Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава II. Анализ результатов эмпирического исследования
Организация и место исследования Цель исследования: выявить особенности восприятия социального плаката детьми с задержкой психического развития. Задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа определить понятия «детский социальный плакат» и «ценностные ориентации». 2. Выявить изменения ценностных ориентаций детей (уважение старших, здоровый образ жизни, ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к природе, забота о младших) с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы. 3. Разработать и апробировать комплекс занятий для формирования ценностных ориентаций детей с задержкой психического развития посредством ознакомления с детским социальным плакатом. Гипотеза исследования:формирование ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития может быть эффективным при использовании в коррекционно-развивающей работе детского социального плаката. Эмпирические методы исследования: наблюдение в процессе коррекционно-развивающей работы; беседа с детьми; методы обработки и интерпретации эмпирических данных( U-критерий Манна-Уитни). База исследования: муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Глуховская общеобразовательная школа-интернат №2 VII вида» города Ногинска Московской области. Исследование проводилось с 10 февраля по 16 апреля 2015г. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Для рассмотрения детям было предложено 14 сюжетных картинок, которые представляли собой изображения выбранных для исследования ценностных ориентаций: уважение старших, здоровый образ жизни, ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к природе, забота о младших. Программа наблюдения Объект наблюдения: дети с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы. Цель наблюдения: выявить особенности поведения и общения детей во время коррекционно-развивающих занятий. Задачинаблюдения: 1. Выявить особенности эмоциональных реакций детей. 2. Выявить наличие или отсутствие интереса во время занятий. 3. Выявить интерпретацию детьми социальных плакатов. Время и график наблюдения: продолжительность индивидуальных занятий (1-2 чел.) занимает 20-25 минут; периодичность занятий не менее 2- 3 раз в неделю. Средства: 14 сюжетных картинок с изображением ситуаций, отражающих выбранные для исследования ценностные ориентации. Поведенческие и вербальные признаки: 1. Наличие или отсутствие улыбки. 2. Реакция на замечания, оценку деятельности. 3. Соблюдение дисциплины. 4. Наличие или отсутствие эмоционального напряжения. 5. Активное участие в работе(задает ли дополнительные вопросы в процессе работы? быстро ли включается в работу?). 6. Внимание(переключаемость, объём, концентрация, устойчивость). 7. Проявление самостоятельности в выполнении предложенных заданий
Беседа Цель:диагностика ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития. Критерии оценки ответов: 4-правильный ответ с расширением сюжета. 3-правильный ответ. 2-некоторые детали интерпретирует неправильно. 1-неправильный ответ. 0-не знает ответ. Плакат «Уважение старших» Картинки: 1-мальчик уступает место дедушке в автобусе. 2-набор ситуаций. 3-мальчики помогают встать бабушке, поскользнувшейся на льду. Вопросы детям: 1. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? 2. Как вы должны себя вести при встрече со старшими на улице, дома? 3. Вам иногда приходится встречаться с пожилыми людьми, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, подняться по лестнице, нести тяжелые вещи и т. д. Как вы должны поступить? 4. Убеждены ли вы в том, что мы должны уважать дедушек и бабушек? 5. Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя? Плакат «Здоровый образ жизни» Картинки: 1-старший брат купает младшего в ванной. 2-дети резвятся в ванной, ловят мыльные пузыри. 3-набор ситуаций «Чистота тела-залог здоровья».
Вопросы детям: 1. Что, по вашему, входит в понятие «здоровый образ жизни»? 2. От чего зависит здоровье человека? 3. Умеете ли вы заботиться о своём здоровье? 4. Почему так важно соблюдать личную гигиену(мыть руки с мылом, чистить зубы и т.п.)? Плакат «Бережное отношение к природе» Картинки: 1-дети сажают ель. 2-дети выкапывают и жгут сорняки. 3-девочка поливает цветы. Вопросы детям: 1. Что такое природа? 2. За что мы любим природу? 3. Почему так важно беречь и охранять природу? 4. Как вы заботитесь о природе? Плакат «Ответственное отношение к учебе» Картинки: 1-лесная школа. 2-дети решают пример на доске. Вопросы детям: 1. Для чего нужно учиться? 2. Почему так важно прилежно учиться? 3. Есть ли у вас друзья в школе? 4. Как вы относитесь к своим успехам и неудачам в обучении?
Плакат «Забота о младших» Картинки: 1-старшая сестра укладывает младшую спать. 2-старшая сестра приготовила обед для младших сестер. 3-старшая сестра утешает поссорившихся детей. Вопросы детям: 1. Что вы понимаете под заботой? 2. Почему нужно помогать тем, кто младше вас?
Результаты процесса формирования ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития Представим результаты диагностики ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития. Таблица 2.1 Плакат «Уважение старших» Дети 7-10 лет
Обобщение:дети с вниманием отнеслись к предложенному заданию, поделились своим мнением на тему «Уважение старших», привели примеры из жизни. Двое мальчиков отвлекались, им было сложно сосредоточиться на рассмотрении картинок. В отличии от других детей они допустили больше всего ошибок при описании сюжета. Дети 11-14 лет
Обобщение:дети ознакомленны с понятием «Уважение старших», привели примеры из жизни. При рассмотрении картинок уделяли внимание каждой, дисциплинированно себя вели. Лишь один мальчик допустил много ошибок, не проявив никакого интереса к предложенному заданию. Таблица2.2 Плакат «Соблюдение личной гигиены» Дети 7-10лет
Обобщение: у двух детей вызвала затруднения картинка, на которой изображен мальчик, моющий руки после прогулки. Другие дети не допустили ошибок, объяснили почему так важно соблюдать личную гигиену и вести здоровый образ жизни. Дети 11-14 лет
Обобщение:у двух детей также вызвала вопросы картинка, на которой изображен мальчик, моющий руки после прогулки. Дети ознакомлены с правилами соблюдения личной гигиены, знают о вреде алкоголя и курения. Таблица 2.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |