Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Телеологический концепт мужественности раннего Нового времени
Представления о различении полов и связанные с ними нормы поведения, , выражаются чаще всего в форме разъяснении особых качеств и обязанностей, преимуществ и ограничений, свойственных женскому полу. Сущность же, природа и предназначение мужчины лишь изредка оказываются сужены рамками специфики пола. Эта двойственность в подходе лежит и сегодня в основе современных трудов по истории литературы, когда общее описание литературы содержит особую главу о "женской литературе". Вплоть до XVII века такое мышление узаконивалось антропологической гипотезой, которая своим авторитетом была обязана Аристотелю: мужчина есть мера человека (MACLEAN). Стадии развития человека ведут от ребенка к юноше и женщине, а затем к взрослому мужчине, полностью развившему свои способности. Следовательно, женщина является существом, которое определяется через недостаток мужественности. Специфически женских биологических, физиологических или психологических атрибутов не существует, все особенности "слабого" пола являются скорее проявлением дефицита того, что свойственно "сильному" полу. Женские половые органы объясняются и изображаются как менее развитые, интровертированные варианты мужских органов; характер женского пола является следствием недостаточности и низкокачественно-сти ее телесных соков. "Темпераменту" женщины не хватает теплоты, которая означает полную жизненную силу. •Женская кротость есть недостаток мужской смелости, женская приспособляемость и миролюбие есть недостаток мужской способности к утверждению своих позиций. Ввиду ориентации этого концепта полов исключительно на мужчину как на полноценного человека, исследователи называют его моделью одного пола (one-sex-modell, LAQUEUR) или концепцией телеологической мужественности (GREENBLATT). Очевидно, что провозглашение женщины неполноцен' ным человеком позволяет оправдать ее дискриминацию и женоненавистничество. Особенно религиозная литература и сатира на женщин периода Средневековья и раннего Нового времени изображают подчиненную позицию женщины в обществе и браке как следствие ее неполноценности и этим обосновывают свое презрение к женскому телу (несмотря на его значение для продолжения человеческого рода) и к женскому слову как к бессодержательной болтовне. Все же телеологическое восприятие женщины, ориентированное на мужчину, допускает для нее один - хотя и исключительный - положительный концепт женственности. Так как нет прочной границы между мужским и женским, а женское развитие имеет в идеале мужской образ существования, не исключена возможность, что особые женщины, женщины в чрезвычайно благоприятных условиях или женщины в необычных ситуациях могут достигнуть уровня мужчин и стать "человеком". Так, феминизм эпохи Возрождения культивирует идеал "героической" женщины, женщины-"вираго", сильной телом и духом, отличающейся стойкостью, способностью защищаться, смелостью и уверенностью в своих интеллектуальных способностях. То, что идеал может стать действительностью, доказывали, прежде всего, амазонки, которыми восхищалась литература того времени (SCHLEINER, SHEPHERD, DUGAW), а также женские фигуры из Ветхого Завета, имевшие успех в политике и в ведении войн. Такие женщины, как королева Англии Елизавета I и голландская ученая Анна Мария ван Шурман, доказывают, что подобные возможности существовали и в период раннего Нового времени. Модель одного пола является ступенчатой моделью, в рамках которой женщины могут подняться до мужественности, а юноши являются "женственными" и в отдельных случаях могут остаться "женственными" или стать таковыми в старости. Вследствие этого модель одного пола подразумевает разграничивающий, способствующий формированию половой идентичности дуализм мужского/ женского полов не изначально, а лишь там, где более низкая по рангу позиция женщины в порядке бытия абсолютизируется как воля божья или как неизбежное наказание женщин, являющихся дочерьми Евы. Таким образом, тексты этого времени предвосхищают сомнения деконструктивизма и деконструктивистского феминизма в существовании однозначной, определяемой полом идентичности личности (BELSEY, GREENBLATT). Рационализм: интеллектуальное равенство полов. Теория познания Декарта, хотя и не ориентированная феминистски сама по себе, послужила, однако, импульсом для движения за эмансипацию женщин.4 Дуалистическая гипотеза Декарта о радикальном разделении сфер материи и духа дала возможность выделить категорию пола из области чистого мышления и отнести ее к области физического существования и социальной роли (женщины). В то же время религиозно обоснованный постулат прямого духовного доступа к очевидным основополагающим истинам привела к тому, что возросло значение самостоятельного мышления по отношению к знаниям, передающимся! из поколения в поколение. Франсуа Пулен де ла Бар в своем программном труде "О равенстве полов" (DE LA BARRE) обнаруживает феминистский потенциал картезианской философии. Это сочинение с его тезисом "Разум не имеет пола" (L'esprit n'a point de sexe) быстро и на продолжительное время распространилось во Франции и Англии. На основе убеждения, что не существует специфических ограничений женского ума по признаку пола и что разум женщин имеет преимущество, так как он не подвергался деформирующему влиянию традиционного школьного и университетского образования, происходит солидаризация феминистски настроенных мужчин и женщин, уверенных в развитостиих самосознания. Возможности образования и обучения для девочек, научные академии для женщин, свободное пространство для не подчиненной определенным целям духовной деятельности женщины за рамками ее биологического назначения и ее общественных обязанностей - вот требования, которые формулировались и уточнялись в целом ряде сочинений того времени (SCHABERT). Вплоть до времени Антипросвещения5 принцип эгали-тарности эпохи Просвещения отстаивался образованными и пишущими женщинами как узаконивающий их существование: в контексте дискуссий о правах человека конца XVIII столетия в таких сочинениях, как "Реабилитация прав женщины" Мэри Воллстоункрафт (1792) и "О гражданском исправлении женщин" Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1792), этот принцип был расширен в демократическом смысле и распространен также на общественную идентичность женщины.6 Оба сочинения, если и получили резо- Этот термин принят в немецкой культурологии для обозначения периода, являющегося реакций на эпоху Просвещения и отри -дающего его идеалы, (прим. изд.) Mary WOLLSTONECRAFT (1759-1797),зам. Mary Godwin, англ. писательница ирландского происхождения, одна из первых в Великонанс, то, скорее, отрицательный; лишь в конце XIX века их идеи были включены в концепции женского движения (HONEGGER). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 194. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |