Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определение понятия «ценностные ориентации» в трудах отечественных и зарубежных ученыхСтр 1 из 7Следующая ⇒
Введение Вопросы формирования ценностных ориентаций личности сохраняют свою актуальность на протяжении длительного времени. Ценностные ориентации – это материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию человеком условий жизни и деятельности.Это социальные установки, занимающие высокое положение в структуре регуляции деятельности личности. Проблема формирования ценностных ориентаций многоаспектна. Изучению этих аспектов посвящены работы многих отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. Ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения и интересы человека, в структуре личности принадлежит ведущая роль. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как "основная жизненная направленность"(Б.Г.Ананьев), "динамическая тенденция" (С.Л. Рубинштейн), "смыслообразующий мотив" (А.Н. Леонтьев), "доминирующие отношения" (В.Н. Мясищев). Б.Г.Ананьев рассматривает ценностные ориентации как «одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития».С.Л. Рубинштейн также писал, что «ценностные ориентации обнаруживают себя в определённой направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках». В.Н. Мясищев определяет ценностные ориентации как целостную систему сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, к самой себе. В нашем исследовании рассмотрены следующие ценностные ориентации: 1)уважение старших; 2)здоровый образ жизни; 3)ответственное отношение к учёбе; 4)бережное отношение к природе; 5)забота о младших. Одним из средств формирования ценностных ориентаций может быть социальный плакат. Социальный плакат-это плакат, раскрывающий базовые социальные ценности. В социальном плакате отражены социальные проявления личности, специфика социальных взаимоотношений в обществе, значимые социальные проблемы. Однако, несмотря на имеющиеся исследования в области формирования ценностных ориентаций детей с задержкой психического развития, отмечается недостаточная разработанность комплексного подхода к процессу формирования у детей с задержкой психического развития ценностных ориентаций на основе детского социального плаката. В связи с этим изучение формирования ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития представляется актуальным. Объект исследования: ценностные ориентации детей с задержкой психического развития. Предмет исследования: процесс формирования ценностных ориентаций детей с задержкой психического развития. Цель исследования: выявить особенности восприятия социального плаката детьми с задержкой психического развития. Гипотеза исследования:формирование ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития может быть эффективным при использовании в коррекционно-развивающей работе детского социального плаката. Задачи исследования: 1)на основе теоретического анализа определить понятия «детский социальный плакат» и «ценностные ориентации»; 2)выявить изменения ценностных ориентаций детей с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы; 3)разработать и апробировать комплекс занятий для формирования ценностных ориентаций детей с задержкой психического развития посредством ознакомления с детским социальным плакатом. Методы исследования: наблюдение за детьми в ситуациях общения со взрослыми и сверстниками в различных видах продуктивной деятельности; беседа; методы обработки и интерпретации эмпирических данных (U-критерий Манна — Уитни). Исследование проводилось с 10 февраля по 16 апреля 2015г. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 7 до 14 лет. База исследования: муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Глуховская общеобразовательная школа-интернат №2 VII вида» города Ногинска Московской области. Структура работы: выявить особенности восприятия социального плаката детьми с задержкой психического развития;на основе теоретического анализа определить понятия «детский социальный плакат» и «ценностные ориентации»; выявить изменения ценностных ориентаций детей с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы; разработать и апробировать комплекс занятий для формирования ценностных ориентаций детей с задержкой психического развития посредством ознакомления с детским социальным плакатом.
Глава I. Теоретические подходы к исследованию факторов формирования ценностных ориентаций у детей Определение понятия «ценностные ориентации» в трудах отечественных и зарубежных ученых Впервые термин «ценностные ориентации» появился в работах американских исследователей Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого как аналог философского понятия ценности. Понятие "ценность" широко используется в общественных науках, где оно трактуется как важные для человека конкретные материальные блага(в широком смысле), и как духовные идеи, постигаемые в процессе освоения культуры(в узком смысле). Ценностные ориентации относятся к сложным личностным образованиям, оказывающим влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к действительности, они определяют его позицию по отношению к людям, обществу и самому себе. Ценностные ориентации в психологических исследованиях рассматриваются как: потребности личности (А. Маслоу); установка личности на жизненные ценности (Д.Н. Узнадзе, В.Д. Ядов); отношение личности к жизненным ценностям (В.И. Мясищев, Б.Ф. Ломов); представления личности о жизненных ценностях (Д.А. Леонтьев, Г. Олпорт, М. Рокич); понимание смысла жизни человеком(В.Э. Чудновский) и другие. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей (самоактуализации, самооценке, социальных контактах) и их реализация происходит в условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и деятельности, сформированному советским психологом С.Л.Рубинштейном. Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, которые определяют поведение человека и являются важнейшей характеристикой его личности. Осознавая ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Представление о системе ценностей личности получило распространение также в американской социальной психологии. Так, по мнению М. Рокич ценности личности характеризуются следующими признаками: 1)истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности; 2)все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3)ценности организованы в системы. Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное определение ценностей, включающее следующие признаки: 1)ценности - это понятия или убеждения; 2)ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению; 3)ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий; 4)ценности упорядочены по относительной важности. По словам Б. Ф. Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различную значимость» [20]. Я. Гудечек полагает, что система ценностей имеет «горизонтально-вертикальную структуру». Под горизонтальной структурой им подразумевается упорядоченность ценностей «в параллельной последовательности», то есть иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная структура понимается в данном случае как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом [10]. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, как показателя определенного уровня развития личности необходимо учитывать два основных параметра: 1)степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность); 2)особенности функционирования ценностных ориентаций. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, какого сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели в жизни направлена деятельность человека. Структурный характер системы ценностных ориентаций личности, ее многоуровневость определяют возможность реализации ею целого ряда функций. Система ценностных ориентаций личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, обеспечивает взаимодействие этих функций. По мнению Ю. А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают человеку занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру [39]. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека.Как замечает в этой связи А. Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются как подсознательные структуры» [13]. Роль ценностных ориентаций в регуляции волевых процессов рассматривается, в частности, в работе Ш. А. Надирашвили [27].На основе теории установки Д. Н. Узнадзе им выделяется три уровня регуляции психической активности человека: 1)объективация предмета; 2)объективация социальных требований; 3)объективация собственного «Я». Таким образом, высший уровень психической активности человека - волевая активность - регулируется ценностными ориентациями индивида. В работах В. Ф. Сержантова, В. Д. Шадрикова, Е. А. Климова и других ценностные ориентации выступают в качестве важного механизма регуляции деятельности. Наиболее ярко эта роль системы ценностных ориентаций проявляется применительно к профессиональной деятельности. По мнению Е. А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [19]. Роль ценностных ориентаций в данном контексте заключается в том, что они, по словам О. М. Краснорядцевой, «определяют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям» [16]. Особое значение система ценностных ориентаций занимает в деятельности профессий типа «человек - человек», приобретая в этом случае характер центрального элемента в структуре их профессионального образа мира. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающий характер и представляют собой динамическую систему. Сложная и неоднородная структура ценностных ориентаций личности, двойственность источников их развития, разноплановость выполняемых ими функций определяют и наличие множества моделей ценностных образований, различающихся критериями, положенными в их основание. Так, в различных философских концепциях разделяются абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности.Существует множество различных взглядов на классификацию ценностей. Э. Олдмейер выделяет две большие группы ценностей: относящиеся к "минимальному канону" и ситуативно обусловленные. Он исходит из того, что существует межкультурное, стабильное для значительного промежутка времени, ядро ценностных ориентаций, которое развилось на относительно ранней исторической ступени и определило минимальный канон стабильных ценностей. В современном мире, по мнению Э. Олдемейера, происходят изменения между ценностями, относящимися к "минимальному канону" и ситуативно обусловленными. Таким образом, Э. Олдемейером определяются четыре направления, в которых функционируют ценности: 1)ценности в области межличностных отношений; 2)ценности в области отношения "человек-природа"; 3)ценности, направленные на собственное "я". Как отмечает Д. А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей выделяются: 1)конкретные жизненные ценности (здоровье, работа)- абстрактные ценности (познание, свобода, творчество); 2)ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь)- ценности личной жизни (здоровье, любовь, семья). Среди инструментальных ценностей Д. А. Леонтьев выделяет следующие: 1)ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость), ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность); 2)индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, уверенность в себе), альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов) [21]. С.С. Бубнова выделяет следующие ценностные ориентации личности: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе; высокий социальный статус; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность; общение; здоровье [3]. Она предлагает трехуровневую иерархическую модель системы ценностных ориентаций: 1)ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими(эстетические, гуманистические и социальные); 2)ценности-свойства, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, любознательность, активность); 3)ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств. Я. Гудечек выделяет пять основных типов отношения личности к системе ценностей современного общества в зависимости от степени ее внутреннего принятия: 1) активное отношение; 2)конформное отношение; 3) индифферентность (безразличие, отсутствие интереса к данной ценностной системе); 4)несогласие (критика, осуждение и отрицательная оценка ценностной системы, стремление к ее изменению); 5)активное противодействие (внутреннее и внешнее отрицание системы ценностей) [10]. Таким образом: 1. Ценностные ориентации - сложные личностные образования, проявляющиеся в жизни человека. 2. В ценностных ориентациях реализуется направленность личности. 3.Ценностные ориентации представляют собой иерархию ценностей, сложившуюся под влиянием среды.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 403. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |