Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ожидаемые результаты и компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины «Русский язык»
Реализовать поставленные цели поможет содержание обучения по русскому языку, которое отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, с учетом формирования у студентов ключевых и специальных предметных компетенций: языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой. Результатом обучения являются ключевые компетенции студента, формируемые путем освоения дисциплины «Русский язык» и других предметов общеобразовательного цикла. Студент - использует знания в практической учебной деятельности; - владеет современными технологиями получения дополнительной информации по предмету; - умеет самостоятельно работать с учебной литературой, Интернет-источниками; - умеет общаться в соответствии с этикетными особенностями русской и профессиональной культуры; - умеет решать лингвистические задачи в учебной деятельности; - готов использовать полученные знания и умения в учебной и внеучебной деятельности; - способен самостоятельно пополнять знания по предмету; - способен применять полученные знания в практической речевой деятельности. - умеет записывать лекционный материал, который дается преподавателем; - умеет работать с опорными конспектами (блоками) материала; - понимает необходимость знания изучаемого материала в жизни и будущей профессиональной деятельности. Формирование специальных (предметных) видов компетенций происходит при изучении всех разделов программы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны и взаимообусловлены. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе изучения всего курса при изучении различных разделов русского языка. Формирование названных видов компетенций происходит при получении знаний по предмету, в процессе формирования базовых умений и навыков и их применения в практике устной и письменной речи. Коммуникативная компетенция формируется при изучении всех единиц языка, поскольку в каждом разделе программы предусмотрена деятельность, связанная с употреблением языковых единиц. Различные виды речевой деятельности, а именно: общение в процессе обучения, подготовка устных выступлений, выполнение письменных работ, информационная переработка текстов – способствуют совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков, повышению культуры речи. Культуроведческая компетенция – цель реальная, имеющая стратегический характер обучения русскому языку (в отличие от языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций, которые являются целями тактическими: результат конкретен, точен, проявляется в знаниях, умениях, навыках). Культуроведческая компетенция как цель рассчитана на перспективу, она не всегда в полной мере проявляется в годы учения в среднем учебном заведении, можно увидеть лишь ее отдельные ростки, которые проявляются в знаниях, умениях, а также в интересе, в мотивации обучения, в изменении эмоциональной сферы человека, позитивно настроенного по отношению к культуре и языку. Культуроведческая компетенция меняется со временем в процессе усвоения студентом новых граней знания о культуре и языке. Культуроведческая компетенция не только цель, но и результат обучения, который проявляется в - наличии совокупности знаний о русском языке как части русской культуры и сокровищнице культурных ценностей, а также отдельных знаний о важных артефактах отечественной культуры; - умении видеть в явлениях и фактах языка и культуры отражение феноменальных историко-культурных особенностей языка и культуры в целом и выражать это умение в созданных собственных речевых произведениях; - способности и готовности ученика применять полученные им знания и умения в речевой деятельности; - убежденности в ценности языка и культуры, чувстве любви и уважения к ним и необходимости бережного сохранения и использования, позитивной мотивированности убеждений и установок ученика на родной язык и культуру. Культуроведческая компетенция отличается такими качествами, как - межпредметность (человек, обладающий данным видом компетенции, демонстрирует, к примеру, знания не только собственно языкового материала, но и знания культуры народа, полученные как в рамках предмета «русский язык», так и в рамках других предметов программы); - социальность (значимость, важность знаний, умений, мотивировок для социума, в котором живет человек); - ценностность (знания, умения, мировоззренческие мотивировки ценны не только с позиций чистого теоретического знания, но с позиций общечеловеческих, гуманистических); - практикоориентированность (содержательная наполненность того, что человек знает, умеет, к чему способен и готов, имеет ориентацию на практическую речевую деятельность); - личностная значимость (все, что человек постигает в процессе научения, важно и значимо для него); - интегративность (компетенция интегрирует в себе знания и умения, которые являются ее фундаментом, основой; способность и готовность применять эти знания и умения; мировоззренческую позицию ученика, его убеждения, мотивировки, установки в ценности, важности для него и для культуры в целом переданных ему знаний и умений). Составленная программа имеет культуроориентированный характер, что способствует постижению учащимися ценностей отечественной культуры. Изучение предмета «Русский язык» в соответствии с положениями данной программы помогает формировать духовное начало в студенте Российской академии правосудия, влияет на формирование языковой картины мира у студентов факультета непрерывного образования, подготавливает к изучению дисциплины «Русский язык и культура речи». В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке; - содержание основных разделов русского языка; - особенности основных языковых категорий; - важнейшие термины науки «русский язык»; - основные законы и закономерности языка; - основные орфографические и пунктуационные правила; - важнейшие нормы культуры речи. уметь: - создавать высказывания на предложенные лингвистические темы в устной и письменной форме; - оценивать высказывание на лингвистическую тему с точки зрения полноты содержания, фактической правильности, речевого оформления; - анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной форме; - передавать содержание прослушанного и прочитанного лингвистического текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; - создавать оригинальные авторские тексты в устной и письменной формах в профессионально и личностно значимых жанрах; - использовать полученные знания при анализе конкретных языковых единиц; - пополнять имеющиеся лингвистические знания самостоятельно; владеть навыками: - адекватного восприятия речи, или аудирования; - произнесения устной речи, или говорения; - выбора слов, образования необходимых грамматических форм, построения предложений; - достаточно быстрого, орфографически и пунктуационно правильного письма; - быстрого, правильного, сознательного и выразительного чтения; - самостоятельного составления планов, тезисов, текстов; иметь представление: - о развитии науки «русский язык»; - о языковедах, внесших значительный вклад в изучение русского языка; - об отдельных положениях и проблемах общего языкознания, о некоторых сведениях из теории языкознания. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |