Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Теория и методика обучения базовым видам спорта: Лыжный спорт/ Г.А.Сергеев, Е.В.Мурашко, Г.В.Сергеева и др.- М.: «Издат. Центр Академия», 2012 г.- 176 с.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 034300 – Физическая культура (квалификация бакалавр). Его содержание определено целями, задачами и методическими особенностями преподавания лыжного спорта в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Материал учебника будет способствовать формированию профессионально-педагогических знаний, умений и навыков преподавания лыжного спорта. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Каширцев, Ю.А., Федотов В.Н., Швецов А.В. Технические средства в подготовке лыжников-гонщиков [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие/ Ю.А. Каширцев, В.Н. Федотов, А.В. Швецов. – Электрон. дан. - Малаховка: МГАФК, 2008. - Режим доступа: локальная сеть ВЛГАФК. - Загл. с экрана.
В пособии освещаются вопросы влияния различных факторов и условий, которые кроме подготовительных и соревновательных упражнений лыжника-гонщика, используют в качестве средств, направленного воздействия на динамику его подготовленности и общего состояния. Показано взаимосвязь и взаимообусловленность между упражнениями, выполняемыми лыжниками-гонщиками на специальных приспособлениях и на тренажерном оборудовании и показателями их физической, технической, тактической и функциональной подготовленности, а также в процессе обучения и совершенствования технико-тактического мастерства в многолетней подготовке.
Рассматривая основные направления использования технических средств обеспечения подготовки, авторы подчеркивают связь между внедрением в практику спортом достижений научно-технического прогресса и реализующими ее практическими формами в условиях тренировочной и соревновательной деятельности лыжников-гонщиков. Особое внимание уделено обзору и характеристике методических аспектов составления схемы и профиля лыжных трасс, использования кинопроекционной аппаратуры и технологии индивидуального подбора современных гоночных лыж и лыжных палок.
Пособие предназначено для студентов и аспирантов ВУЗов физической культуры, а также слушателям факультета повышения квалификации.
Багин, Н.А. Технология подготовки пластиковых лыж к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям: Уч. метод. пособие (изд.второе дополненное)/ Н.А.Багин, М.П.Иванов – Великие Луки, 2014. – 62 с.
Учебно-методическое пособие содержит сведения о выборе технологии подготовки гоночных лыж к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Последовательно изложены разделы: конструкция лыж, структура снега, влажность, общие закономерности подготовки лыж, мази, парафины, порошки, гели, эмульсии, спрессовки. Представлена последовательность операций, технология подготовки лыж к классическому и свободному стилю передвижения. Представленный материал подготовлен с учетом программ по лыжной подготовке государственных учебных заведений: школы, колледжи, вузы, ДЮСШ, СДЮШОР и клубов по зимним видам, является пособием при подготовке лыж на учебно-тренировочные занятия и соревнования.
Методические указания к освоению РАЗДЕЛА 2. ГИМНАСТИКА
Содержание
| Техника выполнения (последовательность действий)
| Строевые упражнения (СУ)
Построение в одну шеренгу, равнение, расчет, рапорт.
Команды: «Группа, в одну шеренгу СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «По порядку РАССЧИТАЙСЬ», «Равнение на СЕРЕДИНУ», Имя, отчество преподавателя, группа №…в количестве…для занятий по гимнастике построена, дежурный…».
Повороты на месте.
Команды: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ».
Ходьба и остановка группы, команды:
«Направо», «В обход налево шагом –МАРШ!», «На месте!» «Группа – СТОЙ!»
Перестроение «Уступами»
Команды: «На шесть, три, на месте - РАССЧИТАЙСЬ»,
«По расчету шагом - МАРШ»,
«На свои места шагом - МАРШ»
|
Подающий рапорт становится на место будущего правого фланга строя. После подачи команды, как только первый обучаемый подойдет к нему, делает два шага вперед, поворачивается налево и уточняет действия обучаемых: строй по одной линии, интервалы равны ширине ладони. При равнении обучаемые, приняв основную стойку, поворачивают голову в сторону правого фланга и уточняют свое положение в строю, видя грудь четвертого, считая себя первым. По команде «СМИРНО» голову держать прямо. В момент расчета ученик называет свой порядковый номер, поворачивает голову в сторону левого фланга, затем принимает и.п.
Повороты делаются энергично, на пятке ноги, в сторону которой делается поворот, и на носке другой. Руки прямые, прижаты посередине бедра, пальцы полусогнуты. Смотреть прямо.
Занимающиеся из шеренги поворачиваются в колонну, начинают движение в обход и останавливаются.
После расчета, обучаемые, по команде, сохраняя равнение по правофланговым в шеренгах делают названное по расчету количество шагов; для возвращения в и.п. они поворачиваются кругом и шагают на свое место в шеренге, с последующим поворотом кругом.
| Перестроение из одной шеренги в две и обратно.
Команды: «На первый, второй – РАССЧИТАЙСЬ!»
«В две шеренги – СТРОЙСЯ!»
