Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гуманитарный Университет, 1999Стр 1 из 5Следующая ⇒
Пол, Гендер, Культура Перевод с немецкого. Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер Москва. РГГУ,1999 ББК 63.3.0 П49
Издание осуществлено при поддержке научного отдела. Фонда "Фольксваген" в рамках программы "Общий путь в Европу: фундамент и реальные модели сотрудничества Средней и Восточной Европы".
Перевод с немецкого языка Н. Носовой ISBN 5-7281-0269-7 ® Коллектив Авторов, 1999 ® Фрайбургский Университет, Славянский Семинар. 1999 ® Российский Государственный Гуманитарный Университет, 1999
Элизабет Шоре, Каролин Хайдер Вступительные замечания о совместном русско-немецком научном проекте
Те, кто пытаются фиксировать значения слов, заняты бессмысленным делом: ведь слова, наравне с идеями и предметами, которые ими обозначаются, обладают своей историей. (SCOTT, 416) Проект фонда "Фольксваген" Предлагаемая вниманию читателей книга является первой публикацией совместного русско-немецкого проекта, осуществляемого при поддержке научного отдела Фонда "Фольксваген" в рамках программы "На пути к объединенной Европе: фундамент и реальные модели сотрудничества Средней и Восточной Европы". Этой публикации предшествовала интенсивная совместная работа ученых обеих стран, кульминационными пунктами которой стали две научные конференции. Участниками проекта являются: немецкие ученые из Фрайбургского (проф. Элизабет Шоре и Каролин Хайдер) и Тюбингского (Регина Нохейль) университетов, из университета французского города Страсбурга (проф. Эвелин Эндерлайн), ученые из российских ВУЗов и организаций: Московского Государственного университета (Л.Н.Панкова, Г.М.Пономарева, Л.З.Немировская, Л.Д.Под-горная, И.В.Овчинкина, М.В.Михайлова), Российского Государственного Гуманитарного университета (Г.И.Зверева), Российской Академии Наук (З.А.Хоткина), Союза российских писателей (Е.И.Трофимова), Европейского университета (А.А.Темкина) и Российского Государственного Педагогического университета им. А.И. Герцена (О.Р.Демидова) города Санкт-Петербурга, Мурманского государственного педагогического института (Л.В.Штылева), Удмуртского университета, г. Ижевск (Г.В.Мосалева), Тверского Государственного университета (Е.Н.Строганова). Исходные позиции В течение последних 20-25 лет - и особенно в таких странах, как Англия, Америка, Франция и Германия - был получен ряд результатов так называемых "гендерных исследований". Женское движение последних 20-25 лет и, прежде всего, феминистская критика науки подготовили почву для принципиального пересмотра методических основ и предмета некоторых исследовательских дисциплин. Оживленной дискуссии внутри западной науки, в которой сталкиваются зачастую противоположные мнения и в которой расставлены далеко не все точки над "и", - противостоит несколько иное положение дел в России. Трансформационные процессы, происходящие в России. характеризуются не только политическим и экономическим кризисом, но и новыми дискурсами, которые являются показательными для глубинных изменений в стране. В этой связи следует рассматривать и дискуссии вокруг проблемы половых ролей, а вместе с ней - и "женского вопроса", который в советское время считался давно решенным. Постсоветский дискурс о полах проявляет сходство с другими дискурсами в сегодняшней России, которые так же окрашены поиском не только новой национальной, но и, в самом общем смысле, личностной идентичности. Зазвучавшее на устах модное слово феминизм с самого начала натолкнулось на неоднозначную реакцию. При этом часто само это понятие оставлялось без должной рефлексии. Обсуждался - причем как в консервативно-националистическом стане, так и внутри вновь возникших русских женских организаций - прежде всего вопрос о том, "нужен ли феминизм" в России вообще, и если да, то в какой форме. Может ли (и должен ли) это быть особый, специфически русский феминизм? Западному наблюдателю бросается в глаза, что развитие феминистского дискурса в России 90-х годов как бы повторяет в ускоренном темпе то, что начиная с 60-х годов происходило в Америке и Европе. Общая теоретическая база по имени "феминизм", кажется, может служить основанием для беспроблемного взаимопонимания женщин Востока и Запада. Практика, однако, показывает, что дискурс о полах часто сопровождается не только меж-, но и внутри-культурными разногласиями. Множество интересных теоретических публикаций по феминистским и гендерным проблемам показывают, что гендерные дискуссии, ведущиеся на Западе, в России восприняты в ограниченном объеме, что является как следствием отсутствия языкового доступа к ним, так и недостатком материальных условий. Это особенно обидно, если речь идет об относящихся к России гендерных исследованиях немецких ученых, которые таким образом оказываются включены лишь в теоретические дискуссии на Западе. Они работают с теоретическими предпосылками, пригодность которых для предмета их исследований необходимо было бы предварительно проверить. Взаимообогащающее научное обсуждение проблем с исследователями в России бывает затруднено, поскольку нередко, особенно в культурологических обсуждениях, не хватает общей теоретической базы. До сих пор существуют барьеры в межкультурном понимании и сложности в сближении научных дискурсов. В какой-то мере нам недостает "общего языка". Приходится констатировать, что часто, даже тогда, когда мы, употребляя одни и те же понятия, уверены, что говорим об одном и том же предмете, в конце дискуссии мы замечаем, что все время говорили о разном. Факт недостатка межкультурного взаимопонимания совершенно очевиден именно в те моменты, когда языковая проблема кажется преодоленной. Даже само понятие "феминизм", по нашему мнению, представляет богатый материал для обоюдного непонимания. Выработка "общего языка" - это только одна из задач совместного проекта. Кроме того, проект дает возможность критического переосмысления западных теоретических положений и научных подходов с точки зрения их "применимости" к русским условиям. Этот аспект кажется особенно интересным, поскольких на Западе долгое время не осознавалось то, что отдельные положения феминистской науки были разработаны с учетом развития западного буржуазного общества.3 Это относится, например, и к программному произведению Карин Хаузен, которая объясняет образование стереотипов половых ролей диссоциацией семейной жизни и трудовой деятельности, что для России, по крайней мере в то время, когда это происходило на Западе в синхроническом разрезе, не являлось определяющим. Со стороны русских участниц проекта неоднократно высказывалось сожаление, что в современном обсуждении гендерной проблематики в России прежде всего используются теоретические положения англо-американских феминисток. Научные достижения немецких ученых остаются практически неизвестными. Однако по разным причинам именно они могли бы представить особый интерес для России: Культурноисторические, литературные и философские связи Германии и России традиционно являются довольно тесными, особенно начиная с XIX века, т.е. с того времени, когда складываются те стереотипы половых ролей, которые и сегодня еще во многом определяют нашу жизнь. Кроме этого, немецкие научные исследования могут выполнять роль идеального посредника между Востоком и Западом, поскольку с 1989 года они учитывают также и исторический фон социалистического опыта. Наконец - в том, что касается гендерных исследований, Германия - до недавнего времени - находилась в сходном положении с Россией. Импульс для развития этой новой, многообещающей области научного знания и новых теорий был дан работами зарубежных ученых, в основном из США и Франции. Вследствие этого немецкая наука была вынуждена вначале систематически проанализировать и проработать произошедшее в этих странах развитие. Одной из целей нашего проекта является предоставить русским ученым, аспирантам и студентам обзор развития западноевропейской мысли в области гендерных исследований и феминистской критики науки. Речь пойдет не об экспорте в Россию западных феминистских теоретических подходов. Мы должны начать разговор друг с другом, в постоянном контакте и конкретной совместной работе проанализировать теории, проверить их "применимость" для России. Обзорные статьи, статьи по отдельным областям знания, введение в гендерную проблематику и выдержки из основополагающих работ, написанных на немецком языке, - все это должно явиться базой для дискуссий и способствовать выработке "общего языка". Женственность, феминизм, пол и гендер Приведенные ниже рассуждения не являются попыткой дать обзор развития гендерных исследований. Они лишь призваны показать, в чем состоит научный интерес предлагаемого вниманию читателей сборника. Первый вопрос, который встает в связи с этим новым подходом, несомненно обращен к понятиям "женщина", "женственное", "женское". Понятие "женственность" отсылает нас к традиции поляризации культуры и природы, разума и чувства, духа и тела, т.е. к привычке ассоциировать "существо" женщины (или "женской природы") с иррациональностью (Аристотель), аморальностью (Шопенгауэр), чувственностью или интенсивностью чувств (Руссо, Кант), с существом, страдающим недостатками (Фрейд) или (в фаллоцентрической системе символов) просто несуществующим (Лакан). Определяемая таким образом "женственность" является результатом господства мужчин (патриархата) - контроля (биологически) мужского существа над (биологически) женским. Свидетельством этому являются философские, литературные, исторические тексты, политические события и, наконец, повседневная практика. Вплоть до XX века женщина определяется с точки зрения мужчины; женский субъект при этом приобретает хозяина, женское мифологизируется. Это тот исторический процесс, который не только сделал женщину "второй" или "другой", но и способствовал тому, чтобы она для самой себя стала "другой". Точкой соприкосновения всех феминистских исследований является стремление проанализировать место женщины, отведенное ей патриархальными структурами, и способствовать устранению или, по меньшей мере, изменению этих структур. Кроме того, в последние годы все больше осознается тот факт, что со стороны теории культуры -суммарно обозначенной термином "феминистская," - которая включила в свою научную базу психоаналитические, постструктуралистские, конструктивистские и системнотео-ретические подходы и применила их в конкретном анализе - исходят важные импульсы для качественно новой постановки вопросов. Феминизм в таком понимании обозначает, прежде всего, смену парадигмы в восприятии мира, смену парадигмы в науке. Его главной задачей является освещение канонов в науке, конфронтация культурологических концепций и канонических тем с феминистскими теориями. Такого рода перенос познавательного интереса подрывает традиционную базу научного анализа. Критическое переосмысление понятия "естественного" пола и его различных реализации в отдельных культурных и социальных системах привело сначала к важному различению между сексом и гендером. В отличие от немецкого, французского и русского языков, в которых понятие "пол" не дифференцировано, в английском языке различают "sex" (биологический пол) и "gender" (пол как социально-культурная категория). Женственность рассматривается соответственно не как нечто врожденное или предопределенное анатомией, биологией, сексуальностью, психикой и т.д., а как общественный конструкт. Использование понятия "гендер" обозначает отказ от детерминизма любого рода, который имплицируется при использовании понятия "пол" или "половое различие"; "гендер" позволяет пересмотреть все нормативные определения женственности. В гендерных исследованиях подчеркивается, что так называемая "природа" женщины является не "natural fact", a "an historical idea" и что процесс становления женщиной или женственной начинается с рождения (или даже раньше) и не заканчивается никогда. Представительницы гендерных исследований ссылаются на теорию поведения, коммуникации и ролевую теорию франкфуртской школы (Хабермас), а также на Симон де Бовуар и ее различение биологического и воспитываемого (женского) пола, которое она сформулировала уже в 1949 в книге "Второй пол" (Le deuxieme sexe). Крылатой стала ее фраза: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся". Исходя из этих положений, представительницы гендерных исследований концентрируют свое внимание на представлении ролей и форм поведения, на исторически варьируемых полоролевых ожиданиях. Понятие "гендер", которое делает возможным дифференциацию между половой конституцией и социальной ролью, указывает на существование сложной системы отношений, которая, хотя и включает биологический пол, но не определяется непосредственно им. Должно быть достигнуто понимание, что дихотомия полов смоделирована и продолжает моделироваться культурой. Только научное осознание этих процессов может помочь преодолеть настоящее положение, при котором пол провозглашается онтологической категорией и таким образом провозглашаются различные возможности для развития мужчин и женщин. Содержание сборника Совместный проект проводился в несколько этапов. Вначале в рамках специального семинара во Фрайбургском университете были отобраны тексты, которые широко используются в научной работе и педагогической практике в Германии. Это сложные научные читателя и владение навыками чтения специальной литературы. Даже немецко-говорящий читатель наталкивается на немалые трудности в понимании этих текстов и вынужден часто обращаться к специальным словарям. К тому же во время работы над переводами становилось все очевиднее, что в этой новой области знания не существует однозначной, используемой в русском языке и общепринятой терминологии.6 Определенные трудности для читателя создает также частое использование авторами этих текстов французских и американских выражений, ставших терминами новой науки (такие как, например, Gender trouble, ecriture feminine и т.д.). Переведенные тексты были затем переданы русским участницам проекта для критического чтения и последующей работы с ними. Для совместного обсуждения переведенных текстов были проведены конференции, где, в первую очередь, решался вопрос, насколько эти тексты могут представлять интерес для научных исследований и педагогической практики в России. Важно было также установить, в чем состоят трудности в понимании текстов, необходимо ли внести изменения в переводы, нуждаются ли тексты в дополнительных комментариях. И, наконец, самое главное: применимы ли сформулированные в немецких текстах тезисы в русском культурном пространстве? Ответом на последний вопрос стали доклады участниц конференций, в которых они представили ряд тезисов, касающихся русской культуры и в особенности русской литературы. Некоторые из этих докладов после обсуждения были также отобраны для публикации в этом сборнике. Они позволяют показать, в какой форме сформулированные тезисы приложимы для работы в русском культурном пространстве, и могут служить определенным вкладом в развитие русских гендерных исследований. В настоящее время уже идет работа над подготовкой второго сборника, который появится в следующем году. В предлагаемом нами первом сборнике мы сознательно остановили выбор на литературоведческих текстах. Литература и литературное "производство", т.е. литературоведение, литературная критика, издательское дело, рынок и т.д., тесно вплетены в общий культурный процесс. Они выполняют двоякую функцию отражения и формирования действительности. Особенно это касается моделей мужественности и женственности, созданных в рамках той или иной культуры, поскольку литературные тексты не только предоставляют примеры существующих конструктов полов, но, и сами участвуют в конструировании этих моделей, в буквальном смысле слова навязывая их читателю или подвергая их сомнению. Таким образом, литературоведческие тексты оказались в центре нашего внимания именно потому, что литература -не только в Германии, но и (может быть, даже в особой степени) в России - выполняет значительную роль в формировании сознания и распространении представлений о ценностях. Именно анализ литературы прошлых веков позволяет проследить исторические изменения представлений о половых ролях, что убедительно доказывает работа швейцарского специалиста по истории литературы Верены Эрих-Хэфели. Ее статья о Руссо, включенная в сборник, нашла живой отклик у всех участниц проекта, убежденных в особой его значимости особенно для России. Ина Шаберт, специалист по английской литературе, в своей работе описывает различные гендерные модели, которые были сконструированы на протяжении прошедших веков и показывает, какой культурно-исторический фон и какие философские концепты сыграли в этом свою роль. Нам кажется важным продолжить этот анализ развития половых ролей на материале русской истории и литературы. Ренате Хоф в своей работе предлагает общий обзор развития гендерных исследований. Этот текст может оказать помощь в упорядочивании и понимании тех многочисленных направлений исследований, которые развивались на протяжении более чем двадцати лет за пределами России и которые теперь хлынули в нее широким потоком. Гунилла Будде на примере соотношения понятий класс и пол освещает новую постановку вопросов в исторической науке с позиций гендерной дифференциации. Последние три работы написаны на русском материале. Галина Зверева анализирует использование гендерных конструктов в написании новых учебников по истории России, в то время как Элизабет Шоре и Галина Пономарева исследуют произведения двух русских писательниц XIX и XX веков. Сборник построен таким образом, что его можно читать в любом порядке. Представленные в нем положения являются конструктами, а не догматическими "истинами", -однако конструктами, которые, как мы надеемся, помогут выявить суть и приведут к самостоятельной работе с этими теориями и моделями. Тот, кто хочет освоить для себя поле гендерных исследований, должен прежде всего не усвоить какие-то имена и названия, а проследить и сравнить разные способы мышления. Нужно обсуждать эти теории, проверять их на практике, в случае необходимости - изменять или расширять их и, если они скорее затемняют, чем проясняют суть дела, не бояться их отвергать (OS1NSKI). Необходимо выработать свою собственную точку зрения в этом открытом море возможностей; все время помнить о том, что теории не являются "истиной в последней инстанции", а лишь служат приближению к сложной и по-разному понимаемой действительности (MERGEL/WELSKOPP). Издатели надеются, что книга будет встречена с интересом, особенно со стороны молодых ученых, студенты и студенток в России, и будут рады высказанным пожеланиям и замечаниям в адрес книги (e-mail: cheaure@uni-freiburg.de). Издатели выражают благодарность всем, кто принимал участие в работе над этой книгой, прежде всего группе переводчиц под руководством Наталии Носовой. Без их заинтересованной работы проект не был бы осуществлен в том виде, как мы его задумывали. Списки литературы были приведены в единообразную форму Вереной Крюгер. Не в последнюю очередь наша благодарность направлена в адрес фонда "Фольксваген", который осуществил финансовую поддержку проекта. Мы благодарим всех русских участниц проекта заих работу. Фрайбургский университет несет ответственность за окончательную редакцию включенных в сборник переводов. Фрайбург, март 1999 Элизабет Шоре Каролин Хайдер
Список литературы 1.АБУБИКИРОВА, Н. /М. РЕГЕНТОВА: Проблемы распространения идей феминизма. Анализ опыта работы с группами женщин. Феминистская практика. В: ЖУКОВА, стр. 90 -97. 2.ЖЕРЕБКИНА, И. (ред.): Теория и история феминизма. Харьков. 1996. 3.ЖУКОВА, Ю. (отв. ред.): Феминистская теория и практика: 4.восток - запад. Материалы международной научно-практической конференции. СПб. 1996. 5.КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX век. Словарь. СПб. 1997. 6.ЛАПЛАНШ, Ж. / Ж.-Б. ПОНТАЛИС: Словарь по психоанализу. Перевод с французского и предисловие доктора философских наук Н.С. Автономовой. М. 1996. 7.СТЕПАНЯНЦ, М.Т. (отв. ред.): Феминизм. Восток. Запад. Россия. М. 1993. 8.CHEAURE, Elisabeth: Feminismus a la russe. Gesellschaftskrise und Geschlechterdiskurs. In: Kultur und Krise. RuBland 1987-1997. Hrsg. von E. Cheaure. Berlin 1997, S. 151-178. 9.KROLL, Renate: Feministische Positionen in der romanistischen Literaturwissenschan. In: Feministische Literaturwissenschaft in der Romanistik: theoretische Grundlagen - Forschungsstand -Neuinterpretationen. Hrsg. von R. Kroll u. M. Zimmermann: 10.Stuttgart/Weimar 1995, S. 26-49. 11.MERGEL, Thomas / Thomas WELSKOPP: Geschichtswissen-schaft und Gesellschaftstheorie. In: Geschichte zwischen Kultur und Gesellschaft. Beitrage zur Theoriedebatte. Hrsg. von T. Merge! und T. Welskopp. Munchen 1997, S. 9-35. 12.OSINSK1, Jutta: Einfuhrung in die feministische Literaturwissenschan. Berlin 1998. 13.SCOTT, Joan W.: Gender: Eine nutzliche Kategorie der histori-schen Analyse. In: Texte zur Literaturtheorie der Gegenwart. Hrsg. von D. Kimmich, R. Renner u. B. Stiegler. Stuttgart 1996, S. 416-440. Ренате Хоф Возникновение и развитие гендерных исследований Как политическое движение феминизм имеет долгую и многообразную историю. При этом различные женские движения объединяла критика социальных, политических и культурных условий, которые препятствовали признанию равноценности женщин и мужчин. Если женское движение XIX века, - к примеру, в его борьбе за избирательное право, - развивалось прежде всего под знаком политического требования общественного равноправия, то с началом нового феминистского движения конца 60-х годов нашего столетия и с последовавшей вскоре институцио-нализацией женских исследований (Women's Studies)1 в американских университетах,, была достигнута возможность научного исследования "женского вопроса" с точки зрения женщин. Преобладавшие до тех пор мужские исследования о женщинах сменились женскими исследованиями. В то время, как женские исследования в Германии еще не являются частью академической жизни, число программ Women's Studies в американских университетах составляет более чем 500, проводится около 20.000 курсов по женской проблематики, кроме эюю, существует 40 исследовательских центров. Обзор женских исследований в США предлагает Керкхофф (KERKHOFF). В связи с этим в течение двух последних десятилетий был достигнут целый ряд результатов, которые делают необходимым пересмотр научных основ отдельных дисциплин. Однако со временем стало понятно, что женские исследования натолкнулись на свои собственные границы в постановке и решении вопросов. Так, к примеру, на первый план выступило рассуждение о том, возможно ли решение женских проблем путем отделения их от мужскихи, тем самым, их изоляции или же, что кажется более верным, в разъяснении нуждается проблема соотношения полов. Этот вопрос стал центральным в гендерных исследованиях (Gender Studies).2 Однако их обоснование было бы невозможно без понимания выдвинутых женскими исследованиями проблем. Ввиду возрастающего интереса в последние годы в Германии к этой области исследований, необходимо прежде всего представить этапы развития и постановку вопросов, которые привели к возникновению гендерных исследований. В исторической ретроспективе речь идет, с одной стороны, о том, чтобы показать, что гендерные исследования являются логическим следствием женских исследований. С этой точки зрения требование признания "соотношения полов" как фундаментальной категории анализа не может обсуждаться независимо от общественно-политических, социальных и институциональных условий. С другой стороны, необходимо уточнить различия между женскими и гендерными исследованиями и определить тот исследовательский интерес, который отличает гендерные исследования как от многовековой, преимущественно мужчинами развиваемой "философии полов", так и от разработанного в нашем столетии концепта "половых ролей". Мы употребляем понятие "гендер", т.