Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обследование детей с заиканием




Заикание у детей — это форма речевой патологии, основу кото­рой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекват­ного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследова­ние с учетом всей симптоматики этого сложного речевого наруше­ния. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.

Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.

Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о нали­чии заикания у родителей или других близких родственников.

Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особен­ности воспитания и психологических проявлений у заикающего­ся ребенка:

- отношение к нему взрослых;

- помощь в формировании правильной речи;

- время возникновения заикания, его первые внешние при­знаки;

- особенности проявления заикания в зависимости от обста­новки;

- отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;

- оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было ре­комендовано и каковы результаты.

Второй этап — исследование самого заикающегося ребенка.

После уточнения сведений о ребенке, об истории возникнове­ния и особенностях протекания у него заикания обследуются соб­ственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказываю­щие непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование общительности, моторики, подра­жательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учеб­ной деятельности, особенностей личности заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребыва­ния в санатории для заикающихся детей, на школьном логопеди­ческом пункте) и динамическое изучение заикающегося в про­цессе коррекционно-воспитательного воздействия.

Материалом для исследования собственно речи детей являют­ся картинки, детские книги, игрушки.

Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:

- место возникновения и форму речевых судорог;

- частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;

- сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;

- отношение заикающегося к своему речевому дефекту, нали­чие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, ар­тикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тони­ческие, смешанные) определяются на слух или зрительно.

Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уров­ня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.

С целью изучения речевого поведения и речевых судорог ис­пользуются следующие приемы:

- составление рассказа или описание содержания картинки;

- пересказ прослушанного текста;

- сопряженное и отраженное повторение простых и сложных фраз;

- рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.

Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня гром­кости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.

При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется харак­тер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой ак­тивности, эмоциональное состояние.

В ходе всего обследования отмечаются психологические осо­бенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружаю­щими, оценка собственной речи, в частности болезненное фиксирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, ре­чевое поведение при обследовании.

Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:

- форма судорог (тонические, клонические, смешанные);

- вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, сме­шанные);

- степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);

- темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);

- сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая фор­ма дизартрии, общее недоразвитие речи);

- состояние моторной функции;

- наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.

Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, ин­дивидуально-психологические особенности заикающегося ребен­ка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.

Логопедическое заключение дает возможность осуществить диф­ференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также различить разные формы заика­ния. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка по­зволяют установить природу заикания.

Контрольные вопросы

1. Какова цель логопедического обследования?

2. Какие разделы составляют содержание логопедического обследова­ния?

3. В чем особенность обследования связной речи?

4. Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом недоразвитии?

5. По какому принципу подбирается лексический материал для об­следования словарного запаса?

6. В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недо­развитии?

7. Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?

8. Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?

9. В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?

10. Какие параметры учитываются при написании логопедического за­ключения?

11. В чем заключается особенность изучения медицинской и психоло­го-педагогической документации при обследовании заикающегося ре­бенка?

12. Каковы задачи речевого обследования заикающегося?

13. Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?

14. Какие характеристики учитываются при написании логопедического заключения заикающегося ребенка?

Литература

Основная

Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нару­шениями речи. — СПб., 1993.

Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Г. Власенко и Г. В. Чиркиной / Сост. Т. П. Бессонова. — М., 1996.

Филичева Т. Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализиро­ванном детском саду. — М., 1987.

Дополнительная

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим не­доразвитием речи в условиях специализированного детского сада. — М., 1993.

Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педаго­гических институтов. — М., 1998.

Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Ша­ховской. — М., 1998.

Изучение письменной речи

Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.

Формирование навыков письма и чтения находится в тесной связи с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень раз­вития языковых средств, речевых навыков и умений, но также состояние письма и чтения.

Поскольку письмо на начальных этапах обучения невозможно без сознательного анализа звукового комплекса, составляющего произносимое слово, а чтение — без умения сливать отдельные звуки в объединенные фонематические группы, обследование письма и чтения у детей начинается с изучения процесса анализа и синтеза звукового состава слова.

Звуковой анализне может протекать без участия процессов фо­нематического восприятия, требуется полная сохранность фоне­матического слуха. Кроме того, формирование речевого слуха осуществляется при активном участии артикуляционного аппарата в процессе артикуляционного опыта.

Для диагностических целей в первую очередь следует выявить осо­бенности речевой деятельности ребенка, определить, нет ли выра­женных отклонений в формировании звуковой стороны речи, а также умеет ли он дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Только после этого предметом обследования становится спо­собность ребенка сознательно ориентироваться в звуковом соста­ве слова, производить сложные операции над его элементами. Процесс звукового анализа предполагает:

- умение выделять фонемы из звукового состава слова на осно­ве их слухопроизносительной дифференциации;

- овладение учебным (умственным) действием последователь­ного выделения всех звуков из состава слова.

В первую очередь следует выявить доступный ребенку уровень звукового анализа. С этой целью используется прием определения количества звуков в слове. Сначала предлагаются фонетически простые, одно-, двухсложные слова (мак, шуба), затем — слова с большим количеством слогов (карточка, фотографировать). Во всех случаях слова должны содержать звуки, произношение или раз­личение которых может вызвать у детей затруднение.

Следующий этап задания — последовательное определение всех звуков в слове. Материалом для обследования этой звуковой операции служат слова разной звуко-слоговой сложности (дом, кот, окно, сумка, гнездо, дружба, торт). В случае затруднения обследую­щий сам четко произносит слово, показывая тем самым способ выделения звуков путем их интонированного произношения. С этой же целью можно использовать прием, разработанный Д. Б. Элькониным, когда фишки, обозначающие звуки, размещаются в кле­точках схемы в той последовательности, в которой звуки находят­ся в слове.

Показателем уровня сформированности звукового анализа яв­ляется умение не только последовательно выделять звуковые эле­менты слова, но и самостоятельно определять их. Основными ме­тодическими приемами для этого являются:

- преобразование слов путем замены, перестановки или до­бавления звуков и слогов (сок — сук, марки — рамки);

- называние второго, третьего, пятого и др. звуков в слове;

- самостоятельное называние слов, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте;

- определение количества гласных и согласных в анализируе­мом слове;

- называние звуков в слове, стоящих перед или после опреде­ленного звука.

Звуковой анализ с самого начала своего формирования явля­ется произвольной деятельностью. Чтобы проанализировать сло­во, ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внимание между его звуковыми элементами, сосредоточиться на определении позиции звука в слове и т.д., поэтому последняя группа приемов направлена на то, чтобы выявить состояние этой стороны деятельности ребенка. В данной группе выделяются сле­дующие приемы:

- выделение последнего звука в слове и называние таких слов с этим звуком, чтобы он стоял на втором, третьем и другом месте (рога — сани; шалаш — кошка). Предлагаются слова, оканчивающиеся как на гласный, так и на согласный звук;

- определение третьего звука в слове (гласного или согласно­го) и называние с ним слов, где бы он стоял в начале, в середине и в конце;

- называние слов, состоящих из 3, 4, 5 звуков, и выделение в них звуковой последовательности;

- отбор предметных картинок, название которых начинается на определенный звук, но с обязательным последующим глас­ным «а»;

- называние слов, включающих сразу два оппозиционных зву­ка (сушки, учительница).

Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов слова. С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки и предлагается воспроизвести получившийся слог. Материалом для обследования служат прямые слоги (са, пу); обратные слоги (ам, он); закрытые слоги (сас, лам); слоги со стечением согласных (ста, сто) и др. Облегченный вариант этого приема — синтез вслед за анализом, когда ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем называет слог, состоящий из этих звуков. Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить как общее состо­яние звукового анализа, так и несформированность его отдель­ных компонентов, а также факторы, задерживающие его разви­тие. Это позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей.

Обследование письма

Нарушения письма у детей — это особые специфические затруд­нения, которые обусловлены системным недоразвитием опреде­ленных сторон речевой деятельности ребенка. У детей с нормальным слухом и интеллектом, достигнувших школьного возраста, это недоразвитие проявляется прежде всего в недостаточной сформи­рованности представлений о звуковом и морфологическом соста­ве слова. В этом случае ребенок оказывается неподготовленным к осуществлению звукового анализа и синтеза речи и вследствие этого к переходу на более зрелую стадию языкового развития — овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е.Ле­вина (1961), об этом свидетельствуют особые нарушения письма, которые могут иметь различную структуру и степень выраженно­сти. Диагностическим признаком нарушений письма, представляющих интерес для логопеда, является наличие специфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью рече­вых процессов. Усвоение навыков письма может быть обусловлено не только речевыми нарушениями, но и другими факторами (не­регулярностью школьного обучения, педагогической запущенно­стью, снижением слуха, зрения, интеллекта и т.д.). Объектом же логопедического воздействия являются нарушения письма, обус­ловленные нарушениями в развитии речи.

В связи с этим задачей логопедического обследования пись­менной речи становится выявление специфических ошибок как основного диагностического показателя нарушений письма.

Первые представления об уровне сформированности письма и о характере ошибок можно получить после просмотра школьных тетрадей. Для уточнения структуры нарушения должно быть про­ведено специальное обследование, включающее три раздела:

- слуховой диктант;

- самостоятельное письмо;

- списывание с печатного текста.

Первый раздел включает пробу на слуховой диктант, состоя­щую из серии постепенно усложняющихся заданий.

Обследование начинается с письма букв, слогов, слов, а закан­чивается предъявлением более сложных форм письменной речи (в зависимости от уровня обученности ребенка — это изложение по картинке или сочинение на заданную тему). Детям, которые только начали обучаться, предлагается письмо букв под диктовку. Ребенку диктуются отдельные звуки, графическое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие графические изображения.

Следующий момент — обследование письма отдельных слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги (на, са, сы, ту, мо и др.), обратные (ан, ум, от), со стечением согласных (ста, дро, скво), оппозиционные слоги' (са-за, са-ша, ра-ла, ба-на, ри-ры). Вместо записи учащийся может составлять слоги, пользу­ясь буквами разрезной азбуки. Цель этих проб — определить, на­сколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные эле­менты, входящие в звуковой комплекс.

Для определения доступного ребенку уровня письма вслед за указанными пробами предлагается письмо отдельных слов и ко­ротких фраз. Вначале диктуются простые, а затем фонетически более сложные слова (дом, шары, гвоздь), а также небольшие фразы (журчит ручей, у крыльца лужи).

Помимо написания отдельных слов и фраз по слуху в процессе логопедического обследования проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Материалом для обследования могут быть картинки, изображающие знакомые ре­бенку предметы (мяч, часы, чайник, девочка и др.). Предлагается написать названия этих предметов или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинкам.

При более продвинутом уровне письма центральным этапом обследования становится слуховой диктант, состоящий из серии фраз, подобранных таким образом, чтобы они отвечали программ­ным требованиям по русскому языку, а также включали бы боль­шое количество слов со звуками, произношение которых обычно нарушается.

Диктовать рекомендуется в соответствии с нормами орфоэпи­ческого произношения, без предварительного звуко-слогового анализа слов, входящих в состав диктуемого текста.

Содержание второго раздела логопедического обследования письменной речи предполагает изучение самостоятельного пись­ма детей. С этой целью учащимся (в основном II —III классов и более старших) предлагается:

- самостоятельно составить и записать небольшой рассказ по серии картинок;

- письменно изложить прослушанный или самостоятельно про­читанный рассказ;

- написать сочинение на заданную тему.

Можно предложить и более простые пробы, позволяющие вы­явить также зависимость усвоения письма от общего развития речи: сочинение предложений или небольшого рассказа по опорным словам и деформированному тексту.

Анализ самостоятельного письма учащихся позволяет выявить как ошибки в звуковом составе слова, так и различные виды аграмматизма.

Третий раздел логопедического обследования письма включа­ет изучение умения списывать текст с предъявленного образца, а при затруднениях — отдельные слова, слоги, буквы. В качестве приема используется также и зрительный диктант, когда ребенок должен самостоятельно прочитать слово или предложение, а за­тем записать их по памяти. Здесь же проверяется, не испытывает ли ребенок затруднений в двигательной технике письма.

Обобщая результаты обследования письменной речи, необхо­димо:

- сопоставить и проанализировать все виды ошибок при пись­ме; составить сводную таблицу, классифицируя ошибки по виду и количеству (табл. 3);

- соотнести анализ ошибок при письме с особенностями уст­ной речи ребенка.

Таблица 3

Анализ ошибок при письме

Типы ошибок Виды ошибок Коли­чество ошибок Примеры ошибочно­го письма
Ошибки на уровне звукового состава слова Замены согласных; замены гласных; пропуски гласных; пропуски согласных    
Ошибки на уровне слогового состава слова Пропуски слогов и частей слова; перестановки; добавления; раздельное написание частей слова    
Лексико-грамматические ошибки Нарушения согласования; нарушения управления; замена слов по звуковому сходству; замена слов по семантическому сходству; пропуски слов; слитное написание    
Графические ошибки Замена букв по количеству элементов; замена букв по пространственному расположению; зеркальное письмо букв    
Ошибки право­писания Неправильное написание жи, ши, ча, ща, чу, щу; строчная буква в начале предложе­ния, в именах и кличках животных; ошибки в написании мягких согласных; неправильное написание безудар­ной гласной в корне слова (дву­сложные слова)    
Ошибки на правила правописания, не пройден­ные в классе      

Таблица рассчитана на анализ письма учащихся первых клас­сов. При анализе письма учащихся других классов следует внести изменения в рубрику «Ошибки на правила правописания» в соответствии с программными требованиями.

Анализируя результаты обследования, в первую очередь необхо­димо определить, распространяется ли уровень нарушения письма лишь на звуко-буквенный анализ, обусловленный недоразвитием фонетической стороны речи, или же связан с более сложным уров­нем организации речевой деятельности, с нарушением средств языка.

В зависимости от результатов обследования определяются пути и методы коррекционного обучения, которые должны находить­ся в полном соответствии с причинами, породившими наруше­ния речи и письма.

Контрольные вопросы

1. Почему при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать состояние письма и чтения?

2. Какие предметы используются при обследовании звукового анали­за и синтеза у детей?

3. Чем характеризуются специфические нарушения письма?

4. Какие разделы составляют логопедическое обследование письмен­ной речи?

5. Каковы принципы анализа специфических ошибок письма?

Литература

Основная

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.

Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной / Сост. Т. П. Бессонова. — М., 1996.

Дополнительная

Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьни­ков. - М., 1983.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1985.

Глава 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...