«В одну шеренгу - СТРОЙСЯ»
Перестроение из одной шеренги в три и обратно.
Команды:«По три - РАССЧИТАЙСЬ»,
«В три шеренги - СТРОЙСЯ»,
«В одну шеренгу - СТРОЙСЯ»
Действия занимающихся по команде «Прямо»
Команды: «На месте шагом – МАРШ!» «Прямо!»
Изменение направления движения группы: противоходом, «змейкой», захождением плечом, по диагонали, по кругу,
Команды: «Противоходом налево (направо) – МАРШ!»; «Змейкой - МАРШ!», Правое плечо вперед - МАРШ»; «ПРЯМО»; «По диагонали, по кругу и т.д.- МАРШ!»
«В обход налево – МАРШ!»
| Первые номера стоят на месте, на 3 счета вторые номера делают шаг левой назад и приставной шаг правой в сторону, вставая «в затылок» первым. Возвращение в и.п. происходит в обратной последовательности.
Вторые номера стоят на месте, на 3 счета первые номера делают шаг правой назад и приставной шаг влево (встают «в затылок» вторым), третьи номера делают шаг левой вперед и приставной шаг вправо (встают перед вторыми). Возвращение в и.п. идет в обратной последовательности.
Команды «Прямо» подается под левую ногу. Выполняется промежуточный шаг правой на месте и с левой ноги занимающиеся двигаются вперед
По команде для движения противоходом направляющий поворачивается на 180 гр. В указанную сторону и двигается навстречу колонне на расстоянии 1 м до следующей команды. «Змейка» - это ряд противоходов.
До исполнительной части команды «ПРЯМО» направляющий начинает укороченным шагом захождение (поворот вокруг своей оси) правым плечом вперед и по команде «ПРЯМО» движется в прямом направлении
Для прекращения движений противоходами, «змейкой», по диагонали, кругу и т.д. подается команда для движения в обход
| Перестроение из колонны по одному в колонну по два и обратно
В шеренге: «На первый и второй РАССЧИТАЙСЬ», «Напра-ВО», «В колонну по два- СТРОЙСЯ», «В колонну по одному - СТРОЙСЯ», «Нале-ВО».
Перестроение из колонны по одному в колонну по три и обратно.
В шеренге: «По три - РАССЧИТАЙСЬ», «Напра-ВО».
Далее: «Напра-ВО», В колонну по три- СТРОЙСЯ», «В колонну по одному - СТРОЙСЯ», «Нале-ВО».
Размыкание приставными шагами в сторону флангов и от середины на поднятые в стороны руки, команды:
Команды: «Влево (вправо, от середины) на интервал руки в стороны, приставными шагами – Разом-КНИСЬ!» «Влево (вправо, к середине) приставными шагами сом-КНИСЬ»
Перестроение захождением плечом
Команды: По три - РАССЧИТАЙСЬ», «По расчетам левое плечо вперед шагом - МАРШ», «НА МЕСТЕ», «Группа - СТОЙ», «На свои места шагом - МАРШ»
| Для перестроения в колонну по два первые стоят на месте, вторые делают шаг левой в сторону и приставной шаг правой вперед, становясь рядом с первыми.
Для перестроения в колонну по три вторые номера стоят на месте, первые – шаг вправо и назад, третьи – шаг влево и вперед. Возвращение в и.п. в обратной последовательности.
Обучаемые, начиная движения с флангов (от середины) выполняют размыкание на указанный интервал или смыкание.
Расчеты выполняют движение укороченным шагом по радиусу до команды «НА МЕСТЕ». При необходимости можно подать команду «ПРЯМО» и занимающиеся начнут движение вперед. Возвращение на и.п. осуществляется в обратной последовательности после предварительного поворота кругом. После остановки расчеты повернуть кругом.
| Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2 и более поворотом в движении, размыкание в движении, обратное перестроение
Команды: «Налево по два (по три и т.д. - МАРШ» (указать дистанцию и интервал в шагах); «НА МЕСТЕ»; «Группа - СТОЙ».
Напра-ВО»; «Слева, в обход налево, в колонну по одному шагом - МАРШ».
Ходьба, бег, управление размером и темпом шага, шаг на месте и движение прямо.
Команды: «В обход налево (направо) шагом - МАРШ»; «Шире шаг»; «Короче шаг»; «Чаще шаг»; «РЕ-ЖЕ»; «НА МЕСТЕ»; «ПРЯМО»; «Бегом - МАРШ».
| При перестроении поворотом в движении после команды «МАРШ», подаваемой под левую ногу, расчеты выполняют поворот на носке правой ноги, сохраняя равнение, выдерживают дистанцию и интервал, указанный преподавателем. Для обратного перестроения группу необходимо развернуть так, чтобы за направляющим в затылок оказался тот, кто шел за ним до перестроения. По команде, вся группа одновременно начинает движение. Они смыкаются на уставную дистанцию и интервал. Обучаемые, все одновременно с левой ноги, начинают движение в обход по периметру зала, сохраняют дистанцию, указанную преподавателем, контролируют осанку (смотреть поверх головы идущего впереди, на границах площадки углы не закруглять (поворот на носке правой ноги на 90°) выдерживают темп движения под счет преподавателя.
После команды для перехода с шага на бег, подаваемой в момент постановки левой ноги, обучаемые делают шаг правой и с левой ноги начинают движение бегом. Для перехода с бега на шаг исполнительная часть команды подается под правую ногу; ученики, сделав два беговых шага по инерции, продолжают движение шагом.
| Перестроение дроблением и сведением, разведением и слиянием
«Через центр - МАРШ»; «В обход направо и налево в колонну по одному - МАРШ» - дробление. «Через центр в колонну по два - МАРШ» - сведение;
«В обход направо и налево в колонну по два - МАРШ» - разведение. «Через центр в колонну по два – МАРШ» - слияние
| По команде для дробления обучаемые расходятся по очереди в обход направо и налево. При сведении образуются колонны
| Общеразвивающие упражнения Обучение ОРУ:
1. По показу
2. По объяснению:
3. Совмещенным способом:
«Исходное положение -ПРИНЯТЬ», «Упражнение начи-НАЙ», «СТОЙ» или «Упражнение закончить» (в том случае, если преподаватель оставляет учеников в и.п. отличном от основной стойки – лежа, сидя и т.д.)
4. Обучение ОРУ методом по-разделениям
|
- назвать упражнение по его предназначению:
-образцово, с подсчетом, однократно, зеркально – показать;
-дать команду или распоряжение о принятии и.п.;
-подчеркнуть особенность техники выполнения действий;
-подать команду для начала действий;
-вести счет. Вносить необходимые коррективы в темпе выполнения упражнения;
-на предпоследнем такте повысить голос;
-вместо последнего счета последнего такта скомандовать «СТОЙ».
- по терминологии назвать действия и счет, на который оно выполняется (не показывая)
- показать и назвать действия и счет, на который оно выполняется. Далее действовать как в пункте 1.
- показать упражнение
- при необходимости подать команду о принятии и.п.;
Используется для обучения сложным по координации упражнениям.
Упражнение лучше вначале показать полностью, затем скомандовать:
«По-разделениям» и показать (или назвать по терминологии действие) на счет, на который оно выполняется, например: упор присев – делай раз;
- сделать занимающимся необходимые поправки;
-при неправильном исполнении скомандовать - «ОТСТАВИТЬ», обучаемые возвращаются в то положение, откуда начиналось движение;
-продолжать действовать в том же порядке до последнего счета упражнения;
-провести проверку правильности действий, не называя его по терминологии, а только ведя счет, например: делай-раз, делай-два и т.д.;
-для слитного выполнения упражнения скомандовать «Упражнение слитно (в целом) начи-НАЙ» и действовать аналогично предыдущему способу обучения.
| Поточный способ проведения ОРУ.
«Вместе со мной упражнение начи-НАЙ»»
| - сконструировать четыре комплекса ОРУ на 8 счетов каждый;
- ознакомить обучаемых с содержанием комплексов;
- провести комплексы, повторяя каждый по четыре раза поточно;
- каждую «восьмерку» выполнять вместе с обучаемыми первый и четвертый раз;
- вместо двух последних счетов в третьей «восьмерке» предупредить «последний раз»;
- в заключительной «восьмерки» вместо двух последних счетов предупредить -«следующее упражнение» и перейти к выполнению следующей восьмерки.
Более простым вариантом перехода от одного упражнения к другому является использование союза «И» вместо последнего счета в заключительной восьмерке. Он проговаривается протяжно.
| Проходной способ (проведение упражнений в движении).
-название действия по терминологии и команда «С выполнением задания -МАРШ»
- «Без задания - МАРШ» или «Упражнение начи-НАЙ!» - «Закончить упражнение»
| Исполнительная часть команды подается под левую ногу, ученики пропускают шаг правой и с левой ноги начинают указанные преподавателем действия. «Упражнение ЗАКОНЧИТЬ» - вместо двух последних счетов. Показ упражнений преподавателем осуществляется навстречу двигающейся колонне.
|
РАЗДЕЛ 3. ПЛАВАНИЕ
- демонстрировать технику плавания кролем на груди и на спине, дельфином и брассом; технику старта со стартовой тумбочки и старта из воды; технику поворотов в каждом из способов плавания;
- демонстрировать технику прикладных способов плавания на дистанции 50 метров без учета времени;
- демонстрировать технику спасения тонущих: транспортирование тонущего одним из способов на дистанции 25 метров, ныряние в глубину за предметом;
- нырять в длину на дистанцию 15 метров для женщин и 20 метров для мужчин;
- участвовать в судействе соревнований;
- участвовать не менее чем в 2-ух соревнованиях по плаванию, предусмотренных календарем соревнований;
- уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях на воде.
- проплывание дистанции 50 м вольным стилем на время (мужчины – 45 с; женщины – 53 с);
- 12-ти минутное плавание (мужчины – 500 м; женщины – 450м).
|