Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО




ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни

Особенности развития

Особенностью детей первого года жизни является большая за­висимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрос­лым — необходимая потребность детей уже в первые месяцы жиз­ни. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Развитие в этом возрасте про­исходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.

Быстрый темп и неравномерность развития определяют деле­ние первого года жизни на качественно различные периоды, каж­дый из которых характеризуется ведущими достижениями.

В первый период (первый месяц жизни) — период новорож­денности — еще трудно выделить ведущее достижение в разви­тии, однако наряду с набором врожденных приспособительных реакций уже с 3—4-й недели жизни можно выявить первые пред­посылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос и улыбку начинает воз­никать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы вытяги­ваются вперед, он как бы слушает губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка.

Ведущим достижением во втором периоде (от 1 до 3 мес) яв­ляется формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-выразительных реак­ций. Развивается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимися предметами. В конце 1 — начале 2-го месяца появляется ответная улыбка взрос­лому. К концу второго периода у ребенка ярко выражена эмоциональная реакция на общение со взрослым — комплекс оживле­ния. Его появление определяет грань между периодом новорож­денности и младенчеством. Развитие движений во втором периоде характеризуется способностью удерживать головку в горизонталь­ном и вертикальном положении.

В третьем периоде (3 — 6 мес) продолжается дальнейшее разви­тие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, появляет­ся ориентирование в окружающем, на основе которого формиру­ется понимание речи, предпосылки предметной деятельности, сенсорное восприятие и первые сложные формы поведения. Веду­щим в этом возрасте является развитие движений руки, когда глав­ную роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок способен производить целенаправленные движения рук, самостоятельно брать и манипулировать игрушками.

Качественно видоизменяются и реакции ребенка на общение со взрослым. Комплекс оживления как реакция на взрослого ста­новится дифференцированным, малыш постепенно начинает от­личать своих от чужих.

Ведущим в этот период является и развитие подготовительных этапов активной речи. Интенсивно развиваются голосовые реак­ции: наряду с певучим гулением возникает лепет.

К концу первого полугодия жизни ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спи­ны на живот и обратно, крепко упирается ножками при поддерж­ке под руки.

Четвертый период (6 — 9 мес) характеризуется резким скачком в развитии движений. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет его поведение — он становится более активным и самостоятель­ным, начинает лучше ориентироваться в окружающем, активно манипулирует. К 9 мес развивается функция прямостояния, уме­ние садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, переступать вдоль барьера, совершенствуются движения кисти и пальцев. Все это способствует формированию предметной деятельности.

В пятом периоде (9—12 мес) ведущим является развитие речи. К 9 мес у ребенка значительно расширяется понимание обращен­ной к нему речи. Это меняет его поведение, характер деятельно­сти. В период 10—12 мес формируется активная речь, ребенок овладевает первыми словами.

Под влиянием понимания речи усложняются действия с пред­метами. В 10 — 12 мес малыш учится выполнять действия по показу и словесной инструкции взрослого. Действия становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер, координи­руются движения рук. Увеличивается число игрушек, используе­мых ребенком; появляются предпосылки игры. К концу этого пе­риода ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вер­тикальную позу и ходить.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...