Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни




Обычно психодиагностическое изучение детей начинают по­сле 1,5 — 2 мес. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находя­щиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации, например в условиях дома ребенка или при эмоциональном от­вержении ребенка матерью.

Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (ООЗТ) и некоторые другие. Среди отечествен­ных методов можно отметить работы Г. В. Пантюхиной, К. Н. Печо­ры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой.

И отечественные, и зарубежные методики построены по одно­му принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результа­ты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормати­вом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сфе­ры наиболее страдают. Следует отметить, что требования, предъяв­ляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зару­бежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаи­модействия со взрослыми, эмоциональных реакций.

В практике обычно пользуются следующими приемами обсле­дования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е. М. Мастюкова).

Детей старше 8 мес можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за специальный детский сто­лик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии актив­ного бодрствования, здоровыми (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухими, сытыми, нераздраженными, не­утомленными.

Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его осо­бенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не различают знакомых и незнакомых им взрослых. Осо­бое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.

Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений.

Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают ха­рактер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ре­бенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером  7-10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направле­ниях У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зре­ния ребенка. Для исследования возможности прослеживания неви­димой траектории движения объекта и его попеременного появле­ния в определенных частях пространства пользуются специальны­ми экспериментальными приемами. В первом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном', находящимся на расстоянии 50 см от его глаз; затем, сохраняя траекторию движения, через некоторое время появляет­ся из-за другой стороны экрана. Задача считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продолжает прослеживать траекторию его движения, и в момент появле­ния объекта из-за экрана взгляд ребенка направлен на него.

В другом случае при изучении реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещается бе­лый экран размером 35 х 35 см с двумя окошечками 7 х 7 см, расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках по­очередно с интервалом в 4-6 с появляется звучащая игрушка размером 7 см. Реакция считается выполненной, если при несколь­ких пробах хотя бы один раз наблюдается перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и фиксация взгляда на последнем.

Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зре­ния объект, возможность нахождения источника звука с помо­щью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время.

Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжи­тельность удерживания, характер манипуляций. Затем детям стар­ше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух игрушек. Вторую игрушку предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой и выясняют возможность пересечения рукой средней линии взора при захвате второй игрушки. У детей старше 10 мес изучают форми­рование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка иг­рушкой, убирают ее за экран 20 х 20 см, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения ребенка, привлекают к ней его внимание, а затем прячут за экран, стараясь не прекращать ее звучания; так повторяют несколько раз. Задача считается выполненной, если ребе­нок достает игрушку из-за экрана. Дети до года часто достают игруш­ку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к году появляется доставание игрушки дальней от барьера рукой с пересечением средней линии взора. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с пред­метами и на сохранение зрительного контроля за ними. Детям стар­ше 10 мес предлагают несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а также захвата третьей игрушки. Особое внимание следует обратить на раз­витие действия ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами — указательным и большим.

Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных кон­тактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. Выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребе­нок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестом, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли указательным жестом.

В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выра­женность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на воз­можность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. Специально следует оценить формирование отноше­ний привязанности к близким взрослым, отсутствие или наличие реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возник­новения, разнообразие, возможность появления ответных звуко­вых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги.

Психологическое исследование психического развития ребен­ка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психи­ческие функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруп­пировав их по сферам (см. табл. 4).

Таблица 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...