Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прием педагогической техники «Своя опора».




В 10 -11 классах вводится сам тер­мин «эссе», определяются его сущест­венные характеристики, структура. Возможен следующий методический приём при характеристике особенностей жанра эссе и его структуры.

Учитель даёт учащимся различные определение эссе, в т. ч. такое:

 ЭССЕ - это разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а отображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Далее характеризуются особенности эссе: образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изобра­жение собственных впечатлении, раздумий, ассоциаций.

Затем учащимся предлагается поработать с памяткой, в которой даются определения незнакомых слов.

ПАМЯТКА № I

Афористичный - построенный на афоризмах, содержащий афоризм.

Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее
умозаключение.

Образность (образ) - живое, наглядное представление о чём-нибудь.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой
одно из представлений вызывает другое,

Философский - глубокомысленный, серьёзный.

Раздумье - состояние сосредоточенности, задумчивости.

Впечатление - след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым.

Учащимся прелагается выбрать из перечня слов и фраз те, которые относятся к эссе: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, вос­произведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотно­шение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким. Ребята убирают лиш­ние и в результате остаются только следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким.

5. Коллекционирование клише.

 В качестве одного из вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях – рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать вместе с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов, можно воспользоваться следующей таблицей.

 

Вступление   Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следую­щими соображениями... Поразительный простор для мысли от­крывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...  
Основная часть.   Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…   Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следу­ющим примером ... Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны,…  
Заключение   Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...  

 

 


Кроме того, для выдвижения аргументов в основной ча­сти эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой:

П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...

О - Объяснение — Потому что…

П - Пример, иллюстрация — Например, ...

С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...

  Не отрицая важности такого подхода к накоплению ма­териалов для написания эссе (своеобразных «строитель­ных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать не­оценимую услугу начинающему эссеисту.




Составление портфолио ученических эссе.

  Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе,написанных по обществознанию и праву. Принципы подбора работ могут быть самы­ми разными:

-это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для са­мого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эс­се: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

-портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

можно создавать подборку только по одному предме­ту (например, по праву, что особенно важно для ребят, уча­ствующих в правовой олимпиаде) и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...