Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Телеологический концепт мужественности раннего Нового времени




Представления о различении полов и связанные с ними нормы поведения, , выражаются чаще всего в форме разъ­яснении особых качеств и обязанностей, преимуществ и ограничений, свойственных женскому полу. Сущность же, природа и предназначение мужчины лишь изредка оказы­ваются сужены рамками специфики пола. Эта двойст­венность в подходе лежит и сегодня в основе современных трудов по истории литературы, когда общее описание литературы содержит особую главу о "женской литературе".

Вплоть до XVII века такое мышление узаконивалось антропологической гипотезой, которая своим авторитетом была обязана Аристотелю: мужчина есть мера человека (MACLEAN). Стадии развития человека ведут от ребенка к юноше и женщине, а затем к взрослому мужчине, полно­стью развившему свои способности. Следовательно, жен­щина является существом, которое определяется через недо­статок мужественности. Специфически женских биоло­гических, физиологических или психологических атри­бутов не существует, все особенности "слабого" пола явля­ются скорее проявлением дефицита того, что свойственно "сильному" полу. Женские половые органы объясняются и изображаются как менее развитые, интровертированные варианты мужских органов; характер женского пола является следствием недостаточности и низкокачественно-сти ее телесных соков. "Темпераменту" женщины не хватает теплоты, которая означает полную жизненную силу. •Женская кротость есть недостаток мужской смелости, женская приспособляемость и миролюбие есть недостаток мужской способности к утверждению своих позиций. Ввиду ориентации этого концепта полов исключительно на мужчину как на полноценного человека, исследователи называют его моделью одного пола (one-sex-modell, LAQUEUR) или концепцией телеологической мужест­венности (GREENBLATT).

Очевидно, что провозглашение женщины неполноцен' ным человеком позволяет оправдать ее дискриминацию и женоненавистничество. Особенно религиозная литература и сатира на женщин периода Средневековья и раннего Нового времени изображают подчиненную позицию жен­щины в обществе и браке как следствие ее неполноценности и этим обосновывают свое презрение к женскому телу (несмотря на его значение для продолжения человеческого рода) и к женскому слову как к бессодержательной бол­товне.

Все же телеологическое восприятие женщины, ориенти­рованное на мужчину, допускает для нее один - хотя и исключительный - положительный концепт женствен­ности. Так как нет прочной границы между мужским и женским, а женское развитие имеет в идеале мужской образ существования, не исключена возможность, что осо­бые женщины, женщины в чрезвычайно благоприятных условиях или женщины в необычных ситуациях могут достигнуть уровня мужчин и стать "человеком".

Так, феминизм эпохи Возрождения культивирует идеал "героической" женщины, женщины-"вираго", сильной телом и духом, отличающейся стойкостью, способностью защищаться, смелостью и уверенностью в своих интел­лектуальных способностях. То, что идеал может стать дейст­вительностью, доказывали, прежде всего, амазонки, кото­рыми восхищалась литература того времени (SCHLEINER, SHEPHERD, DUGAW), а также женские фигуры из Ветхого Завета, имевшие успех в политике и в ведении войн. Такие женщины, как королева Англии Елизавета I и голландская ученая Анна Мария ван Шурман, доказывают, что подоб­ные возможности существовали и в период раннего Нового времени.

Модель одного пола является ступенчатой моделью, в рамках которой женщины могут подняться до мужествен­ности, а юноши являются "женственными" и в отдельных случаях могут остаться "женственными" или стать тако­выми в старости. Вследствие этого модель одного пола подразумевает разграничивающий, способствующий фор­мированию половой идентичности дуализм мужского/ женского полов не изначально, а лишь там, где более низкая по рангу позиция женщины в порядке бытия аб­солютизируется как воля божья или как неизбежное наказание женщин, являющихся дочерьми Евы. Таким об­разом, тексты этого времени предвосхищают сомнения деконструктивизма и деконструктивистского феминизма в существовании однозначной, определяемой полом иден­тичности личности (BELSEY, GREENBLATT).

Рационализм: интеллектуальное равенство полов.

Теория познания Декарта, хотя и не ориентированная фе­министски сама по себе, послужила, однако, импульсом для движения за эмансипацию женщин.4 Дуалистическая гипотеза Декарта о радикальном разделении сфер материи и духа дала возможность выделить категорию пола из области чистого мышления и отнести ее к области фи­зического существования и социальной роли (женщины). В то же время религиозно обоснованный постулат прямого духовного доступа к очевидным основополагающим исти­нам привела к тому, что возросло значение самостоятельного мышления по отношению к знаниям, передающимся! из поколения в поколение.

Франсуа Пулен де ла Бар в своем программном труде "О равенстве полов" (DE LA BARRE) обнаруживает феминист­ский потенциал картезианской философии. Это сочинение с его тезисом "Разум не имеет пола" (L'esprit n'a point de sexe) быстро и на продолжительное время распространилось во Франции и Англии. На основе убеждения, что не существует специфических ограничений женского ума по признаку пола и что разум женщин имеет преимущество, так как он не подвергался деформирующему влиянию традиционного школьного и университетского образова­ния, происходит солидаризация феминистски настроенных мужчин и женщин, уверенных в развитостиих самосоз­нания. Возможности образования и обучения для девочек, научные академии для женщин, свободное пространство для не подчиненной определенным целям духовной деятельности женщины за рамками ее биологического наз­начения и ее общественных обязанностей - вот требования, которые формулировались и уточнялись в целом ряде сочинений того времени (SCHABERT).

Вплоть до времени Антипросвещения5 принцип эгали-тарности эпохи Просвещения отстаивался образованными и пишущими женщинами как узаконивающий их сущест­вование: в контексте дискуссий о правах человека конца XVIII столетия в таких сочинениях, как "Реабилитация прав женщины" Мэри Воллстоункрафт (1792) и "О гражданском исправлении женщин" Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1792), этот принцип был расширен в демократическом смысле и распространен также на общественную идентич­ность женщины.6 Оба сочинения, если и получили резо-

Этот термин принят в немецкой культурологии для обозначения периода, являющегося реакций на эпоху Просвещения и отри -дающего его идеалы, (прим. изд.)

Mary WOLLSTONECRAFT (1759-1797),зам. Mary Godwin, англ. писа­тельница ирландского происхождения, одна из первых в Великонанс, то, скорее, отрицательный; лишь в конце XIX века их идеи были включены в концепции женского движения (HONEGGER).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...