Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Плакат «Бережное отношение к природе»
Дети 7-10 лет
Обобщение: у четырех детей вызвала затруднения картинка, на которой дети сжигают сорняки.Дети рассказали, почему они любят природу и как ухаживают за ней, привели примеры. Дети 11-14 лет
Обобщение: у двух детей также вызвала затруднения картинка, на которой дети жгут сорняки. Дети рассказали, почему необходимо беречь природу, рассказали о правилах поведения в лесу. Таблица 2.4 Плакат «Забота о младших» Дети 7-10 лет
Обобщение:у троих детей вызвала затруднения картинка, на которой старшая сестра утешает поссорившихся братьев. Дети рассказали, что заступаются за младших братьев и сестер, если те попали в беду. Дети 11-14 лет
Обобщение:у четырех детей также вызвала затруднения картинка, на которой старшая сестра утешает поссоривщихся братьев. Дети рассказали, что младших необходимо защищать и помогать им в трудных делах. Плакат «Ответственное отношение к учебе» Обобщение: никто из детей не допустил ошибок при рассмотрении картинок на тему «Ответственное отношение к учебе». Дети понимают, почему нужно учиться, рассказали о своих успехах в школе. Несмотря на это, к своим неудачам некоторые относятся нейтрально или негативно, обращают внимание на ошибки только после замечания учителя.
Выводы В процессе понимания сюжетных картин у детей с задержкой психического развития отмечались определенные недостатки целенаправленности, выражающиеся в хаотичности выделения частей информации. В качестве доминирующей цели у некоторых детей с задержкой психического развития выступало не столько осмысление изображения, сколько стремление объединить выделенные объекты каким-либо сюжетом и составить рассказ, зачастую содержащий незначительные ошибки, которые дети исправляли или не замечали. Недостатки планирования проявлялись в том, что дети почти сразу приступали к выполнению задания, не пытаясь подумать и разобраться в изображении. Выявлено, что одной из причин, вызывающих затруднения в понимании картин детьми с задержкой психического развития, является неумение включать знакомые объекты в новую для них ситуацию. Дети отождествляли изображенное на картинке с чем-то хорошо знакомым, но лишь внешне сходным с графическим изображением. Поясняя действия персонажей картинки, дети не учитывали всей ситуации в целом. Они объясняли эти действия, исходя из своих знаний об этих объектах, их функциях и возможных способах поведения. При этом они были склонны применять старые знания, не видоизменяя их. Много ошибок дети допускали, объясняя сюжет картинок на тему «Бережное отношение к природе». До рассмотрения картинок дети говорили, что стараются помогать дома по хозяйству, ухаживают за цветами в кабинетах, помогают родителям сажать семена и поливать грядки. После рассмотрения картинок, на которых ребята сажают ёлку и жгут сорняки, дети с задержкой психического развития сказали, что ребята выкапывают ёлку, а цветы спасают от пожара. Некоторые детиждали помощи и оценки их деятельности вместо того, чтобы самим проанализировать и оценить ее. Дети сомневались в своих ответах и ждали реакции взрослого. В процессе работыбыло выявлено, что наиболее трудными для понимания оказались сложные сюжетные картинки со скрытым смыслом. При осмыслении таких картин дети испытывали затруднения в выделении полного комплекса значимых объектов и установлении наиболее существенных связей и отношений между ними. Большие затруднения вызывало осмысление выразительных эмоций персонажей, изображенных на сложных сюжетных картинах. Большинство детей допустили ошибки при рассмотрении картинки на тему «Забота о младших», на которой было изображено как старшая сестра утешает поссорившихся детей. Дети с задержкой психического развития говорили, что один мальчик плачет, потому что устал, его не обнимают, приснился страшный сон, испугался. Ни один не назвал ссору причиной поведения изображенных персонажей. У некоторых детей с задержкой психического развития был выявлен недостаток самоконтроля. Они отвлекались, не стараясь вникнуть в предложенное задание, брали ручки(карандаши) со стола. Показателем отчетливости понимания являются обобщения с выходом за пределы непосредственно данного. Дети с задержкой психического развития выделяют недостаточное количество информационных единиц, в их ответах много искажений, часто нарушается последовательность изложения, что является следствием нарушения целенаправленности и планомерности деятельности. У некоторых детей сзадержкой психического развития возникали трудности в понимании сюжета, а недостатки саморегуляции и контроля не позволяли им корректировать неверное понимание.
Заключение Были выявлены особенности восприятия социального плаката детьми с задержкой психического развития. На основе теоретического анализа были определенны понятия «детский социальный плакат» и «ценностные ориентации». Социальный плакат-это плакат, раскрывающий базовые социальные ценности. В социальном плакате отражены социальные проявления личности, специфика социальных взаимоотношений в обществе, значимые социальные проблемы. Ценностные ориентации относятся к сложным личностным образованиям, оказывающим влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к действительности, они определяют его позицию по отношению к людям, обществу и самому себе. Были выявлены изменения ценностных ориентаций детей (уважение старших, здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, ответственное отношение к учебе, забота о младших) с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы. Разработан и апробирован комплекс занятий для формирования ценностных ориентаций детей с задержкой психического развития посредством ознакомления с детским социальным плакатом. Выявлено, чтоформирование ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития может быть эффективным при использовании в коррекционно-развивающей работе детского социального плаката. Составлен комплекс занятий, который позволяет сформировать ценностные ориентации детей и подростков. Он включает: 1) опрос детей о ценностных ориентациях (что они представляют, когда слышат об уважении к старшим, ответственному отношению к учебе и т.д); 2) предъявление детям сюжетных картинок; 3) наблюдение за поведенческими реакциями детей (сколько внимания они уделяют каждой картинке, не отвлекаются ли и т.д.). Гипотеза исследования о том, чтоформирование ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития может быть эффективным при использовании в коррекционно-развивающей работе детского социального плаката подтверждена.
Список литературы 1.Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1997. - 376 с. 2.Акимова Л.А. Социология досуга . – М., 2003. – С.23 3.Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С.38-44. 4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. -464 с. 5. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. :Учеб. пособие.-М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136с. 6.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. —— М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. 7.Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. М., 1999 8.Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. 9.Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А.Дети с задержкой психического развития. монография М.: Педагогика , 1984. -256 с. 10.Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - С.202-109. 11.Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987 12. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 13.Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 222 с. 14. Запорожец А. В., Неверович Я.3. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопр. психологии. - 1974. - № 6. - С.63. 15.Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа// Психол. журн. - 1993. -Т.24. - № 4. - С.230-136. 16. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов//Сибирский психол. журн. -Томск, 1998. - № 7. - С.25 17. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с. 18. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов.-М.:Просвещение, 1979.-175с. 19.Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопр. психол. - 1984. - № 4. - С.5-14. 20.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. -446 с. 21. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 1992, - 17 с. 22. Лисина М.И. - Формирование личности ребенка в общении –СПб, 2009.-320 с. 23. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие -- М.: Классике Стиль), 2004. - 72 с. 24.Массен П., Конгер Дж., Каган Дж. Развитие личности ребенка: Пер. С англ. - М.: Прогресс, 1987. - 272 с. 25. Малисова И. Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности // Психол. журн. - 1994. - Т.24. - № 4. - С.94-102. 26.Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М.: Интер-пракс, 1995. -287 с. 27. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. - Тбилиси, 1987. - 361 с. 28. Немов Р. С. Психология: в 2 т. - М., 1994. -Т.2. - 576 с. 29. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР- Пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2003. - 128 с. 30. Пиаже Жан. Психология интеллекта. -- СПб.: "Питер", 2003. стр.192 31. Петровский А. В. Психология развивающейся личности / - М., 1987. -240с. 32.Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. С англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. -320 с. 33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989. - Т.2. - 328с. 34. Сапогова И. А. Особенности формирования ценностных ориентации у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: Материалы 2-й научно-практической конференции. - Красноярск, 1995. - С.247-148. 35. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2008. 272 с. 36. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития– Москва : Педагогика, 1990. – 184 с. 37. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания-Том 1- М.: Педагогика, 1990. - 528 с. 38. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. - М.: Прогресс, 1990. -368 с. 39. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. - 1982. - Т.3. - № 5. - С.235-145. 40.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., 1994. - С.269-175.
ПриложениеI Плакат «Уважение старших»
Результат: UЭмп = 42.5
ПриложениеII |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 274. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |