Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тест «Прогрессивные матрицы Равена»




Тест был предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. В ходе работы испытуемый должен был выявлять отношения между аб­страктными фигурами. Распространены два варианта теста — чер­но-белый и цветной; черно-белый предназначен для обследова­ния испытуемых 8—14 и 20 —65 лет, цветной — 5—11 лет.

В черно-белом варианте испытуемый последовательно работает с 60 узорами или композициями, где отсутствует часть узора или один из элементов; необходимо отобрать отсутствующую деталь из предложенных вариантов. Задания сгруппированы по пять се­рий. В первой серии необходимо найти недостающую часть изобра­жения, во второй — аналогии между парами фигур, в третьей — принцип развития, изменения фигур, в четвертой — принцип пе­рестановки фигур, в пятой — закономерности взаимоотношений и взаимодействий между фигурами по горизонтали и вертикали. Внутри каждой серии сложность заданий возрастает. Цветной ва­риант более легкий, содержит три серии заданий.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест используется в различных редакциях: первая предложе­на Р.Амтхауэром в 1953 г., последняя — в 1973 г. Он содержит восемь субтестов:

1) логический отбор (закончить предложение одним из приве­денных слов);

2) определение общих черт (найти лишнее из пяти слов, где четыре объединены общей связью);

3) аналогии (предлагается пара слов и третье слово; нужно найти так же относящееся к третьему, как второе — к первому);

4) классификация (обозначить два слова общим понятием);

5) задания на счет (решение арифметических задач);

6) ряды чисел (установить закономерности и продолжить чи­словые ряды);

7) выбор фигур (предъявляются изображения частей фигуры; из предложенных фигур нужно найти ту, которую можно сложить из этих частей);

8) задания с кубиками (предъявляется изображение куба с раз­нообразно окрашенными сторонами; нужно найти аналогичный куб среди предъявленных изображений с учетом того, что он мог изменить свое положение).

Разумеется, мы рассмотрели далеко не все тесты интеллекта, но кратко описанные нами тесты, во-первых, широко распро­странены в дефектологической практике, а во-вторых, дают представление о типичных тестовых заданиях при диагностике интеллекта.

Безусловным достоинством тестовых методов является их боль­шая объективность, возможность сравнивать результаты разных испытуемых. В то же время исследования, построенные по типу жестко стандартизированной методики (теста), показывают толь­ко отклонение от нормы, но не позволяют выявить нарушенные функции и сохранные звенья.

Тесты креативности

В психодиагностике методы изучения способностей состав­ляют отдельную группу и известны под названием «тесты креа­тивности».

Методологической базой, на которой строятся эти диагно­стические приемы, является концепция креативности — универ­сальной творческой способности, предложенная Дж. Гилфордом. Согласно его представлениям, творческие способности явля­ются самостоятельным фактором, независимым от уровня ин­теллекта.

Дж. Гилфорд выделил несколько параметров креативности (творческой способности):

- способность к обнаружению и постановке проблем;

- способность к генерированию большого числа идей;

- способность к продуцированию разнообразных идей (гибкость);

- способность отвечать нестандартно, устанавливать необыч­ные ассоциации (оригинальность);

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать проблемы.

На основе этих теоретических предпосылок были разработаны тесты для исследования способностей. Всего в методике 14 субте­стов (4 — на невербальную креативность, 10 — на вербальную). Среди них есть такие задания:

- перечислить как можно больше способов использования каж­дого предмета (например, банки);

- нарисовать заданные объекты, используя следующий набор фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

В дальнейшем разработку методов исследования креативности продолжил Е. П. Торренс. Его методика предназначена для людей разного возраста — от дошкольников до взрослых. В состав мето­дики Торренса входят 12 субтестов, сгруппированных в три бло­ка: вербальный, изобразительный, звуковой. Они диагностируют соответственно словесное творческое мышление, изобразитель­ное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мы­шление. Эти тесты Торренс разрабатывал в ходе учебно-методи­ческой работы по развитию творческих способностей детей. Его методика включает несколько этапов.

На первом этапе испытуемому предлагаются задачи на поиск слова из бессмысленной последовательности букв. Он должен найти единственное верное решение и сформулировать правило, веду­щее к решению поставленной задачи.

На следующем этапе испытуемому предлагаются сюжетные картинки. Он должен перечислить все возможные обстоятельства, которые привели к изображенной на картинке ситуации, и дать прогноз ее дальнейшего развития.

Далее испытуемому предлагаются различные предметы и его просят перечислить все возможные способы их применения.

При изучении творческих способностей и воображения детей и подростков с нарушениями развития методики Дж. Гилфорда и Е.П.Торренса в классическом варианте, как правило, не исполь­зуются, однако широко используется модификация методики Е. П. Торренса «Дорисуй фигуру». При изучении детей дошколь­ного возраста используются также такие задания, как «Разрезные картинки», «Нарисуй целое» (А.А.Катаева, Е.А.Стребелева). При изучении школьников с интеллектуальными нарушениями могут использоваться задания на составление рассказа с опорой на предложенные слова, рисование иллюстраций к этому рассказу (О. В. Боровик).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...