Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поляризация характеров полов в XVIII -XIX веках




Требования равноправия со стороны феминистов - мужчин и женщин - в более поздний период XVIII века встречались с возрастающим отрицанием. "Эти тщеславные имитации (другого) пола являются вершиной безрассудства" (Ces vaines imitations de sexe sont le comble de la deraison), пропо­ведует "Новая Элоиза" Жан-Жака Руссо (ROUSSEAU, 83). Природа женщины - используя выражение Вирджинии Вульф - полностью изменилась вскоре после 1750 года (WOOLF). Она (женщина) стала существом, которое опре­деляется признаками, диаметрально противоположными мужскому. "Слабый пол" превратился в "противополож­ный пол". Проанализированный Мишелем Фуко переход от познавательного процесса эпохи Возрождения, основан­ного на выявлении корреспонденции, к логике эпохи Просвещения, оперирующей взаимоисключающими кате­гориями противоположности, приводит к противопо­ставлению мужчины и женщины в бинарной оппозиции (FOUCAULT 1973). Различия между анатомией и физио­логией мужского и женского тела, а также между мужской и женской ментальностью, казавшиеся раньше незначи­тельными, теперь становятся принципиальными. Женщи­ны устроены иначе, они мыслят, чувствуют, действуют, пишут (если вообще пишут) иначе, они любят и испыты­вают желание (если вообще испытывают его) иначе, чем мужчины. Из абсолютизированных женских недостатков, упоминаемых в модели одного пола, из потерявших силу сентиментальных добродетелей и ставших общественно необходимыми функций "дополнения" (см. главу 2.3) составляется каталог женских отличительных черт. Ест­ественность (против культуры) и нравственное чувство (против мужского интеллекта) являются центральными пунктами такого каталога. Однако в отдельных случаях новому образу женщины может быть дана довольно поло­жительная оценка: учение Руссо о естественной, еще не извращенной нравственности женщины в контексте его критики цивилизации имеет историческое значение, как утверждает Лизелотте Штейнбрюгге в противопо­ложность упрощенному феминистическому восприятию (STEINBRUGGE). И все же чаще вместо похвалы женщине слышится осуждение ее неполноценности, второстепен-ности (Фихте) и отсталости (Дарвин).

Вплоть до XX века наиболее эффективным оказалось соединение нравственных и психологических качеств, при­писываемых женщине, и ее особой антропологии. Согласно аргументации, якобы подкрепленной с медицинской и ест­ественно-научной точки зрения, на самом же деле имею­щей в высшей степени сомнительный характер, признаки и функции женского тела - маленький мозг, легко раз­дражаемые нервы, матка - объявляются основой женского инобытия и неполноценности, а биология женщины провозглашается ее судьбой. Как раз тогда, когда истори­ческая переменчивость представлений о полах проявляется особенно ярко, для создания новых конструктов исполь­зуется антропологическая константа: "Мужчина и женщина - изначальный дуализм во вселенной" (HONEGGER).

Не требует, однако, доказательств то, что противо­положное этому представление о диаметральных различиях между характерами двух полов остается в силе, начиная со времени после эпохи Просвещения и до сегодняшнего дня. Используя результаты новых научных исследований и псевдонаучные выводы, поляризация мужского и женского продолжает опираться на биологические данные (FALJSTO-STERLING).

В системе представлений, определяемой контрастом между мужчиной и женщиной, который совпадает с контрастом между разумом и чувством, духом и телом, культурой и природой, гуманитарные науки идентифи­цировали себя с "мужской" стороной. Например, в трудах по истории литературы различение полов не играло почти никакой роли вплоть до 1980-х годов. "Мужчина но­вейшего времени, кажется, окончательно воспринимается как "современный человек вообще", - считает Хонеггер (HONEGGER, 6). [...] Другая, ранее оставленная без вни­мания "женская" сторона, оказалась в центре изучения благодаря психологическим исследованиям женственности (CHODOROW 1978, GILLIGAN) с их моделью женской иден­тичности, женской этики и женского мышления. При этом психоанализ, начиная с Фрейда, Эриксона и до Лакана,8 который, по мнению женщин-психологов, осно­вывался на мужском опыте и мужских интересах, был под­вергнут радикальной переоценке (M1TCHELL, CHODOROW

Различение полов в XX веке

В области политики, права, образования и в трудовой жиз­ни широко утвердилось - по крайней мере, теоретически -демократически-эгалитарное отношение к полу, которое до 1800 года выдвигалось феминистами в дебатах о правах человека, в XIX веке сознательно поддерживалось утилитаризм: философское учение, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков, (прим. изд.).

Sigmund Freud (1856-1939), австр. врач и психолог, основатель тео­ретического и практического психоанализа. Erik Erikson (*1902), нем.-америк. психолог, ученик 3. Фрейда, ведущий теоретик в об­ласти психологии молодежи. Jacques Lacan (1901-1981), психоана­литик, представитель французского постструктурализма, (прим. изд.).

С раннего Нового времени, однако, обнаруживаются и явные симптомы пресыщения той нормой личности, кото­рая связывала оба пола односторонне, способом, ставшим уже неплодотворным. Во многих отношениях граница между мужским и женским смягчается, если не стирается вовсе. Медицинские исследователи предложили рассматри­вать человека в спектре важных в половом отношении признаков, где "мужчину" отделяют от "женщины" пят­надцать промежуточных ступеней, названия которым часто трудно найти в наших языках (KAPLAN/ROGERS). Благо­даря снятию табу с гомоэротики и гомосексуальности ока­зались под вопросом стереотипы контрастного сексуального поведения разных полов. С конца XIX века в общественном отношении становится модным "нарушение границ" при помощи ролей денди (dandy) и новой женщины (New-Woman) (FELDMAN).9 Культура модернизма ориентируется на идеал андрогинного как в смысле проблематичной андрогинии, при которой человек претендует на включение в свой пол признаков другого пола (HESSE, 1984 и 1991), так и в смысле творческой открытости и динамической ссылки на тот опыт противоположного пола, который невозможно полностью ассимилировать. (М01 13-16). [...]

Постмодернизм включает различение полов в общий тезис постструктуралистов, что бинарные оппозиционные пары, которые задают контуры системы представлений.

Имидж денди основывается на противопоставлении себя массе и буржуазной повседневности. Свое презрение к нормам толпы и подчеркнуто утонченный образ жизни дэнди выражает, прежде всего, при помощи элегантной, экстравагантной манеры одеваться (эстетика, нонконформизм, нарцистическии культ Я, элитарное соз­нание). New Woman: "новая женщина" - противница сексуальной морали 19-ого века, борец за предоставление женщинам избира­тельного права и за независимое самоопределение в жизни, (прим. изд.).

человека и его языка, создают порядок, референциальное отношение которого к действительности является более чем сомнительным. Поскольку таким образом теоретически отменяется объективная действенность категорий пола в теоретическом плане, освобождается взгляд на действи­тельно другие конструкты пола в историческом прошлом; результаты исследований в области истории ментальности подтверждают и углубляют деконструктивистское отрица­ние общезначимости и вневременности дуализма мужского и женского. Это особенно касается работ по истории медицины и сексуальности XVIII века (см. FOUCAULT 1979, JORDANOVA, LAQUEUR). Изображая происходившие в то время принципиальные изменения в восприятии и репре­зентации женского тела, они опровергают утверждение, что различение полов возникает в процессе присоединения "вторичной" характеристики пола (гендера) как культурного конструкта к "первичным", неизменным параметрам мар­кированного по признакам пола тела. Скорее напротив, гендер, определяемый сознанием, накладывает "отпечаток на тело", как это образно отражено в немецком переводе книги Лакера "Making Sex": "Auf den Leib geschrieben" (LAQUER). В силу этого категориальное различение гендера и пола теряет смысл, ведь оба имеют характер конструкта: Gender Trouble.

4. Различение полов и социальная история

Во избежание одностороннего, социально-экономического характера толкования пола, в третьей главе был дан обзор истории развития ментальности в этой области. Все же нет сомнения в том, что выдвигаемые, например, экономикой или демографической политикой общественные требования и задачи, затрагивающие интересы того или иного класса или нации, имеет большое значение для толкования раз­личий между полами и его изменения в процессе истории. В рамках исторических формаций изменяется "природа" женщины, смещаются черты характера полов. Процессы изменения общества и идеологии, находящиеся в тесной причинной связи, способствуют процессу переконструиро­вания полов. Такое взаимодействие проявляется, например, в трудах о воспитании девочек, в большом количестве выходивших в свет в XVIII и XIX веках. Программы вос­питания и нормы женственности в таких трудах обосно­вывались с точки зрения религии, морали, психологии и биологии; вместе с тем, однако, они явно ориентировались на экономические требования, выдвигаемые данной эпохой для определенного сословия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...