Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды связей в доказательстве.
Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента. Рассмотрим суть прямого доказательства — доказательства, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны кататься на лыжах, так как сегодня очень холодно. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей. Индукция— мыслительный процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от особенного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация. В качестве примера можно привести достаточно широко известные разработки уроков с введением понятий «спрос» и «предложение», когда ученики составляют опросный лист и предлагают как можно большему числу людей внести в него свои мнения по поводу цены и количества покупаемого по данной цене товара. На основе собранных фактов строится шкала спроса и предложения, которая отражает зависимость величины спроса и предложения от устанавливаемой цены. Дедукция— процесс рассуждения, где вывод обычно строится с опорой на две предпосылки. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А.Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки. Аналогия — способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу. И, наконец, причинно-следственная аргументация, которая широко используется в образовательных программах по всем школьным предметам. Очень часто в классе можно услышать следующие вопросы: «Почему большевики пришли к власти?», «Почему меняется спрос на определенный товар?», «Почему тело движется в этом направлении?». Все эти вопросы требуют объяснения причин происходящего явления. Иногда это может быть целый ряд причин. Например: «Почему возник пожар? — Потому что человек бросил горящую сигарету. — Почему он ее бросил? — Потому что спешил на работу. — Почему он спешил на работу? и т.д.». Вспомните песенку о прекрасной маркизе и ее сгоревшей усадьбе. Это и есть пример аргументации с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости). ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ НАПИСАНИЯ ЭССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Умения и навыки, необходимые для написания эссе.
Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, навыков выпускников по обществознанию предполагает, что накопление знания (понятий, определений и т.д.) не должно являться определяющей целью при изучении обществознания. Знание рассматривается как необходимая база для развития критического мышления личности, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой, как на научное знание, так и на собственный опыт. Обратим внимание на то, что требования к знаниям на репродуктивном уровне составляют примерно 28% от сформулированной авторами номенклатуры требований. К репродуктивным в той или иной мере можно отнести требования: - знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в условиях письменной речи; - называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и их существенные свойства. Следующие требования предполагают овладение учеником на основе усвоенных обществоведческих знаний сложными приемами интеллектуальной деятельности, причем в порядке нарастающей сложности: - сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять отличия и сходства определенного объекта с родственными; - характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. раскрывать свойственные им значимые признаки; - объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние; - приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано раскрывать) изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах; - давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении. Умения именно такого рода позволяют перевести обществоведческое знание из преимущественно теоретической плоскости в сферу практического осмысления, соотнесения с собственной позицией, имеющимся опытом. Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе. Понятно, что эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить обществоведческие знания. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п. Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме. Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания эссе, проявляется в том, что учащиеся: 1) на осознанном уровне владеют теоретическими знаниями и понятийным 2) владеют на высоком уровне приемами анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии; 3) понимают, чем эссе по обществознанию существенно отличается от сочинения по литературе; 4) понимают, в чем состоят особенности обществоведческого эссе; 5) владеют практическими навыками, в том числе стилем, присущим эссе по обществознанию.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 158. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |