Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. Анализ результатов эмпирического исследования




Организация и место исследования

Цель исследования: выявить особенности восприятия социального плаката детьми с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа определить понятия «детский социальный плакат» и «ценностные ориентации».

2. Выявить изменения ценностных ориентаций детей (уважение старших, здоровый образ жизни, ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к природе, забота о младших) с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы.

3. Разработать и апробировать комплекс занятий для формирования ценностных ориентаций детей с задержкой психического развития посредством ознакомления с детским социальным плакатом.

Гипотеза исследования:формирование ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития может быть эффективным при использовании в коррекционно-развивающей работе детского социального плаката.

Эмпирические методы исследования: наблюдение в процессе коррекционно-развивающей работы; беседа с детьми; методы обработки и интерпретации эмпирических данных( U-критерий Манна-Уитни).

База исследования: муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Глуховская общеобразовательная школа-интернат №2 VII вида» города Ногинска Московской области.

Исследование проводилось с 10 февраля по 16 апреля 2015г. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Для рассмотрения детям было предложено 14 сюжетных картинок, которые представляли собой изображения выбранных для исследования ценностных ориентаций: уважение старших, здоровый образ жизни, ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к природе, забота о младших.

Программа наблюдения

Объект наблюдения: дети с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы.

Цель наблюдения: выявить особенности поведения и общения детей во время коррекционно-развивающих занятий.

Задачинаблюдения:

1. Выявить особенности эмоциональных реакций детей.

2. Выявить наличие или отсутствие интереса во время занятий.

3. Выявить интерпретацию детьми социальных плакатов.

Время и график наблюдения: продолжительность индивидуальных занятий (1-2 чел.) занимает 20-25 минут; периодичность занятий не менее 2- 3 раз в неделю.

Средства: 14 сюжетных картинок с изображением ситуаций, отражающих выбранные для исследования ценностные ориентации.

Поведенческие и вербальные признаки:

1. Наличие или отсутствие улыбки.

2. Реакция на замечания, оценку деятельности.

3. Соблюдение дисциплины.

4. Наличие или отсутствие эмоционального напряжения.

5. Активное участие в работе(задает ли дополнительные вопросы в процессе работы? быстро ли включается в работу?).

6. Внимание(переключаемость, объём, концентрация, устойчивость).

7. Проявление самостоятельности в выполнении предложенных заданий

 

 

Беседа

Цель:диагностика ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития.

Критерии оценки ответов:

4-правильный ответ с расширением сюжета.

3-правильный ответ.

2-некоторые детали интерпретирует неправильно.

1-неправильный ответ.

0-не знает ответ.

Плакат «Уважение старших»

Картинки: 

1-мальчик уступает место дедушке в автобусе.

2-набор ситуаций.

3-мальчики помогают встать бабушке, поскользнувшейся на льду.

Вопросы детям:

1. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»?

2. Как вы должны себя вести при встрече со старшими на улице, дома?

3. Вам иногда приходится встречаться с пожилыми людьми, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, подняться по лестнице, нести тяжелые вещи и т. д. Как вы должны поступить?

4. Убеждены ли вы в том, что мы должны уважать дедушек и бабушек?

5. Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?

Плакат «Здоровый образ жизни»

Картинки:

1-старший брат купает младшего в ванной.

2-дети резвятся в ванной, ловят мыльные пузыри.

3-набор ситуаций «Чистота тела-залог здоровья».

 

 

Вопросы детям:

1. Что, по вашему, входит в понятие «здоровый образ жизни»?

2. От чего зависит здоровье человека?

3. Умеете ли вы заботиться о своём здоровье?

4. Почему так важно соблюдать личную гигиену(мыть руки с мылом, чистить зубы и т.п.)?

Плакат «Бережное отношение к природе»

Картинки:

1-дети сажают ель.

2-дети выкапывают и жгут сорняки.

3-девочка поливает цветы.

Вопросы детям:

1. Что такое природа?

2. За что мы любим природу?

3. Почему так важно беречь и охранять природу?

4. Как вы заботитесь о природе?

Плакат «Ответственное отношение к учебе»

Картинки:

1-лесная школа.

2-дети решают пример на доске.

Вопросы детям:

1. Для чего нужно учиться?

2. Почему так важно прилежно учиться?

3. Есть ли у вас друзья в школе?

4. Как вы относитесь к своим успехам и неудачам в обучении?

 

Плакат «Забота о младших»

Картинки:

1-старшая сестра укладывает младшую спать.

2-старшая сестра приготовила обед для младших сестер.

3-старшая сестра утешает поссорившихся детей.

Вопросы детям:

1. Что вы понимаете под заботой?

2. Почему нужно помогать тем, кто младше вас?

 

Результаты процесса формирования ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития

Представим результаты диагностики ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития.

Таблица 2.1

Плакат «Уважение старших»

Дети 7-10 лет

Имя испытуемого Высказывания ребенка Понимание сюжета Примечание
1 Антон когда вырастет, будет помогать людям; заступается за тех, кто младше и своих одноклассников; 4 проявил активное участие в работе
2 Михаил не знал что ответить на вопрос: -«Помогаешь ли ты пожилым людям и тем, кто младше тебя?» 3 отвлекался
3 Егор допустил много ошибок при описании изображенного на картинках 2 отвлекался
4 Савва считает добрым поступком помогать людям и заступаться за тех, кто слабее 3 некоторые детали на картинках называл после указаний
5 Юля не допустила ни одной ошибки 3 внимательна, дисциплинированна
6 Нина любознательна; помогает взрослым, заступается за младших и друзей 3  
7 Яна правильно описала картинки 3 волновалась

Обобщение:дети с вниманием отнеслись к предложенному заданию, поделились своим мнением на тему «Уважение старших», привели примеры из жизни. Двое мальчиков отвлекались, им было сложно сосредоточиться на рассмотрении картинок. В отличии от других детей они допустили больше всего ошибок при описании сюжета.

Дети 11-14 лет

Имя испытуемого Высказывание ребенка Понимание сюжета
1 Кристина вежлива в общении со взрослыми 3
2 Евгений помогает тем, кто старше, если его попросят 3
3 Дарья уважает бабушек и дедушек, не грубит им 3
4 Александр не допустил ошибок 3
5 Ира всегда здоровается со взрослыми 3
6 Максим помогает пожилым; привел примеры из жизни 3
7 Никита допустил много ошибок 2
8 Денис уважает взрослых, слушается их 3
9 Кирилл не допустил ошибок 3
10 Соня заступается за тех, кто попал в беду; 3
11 Аким отзывчивый 4
12 Эльчин правильно описал картинки 3
13 Ксения помогает пожилым людям, уважает их 3

Обобщение:дети ознакомленны с понятием «Уважение старших», привели примеры из жизни. При рассмотрении картинок уделяли внимание каждой, дисциплинированно себя вели. Лишь один мальчик допустил много ошибок, не проявив никакого интереса к предложенному заданию.

Таблица2.2

Плакат «Соблюдение личной гигиены»

Дети 7-10лет

Имя испытуемого Высказывание ребенка Понимание сюжета
1 Антон допустил ошибку, сказав что мальчик моет руки перед тем как выйти на прогулку. 3
2 Михаил соблюдает личную гигиену; любит принимать ванну 3
3 Егор допустил ошибку, сказав что мальчик моет руки, а мама собирается на работу, говоря «Веди себя хорошо, сын!» 2
4 Савва занимается спортом; знает как важно соблюдать гигиену 3
5 Юля любит чистоту; закаливается 3
6 Нина всегда чистит зубы и следит за чистотой рук 3
7 Яна правильно описала картинки 3

Обобщение: у двух детей вызвала затруднения картинка, на которой изображен мальчик, моющий руки после прогулки. Другие дети не допустили ошибок, объяснили почему так важно соблюдать личную гигиену и вести здоровый образ жизни.

Дети 11-14 лет

Имя испытуемого Высказывание ребенка Понимание сюжета
1 Кристина знает о вреде алкоголя и курения. 3
2 Евгений соблюдает распорядок дня, делает зарядку по утрам 3
3 Дарья допустила ошибку, сказав что мама одевает мальчика перед тем как он уйдёт на прогулку 2
4 Александр знает что входит в определение ЗОЖ 3
5 Ира не допустила ошибок при рассмотрении картинок 3
6 Максим занимается спортом 3
7 Никита всегда чистит зубы и моет руки 3
8 Денис знает о вредных привычках 3
9 Кирилл любит гулять с друзьями на свежем воздухе 3
10 Соня допустила ошибку, сказав что мальчик моет руки перед тем как уйти на прогулку 2
11 Аким не допустил ошибок 3
12 Эльчин любит подвижные игры 3
13 Ксения следит за чистотой тела и одежды 3

Обобщение:у двух детей также вызвала вопросы картинка, на которой изображен мальчик, моющий руки после прогулки. Дети ознакомлены с правилами соблюдения личной гигиены, знают о вреде алкоголя и курения.

Таблица 2.3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...