Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы психологического изучения детей с нарушениями развития




Метод наблюдения

Изучение естественного поведения — одно из достоинств ме­тода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребен­ком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляю­щие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, на­сколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного разви­тия. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Метод наблюдения может дать важную дополнительную информацию не только для психологов, но и для клиницистов.

По результатам наблюдения психолог, выявив признаки нару­шенного развития, делает предположения о качественной сторо­не и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический инструментарий и пра­вильно организовать дальнейшее психологическое изучение ре­бенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специ­ального оборудования и исключает дополнительную психоэмо­циональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня про­фессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педаго­гических особенностей детей с различными нарушениями разви­тия. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий психодиагност должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе экспериментально-психологического изучения ребенка.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогиче­ских особенностей и сопоставление результатов наблюдения с из­вестными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдае­мых, характера изучаемых явлений и т.д. Психолог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например играть с ними (ак­тивное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

Существенными недостатками метода наблюдения являются: 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма спе­циалиста; 3) невозможность статистической обработки результа­тов. Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изу­чения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору при­знаков, степень выраженности которых оценивается определен­ным количественным показателем. В этом случае появляется воз­можность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов полученных фактов.

Таким образом, в практике психодиагностики метод наблюде­ния рационально использовать включенным в метод эксперимен­та посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных психофизических особенностей и их коли­чественной оценки.

Метод беседы

 

Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуж­дения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель бесе­ды — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуж­дение характера, степени и возможных причин проблем, с кото­рыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспита­ния и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы пси­холог должен соблюдать следующие требования:

- беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педа­гогов) интерес;

- важно продумать организацию пространства и выбор време­ни для проведения беседы;

- эффективность беседы зависит от активности родителей (пе­дагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать до­верительные отношения;

- психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);

- важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;

- желательно участие в беседе обоих родителей;

- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) ре­альных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;

- во время беседы необходимо спланировать следующие встре­чи и определить их задачу.

Метод опроса педагогов (родителей)

 

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуще­ствляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в сво­бодной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариан­тов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться. Например, опросник для воспитателей «Оценка особенностей развития ребенка дошколь­ного возраста», предлагаемый М.М.Семаго, предлагает оценку некоторых поведенческих характеристик ребенка с помощью ко­личественных показателей. Он содержит 36 утверждений, сгруп­пированных по нескольким темам, с которыми педагог (родите­ли) должны согласиться или нет. Каждое утверждение может по­лучить одну из трех оценок: 0 баллов — данный признак поведе­ния отсутствует, 1 балл — признак выражен в средней степени, 2 балла — признак выражен в значительной степени. Обследова­ние завершается подсчетом общего количества баллов. Используя данный опросник, психолог на основе полученной суммы баллов может оценить степень выраженности у ребенка тех или иных по­веденческих нарушений и сделать вывод о соответствии его раз­вития норме. Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования бесе­ды с родителями и педагогами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...