Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияния на развитие ребенка




Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психи­ческое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями раз­вития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклоне­ния в его психическом развитии.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психи­ческих заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отне­сти следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений,"нарушения межличност­ных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.

Семья играет важную роль в формировании умственных спо­собностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встреча­ются в семьях, где родители страдают психическими заболевани­ями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплекс­ного изучения ребенка с нарушениями развития.

В беседе с роди­телями следует:

а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка;

б) оценить тип семейного воспитания;

в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспи­тания и особенностями развития ребенка;

г) сопоставить тип се­мейного воспитания с особенностями умственного и личностно­го развития ребенка.

Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания.

Гипоопека — такой тип неправильного воспитания, при кото­ром имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляю­щееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве.

Гиперопека — чрезмерная родительская забота о ребенке, про­являющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенку. Ребенок находится в центре внимания семьи, он объект восхище­ния родителей, которые оберегают его от всех жизненных трудно­стей и невзгод. Этот тип воспитания часто встречается в семьях, где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Противоречивое воспитание — различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возника­ют разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъяв­ляет к нему требования, не соответствующие его психофизиче­ским особенностям.

Социально-педагогическое обследование проводится соци­альным педагогом образовательного учреждения (при его отсут­ствии — другим педагогом). В процессе проведения социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие по­казатели:

- уровень образования родителей;

- общий культурный уровень семьи;

- материальную обеспеченность;

- жилищно-бытовые условия;

- особенности взаимоотношений в семье;

- наличие у родителей вредных привычек;

- состояние здоровья родителей.

Проанализировать полученные социологические сведения по­могут данные, приведенные в таблице 2.

Для понимания психолого-педагогических особенностей ребен­ка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспи­тывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье. Подходы к изучению особенностей родителей, межличностных отношений в семье, пути и методы психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, опи­саны в главе 8.

Очень важными разделами комплексного изучения детей с от­клонениями в развитии являются психологическое и логопеди­ческое исследования.

Психологическое изучение детей с нарушениями развития

Таблица 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...