к. в русском (как и в немецком) языке нет эквивалента, который бы точно передавал все кон-нотации этого понятия. В русском языке существуют лишь такие понятия, как биологический» социальный пол. По значению, более приближенным к английскому, является понятие "соотношение полов". (Прим. изд.) Таким образом, в этом вводном обзоре будет дано представление о поставленных женскими исследованиями вопросах (см. главу 1: "Связь между женским движением и феминистской наукой"), и затем будет дан анализ того, почему произошел отказ от биологически детерминированного различения между женщинами и мужчинами, поначалу центрального в рамках женских исследований, и почему понятие пола (sex) должно рассматриваться скорее в контексте различных культурных и социальных условий. В результате этого особую важность приобретает "различие между полом и гендером" (см. главу 2), как и вопрос о том, что подразумевается под понятием гендер в смысле "социально-культурного конструкта сексуальности". Третья глава должна показать, каким образом понимание "гендера как социально-исторической категории" отличается от традиционного рассмотрения половых ролей, которое преимущественно основывалось на сугубо биологическом различении. В заключение я остановлюсь на достаточно сложившейся в настоящее время "критике гендера как категории анализа" (см. главу 4), которая значительно определяет современное состояние дискуссии. Эта критика, явившаяся результатом междисциплинарных обсуждений понятия гендер, нуждается - как и женские исследования -в критическом осмыслении собственных предпосылок. 1. Связь между женским движением и феминистской наукой Женские исследования не являются "изобретением" нового женского движения 70-х годов нашего века; как исследование о женщинах, они имеют долгую традицию. "Знаете ли Вы, сколько пишется книг о женщинах в течение одного года? Имеете ли Вы представление о том, сколько из них написано мужчинами? Осознаете ли Вы, что, возможно, являетесь самым обсуждаемым существом во Вселенной?" (woolf, 25) Эти вопросы, поставленные Вирджинией Вульф, показывают, что когда мужчины говорят и пишут о женщинах, изучают их, то это всегда действует на них завораживающе. "Женщина является страдающей по своей сути, -объясняет мыслитель XIX века, - она лишь послушно воспринимает, что ей предлагается извне [...]; только утратив свою личность в мужчине, она любит полно и действительно" (GORRES, 108). Подобное прославление "женского достоинства" встречается у Жан-Жака Руссо, который заметил о женщине, что "ее достоинство - быть неузнаваемой, ее честь - уважение мужа, свои радости находит она в семейном счастье" (ROUSSEAU, 519). Также Зигмунд Фрейд в одной из лекций дал мужской части своей аудитории следующий совет: Если Вы желаете как можно больше узнать про женственность, обратитесь к Вашему собственному жизненному опыту или же - к поэтам, или ждите, пока наука окажется в состоянии дать Вам глубокие и более взаимосвязанные сведения.(freud,565) Такие исследования о женщинах, связанные с поиском глубоких и более взаимосвязанных сведений о "загадке женственности", проводились, заметим, более интенсивно именно тогда, когда разрыв между идеалом равенства всех людей и реальным общественным положением женщин и "других" меньшинств особенно бросался в глаза. Так, многочисленные теории, которые старались разъяснить и обосновать этот разрыв, возникли в первую очередь в эпоху, последовавшую за Просвещением. В последнее время, особенно в области феминистской философии, появились многочисленные исследования, которые проанализировали и задокументировали изображение поэтами и философами "особенности" женщин и мужчин с точки зрения их воздействия на общественное положение женщины в нашей культуре: mahowald, MOLLER ОК11М, LLOYD, BENNENT. Ученые-феминистки, которые под влиянием нового женского движения 70-х годов нашего века начали заниматься маргинальным статусом женщины в обществе, смогли привязать свои исследования к имеющей глубокие корни традиции размышлений о "женском начале". Справедливым было указание на то, что предположение о существовании специфического "женского начала", которое сегодня кажется по крайней мере сомнительным, "несколько столетий назад вполне могло рассматриваться как отход от женоненавистнических теорий" (GOSSMANN, 10). Однако для понимания женского вопроса в его общественно-политическом значении стало невозможным дальнейшее использование понятия природы женщины как обоснования ее подчиненной роли. Тот факт, что "женщина снова связывается с природой (выполнение функции размножения) именно в тот момент, когда мужчина становится хозяином природы за счет индустриального развития и поэтому выступает из нее", как подчеркивает Женевьева Фрэсс, должен был "сделать невозможным любой общий дискурс о соотношении природы и человека" (FRAISSE, 54). Отличием женских исследований от исследования о женщинах является включение женского жизненного опыта в рамках социальной и культурной действительности как основы научной работы, что не только изменило тип аргументации, но также внесло в нее иной познавательный интерес. Традиционные исследования о женщинах перестали рассматриваться как научно обоснованные высказывания, способные объяснить неравные общественные позиции женщин и мужчин. "Теории", которые приписывали женщинам особенную иррациональность, кротость и домовитость, стали считаться теперь мужскими стратегиями, имеющими своей целью не столько объяснить, сколько оправдать существующий status quo. Другими словами: под сомнение был поставлен "нейтральный", "бесполый" исследователь-индивидуум, погруженный в теоретическую и критическую работу, который, долгое время размышляя над выделением универсальных человеческих ценностей Просвещения, почти совсем упустил из виду властные соотношения внутри нашей культуры, зависящие от пола. Корнелия Клингер подробно показала, каким образом "внутри философского дискурса, оперирующего якобы нейтральными в половом отношении категориями общечеловеческого, скрываются мужская точка зрения и мужской интерес" (KLINGER). Впервые стало ясно, что многие из имеющихся общественных теорий с их претензиями на универсализм находились в противоречии с жизненной практикой женщин. Обобщение жизненного опыта мужчин создало теории, которые претендовали также на репрезентацию специфических жизненных условий женщин и характерного для них восприятия действительности. Против этих теорий выступила историк Жоан Келли-Гэдол (KELLY-GADOL), поставив в одном из своих эссе иронически вопрос о том, пережили ли женщины эпоху Возрождения. Ее ответ - "по крайней мере, не во время эпохи Возрождения" - показал неубедительность не только традиционного деления на исторические эпохи. Многие из феноменов, которые нуждались в объяснении с точки зрения женщин, вообще до сих пор не исследовались. То, что считалось знанием, подтвержденным с позиций теории познания, признанным "фактом", оказалось - "в рамках более общей картины -ограниченным продуктом привилегий" (SCHEMAN, 652). Философ Сандра Хардинг (HARDING 1986) задалась вопросом: Почему жизненные условия женщин ухудшаются именно в те времена, которые, согласно традиционным историографиям, определяются как особо продуктивные в общественном развитии? (ср. также KERBER, NORTON, SCOTT 1983) Не скрывалась ли за разрывом между идеалом равенства и социальной действительностью определенная общественная логика? Чтобы ответить на этот вопрос и понять положение женщин в прошлом и в настоящем, было необходимо обратиться прежде всего к эмпирическим исследованиям связанной с полом социализации. Тем самым размытому и спекулятивному характеру исследований о женщинах должна была быть противопоставлена реальность опыта. Кроме этого, приобрели важность исследования "изображений женственности", таких конструктов, как "святая" и "блудница", "белая женщина" \\femme fatale (роковая женщина). При этом приобрели особую значимость женские исследования в литературоведении. Вопросы о функции этих женских изображений, о соотношении мужских фантазий и женского опыта, о связи между определенными формами репрезентации "женского" и специфических властных структур "мужского", неизбежно подчеркивали важность женского опыта как центральной категории научного интереса. То, что именно литература оказалась в центре внимания в начале нового женского движения конца 60-х годов, объясняется тем фактом, что к тому времени было раскрыто довольно мало исторических документов и источников, которые могли бы дать представление о реальной жизни женщин. Так, по справедливому замечанию Сильвии Бовеншен, "литературный дискурс явился одним из немногих, в котором женское постоянно играло заметную и очевидную роль" (BOVENSCHEN, 11), и через него можно было реконструировать социальную реальность женщин в течение столетий. При этом политическую направленность такой литературной критики выявляет прежде всего ключевой текст Кейт Миллет (MILLET) "Теория сексуальной политики", в котором она разоблачает негативные образы женщин в произведениях таких американских писателей XX века, как Генри Миллер, Норман Мэйлер и Давид Герберт Лоуренс. Сформулированная исследовательницами критика такого изображения женщин была связана с открытым обвинением нашего общества в сексизме. Несмотря на возражения, которые были высказаны особенно со стороны мужских критиков против "политизации" литературно-эстетических критериев у Миллет, впервые широкой общественностью стала осознаваться проблема, выходящая за рамки обвинения отдельных авторов в сексизме, поскольку затронутые вопросы о связи женственности и ее репрезентации приобретали решающее значение для дальнейших женских исследований. Для обоснования особенного женского опыта предлагались прежде всего два вида объяснений: (1) психоаналитически ориентированный подход, который пытался осмыслить разнообразные контексты накопления опыта с точки зрения психологии развития;7 (2) марксистски ориентированный подход, который связывал опыт женщин с подавлением личности в капиталистических услових производства и с одновременно происходящим разделением труда по признаку пола (ср. HARTSOCK). Однако очень скоро выявилось, что эти теории не смогли охватить в достаточной степени различия внутри женской части общества. Постулат универсального (общего) опыта подвергся критике прежде всего со стороны женщин-представительниц различных меньшинств в Америке. Для них такой, на первый взгляд, очевидный постулат об общем угнетении женщин именно по признаку пола не имел особой убедительности: важнее казались другие причины маргинали-зации, такие как этническая принадлежность, религия, сексуальная ориентация, возрастной или социальный статус. Можно ли было поставить на один уровень опыт афро-американских представительниц высшего класса, жизненные условия мексиканских эмигранток и опыт белых работниц? На эти нерешенные проблемы неоднократно указывала афро-американская поэтесса Одрей Лорд: "By and large within the women's movement today, white women focus upon their oppression as women and ignore differences of race, sexual preference, class and age. There is a pretense to a homogenity of experience covered by the word sisterhood that does not in fact exit." (l.ORDI:, 116). Сегодня в современном женском движении представительницы белых женщин делают упор на их угнетении как женщин и игнорируют расовые различия, разницу сексуальных предпочтений, классовой и возрастной принадлежности. Общность женского опыта, выражаемая в идее сестринства, в действительности оказывается несуществующей. Вместе с критикой общности опыта оказался под вопросом и главный общий знаменатель, посредством которого феминистские теории сохраняли свою обоснованность. Из-за невозможности дальнейшего обращения к концепции женщины "вообще", исчезла возможность исходить из критерия однородности женского опыта и рассматривать авторитет опыта как основу политических и научных действий. От имени кого должны говорить и действовать ученые-феминистки, если специфически женская позиция не может быть признана всеми, если цель обсудить и решить определенные проблемы от имени женщин была отклонена некоторыми из них как "эссенциалистская", т.е. исходящая из предпосылки наличия некоей "женской сущности"? Таким образом, разногласия относились прежде всего к тенденции генерализации опыта относительно малочисленной группы женщин. С этим видом включения в "феминизм белых женщин среднего класса" (white, middle-class feminism) многие женщины не могли и не хотели себя отождествлять. Проблематичным становилось до того времени ясное разграничение между женщинами и мужчинами, когда к половым ролям добавлялись такие категории, как раса и класс, что в результате вело к новым отношениям. Даже если женщины-негритянки могли еще частично чувствовать свою солидарность с белыми женщинами по признаку пола, то эта солидарность в результате дискриминации по расовому признаку разрушалась, что приводило к созданию иных групп. Это показало, что сложная структура социальной реальности уже не могла быть объяснена с помощью традиционных бинарных оппозиций, таких как, например, мужчина vs. женщина или природа vs. культура, и должна быть заменена мышлением в терминах дифференциальных признаков. Для этого нового понимания социальной реальности имело особое значение столкновение между феминизмом и постструктурализмом.9 При обсуждении понятия различение стала очевидной ограниченность женских исследований в постановке и решении вопросов. Стремление критически исследовать положение женщин в рамках оппозиционных образований ("мужской" власти и "женской" подчиненности) не оправдало себя, и не в последнюю очередь из-за того, что повышение ценности "женского" в результате "перевертывания" этой оппозиции не затрагивало оппозиционные структуры как таковые. Трудности возникли, наконец, при попытке развития альтернативных представлений о женственности с целью противопоставления их мужским фантазиям, которые критиковались как не соответствующие действительности. Эти альтернативы как подход к решению своих проблем признавались не всеми женщинами. Большинству негритянок ни протесты белых американок, - к примеру, типичное для женщин среднего класса желание освободиться из "золотой клетки" их домашнего очага, - ни критика "сексизма" нашего общества как главной причины маргинализации женщин не казались актуальными. Другими словами: связь мужского господства и женского угнетения в своей монокаузальности была мало убедительной. По аналогии с двумя течениями в истории феминизма, которые с самого начала противостояли друг другу - с одной стороны, требование равноправия для женщин, а с другой стороны, требование признания особенности женской сферы, - феминистская критика вытеснения женщин из политики, общества и культуры выработала также две противоположные стратегии: с одной стороны, стремление подчеркнуть равенство женщин и мужчин, а с другой стороны, попытка настоять на существовании различия, т.е. постулировать специфически женскую культуру.10 Неучтенными остались при этом как различия женщин между собой, так и логика, на которой базируется вытеснение женщин. Гендер как категория анализа, исследующая отношения полов, должна была послужить объяснению этой "логики". 2. Различие между "полом" и "гендером" Еще в 60-х годах нашего столетия понятие гендер в том смысле, как оно сегодня используется - "соотношение полов" или "социально-культурная конструкция сексуальности", - в англо-американском словоупотреблении было также почти неизвестным. Это понятие служило - как, например, показывает Fowler's Dictionary of Modern English Usage - исключительно для описания грамматической категории рода. Употребление этого термина за пределами грамматики рассматривалось как шутка или же как грубая ошибка.11 В последние несколько лет, напротив, почти невозможно, перелистывая англоязычный научный журнал по культурологии, не натолкнуться по крайней мере на одну статью, связанную с понятием генлер. [...] Подобное положение наблюдается также в Германии. [...] Этот факт находится в странном противоречии с давней традицией нашей культуры, где размышление об отношении полов имело совершенно особенное значение. Большой интерес, который сегодня проявляется к расширенному понятию гендер как открывающему новую познавательную и теоретическую перспективу, указывает на то, что за последние два десятилетия произошло переосмысление понимания социальной организации соотношения полов, или, вернее, что соотношение полов только теперь стало яснее восприниматься как форма социальной организации. Здесь обнаруживается параллель к истории других понятий, которые уже давно являются необходимыми для описания общественно-политических процессов. В конце XVIII века произошло изменение или расширение значений таких понятий, как демократия, класс, искусство и культура, что дало возможность обозначить новые постановки вопросов, связанные с этими общественными феноменами. Расширение значения испытало и понятие гендер. Если изначально оно обозначало лексико-грамматическую категорию, с помощью которой во многих языках существительные разделялись по трем классам - фемининум, маскулинум и неутрум, то сознательно введенное исследовательницами разграничение между полом и гендером способствовало различению общественной классификации полов (гендер) и не обязательно с ней совпадающей биологической классификации (пол). "В последнее десятилетие XVIII века и в первой половине 19-ого века в английском языке стали общеупотребительными или, если они употреблялись уже раньше, получили новое и важное значение многие ключевые слова. Существовала как бы определенная схема трансформации значений этих слов, и эта трансформация может служить своего рода путеводителем, позволяющим проследить те смещения в образе жизни и мыслей, которые вызвали изменения в языке". (WILLIAMS, XI). Большая часть работ, написанных в течение двух последних десятилетий и посвященных проблеме "порядка соотношения полов"', иллюстрировала найденное феминистской научной критикой различие между полом и гендером. Одной из первых обратила внимание на существование системы пол - гендер антрополог Гэйл Рубин (RUBIN). Она пыталась разработать новый подход к описанию различения полов, которое является очевидной конституирующей формой организации при возникновении общества и культуры. Так, биологическому полу (sex) был противопоставлен пол в значении вида (гендер). Это противопоставление должно было обратить внимание на социально-культурное конструирование сексуальности. Культурно-антропологические исследования предоставили важные сведения о многообразии приписываемых женщинам и мужчинам характеристик в разных культурах. С одной стороны, эти работы ставили под сомнение до того времени казавшиеся очевидными биологические объяснения, так что разница в общественном положении женщин и мужчин не могла больше объясняться их половыми признаками. С другой стороны, однако, стало очевидно, что, несмотря на различия в концепциях женственности, в любой культуре женщине отводилась менее почетная "роль", чем мужчине. Изданные в середине 70-х годов два сборника по антропологии (RE1TER, ROSALDO/LAMPHERE), выявили новый интерес к причинам этой постулируемой "малоценности" женщин. Ставший известным заголовок эссе Шерри Ортнер "Женщина vs. мужчина равняется природа vs. культура?" (ORTNER) дает понять, какие цели поначалу преследовала новая постановка вопросов. Так как в оппозиции "природа vs. культура" культуре отводится менее значимый статус, то на основании так часто постулируемой близости женщины и природы происходит имплицитное, часто неосознанное умаление ценности женщин. (Ре)Продуктивная деятельность женщины относилась к менее почетной приватной сфере, в то время как продуктивная, созидающая культуру деятельность была возможна лишь в общественной сфере, которую представлял мужчина. Только таким образом можно понять, почему, несмотря на культурные различия в деятельности мужчин и женщин, статус женщины в любой культуре был менее значительным. Различение между полом и гендером, предпринятое по аналогии с соотношением "природа vs. культура", было направлено против последствий "поляризации характеров полов", описанной Карин Хаузен.^ Эта поляризация привела к тому, что различные половые роли рассматривались как проявление "естественных" качеств мужчин и женщин и тем самым легитимировались. Оно было направлено также против того убеждения, что между "естественным" полом и предписанными женщинам и мужчинам общественными половыми ролями имеется прямая причинная связь: Естественное равенство всех людей и естественное неравенство между полами являются парадоксальным каноном XIX века, который остается до середины XX века само собой разумеющимся. (pasero, 275) Чтобы описать соотношение полов в его общественном значении, пришлось отказаться от понятия различение полов, которое базировалось на утверждении биологических особенностей, и, прежде всего, из-за того, что такое обращение к природе предполагает тем самым неизменность женских и мужских половых ролей и при этом содействует не только легитимации патриархальной системы власти, но и рассматривает ее как данную природой. Вместо этого различение между биологически заданным полом и вариативной полоролевой установкой в рамках конкретной культуры (гендер) должно было способствовать устранению этой якобы естественной причинной связи. Оно должно было пробудить сознание того, что понятия женственность и мужественность обнаруживают обусловленное культурой многообразие значений. Исключительное фокусирование на биологически заданных различиях не только не помогает описать это многообразие, а скорее, напротив, скрывает его. Были подвергнуты критике определенные представления о "сущности" полов, которые, постулируемые в качестве "идеалов мужественности и женственности" (GOFFMAN), по-разному влияли на мужчин и женщин, и тем самым также по-разному воспринимались ими, казались им желательными или обременительными. В основе лежало убеждение, что "сведение категории пола к ее биологической заданности [...] препятствует размышлению о существовании и общественных функциях этой категории" (CORB1N, 244). Если значение, которое отводится различению полов, могло быть поставлено в зависимость от культурных классификаций, а не от антропологических, биологических или психологических параметров, тогда и отношение полов друг к другу не могло более пониматься как выражение или репрезентация неизменного, естественного порядка. Соотношения полов являются репрезентациями внутрикуль-турных систем правил: Понятие гендер является репрезентацией; не только в том смысле, в каком каждое слово, каждый знак указывает на обозначаемое им (репрезентирует его) [...]. [...} Гендер нельзя уравнивать с "естественным" полом. Скорее, речь идет о репрезентации некоторого отношения, которое служит основанием для отношений индивидуума и общества и строится на сконструированной и устоявшейся оппозиции двух биологических полов. Это тот конструкт, который феминистские социологи охарактеризовали как гендерно-половую систему (sex-gender system).'6 Критика "естественно" заданных, биологически детерминированных концептов женственности и мужественности, оперирующая понятием гендерно-половой системы, касается не самого факта различения, т.е. не того, что различение возможно и необходимо.17 В этом отношении также и гендер не приравнивается к сексуальным различиям. Критика не касается того, что существует некоторое гендерное устройство (gender arrangements) общества, и того, что в каждом обществе есть различия между женщинами и мужчинами. Вместо того, чтобы исходить из заданных различий между "женским" и "мужским", это понятие вынуждает нас задуматься над значением, приписываемым этим различиям.18 В этой связи встает прежде всего вопрос о том, кто имеет право на определение и оценку этих различий. При этом становится понятным, в какой форме исторически обусловленные конструкции "женственности" и "мужественности" определяют, скажем, собственные представления о половых различиях, восприятие себя мужчиной или женщиной, и в какой форме на эти представления могут повлиять общественные перемены, особенно в экстремальных ситуациях военного и послевоенного времени. Женщины занимали в это время такие позиции и выполняли такие работы, которые обычно никак не совмещались с определением "истинной" женской природы. Этот вопрос касается и оценочных теорий в области литературы. См. об этом HEYDEBRAND/WINKO. Этот текст, имеющий огромное значение и для России, в ближайшее время будет опубликован на русском языке. 3. "Гендер" как социально-историческая категория Для понимания гендера важно отграничить этот новый концепт не только от многовековой "философии полов" и исследований о женщинах, но также и от понятия половых ролей, развитого в нашем столетии социологической теорией ролей. На первый взгляд, между Геншером и половыми ролями вполне можно найти общее. Оно заключается в целенаправленном отказе от биологически определяемых половых предписаний, а также в стремлении социологической теории ролей включить традиционные исследования общественного положения женщин и мужчин и стоящих перед ними задач в новые теоретические рамки. Прежде всего Талкот Парсонс старался описать лежащие в основе разных социальных ролей женщин и мужчин образцы, которые не могут быть объяснены ссылкой на биологические данные (ср. PARSONS, PARSONS/ BALES). Введенное психоанализом понятие эдипова треугольника в семье послужило ему для объяснения интернализации различных ролей, которая одновременно обеспечивала формирование мужской и женской половой идентичности. Предложенная им процедура различения выдвигала на первый план инструментальные (мужские) и экспрессивные (женские) функции в семье. Тем самым он стремился установить связь между личностными и общественными структурами на основе концепта половых ролей. Невыясненным, однако, остается у него вопрос, каким образом женщины и мужчины вступают в отношения с этими конструкциями. Так, к примеру, становящийся все более очевидным в 60-е годы протест против предписываемых женщинам ролей, которые Бетти Фридан описала как "загадку женственности" (FRIEDAN), оставался непонятым до тех пор, пока он не был осмыслен как критика позиций соответствующих ролей в системе власти. С этой точки зрения, по убедительному замечанию Роберта Кон-нелла, теория половых ролей не оставляла "возможности толковать происходящие перемены как диалектику внутри соотношения полов" (CONNELL, 324). Новые постановки вопросов появились впервые тогда, когда было поставлено под сомнение как утверждаемое теорией ролей разделение личности и роли, так и естественность женских и мужских качеств. Это явилось началом собственно гендерных теорий. Различие между понятиями гендер и половые роли опирается на требование феминистской критики науки проанализировать механизм господства и угнетения, связанный с полоролевыми установками, и тем самым, переосмыслить категории, используемые при описании общественно-политических процессов. Отмежевываясь от представлений об обществе, в которых еще сохранялось подразделение на женские и мужские жизненные сферы, гендерная критика направлена против формирования таких оппозиций.20 По словам историка Аннеты Кун: Признание пола как центральной социально-исторической категории обозначает не только расширение нашего исторического горизонта, но также и сомнение в правильности параметров современных исторических исследований. (kuhn 1983, 30) На основании этих размышлений становится понятным также и иной исследовательский интерес, отличающий гендерные исследования от женских исследований, поскольку вначале женские исследования, критикуя различные позиции женщин и мужчин вследствие предписываемых им "ролей", работали в традиционных теоретических схемах. Для женских исследований на первом этапе было важно указать и назвать различия между женщинами и мужчинами. Главная задача состояла в предоставлении информации от женщин и о женщинах, чтобы таким образом создать фундамент для новых теоретических построений. С этого момента начинается задача гендерных исследований, в которых речь идет не столько о продолжении критики (теперь уже и без того известного) вытеснения женщин и не столько о прежде однозначно приписываемых механизмах власти, сколько о критическом анализе механизмов, связанных с иерархизацией. В отличие от первоначальной критики стереотипных изображений женственности, одновременно пробующей скорректировать эти изображения, т.е. заменить их более "правильными", понятие гендер помогло объяснить, например, почему определенные концепты женственности действовали на некоторых женщин в определенное время негативно и ограничивающе, в то время как альтернативные концепты являлись освобождающими, даже когда это не были "более правильные", объективно лучшие изображения женственности. Прежде всего протесты женщин, представляющих отдельные меньшинства, привели к осознанию многообразия различий среди самих .