Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Еще раз о поощрениях и последствиях




Одна мама как-то сказала мне, что попросила сына вы­полнитьпростейшее поручение, допустим, вынести мусор­ное ведро, и в ответ услышала: «А что ты мне за это дашь?». Она спросила у меня, какое вознаграждение будет наиболее оптимальным.

Я посоветовал ей сказать сыну, что она даст ему возмож­ность на себе испытать, как нелегко живется тому, кто не выполняет порученных заданий. Мама очень удивилась, и мы долго обсуждали с ней вопрос о поощрениях и последст­виях.

Мы считаем, что вознаграждения положены в двух случа­ях:

1. Когда ребенок приложил немалые усилия к тому, чтобы выполнить задание.

2. Когда ребенок сделал что-то особенное.

Ни о каких вознаграждениях неможет идти речи в следу­ющих случаях:

1. Когда ребенок выполняет задания, вполне соответ­ствующие его возрасту и уровню развития (развивает жизненно необходимые навыки).

2. Когда ребенок делает то, что от него ожидают (вы­полняет свои обязанности).

Такие поощрения, как похвала, сладости, денежные воз­награждения, поход в зоопарк или приклеиваемые на холо­дильник звездочки, — отличные учителя, способствующие усвоению нового материала. Иногда, когда мы изучаем что-то новое и нам приходится прикладывать для этого опреде­ленные усилия, нам просто необходим некий стимул — не­большое поощрение, которое доставило бы нам удоволь­ствие. Детям же особенно нравится получать награды в про­цессе овладения чем-то новым.

Вознаграждение будет к месту и тогда, когда человек до­стиг большего, чем от него ожидалось. Подобные вознаграж­дения получают ученики в школах, дети в летних лагерях тру­да и отдыха, спортсмены на соревнованиях и сотрудники не­которых организаций. Различные льготы и прибавки к зар­плате — отличные стимулирующие факторы.

Наше общество выработало определенные нормы пове­дения современного цивилизованного человека. Соседи, на­чальство, сослуживцы, школьные учителя, друзья, супруги ожидают от взрослого человека, с которым у них сложились определенные отношения, соответствующего поведения. Если дети усвоили эти нормы, подразумевающие ответствен­ный подход к жизни, то считается, что они будут соответ­ствовать им без всяких поощрений. Наоборот, это они долж­ны будут заплатить некоторую плату, если станут их нару­шать.

Мы расточаем похвалы двухлетнему карапузу, научивше­муся пользоваться горшочком. Но мы же не вручаем подарки взрослому человеку за то, что он пользуется туалетом. Вам не платят премию за то, что вы вовремя приходите на работу. Это само собой разумеется. А вот если вы несколько раз опо­здаете, то из вашей зарплаты произведут вычеты, или вы под­вергнетесь каким-либо дисциплинарным взысканиям.

Будьте осторожны: не допускайте, чтобы у ребенка сло­жилось впечатление, будто он должен выполнять поручения только за определенную плату. Ребенку следует усвоить: пла­тить будет он, если не сделает то, что ему велят. Это позволит в будущем избавить его от так хорошо знакомого многим из нас ощущения, будто нам кто-то должен. Детям следует знать:

у каждого члена семьи имеются свои обязанности. Если вы выполните что-то сверх обязательной нормы, то можно поду­мать и о получении вознаграждения. Но каждый человек обя­зан абсолютно безвозмездно выполнять определенный мини­мум работы. Как сказал Иисус: «Станет ли он благодарить ра­ба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю» (Луки 17:9). В реальном мире человек не получает никакой благо­дарности за выполнение своих прямых обязанностей. А вот в случаеих невыполнения на него налагаются взыскания.

Реальность — наш друг

Зрелость наступает, когда мы перестаем требовать от жизни, чтобы она удовлетворяла наши требования, и когда сами начинаем удовлетворять ее. Закон «Что посеешь, то и пожнешь» обязывает нас соответствовать требованиям жиз­ни, иначе мы ощущаем боль. Мы начинаем вести себя по-другому, когда боль от пребывания в прежнем состоянии ока­зывается сильнее боли перемен. Последствия как раз и ста­новятся причиной боли, побуждающей нас к переменам.

Реальность — это не враг, а друг человека. Мы получаем самую большую награду, когда наша жизнь соответствует тре­бованиям реальности: «Сын мой! наставления моего не забы­вай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя... И обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей» (Притчи 3:1 -4). Зрелый человек знает, что бла­гой путь — это лучший путь. Жить мудро, делать хороший выбор, поступать правильно — это и есть благая жизнь.

В сознании же ребенка действительность — это враг. Последствия как раз и учат его тому, что действительность вполне может быть другом. Изменять свое поведение и отве­чать предъявляемым жизнью требованиям означает не что иное, как улучшать свою жизнь.Мы приходим к осознанию, что сами можем распоряжаться собственной жизнью. Посеяв соответствующее требованиям реальности поведение, по­жнем блага. Посеяв же стремление убежать от действитель­ности, столкнемся с необходимостью расплачиваться за это. Ибо друзья так не поступают.

Сделайте одолжение своему ребенку — научите его дру­жить с действительностью в самом начале его жизни. Это обойдется ему гораздо дешевле и безопаснее, да и ваши ужи­ны всегда будут начинаться и заканчиваться вовремя. Для этого дети должны научиться нести ответственность за со­вершаемые поступки. Об этом мы и поговорим в следующей главе.

 

Люби и саночки возить

Рассказываетдоктор Таунсенд

 Коогда мои сыновья Рики и Бенни были маленькими, они постоянно спорили между собой — обычное дело для братьев. Нам с женой не раз приходилось выполнять функ­ции посредников или судей. Кто-то из нас садился за кухон­ный стол, и дети по очереди высказывали жалобы по поводу «отвратительного» поведения брата. Мы изо всех сил стара­лись разобраться в ситуации, понять, кто прав и кто виноват, и предложить способ решения проблемы: вернуть игрушку, извиниться.

Наш третейский суд функционировал великолепно до тех пор, пока я не заметил, что его заседаний отнимают у нас все больше и больше времени. Каждыйраз, когда я садился почитать газету или поговорить с женой,мне приходилось все это откладывать и становиться судьей. Мальчики оказы­вались все в большей зависимости от наших немудреных ре­шений. Наконец меня осенило.

— С сегодняшнего дня у нас все будет по-другому, — ска­зал я детям. — Больше не подходите ко мне или к маме до тех пор, пока не попытаетесь разобраться между собой сами. Постарайтесь решать свои проблемы самостоятельно. Если у вас не получится, тогда подойдете ко мне. Но если уж вы при­дете к нам, то поступившему неправильно придется стол­кнуться с настоящими последствиями своего поведения.

Не сразу, но все же мальчики стали делать так, как я им сказал. И способствовали тому две побудительные причины. Во-первых, «обвиняемому» очень хотелось уладить дело с братом, не доводя его до родительских последствий! Во-вто­рых, они были слишком гордыми для того, чтобы обращаться к родителям за разрешением пустячной ссоры.

Случилось даже так, что однажды я сам не удержался и бросился разнимать ребят, когда они в очередной раз ссори­лись. Движимый стремлением помочь, я подошел к ним со словами:

— Что здесь происходит? Бенни тут же повернулся ко мне:

— Пап, мы сами разберемся.

Взяв себя в руки, я отошел от них. Дети больше не нужда­лись в моей помощи, чтобы прекратить ссору.

Мои ребята получили важный урок по возведению гра­ниц: они поняли, что сами отвечают за себя и свои ссоры. Дети должны знать, что их проблемы — это именно их пробле­мы, а не чьи-то еще. Их жизнь — это их «саночки», которые они сами должны тащить в гору. Отсюда вывод: дети обязаны дорожить своими отношениями с другими людьми и не впра­ве вешать на других свои проблемы.Они ответственны за се­бя перед окружающими (подробнее мы поговорим об этом в подразделе «Любить или вызволять из беды?»).

Один из признаков зрелости — умение нести ответствен­ность за свою жизнь, желания и проблемы. Опоздав на работу, мы не должны винить транспорт. Чтобы продвинуться по слу­жебной лестнице, нам необходимо повышать свою квалифи­кацию. Разозлившись, мы обязаны выяснить, что послужило причиной нашей злобы, а не ждать, пока кто-то нас успокоит. Зрелые взрослые люди знают, что решать проблему им нужно самим, а не пытаться искать виновногоили того, кто будет ре­шать ее за них. Незрелые же считаютсебя жертвами обстоя­тельств и постоянно хотят, чтобыих проблемы решал кто-то другой. Например, про человека с химической зависимостью можно сказать, что по его счетам расплачиваются члены его семьи или друзья, но только не он сам. Однако Библия учит:

«Ибо каждый понесет свое бремя» (Галатам 6:5).

Дети не рождаются с умением отвечать за себя. В течение первого года жизни младенец занят решением прямо проти­воположной задачи — учится зависеть от других, так как пол­ностью нуждается в постороннем участии. Все, что от него требуется, — получать любовь и утешение от матери, а также учиться доверяться ей. Его жизнь в буквальном смысле нахо­дится в чужих руках, и он может просто погибнуть из-за чьей-то невнимательности. Но даже в этот период ребенок учится брать на себя ответственность за зависящую от него часть ра­боты по удовлетворению своих потребностей. Если с ним что-то не так, он начинает плакать, чтобы привлечь внима­ние мамы, тянет к ней ручки, вырывается, когда хочет, чтобы его спустили с рук. Бог сотворил нас таким образом, чтобы с самого начала мы учились «нести свое бремя».

Итак, основная часть формирования границ у детей за­ключается в следующем: родители должны помочь им понять,

что они сами обязаны постепенно учиться брать на себя от­ветственность за свои проблемы. То бремя, которое поначалу несут родители, позже становится бременем самого ребенка.

Многим людям нелегко усвоить подобную мысль. Это особенно трудно тем взрослым людям, которые в детстве по­лучили эмоциональную травму. Они были лишены того, в чем нуждались, — заботы, защиты или поддержки. Либо столкнулись с тем, в чем как разне нуждались, — с раздраже­нием, отчужденностью или чрезмерной критикой. И им при­шлось самим исцелять свои душевные раны, вместо того что­бы это делал тот, кто явился причиной их возникновения. А это несправедливо.

Но с момента грехопадения в Эдемском саду ни о какой справедливости речи не идет. С хорошими людьми случается что-нибудь плохое. Однако если мы начнем ожидать спра­ведливости, то окажемся во власти тех, кто причиняет нам боль. Гораздо лучше выполнять Божье решение и, скорбя, прощать, и расти, несмотря на окружающую несправедли­вость. Помните,Сам Бог не требовал от нас справедливости и правосудия? Он настолько высоко ценил наши сНим отно­шения, что пошел за нас на крест: «Ибо Христос... умер за не­честивых» (Римлянам 5:6).

На одном семинаре кто-то из присутствующих задал во­прос: «В какой мере я сам несу ответственность за то, кем яв­ляюсь, а в какой мере это зависит от обстановки, в которой я вырос?». Другими словами, этот человек хотел узнать: на­сколько сильное влияние на формирование его личности оказали родители.

Шутки ради, мы с Генри как-то взяли по листу бумаги и написали, какой, на наш взгляд, процент ответственности за свою жизнь несет ребенок и какой его родители. Сверив ли­сточки, мы увидели на них абсолютно одинаковые цифры:

семьдесят процентов ответственности лежит на ребенке и тридцать — на родителях.

Конечно, эти цифры не высечены на камне. Но они отра­жают наше полное убеждение: даже несмотря на то что все мы в той или иной степени испытали на себе воздействие чьей-то греховности и плохого обращения, лишь наша соб­ственная реакция на окружающий мир является определяю­щей силой нашего характера и склада личности. Ребенок не­сет большую часть груза собственного развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...