Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Еще раз о поощрениях и последствиях
Одна мама как-то сказала мне, что попросила сына выполнитьпростейшее поручение, допустим, вынести мусорное ведро, и в ответ услышала: «А что ты мне за это дашь?». Она спросила у меня, какое вознаграждение будет наиболее оптимальным. Я посоветовал ей сказать сыну, что она даст ему возможность на себе испытать, как нелегко живется тому, кто не выполняет порученных заданий. Мама очень удивилась, и мы долго обсуждали с ней вопрос о поощрениях и последствиях. Мы считаем, что вознаграждения положены в двух случаях: 1. Когда ребенок приложил немалые усилия к тому, чтобы выполнить задание. 2. Когда ребенок сделал что-то особенное. Ни о каких вознаграждениях неможет идти речи в следующих случаях: 1. Когда ребенок выполняет задания, вполне соответствующие его возрасту и уровню развития (развивает жизненно необходимые навыки). 2. Когда ребенок делает то, что от него ожидают (выполняет свои обязанности). Такие поощрения, как похвала, сладости, денежные вознаграждения, поход в зоопарк или приклеиваемые на холодильник звездочки, — отличные учителя, способствующие усвоению нового материала. Иногда, когда мы изучаем что-то новое и нам приходится прикладывать для этого определенные усилия, нам просто необходим некий стимул — небольшое поощрение, которое доставило бы нам удовольствие. Детям же особенно нравится получать награды в процессе овладения чем-то новым. Вознаграждение будет к месту и тогда, когда человек достиг большего, чем от него ожидалось. Подобные вознаграждения получают ученики в школах, дети в летних лагерях труда и отдыха, спортсмены на соревнованиях и сотрудники некоторых организаций. Различные льготы и прибавки к зарплате — отличные стимулирующие факторы. Наше общество выработало определенные нормы поведения современного цивилизованного человека. Соседи, начальство, сослуживцы, школьные учителя, друзья, супруги ожидают от взрослого человека, с которым у них сложились определенные отношения, соответствующего поведения. Если дети усвоили эти нормы, подразумевающие ответственный подход к жизни, то считается, что они будут соответствовать им без всяких поощрений. Наоборот, это они должны будут заплатить некоторую плату, если станут их нарушать. Мы расточаем похвалы двухлетнему карапузу, научившемуся пользоваться горшочком. Но мы же не вручаем подарки взрослому человеку за то, что он пользуется туалетом. Вам не платят премию за то, что вы вовремя приходите на работу. Это само собой разумеется. А вот если вы несколько раз опоздаете, то из вашей зарплаты произведут вычеты, или вы подвергнетесь каким-либо дисциплинарным взысканиям. Будьте осторожны: не допускайте, чтобы у ребенка сложилось впечатление, будто он должен выполнять поручения только за определенную плату. Ребенку следует усвоить: платить будет он, если не сделает то, что ему велят. Это позволит в будущем избавить его от так хорошо знакомого многим из нас ощущения, будто нам кто-то должен. Детям следует знать: у каждого члена семьи имеются свои обязанности. Если вы выполните что-то сверх обязательной нормы, то можно подумать и о получении вознаграждения. Но каждый человек обязан абсолютно безвозмездно выполнять определенный минимум работы. Как сказал Иисус: «Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю» (Луки 17:9). В реальном мире человек не получает никакой благодарности за выполнение своих прямых обязанностей. А вот в случаеих невыполнения на него налагаются взыскания. Реальность — наш друг Зрелость наступает, когда мы перестаем требовать от жизни, чтобы она удовлетворяла наши требования, и когда сами начинаем удовлетворять ее. Закон «Что посеешь, то и пожнешь» обязывает нас соответствовать требованиям жизни, иначе мы ощущаем боль. Мы начинаем вести себя по-другому, когда боль от пребывания в прежнем состоянии оказывается сильнее боли перемен. Последствия как раз и становятся причиной боли, побуждающей нас к переменам. Реальность — это не враг, а друг человека. Мы получаем самую большую награду, когда наша жизнь соответствует требованиям реальности: «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя... И обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей» (Притчи 3:1 -4). Зрелый человек знает, что благой путь — это лучший путь. Жить мудро, делать хороший выбор, поступать правильно — это и есть благая жизнь. В сознании же ребенка действительность — это враг. Последствия как раз и учат его тому, что действительность вполне может быть другом. Изменять свое поведение и отвечать предъявляемым жизнью требованиям означает не что иное, как улучшать свою жизнь.Мы приходим к осознанию, что сами можем распоряжаться собственной жизнью. Посеяв соответствующее требованиям реальности поведение, пожнем блага. Посеяв же стремление убежать от действительности, столкнемся с необходимостью расплачиваться за это. Ибо друзья так не поступают. Сделайте одолжение своему ребенку — научите его дружить с действительностью в самом начале его жизни. Это обойдется ему гораздо дешевле и безопаснее, да и ваши ужины всегда будут начинаться и заканчиваться вовремя. Для этого дети должны научиться нести ответственность за совершаемые поступки. Об этом мы и поговорим в следующей главе.
Люби и саночки возить Рассказываетдоктор Таунсенд Коогда мои сыновья Рики и Бенни были маленькими, они постоянно спорили между собой — обычное дело для братьев. Нам с женой не раз приходилось выполнять функции посредников или судей. Кто-то из нас садился за кухонный стол, и дети по очереди высказывали жалобы по поводу «отвратительного» поведения брата. Мы изо всех сил старались разобраться в ситуации, понять, кто прав и кто виноват, и предложить способ решения проблемы: вернуть игрушку, извиниться. Наш третейский суд функционировал великолепно до тех пор, пока я не заметил, что его заседаний отнимают у нас все больше и больше времени. Каждыйраз, когда я садился почитать газету или поговорить с женой,мне приходилось все это откладывать и становиться судьей. Мальчики оказывались все в большей зависимости от наших немудреных решений. Наконец меня осенило. — С сегодняшнего дня у нас все будет по-другому, — сказал я детям. — Больше не подходите ко мне или к маме до тех пор, пока не попытаетесь разобраться между собой сами. Постарайтесь решать свои проблемы самостоятельно. Если у вас не получится, тогда подойдете ко мне. Но если уж вы придете к нам, то поступившему неправильно придется столкнуться с настоящими последствиями своего поведения. Не сразу, но все же мальчики стали делать так, как я им сказал. И способствовали тому две побудительные причины. Во-первых, «обвиняемому» очень хотелось уладить дело с братом, не доводя его до родительских последствий! Во-вторых, они были слишком гордыми для того, чтобы обращаться к родителям за разрешением пустячной ссоры. Случилось даже так, что однажды я сам не удержался и бросился разнимать ребят, когда они в очередной раз ссорились. Движимый стремлением помочь, я подошел к ним со словами: — Что здесь происходит? Бенни тут же повернулся ко мне: — Пап, мы сами разберемся. Взяв себя в руки, я отошел от них. Дети больше не нуждались в моей помощи, чтобы прекратить ссору. Мои ребята получили важный урок по возведению границ: они поняли, что сами отвечают за себя и свои ссоры. Дети должны знать, что их проблемы — это именно их проблемы, а не чьи-то еще. Их жизнь — это их «саночки», которые они сами должны тащить в гору. Отсюда вывод: дети обязаны дорожить своими отношениями с другими людьми и не вправе вешать на других свои проблемы.Они ответственны за себя перед окружающими (подробнее мы поговорим об этом в подразделе «Любить или вызволять из беды?»). Один из признаков зрелости — умение нести ответственность за свою жизнь, желания и проблемы. Опоздав на работу, мы не должны винить транспорт. Чтобы продвинуться по служебной лестнице, нам необходимо повышать свою квалификацию. Разозлившись, мы обязаны выяснить, что послужило причиной нашей злобы, а не ждать, пока кто-то нас успокоит. Зрелые взрослые люди знают, что решать проблему им нужно самим, а не пытаться искать виновногоили того, кто будет решать ее за них. Незрелые же считаютсебя жертвами обстоятельств и постоянно хотят, чтобыих проблемы решал кто-то другой. Например, про человека с химической зависимостью можно сказать, что по его счетам расплачиваются члены его семьи или друзья, но только не он сам. Однако Библия учит: «Ибо каждый понесет свое бремя» (Галатам 6:5). Дети не рождаются с умением отвечать за себя. В течение первого года жизни младенец занят решением прямо противоположной задачи — учится зависеть от других, так как полностью нуждается в постороннем участии. Все, что от него требуется, — получать любовь и утешение от матери, а также учиться доверяться ей. Его жизнь в буквальном смысле находится в чужих руках, и он может просто погибнуть из-за чьей-то невнимательности. Но даже в этот период ребенок учится брать на себя ответственность за зависящую от него часть работы по удовлетворению своих потребностей. Если с ним что-то не так, он начинает плакать, чтобы привлечь внимание мамы, тянет к ней ручки, вырывается, когда хочет, чтобы его спустили с рук. Бог сотворил нас таким образом, чтобы с самого начала мы учились «нести свое бремя». Итак, основная часть формирования границ у детей заключается в следующем: родители должны помочь им понять, что они сами обязаны постепенно учиться брать на себя ответственность за свои проблемы. То бремя, которое поначалу несут родители, позже становится бременем самого ребенка. Многим людям нелегко усвоить подобную мысль. Это особенно трудно тем взрослым людям, которые в детстве получили эмоциональную травму. Они были лишены того, в чем нуждались, — заботы, защиты или поддержки. Либо столкнулись с тем, в чем как разне нуждались, — с раздражением, отчужденностью или чрезмерной критикой. И им пришлось самим исцелять свои душевные раны, вместо того чтобы это делал тот, кто явился причиной их возникновения. А это несправедливо. Но с момента грехопадения в Эдемском саду ни о какой справедливости речи не идет. С хорошими людьми случается что-нибудь плохое. Однако если мы начнем ожидать справедливости, то окажемся во власти тех, кто причиняет нам боль. Гораздо лучше выполнять Божье решение и, скорбя, прощать, и расти, несмотря на окружающую несправедливость. Помните,Сам Бог не требовал от нас справедливости и правосудия? Он настолько высоко ценил наши сНим отношения, что пошел за нас на крест: «Ибо Христос... умер за нечестивых» (Римлянам 5:6). На одном семинаре кто-то из присутствующих задал вопрос: «В какой мере я сам несу ответственность за то, кем являюсь, а в какой мере это зависит от обстановки, в которой я вырос?». Другими словами, этот человек хотел узнать: насколько сильное влияние на формирование его личности оказали родители. Шутки ради, мы с Генри как-то взяли по листу бумаги и написали, какой, на наш взгляд, процент ответственности за свою жизнь несет ребенок и какой его родители. Сверив листочки, мы увидели на них абсолютно одинаковые цифры: семьдесят процентов ответственности лежит на ребенке и тридцать — на родителях. Конечно, эти цифры не высечены на камне. Но они отражают наше полное убеждение: даже несмотря на то что все мы в той или иной степени испытали на себе воздействие чьей-то греховности и плохого обращения, лишь наша собственная реакция на окружающий мир является определяющей силой нашего характера и склада личности. Ребенок несет большую часть груза собственного развития. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |