Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Гордость многообразна




 

Скрытая гордость

 

 - Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гор­дость. Что такое скрытая гордость? - Это внутренняя гордость. А внутренняя гор­дость намного хуже внешней.

 - А чем внешняя гордость отличается от внутренней?

 - Внешняя гордость заметна и потому легко поддаётся врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одежде, и по походке, и по разгово­ру. Но бывает, что скажешь ему несколько слов, и он, глядишь, начинает исправляться. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцеле­нию. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её. Скрытой гордостью страдают, в основном, люди духов­ной жизни. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Так что, тангалашка может быть одет и в лохмотья...

 - А человек, имеющий скрытую гордость, чувствует её?

 - Если наблюдает за собой, то чувствует.

 - Мне кажется, что имеющий скрытую гордость не чувствует в душе покоя.

 - Покоя от Бога не чувствует, даже не знает, что это такое, но успокаивает свой помысел.

 - Геронда, что может помочь мне распознать скрытую гордость и как бороться, чтобы избавиться от неё?

 - Представим, что ты ревностно подвизаешься и по­мысел тебе говорит, что ты делаешь нечто великое, что ты добродетельный человек. Если так, тогда в тебе есть гордость, но ты её скрываешь. Если присмотришься, то увидишь, что удовлетворение, которое ты испытываешь, ложное. Чтобы скрытая гордость ушла, тебе нужно возне­навидеть эту ложь и прогнать её от себя. Люди гнушают­ся теми, в ком есть внешняя гордость, и этим помогают им исправиться. А те, у кого внутренняя, скрытая, гор­дость, чтобы от неё избавиться, должны сами возгнушаться собой. Также, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.

 

Эгоизм — непослушный сын гордости

 

 - Гордость и эгоизм - это разные страсти?

 - Гордость, эгоизм, тщеславие - это одна и та же страсть, только в разных её оттенках и проявлениях. Са­танинская степень гордости называется гордыня.

 Эгоизм - непослушный сын гордости. Эгоист всегда стоит на своём Но как деревья, которые, не сгибаясь под напором ветра, в конце концов ломаются, так и эгоист расшибает себе лоб, потому что не уступает. Эгоизм - великое зло !„ Хотя эгоист и не находит покоя, всё равно стоит на своём! Например, Арий. Мать гово­рила ему: "Столько людей утверждают, что ты неправ, неужели ты не понимаешь?" "Знаю, - отвечал он, - но не могу подчиниться их мнению?" Эгоизм Ария не поз­волял ему признать свою ошибку.

 - Неужели ему было всё равно, что он стольких людей увлёк в свою ересь?

 - Это его не интересовало. "Если я признаю ошибку, -говорил он, - то потеряю уважение своих сторонников". И чем больше он понимал, что заблуждается, тем актив­нее пытался убедить других в своей правоте. Страшная вещь эгоизм!

 - Геронда, а чем эгоист отличается от гордеца?

 - У эгоиста есть упорство, упрямство, а у гордого мо­жет не быть ни того, ни другого. Например, в церкви вы подходите к иконам по очереди, все знают, кто за кем идёт. Если у какой-нибудь сестры эгоизм и другая сест­ра обгонит её, то та так надуется, что не пойдёт прикла­дываться. "Если она меня обогнала, - скажет, - я вообще не пойду прикладываться". А если у неё гордость, то она тоже обидится, но не покажет вида, а то ещё и другим, якобы из вежливости, уступит место: "Проходите! И ты проходи, и ты!"

 - Геронда, что мне делать, когда ущемляют моё до­стоинство?

 - Когда уязвляют твой эгоизм, не надо спешить к нему на помощь. Оставь его, пусть себе умирает. Если эгоизм умрёт, то душа воскреснет.

 - А как умирает эгоизм?

 - Надо похоронить своё "я", пусть гниёт и превра­щается в удобрение, чтобы на нём выросли смирение и любовь.

 

 Высокое о себе мнение

 

 - Геронда, почему я легко впадаю в гордость?

 - Если ты легко впадаешь в гордость, это означает, что имеешь высокое о себе мнение Думаешь, что что-то из себя представляешь. Человек не стал бы гордиться, если бы не думал, что что-то из себя представляет. И посколь­ку ты считаешь себя человеком выдающимся, то и гор­дишься по малейшему поводу, как гипертоник, у которо­го мгновенно подскакивает давление, стоит ему немного поволноваться.

 - Геронда, у меня опять охладело сердце. Почему со мной так происходит?

 - Потому что голова у тебя как следует не закручена и в ней гуляет ветер высокоумия. Я ставлю заглушку, закру­чиваю, а ты её срываешь. Теперь нам нужно поставить заглушку побольше и закрутить её покрепче. Знаешь, ка­кие бы ты могла получить от Христа дарования, если бы не имела этого недостатка? Когда мы теряем внимание, то незаметно приходит диавол, пронзает нам голову ос­триём высокоумия, надувает, как воздушный шар, и за­пускает вверх.

 - Тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разгля­деть хорошее в других.

 - Это так. Человек, высоко о себе мнящий, находит­ся во мгле гордости и не имеет ни духовного здоровья, ни зрения, потому и не может разглядеть дарования, ко­торые имеют другие люди. Как могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос чуть-чуть повернёт у нас в голове хоть один винтик, так мы тут же станем нести чепуху. Какое уж тут высокое о себе мнение?

 Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек безумец Нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти самого себя, а иначе так и будешь парить в облаках и тратить бензин попусту!

 

Самоуверенность

 

 - Геронда, что значит "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий" (Пс.126,1)?

 - Это сказано о человеческой самоуверенности. Когда при совершении великого пострига постригаемого спра­шивают: "Сия вся... претерпети обещаваешилися?" - он отвечает: "Ей, Богу поспешествующу". Не говорит "Да, я сам всё вытерплю". Если человек не поставляет впереди во всём Бога, но говорит "Я сам сделаю это, я своими си­лами сделаю то-то", тогда он хоть лоб себе расшибёт, всё равно ничего не сделает.

 - Геронда, я сильно огорчаю сестёр: они мне говорят одно, а я делаю совсем другое.

 - Это с тобой происходит из-за самоуверенности. Тебе кажется, что ты мух на лету хватаешь, а на самом деле ловишь не мух, а воздух! Поднимаешь руку и ду­маешь, что поймала муху. "Я поймала", - кричишь, а в кулаке-то у тебя пусто. Поднимаешь другую руку. "Я поймала муху", - кричишь, а кулак-то снова пустой. Ты сначала смотри, есть ли что в кулаке, а потом уже гово­ри: "Я поймала".

 - Сестры говорят, что им со мной тяжело, потому что я настаиваю на своём мнении, но я этого не замечаю.

 - Знаешь, в чём тут дело? Когда у тебя есть определён­ное мнение, ты не рассуждаешь: "Мне пришёл помысел, и я не знаю, правильный он или нет", но считаешь, что твоё мнение всегда верное, и потому стоишь на своём. Ты как та хозяйка, которую муж попросил приготовить ось­минога, а у осьминога не хватало одного щупальца. "Ну что, готово? Сварился осьминог?" - спрашивает муж. "Какой осьминог? Семиног!" - отвечает жена. "Не семи-ног, а осьминог!" - "Не осьминог, а семиног!" В конце концов муж не выдержал и, разозлившись на упрямую жену, бросил её в колодец Но и оттуда она продолжала на пальцах показывать "семь, семь, семь"! Так что, гово­ри, что думаешь, но не настаивай на своём мнении.

 - Но я часто замечаю, что моё мнение правильнее, чем мнение сестёр, с которыми я вместе работаю.

 - Из-за твоей самоуверенности вещи представляются тебе в таком свете. Будь аккуратной: тот, кто имеет ко всему слишком логический подход, со своим эгоизмом и самоуверенностью может дойти до того, что перестанет вообще кого-либо слушать.

 - А как мне избавиться от самоуверенности?

 - Присмотрись к себе, и ты увидишь, что у тебя нет ничего своего, что ты ничего не можешь сделать без по­мощи Божией. Если поймёшь, что то хорошее, что ты делаешь, - от Бога, а глупости - твои собственные, то перестанешь доверять себе и избавишься от самоуве­ренности.

 

Хвастовство

 

 - Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает?

 - Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое са­модовольство в нём сидит! На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: "Говорю это во славу Божию". Рассказывает-рассказы­вает.... "Говорю это во славу Божию". Я аккуратно заме­чаю: "Может, немного и твоей славы тут есть?" "Да нет же, - отвечает, - всё во славу Божию..." Получается, чело­век пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях "во сла­ву Божию", хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы.

 Во всяком случае, человек всегда теряет, если сооб­щает другим о сделанном им добре и гордится сде­ланным Только без толку трудится, ещё и осуждается. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монас­тырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, что­бы вернуться в монастырь и "отсидеть" ещё два дня, чтобы потом говорить, что провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять заповедей, пробыл на Синае сорок дней!.. Потом он всем говорил: "Я перед хиротонией провёл в уединении сорок дней". Но разве так прихо­дит благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел сорок дней, - больше бы благодати получил.

 - Геронда, апостол Павел говорит. "Хваляйся, о Госпо­де да хвалится" (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость?

 - Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гор­дость, а славословие, благодарность Богу. Если мы счи­таем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет ни­какой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испыты­вает благодарность Богу.

 

Человекоугодие

 

 - Геронда, я часто чувствую неудовлетворённость и обиду.

 - Что за обиду?

 - Да вот думаю: "Почему люди не понимают, скольких усилий мне стоит сделать такое-то дело, и не проявляют ко мне уважения?"

 - Когда человек делает что-то со смирением и любо­вью и не находит понимания, то, естественно, может почувствовать обиду, хотя это и неправильно (по край­ней мере, в этом случае есть некоторые смягчающие обстоятельства). Но, когда человек требует от других признания, это уже хуже. Это проявление эгоизма, ощущения своей правоты, человекоугодия. Насколько возможно, действуй со смирением. Делай то, что де­лаешь, любочестно, ради Христа, а не из человекоуго­дия или тщеславия, дабы услышать похвалу от людей. Когда человек не принимает похвалы от людей, а тру­дится только ради Бога, то Бог награждает его в этой жизни, подавая в изобилии Свою благодать, а в буду­щей дарует блага рая. .

 - Геронда, а может к любочестию примешиваться человекоугодие?

 - Диавол, который хочет всё осквернить, может через человекоугодие похищать у человека часть любочестия. У человека есть здоровое честолюбие - любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это всё равно что чер­пать воду дырявым ведром. Но если человек осознает, что любое дело, которое делается из человекоугодия, пустое, то у него сразу отпадёт всякое желание делать что-либо напоказ. Его глаза не захотят видеть почестей, а уши слышать, что о нём говорят другие.

 - А я вот не могу различить, где в моих поступках лю­бочестие, а где человекоугодие.

 - Чистое видно сразу. Когда человек руководствуется любочестием, то имеет внутреннее извещение, то есть ощущает внутри покой, тишину, а человекоугодие при­носит в душу беспокойство и смущение.

 - Геронда, помысел говорит мне, что я впадаю в иску­шения из-за того, что моё сердце не принадлежит всеце­ло Богу.

 - Да, частью его владеет человекоугодие. Постарай­ся, чтобы ни в одно твоё благое дело не вклинивалось человекоугодие, дабы получать вознаграждение за труд полностью, без удержаний в пользу тангалашки, и наслаждаться в полной мере внутренним миром. Анализируй мотивы своих поступков, и как только за­метишь, что действуешь из человекоугодия, сразу же его отсекай. Если будешь подвизаться таким "добрым подвигом" (1Тим. 6,12), то освободишься от мирских побуждений, центром которых является человеческое "я". Тогда всё пойдёт как надо и не будет у тебя искушений ни внеш­них, ни внутренних, а будешь ты наслаждаться внут­ренним миром.

 - Геронда, меня огорчает мой застой в духовной жиз­ни. Мне бы хотелось каждый день идти вперёд

 - Знаешь, как бывает иногда? Люди хотят избавить­ся от страстей и стать лучше не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы нравиться другим. Вот ты, например, хочешь стать лучше и совершенствоваться в духовной жизни. А ты подумала, почему ты этого хочешь? Для того чтобы стать ближе к Богу или чтобы казаться луч­ше прочих сестёр? Допустим, что ты стараешься при­ходить в церковь раньше других. А почему? Для того чтобы не опаздывать на службу, потому что так пра­вильно или чтобы приходить первой и получать похва­лы от сестёр? Духовный человек думает о том, чтобы нравиться Богу, а не людям "Если бы я хотел нравиться людям, - говорил апостол Павел, - то не был бы рабом Христовым" (Ср. Галл.1.10).

 - Геронда, я всегда боюсь, как бы ни пасть в глазах людей, но не думаю о том, чтобы ходить правильно пе­ред Богом Как сделать так, чтобы всегда иметь страх Божий?

 - Нужно трезвение. В любом действии, даже в са­мом малом, в центре должен быть Бог. Обрати всё своё существо к Богу. Если ты возлюбишь Бога, то твой ум постоянно будет занят размышлениями о том, как Ему угодить, как нравиться Богу, а не о том, как нравить­ся людям. Это тебе поможет освободиться от тяжёлых оков человекоугодия, которые являются для тебя пре­пятствием к более высокой жизни. И когда ты станешь радоваться тому, что падаешь в глазах людей, то будешь внутренне услаждаться Сладчайшим Иисусом

 

Леденец похвалы

 

 - Геронда, я услышала похвалу и...

 - Ну и что? Нас что должно волновать? Как другие к нам относятся или как к нам относится Христос? Другие будут для нас движущей силой или Христос? Ты серьёзный человек, так не веди себя легкомысленно. Меня часто, в том числе и люди важные, хвалят, а меня от их похвал тошнит. Я смеюсь про себя и отбра­сываю их похвалы подальше. И ты тоже, лишь услы­шишь что-то подобное, сразу отбрасывай подальше от себя. Это вещи гнилые! Что мы приобретаем оттого, что другие нас хвалят? Только то, что завтра-послезавт­ра над нами будут смеяться тангалашки? Человек, ко­торый радуется, когда другие его хвалят, обманывается бесами.

