Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды связей в доказательстве.




   Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента. Рассмотрим суть прямого доказательства — доказательства, при котором истинность тезиса непосред­ственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны кататься на лы­жах, так как сегодня очень холодно. Ме­тод прямого доказательства можно при­менять, используя технику индукции, де­дукции, аналогии и причинно-следствен­ных связей.

Индукция— мыслительный процесс, в результате которого мы приходим к вы­водам, базирующимся на фактах. Мы дви­жемся в своих рассуждениях от особен­ного к общему, от предположения к ут­верждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убеди­тельнее аргументация. В качестве примера можно привести достаточно широко известные разработки уроков с введени­ем понятий «спрос» и «предложение», когда ученики составляют опросный лист и предлагают как можно большему чис­лу людей внести в него свои мнения по по­воду цены и количества покупаемого по данной цене товара. На основе собран­ных фактов строится шкала спроса и предложения, которая отражает зависи­мость величины спроса и предложения от устанавливаемой цены.

Дедукция— процесс рассуждения, где вывод обычно строится с опорой на две предпосылки. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и со­храняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются велики­ми лидерами. По свидетельству многочис­ленных современников, такими качества­ми обладал А.Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия — способ рассуждений, по­строенный на сравнении. Аналогия пред­полагает, что если объекты  А и Б схожи по нескольким направлениям, то они дол­жны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргумента­ции: направления сравнения должны ка­саться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

И, наконец, причинно-следственная аргументация, которая широко исполь­зуется в образовательных программах по всем школьным предметам. Очень часто в классе можно услышать следующие вопросы: «Почему большевики пришли к власти?», «Почему меняется спрос на оп­ределенный товар?», «Почему тело дви­жется в этом направлении?». Все эти воп­росы требуют объяснения причин проис­ходящего явления. Иногда это может быть целый ряд причин. Например: «По­чему возник пожар? — Потому что чело­век бросил горящую сигарету. — Почему он ее бросил? — Потому что спешил на работу. — Почему он спешил на работу? и т.д.». Вспомните песенку о прекрасной маркизе и ее сгоревшей усадьбе. Это и есть пример аргументации с помощью объяснения причин того или иного явле­ния (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ НАПИСАНИЯ ЭССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Умения и навыки, необходимые для написания эссе.

 

Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, навыков выпу­скников по обществознанию предпола­гает, что накопление знания (понятий, определений и т.д.) не должно являться определяющей целью при изучении обществознания. Знание рассматривается как необходимая база для развития кри­тического мышления личности, способ­ности формулировать и аргументиро­вать свою позицию с опорой, как на науч­ное знание, так и на собственный опыт. Обратим внимание на то, что требования к знаниям на репродуктивном уровне со­ставляют примерно 28% от сформулиро­ванной авторами номенклатуры требо­ваний. К репродуктивным в той или иной мере можно отнести требования:

- знать основные обществоведчес­кие термины, т.е. распознавать их в раз­личном контексте и правильно использовать в условиях письменной речи;

- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и их существенные свойства.

Следующие требования предполага­ют овладение учеником на основе усво­енных обществоведческих знаний сложными приемами интеллектуальной деятельности, причем в порядке нарас­тающей сложности:

- сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять отличия и сходства определенного объекта с родственными;

- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. раскрывать свойственные им значимые признаки;

- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

- приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано раскрывать) изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Умения именно такого рода позволяют перевести обществоведческое знание из преимущественно теоретической плоскости в сферу практического осмысления, соотнесения с собственной позицией, имеющимся опытом.

Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе. Понятно, что эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расши­рить обществоведческие знания.

В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п.

Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.

Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания эссе, проявляется в том, что учащиеся:

1) на осознанном уровне владеют те­оретическими знаниями и понятийным
аппаратом в области обществознания;

2) владеют на высоком уровне приемами анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии;

3) понимают, чем эссе по обществознанию существенно отличается от со­чинения по литературе;

4) понимают, в чем состоят особенности обществоведческого эссе;

5) владеют практическими навыка­ми, в том числе стилем, присущим эссе по обществознанию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...