Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни




(по О.В.Баженовой)

Воз­раст, мес

Сфера

Двигатель­ная Сенсорная Эмоциональная Голосовая активность Практическое действие Взаимодействие со взрослыми
1   Смотрит на мать, когда она с ним разговаривает, при этом откры­вает и закрывает рот. Прослежи­вает горизонталь­ное движение объекта от середи­ны поля зрения        
1,5   Следит за двигающимся человеком. Прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения        
2 - 3   Развиты реакции глаз — фиксация, конвергенция, фокусировка. Поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха. Рассматривает руки. Следит за разнообразным движением игрушки Появление улы­бок на тактильное воздействие, на говорящее лицо. Формируется комплекс ожив­ления на говоря­щее лицо и не­сколько позже — на яркий предмет Возникновение первых спонтан­ных вокализаций Дотрагивается до игрушек, подве­шенных над грудью. Присталь­ное внимание к объектам. Появ­ление движения в руках при виде погремушек, по­мещенных в зону непосредственной досягаемости Интерес к окру­жающим. Зри­тельный и эмоциональный контакт
3 - 4 Хороший контроль головы. Опора на руки в по­ложении лежа на животе Прослеживает невидимую траек­торию движения объекта (экран 10—12 см). Ре­агирует на исче­зающий объект. Локализует звук; узнает маму Комплекс ожив­ления вызывается легко. Возникает часто Гуление. Расши­рение репертуара случайно произ­носимых звуков (а, у, я, м, п) и использование их при общении со взрослыми Произвольный за­хват. Неспецифи­ческие манипуля­ции. Оральные контакты с объек­том Интерес к окру­жающим. Узнает мать. Возбужда­ется и предвосхи­щает общение. Возможны зрительный и эмоциональный контакты
5 - 6 Сформиро­вана зри­тельно-мо­торная ко­ординация (может точ­но дотро­нуться до предмета под контролем зре­ния). Может длительно удерживать предмет в руках Улыбается своему отражению в зер­кале. Перестает рассматривать ру­ки. Больше вни­мания уделяется игрушкам. Появ­ляются первые любимые игруш­ки. Поворачивает голову на звук, который раз­дается ниже уха. Имитирует слы­шимые звуки Формируется контроль над от­рицательными эмоциями. Это проявляется в мо­дуляциях крика, сдерживании плача, паузой в плаче для вос­приятия реакции взрослого. По-раз­ному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых Вокализации при манипуляциях с объектами (голо­совое сопровож­дение действий). Требование вни­мания осущест­вляется криком. Произносит от­дельные слоги(или звукосоче­тания). Начало лепета Часто берет игрушку из рук взрослого. Форми­рование захвата. Берет вторую иг­рушку, но трясет первую. Зритель­но контролирует манипуляции. Все тянет в рот. Любит играть с бумагой. Подносит ко рту бутылочку Инициирует об­щение (провоци­рует); прислуши­вается к речи; по­ворачивает голову на звуки челове­ческого голоса. Тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки. Отмечаются первые попытки подражания. Понимает жест (ручки, ручки). Выявляется реакция возбуж­дения, если ребе­нок слышит шаги
7 - 8 Может сам сидеть. Хо­рошо пере­ворачивает­ся в любую сторону из любого по­ложения Приспосаблива­ет позу; занимает удобную позицию для наблюдения. Находит наполо­вину спрятанный предмет, легко снимает набро­шенный на него платок. Дифференцирует незнакомых Возникновение реакции протеста на воздействие незнакомого взрослого Длительный ле­пет, повторное произнесение отдельных сло­гов, появление псевдослов, вы­ражающих отно­шение ребенка к происходящему Перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, за­хватывает предъ­явленную игруш­ку со стороны свободной руки. Удерживает иг­рушку при зри­тельном контроле. Берет вторую иг­рушку со стороны занятой руки. Пытается достать предмет из-за барьера, поме­щенного в одной из половин поля зрения, исполь­зуя ближайшую к барьеру руку   Имитирует дей­ствия и шумы. Старается при­влечь внимание покашливанием, кряхтением. Мо­жет играть в игры с идентичными ролями. Сжимает губы, когда не хочет есть. Пони­мает запрет. Ими­тирует звуки. От­водит руки мамы, отвлекает ее, ес­ли она собира­ется делать не­приятные проце­дуры (чистить носик, ушки)  
9 - 10   Находит спрятан­ный на глазах предмет. Выни­мает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда положили     Появление вока­лизаций в конце и в начале дейст­вий   Может взять ма­ленький предмет: таблетку, горо­шинку. Может совершать спе­цифичные мани­пуляции: катать машинку   Тянет маму за одежду, требуя внимания; машет «до свидания», отвечает взглядом или движениями на вопрос «где?». Ифает в игры с неидентичными ролями, где дей­ствия ребенка и взрослого не рас­пределены (мама дает платок — ребенок прячется за него). Игра «Дай— отдай». Ненадолго отдает игрушку  
11 - 12 Переступает ногами. Ходит самостоятельно Проявляет интерес к картинкам в книге. Поворачивается на собственное имя. Дифференцирует тон   Существование особых слов-меток, понятных только ребенку и взрослому. Произвольное повторение отдельных слогов. Может произносить отдельные слова. Понимает их предметную соотнесенность Складывает игрушки в корзину. Почти не тянет предметы в рот, но часто бросает их Бросает игрушки, чтобы подняли, помогает одевать себя. Владеет указательным жестом, выражает протест, вокализирует в конце и в начале действий

- двигательная;

- сенсорная;

- эмоциональная;

- голосовая активность;

- практические действия;

- способы взаимодействия со взрослыми.

В этой части заключения необходимо описать не только успеш­но пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось. Содержа­щийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявляемых нару­шений. В приложении 4.1 представлен образец оформления доку­ментации по результатам психолого-педагогического изучения ребенка первого года жизни.

Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1—3 года)

Особенности развития

Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие пред­метной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ре­бенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии — овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее простран­ство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, материалом и др.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связан­ные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. К 3 го­дам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз. Значительно возрастает активный словарь, однако при произнесении слов дети ориентируются в первую очередь на интона­ционно-ритмическую и мелодическую характеристику, поэтому многие звуки опускаются или заменяются близкими по артикуля­ции или звучанию.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное разви­тие понимания речи. Это выражается не только в возрастании ко­личества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начи­нает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...