женщин. Невозможно было больше говорить о (мужском) господстве и (женской) угнетенности вообще, без рефлексии по поводу собственного участия в гендерных конструкциях. Ведь и понятие мужественности, часто критикуемое, однако очевидно рассматриваемое как неизменный "факт", также является конструктом. При различении между женскими исследованиями и гендерными исследованиями, речь идет, естественно, не о точном разграничении, а, скорее, о перестановке акцента, при которой многие, ориентированные вначале преимущественно на жизненные условия и работу женщин исследования, были включены в более широкий контекст. Категория гендера разъясняет, что включение женских исследований в теоретические знания не ограничивается включением знания о женщинах и опыта женщин в ту или иную научную область. Напротив, на основании этих новых знаний должны измениться взаимосвязи аргументов и обоснований внутри соответствующей дисциплины. Другими словами: в то время как вначале речь шла прежде всего о представлении информации о женщинах и о показе различий между женщинами и мужчинами, гендерные исследования задаются прежде всего вопросом о значении, которое приписывалось и приписывается этим различиям. Из этого впоследствии встал более трудный вопрос: с по-1 мощью каких критериев выбора вообще оценивается реле- 3 вантность фактов и событий. Как общая теоретическая проблема этот вопрос касается не только женских исследований, он связывается, скорее, со всей областью производства знаний.21 Попытка утвердить гендер как основополагающую научную категорию имела, таким образом, четыре обоснования: (1) в целях отказа от причинной зависимости между (женским) и (мужским) телом и определенными общественными ролями, которая принимается за естественную; (2) в целях установления связи между структурой отношений полов и другими внутрикультурными контекстами и формами общественной организации; (3) в результате признания того факта, что общественная организация, в которой мужчины и женщины играют определенную роль, не может быть понята без анализа соответствующих властных систем; (4) как следствие убеждения, что процесс различения, который ведет соответственно к различным ролям, должен быть также проанализирован. Тот факт, что женские исследования и феминистская научная критика обязаны своим возникновением социальному движению, а не теоретическому развитию внутри самой науки, объясняет специфическую динамику образования теории, которая привела к смещению от женских исследований к гендерным исследованиям. Введение гендера j как аналитической категории предвещало возможность деконструкции поставленной под вопрос оппозиции между женщинами и мужчинами и одновременно серьезное отношение к этой оппозиции как к механизму иерархизации в социальной, культурной и политической реальности. С помощью этой аналитической категории сделана попытка описать феномен соотношения власти между полами без обращения к ставшему проблематичным постулату общего "женского" опыта или универсального угнетения женщин. Важность этих размышлений осознается уже и в Германии некоторыми представителями академической науки. Об этом свидетельствуют слова немецкого историка, который в 1988 году заметил, что понимание значения соотношения полов в истории - и, конечно, в не меньшей степени и в нашем сегодняшнем обществе - для большинства из нас является новым. Этим пониманием мы прежде всего обязаны нередко неприятной назойливости женщин и женских исследований. До недавних пор развиваемая мужчинами наука не видела тут вообще никаких проблем. Этот наш прогресс в познании, тем самым, не имеет научного происхождения, а был навязан нам, мужчинам, как и многим женщинам - женским движением. (rurup, 157) Можно добавить, что упомянутый тут прогресс в познании состоит не только в том, что вопрос о соотношении полов в результате новой волны женского движения и женских исследований стал общественной и научной темой. Более важным является требование понять, что интерпретационная история различения полов, которая первой предприняла попытку конституировать соотношения полов, сама является частью "социального конструирования реальности" (BERGER/LUCKMANN). Это необходимо для того, чтобы таким образом осуществить анализ взаимодействия между этой историей и другими общественными организационными структурами. 4. Критика "гендера" как категории анализа Если в начале 70-х годов, в отличие от нашей сегодняшней ситуации, существовало больше единодушия в оценке целей феминистской критики науки, то это имело два основания: (1) Считалось, что возможно найти причину угнетения женщин - будь это "патриархат", эксплуататорская социальная система или структурные отношения между частной и общественной сферой и включение в ту или иную сферу в соответствии с принадлежностью к определенному полу. Отдельные течения в феминистском движении и в теории могли быть подразделены на "методологические подходы": "либеральный феминизм", "материалистический феминизм", "культурный феминизм" - в зависимости от того, из каких специфических объяснений маргинального статуса женщин они исходили. (2) Считалось, что возможно обсуждение и решение определенных проблем от имени женщин. Однако сегодня оба эти тезиса кажутся по крайней мере сомнительными, поскольку того единодушия, которое подразумевали феминистки 70-х годов, больше не существует. Возможный выход из зашедших в тупик женских исследований дала гендерная теория. Гендерные исследования, которые вместо того, чтобы исходить из оппозиции женщин и мужчин, обращались к причинам образования этой оппозиции, помогли этим исследованиям обрести более солидную научную базу. Как и по какому праву вновь и вновь делались попытки представить именно различения женщин и мужчин по признаку пола как естественный феномен, независимый от общественного производства смыслов? Этот вопрос вызвал к жизни новое научно-теоретическое рассмотрение соотношения поляризации полов и специфических структур власти. Постоянное упоминание этого историко-теоретического контекста, внутри которого возникло понятие гендер, является важным по двум причинам: (1) Каждое определение гендера должо оговаривать лежащий в основе научного исследования интерес к этому концепту. Этот интерес возник в 60-70-х годах в результате отмежевания от господствовавшей тогда концепции различения полов, основывавшейся на биологических предпосылках. (2) Сегодняшняя оживленная дискуссия в области гендерных исследований имеет в Германии тенденцию или упускать из виду условия их возникновения, делая упор на мета-критической аргументации в терминах теории познания, или отвергать теоретическую рефлексию как "неполитическую", ссылаясь на политические цели феминистского движения. В результате этого без необходимости затрудняется плодотворный спор с теперь уже не столь редкой и безусловно справедливой критикой гендерно-половой системы. Именно эта критика, однако, в настоящее время находится в центре обсуждения. Под вопрос поставлено теперь разделение на пол и гендер, т.к. с ним связан ряд допущений, которые постепенно проявились как противоречия. Изначально это разделение должно было устранить непосредственную причинную связь между "биологическим" и "социальным" полом. Однако кажется, что такое, на первый взгляд, многообъясняющее представление о гендере как "социо-культурной конструкции сексуальности" исходит из того, что существует "тело" или "сексуальность" как таковые, т.е. нечто, что предшествует конструкции - тело как tabula rasa, на котором затем будут заданы культурные предписания. На это противоречие указала Джудит Батлер (BUTLER). В своей аргументации она основывается прежде всего на работе Мишеля Фуко "L'histoire de ta sexuaike", (FOUCAULT) в которой он показал, какую "историю" имеет тело, рассматриваемое до сих пор как "естественное", т.е. в какой форме наше понимание мужского/женского тела изначально опосредовано социо-культурно. Можем ли мы еще опираться на разделение пола и гендера, когда само тело понимается как социальная конструкция, осознается как общественно конституированное? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |