Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы формирования и развития системы ценностных ориентаций личности у детей




Преобладание на разных возрастных этапах тех или иных процессов развития ценностных ориентаций личности и выбор механизмов их реализации зависит от сложной системы факторов и условий. Поскольку система ценностных ориентаций личности по своему происхождению носит двойственный характер, определяясь как особенностями самого индивида, так и характером его социальной среды, все факторы, оказывающие влияние на ее развитие, логично разделить на внутренние и внешние.

Степень принятия личностью групповых ценностей зависит от целого комплекса связанных между собой внутренних факторов, относящихся к разным уровням индивидуальности: самооценки, акцентирования тех или иных черт характера, типа высшей нервной деятельности, которые определяют общую стратегию взаимодействия человека с социальной средой - сильный или слабый тип реагирования, мотивацию достижения успеха или избегания неудачи. Особое место в этом ряду принадлежит волевым качествам личности. Процесс принятия ценностей и включения их в личную систему предполагает наличие волевого акта. Р. С. Немов определяет включение воли в управление деятельностью человека как «активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели в начале» [28].

Уровень развития волевых качеств определяет силу внутреннего источника активности субъекта, направленной на те или иные цели, в том числе на оценку окружающей действительности и на выработку собственной, автономной системы ценностей.

«Свобода воли» определяется способностью к моральным суждениям, зависящей от уровня общего интеллектуального развития. Однако определенный уровень интеллектуального развития не является достаточным условием принятия высших моральных ценностей. Как справедливо пишет Л. С. Выготский, между уровнями интеллектуального и нравственного развития существует глубокая зависимость, поскольку «умственное развитие является благоприятным условием для морального воспитания» [8].

Важнейшим фактором, определяющим степень принятия человеком групповых ценностей, является уровень конформности. Индивидуальный уровень конформности, являющийся сложной социально-психологической характеристикой личности, определяется целым комплексом как внутренних, так и внешних факторов. Типы отношения личности к ценностям общества, определяющиеся уровнем конформности, проявляются в преобладании одного из трех процессов «социального влияния»: подчинения, идентификации или принятия.

Ценности социального окружения, являющиеся источником ценностных ориентации личности, выступают в качестве внешнего фактора развития индивидуальной системы ценностей. Г. М. Андреева как основные выделяет следующие институты такого развития: семья, школа, коллектив [1].

П. Массен и соавторы описывают следующие основные факторы социального формирования личности ребенка: семья, школа, сверстники и информация, получаемая по телевидению.

Согласно общепринятому мнению, наибольшее влияние на формирование системы ценностей личности оказывает семья. Семья выступает в качестве важнейшего источника критериев оценки, лежащих в основе формирования ценностных представлений на протяжении всей жизни человека. На этом основании можно выделить следующие основные факторы, определяющие влияние семьи на формирование ценностной системы личности: структура семьи (полный или неполный состав, наличие братьев и сестер); типы воспитания и стили родительского поведения; конфликтный или неконфликтный характер взаимоотношений между родителями; социальный статус, уровень образования и доходов родителей; социокультурные, религиозные и этнические корни семьи.

Влияние школы на формирование ценностных ориентаций личности определяется как особенностями организации учебного процесса, так и взаимоотношениями с учителями и сверстниками. Вне зависимости от формы организации и содержания учебного процесса личность учителя остается важным фактором развития системы ценностей учащихся. В отличие от детей младшего школьного возраста подростки в большей степени ориентируются на ценности, принятые в среде сверстников [24].

Совокупность свойств личности, являющихся внутренними факторами развития человека, и особенности социокультурной среды, выступающие в качестве внешних факторов, определяют формирование системы ценностных ориентаций личности в процессе взаимодействия, реализующегося той или иной деятельностью. В процессе индивидуального развития человека основные виды деятельности - игровая, учебная и трудовая - последовательно сменяют друг друга.

Ведущее значение в школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении.

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

По мнению И. Ю. Малисовой, обеспечение учащихся адекватными их возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, субъекте и объекте взаимоотношений дает возможность развитиясамопознания, личностного самораскрытия, что в конечном итоге способствует формированию ценностных ориентаций личности [25].

Как отмечает И. А. Сапогова, формирование ценностных ориентаций в процессе обучения определяется, с одной стороны, личностными особенностями, развитием и осознанием своих интересов и ценностей, а с другой - социальными факторами - ценностями значимого другого, стилем общения с ним. При этом в основе общего механизма формирования ценностей лежит, прежде всего, диалоговый стиль общения и развитие рефлексивных особенностей учащихся [34]. Такой механизм должен выступать как процесс передачи и принятия знания, носящего смысловую нагрузку. При этом получаемая информация должна являться ценностью, то есть перейти из «категории знания» в «категорию значимости».

