Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как написать эссе. Примеры эссе.
Первый шаг достижения успеха в выполнении такого вида работы — формулирование темы эссе. В определенной степени это искусство. Почему? Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению Эссе — это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник самостоятельно выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной. Важная «мелочь»: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое им очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике). Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рамках которой она должна быть раскрыта: экономика, социология, политология, правоведение, культурология, философия. Это чрезвычайно важный момент, ему придается серьезное значение. Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знаний, которая соответствует данной науке. Говоря иначе, она должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или культурологического знания. Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самими собой» (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования «я-концепции», поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема «Не хлебом единым жив человек» ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, примеры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой. Вот какие темы были предложены в одном из экзаменационных вариантов: 1.Экономика. «Экономика — это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л.Питер.) З.Социология, «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». (Р.Эмерсон.) 3.Политология. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». (К.Поппер.) 4.Правоведение. «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». (Д.Фонвизин.) 5.Культурология. «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». (М.Пруст.) 6.Философия, «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». (У.Годвин.) Выбор темы эссе - ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он: имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с Проанализируем с этих позиций приведенные темы. По экономике предложено высказывание Л.Питера: «Экономика — это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». В чем его смысл? Если выпускник помнит из курса обществознания, что основной проблемой экономики ученые признают проблему распределения ограниченных ресурсов (или главных факторов производства, каковыми являются земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), то он без труда поймет, что хотел сказать Л.Питер, и определить свое отношение к его утверждению. Без каких терминов и понятий обойтись едва ли удастся? Собственно говоря, они уже названы: факторы производства, ограниченные ресурсы, потребности. Наверное, автор эссе употребит и такие понятия, как экономика, производство, распределение, потребление, обмен, - все они находятся в смысловом поле проблемы, а значит, их употребление экзаменаторы признают соответствующими ее контексту. Если выпускник с интересом изучал на уроках обществознания основы социологических знаний, то имеет смысл задуматься над словами Р.Эмерсона: «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р.Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку (его интересам, уровню образования, деловым качествам, материальным и духовным потребностям и пр.), обязательно будет признан обществом. Дело выпускника принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае, необходимо правильно применить ключевые для данной темы социологические термины (социальный статус, социальная роль, достижимый социальный статус, социальный престиж, социальный авторитет и др.), найти примеры, подтверждающие мысль, и аргументировать ими высказанную позицию. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании», - утверждал К.Поппер. Трудности с пониманием смысла этого высказывания едва ли возникнут. Очевиден и контекст, в который помещено это высказывание: речь идет о демократии как форме политического режима, ее сущностных чертах, достоинствах и недостатках. Выпускнику предстоит показать, каким именно образом демократия позволяет избежать тирании, и согласиться (или не согласиться, в обоих случаях — аргументировано), на базе фактов и теоретических обобщений) с мнением крупного австрийского философа XX в.. Круг понятий и терминов, обращение к которым поможет при написании эссе, приблизительно таков: политический режим, демократия, тирания, система сдержек и противовесов, разделение властей, авторитаризм, тоталитаризм и др. Свою компетентность в области права выпускник сумеет продемонстрировать, обратившись к словам Д.Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». Смысл этого высказывания на поверхности, что называется, не лежит. Разве право не сопряжено с применением силы, с мерами государственного принуждения в отношении тех, кто нарушает правовые нормы, действующие в обществе? Разве для поддержания правопорядка, обеспечения законности не нужны «тюрьмы, железы, запоры»? Очевидно, что русский писатель, живший и создававший свои произведения в эпоху Просвещения, имел в виду нечто иное. В сущности, эссе может стать попыткой осмыслить сказанное Фонвизиным. Право и справедливость, право и правда, социальная роль права, правонарушение и правовая ответственность, право и принуждение, право и сила, право и бесправие, — вот те понятия и термины, которые могут потребоваться выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему. По словам М.Пруста, «чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». Как тема эссе, она вводит выпускника в контекст культурологического, философского знания, совокупность знаний о человеке, его духовном мире. По мнению французского писателя, духовная жизнь человека — явление куда более широкое, чем та ее составляющая, которая связана с чтением. В то же время духовная жизнь тесно связана с чтением, которое стоит на ее пороге. Наверное, наиболее ценными при раскрытии темы и обосновании позиции автора эссе будут примеры и аргументы, почерпнутые из его личного социального опыта, опыта осмысления окружающего мира и самого себя. Термины и понятия, к которым может обратиться выпускник, довольно широки: человек как существо биопсихосоциальное, индивид, личность, духовный мир, духовная жизнь, духовные потребности, духовные ценности, идеалы и др. Вероятно, близкий круг понятий и терминов понадобится и для написания эссе на тему «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У.Годвин). Понятно, что речь идет о сложной системе взаимоотношений человека и общества, о том, что вне общества становление и развитие личности невозможно. Ключевыми, бесспорно, станут понятия «социализация», «индивид», «личность», обобщения и примеры, показывающие, что только в обществе и под влиянием общества человеческий индивид становится личностью, способной к самосовершенствованию и испытывающей в нем потребности. Итак, выбор темы эссе - ответственный этап работы, в ходе которого выпускник: знакомится с предложенными темами; определяет, к какой базовой науке отбирает факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают его позицию (отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»). Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Далее работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания. Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.. Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев». Следующая задача — привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.
Самые ответственные части работы — вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Начать эссе необходимо с введения, которое раскрывает тему и содержит определения основных встречающихся понятий. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который требуется ответить. Можно наметить путь развития рассуждений, обозначив круг прямо относящихся к теме понятий или теорий. При работе над введением могут помочь следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?». Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много). Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Экзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность. Рассмотрим три примера. 1. В качестве темы эссе выбраны слова О.Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает ее смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает ("неутомимо работает на пользу", как говорит поэт) науки?» 2. Тема эссе — «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У.Шекспир). Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует». 3. Выпускник, избрав тему «Прогресс — отец проблем (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?» Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представляют мысль автора: изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы зависит от темы и в еще большей степени от самого автора эссе. Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания. С этой точки зрения предпочтительным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность сказанного, автор ставит вопрос, который, с одной стороны, показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой — позволяет перейти к основной части эссе. Во втором случае остается не вполне ясным, понимает ли выпускник тему. Этот вопрос для экзаменаторов остается открытым. Что касается третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Выпускник соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписывая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Основная часть строится на основе аналитической работы, и ее задача заключается в сборе в систему основных, наиболее важных экономических понятий, которые раскрывают поставленный вопрос. В данном случае приведенные понятия и теории могут служить аргументами, доказывающими правильность утверждений учащегося. Необходимо проиллюстрировать аргументы с помощью как традиционных, так и современных примеров. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Приведем пример из эссе на уже известную нам тему: «За годы правления Петра I в экономике произошли огромные изменения — количество мануфактур по сравнению с 1725 годом выросло в 11 раз; было основано около 12 сталелитейных заводов. Однако деятельность вновь созданных промышленных предприятий подвергалась жестокому контролю со стороны государственных чиновников, труд оставался принудительным, так как к заводам приписывались целые деревни. Государевы указы повсеместно являлись единственным средством управления экономикой. Экономика оставалась командной». В конце работы над эссе обязательно следует сделать заключение или дать ответ на поставленный вопрос. В заключении суммируются основные идеи, подводится итог рассуждений и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений. При этом необходимо избегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной части эссе. Заключение должно быть представлено в виде вывода или оценочного суждения, которое оставляет поле для дальнейшей дискуссии. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли: вступление - тезис, аргументы - тезис, аргументы - тезис, аргументы – заключение Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора). Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения. В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. .
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |