Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие физической активности




БУ ВО ХМАО-ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА


Кафедра спортивных дисциплин

 

Завгородних Кристина Александровна

 

 


ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА СУРГУТА В НЕДЕЛЬНОМ ЦИКЛЕ

 

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 034600.62 «Рекреация и

спортивно-оздоровительный туризм»

 

 

   

 

Студент:

_____________Завгородних.К.А.

Научный руководитель:

Ст. преподаватель

Ветошников Александр Юрьевич

 

Допущена к защите:

____________________2015 года

Зав. Кафедрой________________

 

Сургут, 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..3

ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.5

1.1. Понятие физической активности. ………………………….…………….....5

1.2. Физическая активность и здоровье……………………………………….....9

1.3. Классификация физической активности…………………………………..16

1.4. Виды физической активности……………………………………………...18

1.5. Уровни физической активности……………………………………………20

1.6. Интенсивность физической активности…………………………………...21

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА СУРГУТА, ВЕДУЩИХ МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ..25

2.1. Организация исследования ………...25

2.2. Методы исследования. …………………25

ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, РАЗНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЮГОРСКОГО СЕВЕРА……………………………………………………………….….....27

3.2. Комплекс рекомендаций для повышения физической активности……...32

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………......34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:Впоследнее время отмечается устойчивая тенденция снижения уровня здоровья, физической и функциональной подготовленности людей. Все повышающаяся интенсивность рабочего процесса приводит к тому, что люди все больше времени проводят за компьютером и т.д., что значительно снижает их двигательную активность. Снижение двигательной активности является одной из основных причин ухудшения состояния здоровья [5].

Физическую активность можно считать значимым креативным элементом, формирующим в сочетании с другими факторами физическую культуру человека и являющимся в этом смысле важнейшим компонентом системы воспитания и самовоспитания личности [5].

Физическая активность является сложным биосоциальным явлением. Она структурно неоднородна и по определению объединяет весь спектр мышечных действий человека, направленный на адаптацию и выживание в физической и социальной окружающей среде. Производственная, хозяйственно-бытовая, физкультурно-спортивная, рекреационная и досуговая физическая активность отличаются по характеру друг от друга. Они оказывают различное влияние на организм человека и требуют самого пристального внимания и изучения. Среди разнообразных подходов к изучению физической активности человека одним из наиболее конструктивных и плодотворных является комплексный междисциплинарный подход. В последнее время физическая активность все чаще рассматривается как специфическая форма поведения человека, во многом определяющая состояние его здоровья [3].

В век компьютерных технологий и автомобилизации, в жизнедеятельности практически каждого человека наблюдается проявление гиподинамии (недостаточность мышечной работы силового характера) и гипокинезии (недостаток движений вообще). Низкий уровень физической активности становится преобладающим среди большинства населения. В основном это связано с сидячим образом жизни на работе и дома [3].

Для сбора информации принято использовать шагомер, который обеспечивает сравнительно недорогое, точное и объективное измерение физически активного поведения.

Цель исследования:  исследовать динамику уровня физической активности людей разного пола и возраста, ведущих малоподвижный образ жизни.

Объект исследования:  постоянные жители города Сургута, ведущие малоподвижный образ жизни.

Предмет исследования:физическая активность жителей города Сургута, ведущих малоподвижный образ жизни.

Задачи:

1) Изучить специальную научно-методическую литературу по теме физической активности.

2) Исследовать уровень физической активности у постоянно проживающих на территории города Сургута людей, ведущих малоподвижный образ жизни.

3) Разработать комплекс рекомендаций по оптимизации уровня физической активности жителей города Сургута, ведущих малоподвижный образ жизни.

Гипотеза:предполагается, что изучив динамику физической активности жителей города Сургута, ведущих малоподвижный образ жизни, можно разработать комплекс рекомендаций и мероприятий для оптимизации уровня физической активности.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Понятие физической активности

Под термином «физическая активность» понимается «любое телесное движение, которое производится скелетными мышцами и требует расхода энергии». Это стало общепринятым научным определением физической активности. В его рамках физическая активность содержит почти все разнообразие действий человека в диапазоне от привычной домашней работы и спокойной ходьбы до быстрого бега. Существенной частью общей физической активности являются физические упражнения. Они представляют собой целенаправленную, специально организованную, регулярно повторяющуюся деятельность индивидуума или группы людей, которая приводит к повышению уровня физической подготовленности. Чем выше уровень физической подготовленности, тем больше возможностей проявления высокой физической активности. Таким образом, физическая активность рассматривается как связанное со здоровьем поведение, которое может влиять на развитие физической подготовленности и здоровье человека [3].

С другой стороны, физическая активность – это целенаправленная двигательная деятельность человека, выступающая как природно и социально обусловленная необходимость и потребность организма в поддержании постоянства внутренней среды, обеспечении морфологических, функциональных, психологических условий реализации генетической и социокультурной программ их развития в онтогенезе [3].

Проблемы физической активности как поведения, связанного со здоровьем, очевидна по целому ряду признаков [3].

Во-первых, требует своего разрешения противоречие между наличным уровнем теоретических знаний о пользе физической активности и практическим участием людей разного возраста в регулярных занятиях физкультурой. В самом общем виде физическая активность представляет собой «любое телесное движение, производимое скелетными мышцами, требующее расхода энергии и оказывающее прогрессирующую пользу для здоровья». Это общепринятое определение включает почти все разнообразие двигательных действий человека в диапазоне от привычной домашней работы и спокойной ходьбы до быстрого бега, т.е. весьма широкий спектр разнообразных форм физической деятельности, которые, тем не менее, могут являться самостоятельными и малоизученными проявлениями физически активного поведения. Благодаря основам физического воспитания, заложенным в школе, гигиеническим знаниям и влиянию средств массовой информации почти все люди имеют элементарные представления о пользе физических упражнений, тем не менее, большинство городских жителей в России и за рубежом демонстрирует малоподвижный, «сидячий» образ жизни. При этом кроме специалистов в области охраны здоровья мало кто знает, что низкая физическая активность, как и курение табака, избыточная масса тела, повышенное содержание холестерина в крови и повышенное артериальное давление, в наше время является одним из основных независимых факторов риска развития многих инфекционных заболеваний. Важнейшим инструментом решения указанного противоречия является выращивание потребности в занятиях физкультурой с раннего детского возраста и изменение общественных установок на поведение, связанное с проявлением различных видов физической активности [3].

Во-вторых, существует противоречие между декларацией правительства о необходимости регулярных организованных и самостоятельных форм физической активности, с одной стороны, и уровнем общей культуры и экономического благосостояния населения России, с другой. О необходимости регулярных занятий физкультурой с целью повышения уровня физической подготовленности граждан говорит президент Российской Федерации В.В. Путин. «Абсолютно убежден, что одна из главных задач в масштабах государства – это возрождение массового спорта, массовой физической культуры. Думаю, что это задача номер один. На заседании Госсовета речь шла о кризисе массового спорта. Лидеры регионов, губернаторы говорили о том, что этот кризис сопровождается – они это видят лучше, но секрета здесь нет, ни для кого – удручающими цифрами медицинской статистики и демографических показателей. На чемпионатах побеждают, конечно, единицы. Но прочный фундамент их успехов – это тоже массовый спорт. Вовлечение в спортивную жизнь наших граждан с самого раннего детства – это одна из ключевых задач, которая стоит перед нами. Между тем детский и юношеский спорт практически вытесняется с наших дворов и улиц. Такая профессия, как школьный учитель физкультуры, вымирает. Часы занятий спортом в учебных заведениях тоже, к сожалению, сокращаются. Но еще меньше возможностей заниматься спортом у взрослых. Конечно, но тут, то там возникают современные фитнес-центры, но давайте прямо и честно скажем – как правило, это те учреждения, которыми могут воспользоваться люди с высоким уровнем доходов. Нам нужно, чтобы граждане страны, вне зависимости от материального благосостояния, имели возможность и доступ к спортивным учреждениям, могли свободно заниматься физической культурой и спортом». В качестве первопричины создавшегося положения президент называет отсутствие внятных ориентиров и внятной политики, а также дефицит внимания со стороны государства к этому виду деятельности [11].

Таким образом, необходима продуманная, подкрепленная экономическими расчетами и финансированием, эффективная государственная политика, направленная на создание условий для повышения физической активности населения. При этом нужно учитывать, что в приказном порядке людей нельзя заставить заниматься физкультурой. Необходимы нравственные, эстетические и материальные мотивы, которые смогли бы привлечь население к занятиям физическими упражнениями [12].

Наконец, в-третьих, проблемы физической активности как поведения, связанного со здоровьем, убедительно свидетельствует рост количества научных трудов. Во всем мире в рамках разнообразной тематики физической активности число опубликованных статей за последние десять лет, по данным только одной базы данных MedLine,увеличилось более чем в два раза- с 1445 статей в 1995 г. До 3131 статьи в 2004 г. При этом изменился качественный состав публикаций. Значительно увеличилось число статей. Литературные данные свидетельствуют, что физическая активность катастрофически снижается не только в индустриальных и постиндустриальных странах, но и, что удивительно, в странах аграрно-сырьевой ориентацией. Создается впечатление, что падение привычной физической активности явление повсеместное [3].

Содержание физической активности человека составляет его систематическая, мотивированная деятельность, направленная на развитие, поддержание и совершенствование его кинезиологического потенциала на разумно необходимом и достаточном или экстремально высоком уровне в зависимости от текущих или долгосрочных ее целей. Главным компонентом содержания физической активности независимо от ее целей является системное использование физических упражнений, в основе которых лежат целенаправленные двигательные действия [4].

Движения – продукт определенным образом организованной мышечной деятельности, регулируемой физиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными морфологическими и функциональными системами организма [4].

Целенаправленность движений, реализованных в физических упражнениях, определяется оперативными, текущими и долгосрочными целями физической активности [4].

Целью одного конкретного упражнения может быть развитие усилия в нужном направлении и заданной величины, перемещение звеньев тела, всего тела, спортивного снаряда или элемента тренажерного устройства. Целью выполнения серии или комплекса упражнений может быть приобретение или совершенствование какого-либо физического качества, способности или умения. Цель двигательных занятий физическими упражнениями – достижение высокого уровня развития кинезиологического потенциала человека, его двигательных способностей, приобретение навыков правильного выполнения движений, формирование физического здоровья, достижение высоких спортивных результатов, в том числе и элитного или профессионального уровня, воспитание упорства, трудолюбия, высокого уровня самодисциплины и других, важных для личности и общества нравственных качеств и черт характера [4].  

Таким образом, понятие «физическая активность» включает в себя не только двигательную деятельность саму по себе, но и категорию цели этой деятельности в широком смысле [4].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...