Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития




У детей

Психодиагностика нарушенного развития должна определять направление обучения ребенка, его специфические образователь­ные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т.е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагно­стики должны определяться и оптимальные организационные фор­мы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.

Диагностику нарушенного развития на современном этапе не­обходимо проводить с опорой на ряд принципов (подхо­дов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С.Вы­готский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).

Комплексное изучениеразвития психики ребенка, предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникнове­ния того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, соци­альный педагог). Используется не только клиническое и экспери­ментально-психологическое изучение ребенка, но и другие мето­ды: анализ медицинской и педагогической документации, наблю­дение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Системный подходк диагностике психического развития ре­бенка опирается на представление о системном строении психи­ки и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвя­зей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявле­ны не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подходк изучению ребенка с нарушением раз­вития предполагает прослеживание изменений, которые проис­ходят в процессе его развития, а также учет его возрастных осо­бенностей. Это важно при организации обследования, выборе ди­агностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возраст­ного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые до­ступны детям данного возраста.

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка— этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциаль­ные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития оп­ределяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изу­чения ребенка включает следующие параметры:

- отношение к ситуации обследования и заданиям;

- способы ориентации в условиях заданий и способы выполне­ния заданий;

- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

- продуктивное использование помощи взрослого;

- умение выполнять задание по аналогии;

- отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исклю­чает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Необходимость раннего диагностического изучения ребенкапо­зволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслое­ний социального характера на первичное нарушение и своевре­менно включить ребенка в коррекционное обучение.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической ра­боты могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...