Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура аргументации (доказательства)




Что такое эссе.

 

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского  и  переводится  как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».

Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический сло­варь» дает развернутое определе­ние: «Эссе -  жанр философской, литера­турно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, со­четающий подчеркнуто индивидуаль­ную позицию автора с непринужден­ным, часто парадоксальным изложени­ем, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопе­дия» уточняет: «Эссе -  прозаическое со­чинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и сообра­жения, так или иначе, с нею связанные».

Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Итак, во всех представленных опре­делениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратив­шись к специальной литературе, посвя­щенной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.

 

2.Особенности эссе как литератур­ного жанра.

 

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определе­нию не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, неко­торые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М.Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, слу­жащих благой цели», «Против безде­лья», «О большом пальце руки» и др.

2. Личностный характер воспри­ятия проблемы и ее осмысления.

Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность уви­деть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отно­шения к миру.

3. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конеч­но, не существует, но даже самый крас­норечивый эссеист, как правило, огра­ничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает до­статочно и одного листа, нескольких ем­ких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция.

Это важная особенность эссе. Иссле­дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни­каких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, под­чиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — на­оборот!».

5. Непринужденность повествова­ния.

 Автору эссе важно установить дове­рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме­ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может на­писать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчер­пывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

6. Парадоксальность.

Эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.

7. Внутреннее смысловое единство.

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласован­ностью ключевых тезисов и утвержде­ний, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена лично­стная позиция автора.

  8. Открытость.

Эссе при этом остается принципиаль­но незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне­ния до конца, а в том, что он не претенду­ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Таковы некоторые особенности, ко­торые свойственны эссе как литератур­ному жанру.

 

3. Разновидно­сти эссе.

 

Исследова­тели выделяют следующие разновидно­сти эссе.

С точки зрения содержания, эссе бы­вают философскими, литературно-кри­тическими, историческими, художест­венными, художественно-публицисти­ческими, духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе пред­стают в виде рецензии, лирической ми­ниатюры, заметки, странички из днев­ника, письма, слова и др.

Различают также эссе описатель­ные, повествовательные, рефлексив­ные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произве­дения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классифика­ция эссе на две большие группы: лично­стное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эс­се объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или ка­кой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадле­жит ко второй группе.

 

Структурная схема эссе

 

Введение— определение основного вопроса эссе

Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично от­ветом на поставленный вопрос

Заключение-суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Отметим наиболее приемлемую техни­ку доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство — это со­вокупность логических приемов обосно­вания истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убежде­нием, но не тождественно ему; аргумен­тация или доказательство должны осно­вываться на данных науки и обществен­но-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, - видимости дока­зательности. Другими словами, доказа­тельство или аргументация — это рассуж­дение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

 

Структура аргументации (доказательства)

Структура любого доказательства включает в себя по меньшей мере три со­ставляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

-Тезис — это суждение, которое надо доказать.

-Аргументы - это категории, которы­ми пользуются при доказательстве                                  истинности тезиса.

-Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

-Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, веро­ваниях или взглядах.  

Аргументы обычно делятся на следу­ющие группы:

а) Удостоверенные факты, к кото­рым относится так называемый фактичес­кий материал, то есть статистические дан­ные о доходах на душу населения, вели­чине выпускаемой продукции и т.д., территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания. Факты — это питательная сре­да для выяснения тенденций, а на их ос­новании — законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

б) Определения в процессе аргумен­тации используются как описание поня­тий, связанных с тезисом.

в) Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Если вернуться к требованиям, предъявляемым к эссе, и соотнести их с элементами структуры доказательства, то можно проследить тесную связь между критериями оценки и способностью уча­щегося аргументировать свой ответ, так как в первую очередь оценивается спо­собность мыслить не хаотически, а в стро­гой логике и использовать виды аргумен­тов для доказательства своего тезиса. Но для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последователь­ности, необходимо знать способы их вза­имосвязи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...