Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни
(по О.В.Баженовой)
Возраст, мес
| Сфера
| Двигательная
| Сенсорная
| Эмоциональная
| Голосовая активность
| Практическое действие
| Взаимодействие со взрослыми
| 1
|
| Смотрит на мать, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот. Прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения
|
|
|
|
| 1,5
|
| Следит за двигающимся человеком. Прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения
|
|
|
|
| 2 - 3
|
| Развиты реакции глаз — фиксация, конвергенция, фокусировка. Поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха. Рассматривает руки. Следит за разнообразным движением игрушки
| Появление улыбок на тактильное воздействие, на говорящее лицо. Формируется комплекс оживления на говорящее лицо и несколько позже — на яркий предмет
| Возникновение первых спонтанных вокализаций
| Дотрагивается до игрушек, подвешенных над грудью. Пристальное внимание к объектам. Появление движения в руках при виде погремушек, помещенных в зону непосредственной досягаемости
| Интерес к окружающим. Зрительный и эмоциональный контакт
| 3 - 4
| Хороший контроль головы. Опора на руки в положении лежа на животе
| Прослеживает невидимую траекторию движения объекта (экран 10—12 см). Реагирует на исчезающий объект. Локализует звук; узнает маму
| Комплекс оживления вызывается легко. Возникает часто
| Гуление. Расширение репертуара случайно произносимых звуков (а, у, я, м, п) и использование их при общении со взрослыми
| Произвольный захват. Неспецифические манипуляции. Оральные контакты с объектом
| Интерес к окружающим. Узнает мать. Возбуждается и предвосхищает общение. Возможны зрительный и эмоциональный контакты
| 5 - 6
| Сформирована зрительно-моторная координация (может точно дотронуться до предмета под контролем зрения). Может длительно удерживать предмет в руках
| Улыбается своему отражению в зеркале. Перестает рассматривать руки. Больше внимания уделяется игрушкам. Появляются первые любимые игрушки. Поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха. Имитирует слышимые звуки
| Формируется контроль над отрицательными эмоциями. Это проявляется в модуляциях крика, сдерживании плача, паузой в плаче для восприятия реакции взрослого. По-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых
| Вокализации при манипуляциях с объектами (голосовое сопровождение действий). Требование внимания осуществляется криком. Произносит отдельные слоги(или звукосочетания). Начало лепета
| Часто берет игрушку из рук взрослого. Формирование захвата. Берет вторую игрушку, но трясет первую. Зрительно контролирует манипуляции. Все тянет в рот. Любит играть с бумагой. Подносит ко рту бутылочку
| Инициирует общение (провоцирует); прислушивается к речи; поворачивает голову на звуки человеческого голоса. Тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки. Отмечаются первые попытки подражания. Понимает жест (ручки, ручки). Выявляется реакция возбуждения, если ребенок слышит шаги
| 7 - 8
| Может сам сидеть. Хорошо переворачивается в любую сторону из любого положения
| Приспосабливает позу; занимает удобную позицию для наблюдения. Находит наполовину спрятанный предмет, легко снимает наброшенный на него платок.
Дифференцирует незнакомых
| Возникновение реакции протеста на воздействие незнакомого взрослого
| Длительный лепет, повторное произнесение отдельных слогов, появление псевдослов, выражающих отношение ребенка к происходящему
| Перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, захватывает предъявленную игрушку со стороны свободной руки. Удерживает игрушку при зрительном контроле. Берет вторую игрушку со стороны занятой руки. Пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, используя ближайшую к барьеру руку
| Имитирует действия и шумы. Старается привлечь внимание покашливанием, кряхтением. Может играть в игры с идентичными ролями. Сжимает губы, когда не хочет есть. Понимает запрет. Имитирует звуки. Отводит руки мамы, отвлекает ее, если она собирается делать неприятные процедуры (чистить носик, ушки)
| 9 - 10
|
| Находит спрятанный на глазах предмет. Вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда положили
|
| Появление вокализаций в конце и в начале действий
| Может взять маленький предмет: таблетку, горошинку. Может совершать специфичные манипуляции: катать машинку
| Тянет маму за одежду, требуя внимания; машет «до свидания», отвечает взглядом или движениями на вопрос «где?». Ифает в игры с неидентичными ролями, где действия ребенка и взрослого не распределены (мама дает платок — ребенок прячется за него). Игра «Дай— отдай». Ненадолго отдает игрушку
| 11 - 12
| Переступает ногами. Ходит самостоятельно
| Проявляет интерес к картинкам в книге. Поворачивается на собственное имя. Дифференцирует тон
|
| Существование особых слов-меток, понятных только ребенку и взрослому. Произвольное повторение отдельных слогов. Может произносить отдельные слова. Понимает их предметную соотнесенность
| Складывает игрушки в корзину. Почти не тянет предметы в рот, но часто бросает их
| Бросает игрушки, чтобы подняли, помогает одевать себя. Владеет указательным жестом, выражает протест, вокализирует в конце и в начале действий
| - двигательная;
- сенсорная;
- эмоциональная;
- голосовая активность;
- практические действия;
- способы взаимодействия со взрослыми.
В этой части заключения необходимо описать не только успешно пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось. Содержащийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявляемых нарушений. В приложении 4.1 представлен образец оформления документации по результатам психолого-педагогического изучения ребенка первого года жизни.
Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1—3 года)
Особенности развития
Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии — овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, материалом и др.
У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. К 3 годам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз. Значительно возрастает активный словарь, однако при произнесении слов дети ориентируются в первую очередь на интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику, поэтому многие звуки опускаются или заменяются близкими по артикуляции или звучанию.
К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается не только в возрастании количества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.
Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.
|