности оказались под вопросом стереотипы контрастного сексуального поведения разных полов. С конца XIX века в общественном отношении становится модным "нарушение границ" при помощи ролей денди (dandy) и новой женщины (New-Woman) (FELDMAN).9 Культура модернизма ориентируется на идеал андрогинного как в смысле проблематичной андрогинии, при которой человек претендует на включение в свой пол признаков другого пола (HESSE, 1984 и 1991), так и в смысле творческой открытости и динамической ссылки на тот опыт противоположного пола, который невозможно полностью ассимилировать. (М01 13-16). [...] Постмодернизм включает различение полов в общий тезис постструктуралистов, что бинарные оппозиционные пары, которые задают контуры системы представлений. Имидж денди основывается на противопоставлении себя массе и буржуазной повседневности. Свое презрение к нормам толпы и подчеркнуто утонченный образ жизни дэнди выражает, прежде всего, при помощи элегантной, экстравагантной манеры одеваться (эстетика, нонконформизм, нарцистическии культ Я, элитарное сознание). New Woman: "новая женщина" - противница сексуальной морали 19-ого века, борец за предоставление женщинам избирательного права и за независимое самоопределение в жизни, (прим. изд.). человека и его языка, создают порядок, референциальное отношение которого к действительности является более чем сомнительным. Поскольку таким образом теоретически отменяется объективная действенность категорий пола в теоретическом плане, освобождается взгляд на действительно другие конструкты пола в историческом прошлом; результаты исследований в области истории ментальности подтверждают и углубляют деконструктивистское отрицание общезначимости и вневременности дуализма мужского и женского. Это особенно касается работ по истории медицины и сексуальности XVIII века (см. FOUCAULT 1979, JORDANOVA, LAQUEUR). Изображая происходившие в то время принципиальные изменения в восприятии и репрезентации женского тела, они опровергают утверждение, что различение полов возникает в процессе присоединения "вторичной" характеристики пола (гендера) как культурного конструкта к "первичным", неизменным параметрам маркированного по признакам пола тела. Скорее напротив, гендер, определяемый сознанием, накладывает "отпечаток на тело", как это образно отражено в немецком переводе книги Лакера "Making Sex": "Auf den Leib geschrieben" (LAQUER). В силу этого категориальное различение гендера и пола теряет смысл, ведь оба имеют характер конструкта: Gender Trouble. 4. Различение полов и социальная история Во избежание одностороннего, социально-экономического характера толкования пола, в третьей главе был дан обзор истории развития ментальности в этой области. Все же нет сомнения в том, что выдвигаемые, например, экономикой или демографической политикой общественные требования и задачи, затрагивающие интересы того или иного класса или нации, имеет большое значение для толкования различий между полами и его изменения в процессе истории. В рамках исторических формаций изменяется "природа" женщины, смещаются черты характера полов. Процессы изменения общества и идеологии, находящиеся в тесной причинной связи, способствуют процессу переконструирования полов. Такое взаимодействие проявляется, например, в трудах о воспитании девочек, в большом количестве выходивших в свет в XVIII и XIX веках. Программы воспитания и нормы женственности в таких трудах обосновывались с точки зрения религии, морали, психологии и биологии; вместе с тем, однако, они явно ориентировались на экономические требования, выдвигаемые данной эпохой для определенного сословия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 190. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |