Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей




Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного разви­тия должна осуществляться в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каж­дым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностикиявляются своевре­менное выявление детей с различными отклонениями и наруше­ниями психического развития в популяции, в том числе и в усло­виях массовых образовательных учреждений, примерное опреде­ление спектра психолого-педагогических проблем развития ре­бенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреж­дении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим осо­бенностям и разработать соответствующие рекомендации к рабо­те с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспи­тании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего до­школьного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скри­нинг-обследования. По форме проведения скрининг-обследова­ние может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто.

Используемый при скрининге набор методик не всегда отвеча­ет задачам скринингового исследования, профессиональная под­готовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает воз­можности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую по­мощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, суще­ствует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.

1. Несмотря на большое количество различных методик, при­меняемых при обследовании детей, существует явная недостаточ­ность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Осо­бенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.

2. При разработке скрининг-диагностики очень сложной явля­ется разработка системы критериев, по которым возможно раз­граничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-пе­дагогической и медико-социальной помощи.

3. Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и не­удачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существен­ные трудности, поскольку ограниченность во времени при скри­нинг-исследовании может не дать возможности получить необхо­димую информацию.

Дифференциальная диагностиканаправлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

- разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

- выявление первичного и вторичного нарушений и систем­ный анализ структуры нарушения;

- оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

- определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяются тип образовательно­го учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комп­лексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Ра­бота строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка (организация и содержание деятельности ПМПК подробно представлены в главе 8).

В настоящее время существует круг проблем, связанных с диф­ференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблю­даются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или понижен­ная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В. И. Лубовский). Это связано и с закономерностями ано­мального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравни­тельного характера. Осуществление таких научных разработок по­зволило бы существенно расширить возможности дифференци­альной диагностики.

Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характе­ра, в частности создание сети постоянно действующих диагно­стических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд ме­тодологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позво­ляющих выполнять качественно-количественный анализ резуль­татов психодиагностического изучения ребенка в целях дифферен­циальной диагностики.

Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное психолого-педагогическое изучениедетей с наруше­нием развития ставит своей целью разработку программ коррек­ции на основании результатов диагностики. Такое изучение тре­бует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изуче­ния, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

- выявление индивидуальных психолого-педагогических осо­бенностей ребенка;

- разработка индивидуальных коррекционных программ раз­вития и обучения;

- определение условий воспитания ребенка, специфика внут­рисемейных отношений;

- помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

- профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

- решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, про­ективные методики) со специально организованным наблюдени­ем и анализом продуктов учебной деятельности и творчества де­тей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего време­ни большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Спе­циалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявле­ние позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эф­фективность коррекционно-педагогического процесса определя­ется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциа­ла, на основе которого возможно построение системы индивиду­ального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушения­ми развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диа­гностики нарушенного развития являются:

- раннее выявление нарушений развития у детей;

- определение причин и характера нарушений;

- определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

- выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

- разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы задачи психолого-педагогической диагностики на разных возрастных этапах?

2. Какими методологическими принципами необходимо руководство­ваться при организации и проведении психолого-педагогической диа­гностики?

3. Какие современные представления о нарушениях развития у детей служат теоретико-методологической основой в психолого-педагогической диагностике?

4. Охарактеризуйте основные этапы психолого-педагогической диа­гностики.

 

Литература

Основная

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. — 1971. — № 6.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. — М., 1989.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.

Дополнительная

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.

Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: Методы и средства: Проблемы специальной психологии в образовании. — М., 1998.

Ульенкова У.В., Лебедева О. С. Л.С.Выготский и современная служба практической психологии. — Нижний Новгород, 2000.

Ульенкава У. В., Лебедева О. С. Ораганизация и содержание специаль­ной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.

 

 

Глава 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...