По словам Е. А. Климова, основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи профессиональной (предметной) деятельности [19]. Трудовая деятельность определяет развитие личности и ее ценностных ориентации также и посредством взаимоотношений в коллективе.

В образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности учителя и самих учеников.

Система общего образования не только дает учащимся совокупность знаний об окружающем мире. Изучение определенного блока дисциплин создает особые условия как для более глубокого овладения ценностями, формируемыми всем школьным образованием, так и освоения некой совокупностью дополнительных представлений о различных явлениях окружающего мира.

В формировании ценностных ориентаций важным является развитие общих интеллектуальных умений (умение анализировать поставленное задание, оценивать его, принимать меры по его решению).

Выделяется также личностная сторона ценностных ориентаций, которая включает мотивацию, интересы, моральную направленность личности.

Обучение детей с задержкой психического развития чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетается с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.

Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления.

По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

1)в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;

2)в несформированности операционного компонента, то есть операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

3)в нарушении динамических сторон мыслительных процессов [5].

Необходимо отметить, что у большинства школьников прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи.

Эти дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе или представленных в контурных или схематичных изображениях, особенно если они перевернуты или перекрывают друг друга.

Существенным недостатком восприятия являются значительно замедленные процессы переработки информации, поступающие через органы чувств.

Особенности восприятия детей с задержкой психического развития обусловлены нарушением функции поиска; если ребенку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребенку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность.

Все исследователи клинических проявлений задержки психического развития отмечают, что у этих детей есть недостатки и в мыслительной деятельности. Это отчетливо проявляется в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач, в овладении навыками письма и чтения [36].

По сравнению с другими детьми, дети с задержкой психического развития характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство детей школьного возраста продолжают задавать много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с задержкой психического развития в этом отношении значительно отличаются. Одни из них вообще не задают вопросы, они медлительные, пассивные, с замедленной речью; другие задают вопросы, которые касаются лишь внешних свойств предметов и явлений.

У детей с задержкой психического развития нет готовности к решению познавательных задач, так как нет особой сосредоточенности и собранности.

Важным условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием.

Анализ объектов у детей с задержкой психического развития отмечается меньшей полнотой и недостаточной точностью. В результате этого дети сзадержкой психического развития выделяют почти в два раза меньше предметов из окружающей действительности.

На первых годах обучения ребенка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память, так как на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких результатов. Дети с задержкой психического развития овладевают учебным материалом на основе непроизвольной памяти с гораздо меньшим успехом, чем другие дети.

Учитель должен помнить о недостаточной продуктивности непроизвольной памяти и специально активизировать познавательную деятельность школьников с задержкой психического развития. Такая активизация может достигаться различными путями, в том числе:

1)посредством усиления мотивации;

2)путем сосредоточения внимания учащихся на задании.

У школьников с задержкой психического развитияотмечается слабая дифференциация ценностей в сфере обучения и образования. Для большинства учащихся данная сфера не является ценностью, что формирует низкую мотивацию учения.

Дети с задержкой психического развития в меньшей степени чем ихсверстники стремятся к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора и участию в общественной жизни. Их интересы неустойчивы, ситуативны.

Для ребенка первой моделью социальной среды является родительская семья. Поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различными навыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. В свою очередь грубость и непонимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям могут привести к множеству трудностей в дальнейшей жизни подростка. Важен и тот факт, что ребенок усваивает поведение родителей в качестве модели, в том числе, в своей будущей семейной жизни.

Слаженность и организованность семейного коллектива являются важным условием правильного воспитания детей в семье. Дети приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами общества.

Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей.

Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье.

Поведение родителей, их личный пример оказывают серьезное влияние на формирование ценностных ориентаций  у детей.

Надо приучать детей и подростков, чтобы они, начав работу, доводили ее до конца, не отвлекались во время занятий, всегда убирали за собой вещи, учебники и учебные пособия после того, как работа закончена.

Соблюдение чистоты одежды и обуви, мытье рук перед едой, пользование носовым платком, умывание— все это должно войти в привычку у детей и подростков.

Любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, трепетного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше ребенок познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.

Родители должны прививать любовь и уважение детей к младшим братьям или сестрам. В.Б. Никишина подчеркивает, что братья и сестры играют важную роль в эмоциональной жизни ребенка [29].

Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

Внутрисемейное общение приобретает черты воспитательной функции и предполагает совместное осуществление досуговых занятий. Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные прогулки, выезды за город и другие. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

Уже в дошкольном возрасте мир ребёнка не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты со сверстниками.

«Детям свойственно инстинктивное  тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус»- пишет И.С. Кон [18].

Воздействие улицы на подростка во многом определяется семьей в которой он рос. Тёплые отношения внутри семьи могут сгладить сложности в общении со сверстниками и помочь ему определиться со своей внутренней позицией относительно асоциальных поступков его друзей. Если же подростка в семье не принимают, то он с большой долей вероятности отправится искать понимание и поддержку на улицу, среди своих сверстников.

Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе; с потребностью иметь друга, с восприятием сверстника как образца. Таким образом, на развитие личности ребенка влияют взаимоотношения  со сверстниками, с классным коллективом.

Ориентируясь на товарищей, подражая им, дети воспитывают в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.

С одной стороны, сверстники ценят качества, характеризующие высокий моральный облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту.

С другой стороны, они ценят качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг с другом и проявляющиеся в этих отношениях.

На укрепление собственного «Я» подростка оказывает влияние и его собственное представление о том образе, к которому он стремится. Особенно важно это для подростков которые неприемлют на роль эталона своих родителей. Как правило они подражают сильным лидерам групп и их влияние на подростка становится наиболее значимым.

Общение со сверстниками оказывает влияние на становление взрослой жизненной позиции подростка. Любопытно то, что на первой ступени подростки отрицают взрослость в существующем виде. Они неприемлют характерную для взрослых одежду, лексику, причёску. В этом возрасте наибольшую ценность имеют независимость от родителей и свобода дейвствий, но они ещё неосознают, что оборотная сторона свободы — это ответственность.

В этом возрасте формируется внутренний мир подростка и он нуждается в поддержке и принятии авторитетными людьми в его жизни. Стоит отметить, что способность подростка к внутреннему диалогу в этом возрасте ещё слишком низка и ему легче делится мыслями о себе с друзьями, нежели размышлять в одиночестве.

Прежде всего в дружбе подросток реализует потребность самораскрытия.

Одновременно с этим ему приходится защищать свой внутренний мир от посягательств извне. Поэтому в дружбе подросток ценит доверительную атмоферу, умение хранить тайны и верность.

Общение со сверстниками- это очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые (например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников).

Для сверстников становится важным:

1)умение познакомиться с понравившимся человеком;

2)разделение норм и интересов значимых для них групп;

3)ощущение, что при этом они не теряют индивидуальность, могут высказать свои мысли и выразить чувства.

Общение со сверстниками у детей сзадержкой психического развития носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. У некоторых детей может возникать страх перед коллективом, и они избегают его.

В отличие от своих сверстников, школьники с задержкой развития больше всего ценят в одноклассниках сочувствие, сопереживание. В товарищеских отношениях для них не имеют значения соблюдение постоянства, устойчивости взаимоотношений, проявление желания быть с другом, заниматься с ним общим делом, готовность прийти на помощь [34].

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у ребенка создается отрицательное представление о самом себе: он не верит в собственные способности и низко оценивает свои возможности.

Социально-культурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

 

Эту деятельность осуществляет система социально-культурных институтов общества, среди которых приоритетные позиции занимают семья, школа, общественные организации, средства массовой информации.    

Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятия, общение подростков с группами сверстников [35].

Выделяют следующие виды досуга:

1)отдых;

2)развлечение;

3)самообразование.

Во время отдыха напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, непринужденной беседой.

При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, слушанием музыки, работой на садовом участке.

Развлечениями являются: просмотр художественных фильмов, посещение концертов, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию - одна из ведущих задач учреждений образования.

Существуют следующие основные характеристики досуга:

1)досуг предполагает свободную творческую деятельность;

2)досуг формирует и развивает личность;

3)досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через выбранные действия;

4)досуг стимулирует творческую инициативу;

5)досуг способствует формированию ценностных ориентаций.

 

У подростков, предпочитающей пассивные, неорганизованные формы досуга (смотрят телепередачи, читают литературу), потребности ограничиваются желанием реализовать себя в основном в общественной жизни, равно как и желанием стать богатыми, материально независимыми людьми. Высоко ценимы ими такие личностные качества человека, как умение доказать свою правоту, постоять за себя, смелость. Доминируют такие ценностные ориентации: здоровье, любовь, материальная обеспеченность, воспитанность, твердая воля, жизнерадостность, широта взглядов.

У подростков, активно проводящих свободное время (ходят в кинотеатры, участвуют в походах, занимаются спортом), главным является реализация потребностей в профессиональной деятельности и в общественной жизни. Они отмечают, что хотят стать хорошими специалистами и людьми высокой культуры. Соответственно среди личностных качеств они выделяют трудолюбие, творческое отношение к работе, целеустремленность, инициативность, социальную активность, настойчивость, а доминирующими ценностными ориентациями становятся здоровье, интересная работа, творчество, общественное признание, внутренняя гармония.

Исходя из этого, можно утверждать следующее:

1)ценностные ориентации подростков представляют собой гибкую динамическую систему, изучение состояния которой может дать объективную информацию о путях построения воспитательного взаимодействия с личностью или подростковой группой;

2)основным средством в изменении ценностных ориентаций личности подростка является творчество;

3)досуговая деятельность, позитивно влияя на личностный рост подростков, способствует их социализации и адаптации к обучению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...