 Если человек повреждён, то есть заражён гордостью или предрасположен к ней, то любые похвалы, "мирс­кие" или "духовные" (относящиеся к телу или к душе), вредны. Поэтому лучше просто так других не хвалить. Ведь если человек слаб духовно, то своей похвалой мы ему только навредим, он может погибнуть.

 Похвала как наркотик. Например, человек, который начинает произносить в храме проповеди, может пос­ле первого раза спросить других, удалась ли проповедь, на что ему следует обратить внимание, чтобы не при­чинить вреда слушателям. Другой человек, чтобы его ободрить, может сказать: "Ты хорошо говорил, только на то-то, мне кажется, стоит обратить внимание". Но потом склонный к гордости проповедник может дой­ти до того, что будет спрашивать мнение других толь­ко, чтобы услышать от них похвалу. И если ему скажут: "Да, хорошая была проповедь", - он обрадуется. "Вот как меня хвалят", - будет думать он и надмеваться. Но если ему скажут: "Плохая проповедь", начнёт пережи­вать. Видите, как тангалашка одним лишь леденцом похвалы обманывает человека? Сначала человек спра­шивает с добрым расположением, чтобы понять, в чём он должен исправиться. А потом начинает спрашивать мнение других, чтобы услышать похвалу, которая достав­ляет ему радость!

 Если вы радуетесь и испытываете чувство удовлетво­рения, когда вас хвалят, и расстраиваетесь и вешаете нос, когда вам делают замечание или говорят, что такое-то дело вы сделали не очень хорошо, то знайте, что это состояние мирское. И волнение ваше мирское и радость мирская. Человек духовно здоровый радуется, если ты ему скажешь: "Это у тебя плохо получилось", потому что этим ты помогаешь ему увидеть свою ошибку. Он признаёт, что сделал дело не очень хорошо, поэтому Бог его просвещает, и уже в следующий раз он сделает его хорошо. Но опять же будет считать, что не он сделал его, а Бог. "Что я один мог бы сделать? - говорит такой чело­век. Если бы Бог мне не помогал, я бы делал одни несу­разности". У такого человека правильное устроение.

 - Геронда, как сделать так, чтобы мы чувствовали себя одинаково, и когда нас хвалят, и когда ругают?

 - Если возненавидите мирскую славу, то с одинако­вым расположением будете принимать и похвалу, и поношение.

 

Тщеславие

 

 - Геронда, почему я ощущаю внутри пустоту?

 - Это от тщеславия. Когда мы стремимся возвыситься в глазах людей, то ощущаем внутри пустоту - плод тщес­лавия. Ведь Христос приходит не в пустоту, а в сердце об­новлённого человека. К сожалению, часто люди духовной жизни часто стремятся приобрести добродетель, но ещё хотят иметь и что-то, что питало бы их гордость, - обще­ственное признание, привилегии и т. д Так у них в душе появляется пустота, пустота тщеславия. Нет полноты, нет сердечной радости. И чем больше в них растёт тщес­лавие, тем больше увеличивается пустота в душе и тем больше они страдают.

 - Геронда, отчего происходит тяжесть, которую я ис­пытываю в своём делании?

 - Не подвизаешься со смирением Тот, кто подвизает­ся со смирением, не встречает трудностей в своём де­лании. Но когда у человека есть духовные устремления, сопровождаемые тщеславием, тогда в душе возникает тяжесть. Остальные страсти не так сильно препятствуют нам в духовном восхождении, если мы смиренно призы­ваем милость Божию. Но когда тангалашка нас уловляет тщеславием, то завязывает нам глаза и принуждает идти за собой по узкой и опасной тропинке, тогда-то мы и ощущаем в душе тяжесть, потому что находимся в об­ласти действия тангалашкиных сил.

 Духовная жизнь не то что мирская. В мирской жизни, чтобы, например, какое-либо предприятие имело успех, необходимо сделать хорошую рекламу, распространить эти, как там, буклеты, постараться сделать так, чтобы о тебе узнали. Но в духовной жизни "предприятие" будет успешным, только если человек возненавидит мирскую славу.

 - Геронда, как отогнать тщеславные помыслы?

 - Радуйся вещам противоположным тем, к которым стремятся мирские люди. Только, имея устремления противоположные мирским, можно действовать в об­ласти духа. Хочешь, чтобы тебя любили - радуйся, когда на тебя не обращают внимания. Хочешь почётное мес­то - садись на скамейку. Ищешь похвал - возлюби уни­чижение, дабы ощутить любовь уничиженного Иисуса. Ищешь славы - стремись к бесчестию, чтобы ощутить славу Божию. И когда ощутишь славу Божию, тогда по­чувствуешь себя счастливым и будешь иметь в себе ра­дость, большую радостей всего мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...