Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примерные виды работы по формированию лексики
Развитие лексико-семантических ассоциаций. 1) «Назови слово как можно быстрее» («Я называю слово, а вы в ответ назовёте первое слово, которое припомните». Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия); 2) Ассоциации на функциональное назначение предмета: § «Где и для чего можно применять предмет, который я назову?» (например: гвоздь, молоток, шнурок); § «Придумай, о чем может идти речь?» (О чем может идти речь, если в тексте есть слова «кот и лист», «таз и коса», «школа и сухари»). Формирование значения структуры слова, организация семантических полей. 1) Классификация предметов по картинкам: § разложи картинки на две группы (например: лиса, кошка, собака, медведь, заяц, синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза). § разложи картинки по сходству (например: на доске выставлены картинки: овца, дерево, корова). Детям раздаются карточки: свитер, шапка, варежки (к картинке овца); стол, грабли, забор (к картинке дерево); сыр, молоко, мороженое (к картинке корова). § «Назови лишнее слово»: среди имен существительных: море, озеро, река, мост, пруд; среди имен прилагательных: крепкий, далекий, прочный, надежный; среди глаголов: бросился, ринулся, слушал, набросился; § дополнение смыслового ряда: гвоздь - молоток; шуруп –… птица - яйцо; растение –… утро - ночь; зима –… школа - обучение; больница – … § «Назови части»: (по картинке,по представлению.Например: кот - тело, голова, хвост, лапы, усы, уши; дом-… дерево -… § Отгадай предмет по названию его частей»: дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля); палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). § «Что общего у предметов?»: огурец - помидор (овощи); репа - цыпленок (желтые); мяч - солнце (круглые); лист - трава (зеленые).
§ «Отгадай предмет по описанию его признаков»: шерстяной, теплый, длинный, удобный – шарф. 2) Развитие антонимии: § выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля»: друг, печаль, враг; тяжелый, длинный, лёгкий. § выбрать из трёх-четырёх слов одно, противоположное по смыслу исходному слову: карандаш - тетрадь, ручка, резинка, альбом; клей - ножницы, кисточка, бумага, карандаш. § закончить предложение, назвав слова- «неприятели»: слон большой, а комар … река широкая, а ручеек ... золушка добрая, а мачеха ... § сравнить: по вкусу:горчицу и мед; по цвету: снег и сажу; по весу: гирю и пушинку. 3)Развитие синонимии. § выбери из трёх слов два слова-«приятеля»: дом, солдат, боец; грустный, печальный, глубокий; взять, схватить, идти.
§ придумать слова-«приятели» к данным: здание -… печаль -… льется -… глядеть -… печаль-… льется-… крошечный -… смелый -… § «На что похоже?» - предлагается подобрать слова-сравнения: снег похож на … частый дождь похож на … Развитие синтагматических связей слов: § добавить одно общее слово к двум словам (использованием вопросов): деревья, цветы - что делают? мяч, яблоко - какие? сидит, стоит - кто? § подобрать как можно больше предметов (существительных) к действию § «Кто передвигается?» лошадь - … змея - … птица -… § «Кто как ест?» кошка – лакает, собака – грызет, корова – жует, курица – клюет.
§ «Кто как голос подает?» (голубь – воркует, воробей – чирикает, лягушка – квакает, волк – воет); § «Кто, какие звуки издает?» (дверь – скрипит, ветер – свистит, ручей – журчит); § «Кто или что может это делать?» (бегать - ..., скакать - …., стоять -.. § придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопрос: что делает? на определенную тему. Например, «Ранняя весна»: солнце - …, трава - …, облако -…, деревья - …, дождь - …, животные - …. § придумать слова, отвечающие на вопросы: кто?, что? на тему. Например, «Осень»: приходит, дует, опадает, плывут, вянут, улетают. § придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? на определенную тему. Например, «Зима»: сугробы, мороз. § составление детьми загадок-описаний по определенному плану.
Развитие словообразования: § «Назови ласково» - воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительных; § «Что для чего?» - логопед предлагает назвать предметы, которые лежат на столе: хлеб, сахар, конфеты, мыло. § «Где хранятся эти предметы?»: хлеб - в ... сахар - в … и т.д. § «Кто у кого?». Детям предлагается собрать попарно картинки с изображением животных и их детенышей. § «Измени слово»: § «Добавь похожее слово»: § уточнение названийпрофессий женского рода с суффиксами -их,-ниц, -иц: мужчина-портной, а женщина - ..., певец - ..., повар - ... . § дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает показать, где действие завершено, а где завершается: мыла – вымыла, вешает – повесил, рисует – нарисовал. § дифференциация глаголов с приставками: в импрессивной речи: логопед называет слова, дети показывают картин ку: входит – выходит, подходит – отходит, подплывает – отплывает; в экспрессивной речи: предлагает назвать действие по картинкам. § образование притяжательных прилагательных:хвост волка - …, уши лисы - …, лапа медведя - ….
§ «Что из чего сделано?» (стакан из стекла, сковорода - из чугуна, булка - из пшеницы). § «Назови правильно» (лист дуба - дубовый ..., лист ольхи - ...) . § «Сравни и закончи предложение»: Клубника маленькая, а вишня еще ... . § «Ответь на вопрос как?»: утром светло, а днём еще... . осенью холодно, а зимой еще ... . поезд идет быстрее, а самолёт летит еще … . § «Объясни, почему так называется?»: § «Придумай одно слово вместо двух»: снег чистит - …, трубы укладывает - …, сам ходит - … . Формирование грамматических значений: § дифференциация существительных, глаголов, прилагательных. Каждая часть речи соответствует с фишкой. Например: А - глагол, d - существительное, О - прилагательное. Логопед называет слова, дети поднимают соответствующий слову символ. § дифференциация значения рода. Детям предлагается отобрать картинки, о которых можно сказать он или мой, она или моя, оно или моё. § дифференциация грамматических значений одушевлённости и § игра «Волшебное дерево»: на макете дерева изображаются символы различных частей речи. Детям предлагается придумать слова, которые растут на одном дереве с данным словом. Например, слово «яблоко» - со словами «зеленое, красное, ароматное», «растет, зреет, падает, гниет, желтеет», «едят, режут, кусают, сушат, варят». Аналогично можно провести игру «Волшебная поляна», «Удивительный аквариум» и т.д. ПРИЛОЖНИЕ № 6 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 190. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |