Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование грамматического строя речи




Развитие словоизменения осуществляется по следующей последовательности:

§ дифференциация именительного падежа единственного и множественного   числа;

§ закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей, сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами.

Примерные виды работы:

§ «Что в магазине?» - дифференциация существительных единственного и множе­ственного числа: у меня яблоко, а в магазине много... .

§ «Убираем урожай» - закрепление формы винительного падежа существитель­ных.

          Как убирают морковь, картофель, капусту? (морковь - дергают, картофель - ко­пают, горох - срывают и т. д.)

§ «Подбери больше слов»:

         Что можно сшить? (пальто, платье, сарафан, рубашку, - ...);

         Что можно связать? - … ;

         Что можно завязывать? - ...;

         Что можно надеть? - ... .

§ «Что без чего?» - закрепление формы родительного падежа имени существи­тельных. На доске картинки с изображением предметов, которые нужно починить (стул без ножки, шуба без воротника, машина без колеса, и т. д.)

§ «Кому что нужно?» - закрепление формы дательного падежа существительных. Предлагается разложить картинки попарно с изображением людей различных профессий и предметов, которые необходимы людям этих профессий (указка – учителю, весы - продавцу, термометр - доктору, и т. д.);

§ «Кто чем управляет?» - закрепление творительного падежа существительных. (Кто управляет автобусом? Поездом? Вертолетом? Кораблем?)

§ «Два и пять» - закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа. Детям раздаются карточки с изображением двух и пяти предметов: два помидора, пять вишен. Логопед называет предмет, дети определяют его количество, называют словосочетание числительного с су­ществительным.

§ «Кто чем работает?» - закрепление формы творительного падежа существитель­ных. Разложи картинки попарно: маляр - кисть, плотник - топор, дворник - мет­ла,… .

§ «Что с чем?» - закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом с. Назвать пары предметов: корова с телёнком, чашка с блюдцем, корзина с яблоками.

§ «Кто где живет?» - закрепление формы предложного падежа существительных (лиса живёт в норе, медведь - ..., белка - ..., лошадь - ...) .

§ «Что в чем?» - закрепление формы предложного падежа существительных. (В чем варят суп ? В чем носят воду? В чем хранят сахар?)

§ «Где мы были, что мы видели?» - закрепление окончаний существительных ро­дительного падежа множественного числа. Используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк», «Я был в лесу».

             Видел много осин, елок, и т. д.

§ «Сделай, не ошибись» - закрепление употребления предлогов, наречий. Используются предлоги - выше, ниже, справа, между, перед, сзади.              

                        По­ложи мяч справа от куклы.

                       Посади мишку сзади куклы.

                       Положи эту вещь выше другого предмета. Где она?

§ «Добавь слова» - закрепление использования предлогов – наречий: справа, слева, впереди, позади

Стол стоит - …, кукла лежит - …,лампа висит - …

§ «Сделай правильно» - закрепление предложно - падежных конструкций. Логопед показывает схемы предметов. Дети располагают предметы по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога.

§ «Скажи наоборот» - закрепление дифференциации предлогов, обозначающих на­правление движения: в - из; на - с; к - от.

                       Мальчик положил мячик в ящик.

                       Мальчик вынул мячик из ящика.

                        Машина подъехала к дому.

                        Машина отъехала от дома.

§  «Найди по цвету» - согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Логопед называет цвет, употребляя прилагательное в определённой фор­ме - род, число. Дети находят предметы данного цвета, который подходит к данной форме прилагательных.

                     Красное яблоко, платье. Желтая репа, тыква.

§ «Назови ласково» - закрепление согласования прилагательных с существитель­ными, образование уменьшительных форм прилагательных.                 

                    цветок – красный, а цветочек - ...,

                    яблоко - сладкое, а яблочко - ...,

                    цыпленок пушистый, а цыплёночек - … .

§ «Исправь ошибки»:

                     Коза принесла корм девочке.

                      Чашка разбила Лену.

                      Мама несет сумку в капусте.

§ составь предложение по опорным словам. Например, по теме «Зима»: Дети, снеговик. Дети, санки, на, кататься. Снежки, мальчики, в,

          играть. Земля, покрыть снег. Снежинки, падать, тихо.



ПРИЛОЖНИЕ № 7

Фрагмент планирования работы с детьми,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...