Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая мысль арабского Средневековья




Экономические мысли эпохи Средневековья формировались, прежде всего, под влиянием религиозных вероучений. Большое влияние на развитие экономической мысли Ближнего Востока имел ислам. Основателем ислама стал Мухаммед, который написал Коран (от араб. "алькорани" - чтения вслух, "поучения" ).

Ислам призывал всех мусульман к братству, которое служило идеологической основой образования в конце VІ - нач. VІІ вв. единого государства на Аравийском полуострове. Пророк Мухаммед провозглашал, что мусульманин не может быть рабом мусульманина и потому должен быть освобожден из рабства без выкупа. Однако социальное неравенство признается. Коран учит, что если бы Бог не удерживал одних людей над другими, " то земля бы разладилась ". Он наставляет простых людей, чтобы они не " гневились бы на земле", и призывал " работать здесь, чтобы получить награду потом", " в садах вечности".

Мухаммед проповедует дух покорности, милосердия. Он призывает избегать "греховного расточительства, чтобы не остаться обедневшим ". Пророком был создан фонд поддержки бедных, который формировался из милостыни (2-3 % от имущества, которое передавалось по наследству) и пятой части военной добычи.

Много экономических идей содержится в работах известного арабского мыслителя Ибн-Хальдуна (1332 - 1406). В работе "Теория общественного прогресса"он защищает классовую дифференциацию общества, эволюцию которого он делил на " примитивность" и " цивилизацию". Материальной основой изменения этих этапов он считал создание прибавочного продукта. С присвоением этого продукта связанно господство одних людей над другими. Переход к цивилизации он объяснял развитием ремесла, торговли, всех сфер экономики.

Переход к цивилизации с ее возможностями избыточного производства материальных благ, по мнению ученого, означает, что настанет общее социальное и имущественное равенство и исчезает потребность в расслоении общества по имущественным признакам.

По Ибн-Хальдуну, богатство государства в наличии произведенных товаров. В продуктах содержится "труд, который проявляется как стоимость".

Обеспеченность людей материальными благами зависит, прежде всего, от заселенности города. Если город растет, то в нем будет вдоволь и предметов первой необходимости, и предметов роскоши.

Как и Каутилья в свое время, Ибн-Хальдун отличает стоимость от цены. Цены на товары широкого потребления, по его мнению, снижаются благодаря развитию земледелия и участия в нем всех жителей, а на предметы роскоши - растут из-за повышения спроса на них. Упадок города, наоборот, предопределяет недостаток и дороговизну всех без исключения материальных благ.

Процветание любого города Ибн-Хальдун связывал с уровнем налогов. "Наиболее действенный способ достижения расцвета общественной жизни - это уменьшение размера налогов", - считает мыслитель.

Деньги - важнейший элемент хозяйственной жизни, их роль должны выполнять золото и серебро. Они являются отражением количественного содержания человеческого труда "во всем, что покупается", ценности любого движимого имущества. Деньги, по мнению ученого, являются также "основой приобретения, накопления и сокровища".

Прибыль промышленника и землевладельца Ибн-Хальдун объяснял тем, что богатые "нанимают кого-нибудь" и эти люди "не получают чего-нибудь равноценного своему труду".

"Стоимость труда", то есть заработная плата зависит от количества труда человека, "его места среди других "работ", "потребности людей в нем".

 

 

92. Экономическая мысль средневековья в Западной Европе. Фома Аквинский.

 

Эпоха раннего Средневековья в странах Западной Европы характеризуется переходом к феодальному обществу. Памятником распада первобытнообщинных отношений и возникновения феодализма есть "Салическая правда" (481 – 511), составленная в Королевстве франков. В ней был отражен экономический порядок франков в период распада родовых отношений и возникновения имущественного неравенства, индивидуально - родовой собственности, преобразования владения в собственность.

Другим источником западноевропейской экономической мысли раннего Средневековья были "Капитулярий о виллах" Карла Великого, который датируется началом ІХ в. Это свидетельствовало об утверждении феодальных отношений. Хозяйство имело натуральный характер, король принуждал продавать только излишки, а покупать то, что не производилось в вотчине, взимать оброки натурой и создавать продуктовые запасы.

В период классического Средневековья экономическая мысль Западной Европы развивалась под влиянием канонической доктрины, которая трактовала экономические проблемы с позиций античных традиций (взгляды Аристотеля) и христианской идеологии (Августин Блаженный). Становление канонической доктрины связанно с именем Болонского монаха Грациана, который составил в ХІІІ в. "Свод канонического права". Систематизированное толкование канонической доктрины представлено в трактате "Сумма теологий" Фомы Аквинского (Аквината) (1225/26 - 1274), доминиканского монаха, которого в1323 году было канонизировано, а его учение 1879 г. было провозглашено единой истинной философией католицизма.

Фома говорил, что все люди равны между собой. Вместе с тем, он признает социальную иерархию, считая, что "деление людей на разные профессии обусловлено, во-первых, божьей милостью, которая распределила людей на слои, во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что разные люди склонны к разным профессиям ".

Ф. Аквинский считал труд неотъемлемой обязанностью верующего, однако физический, тяжелый труд - "рабское занятие".

Частная собственность необходима для эффективного удовлетворения личных потребностей. Он отмечая два возможных типа обмена товарами: для собственного потребления и для наживы. В первом случае торговля оправдана, во втором - занятие греховное, позорное. Но, если продавец улучшил определенную вещь, расходовал средства на сохранение, транспортировку вещи, рисковал утратить товары, то тогда продавать товары дороже не является грехом.

Основой обмена есть равенство полезностей обмениваемых вещей. Если в результате обмена вещи "дают пользу одному за счет другого", то тогда условия обмена нарушаются. "Справедливой ценой" есть такая цена, которая возмещает затраты продавца и обеспечивает ему доход, необходимый для приобретения такой суммы средств существования, которая отвечает его социальному положению. "

Деньги возникли в результате волеизъявления людей иметь "наиболее правильную меру" в "торговле и обороте", т.е. он признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения. Но, "деньги не могут порождать деньги", то есть процента.

Позднее Средневековье характеризуется такими процессами как Возрождение и Реформация. Они были вызваны кризисом католического христианства, отражали протест общественного сознания Европы против католической церкви.

Эпоха Возрожденияхарактеризуется тем, что религия воспринимается многими людьми как источник подавления человеческого духа и ума. Отказ от христианской традиции приводит к возрождению традиций античности. Возвеличивается индивид, его стремление к счастью. Такая культура получила название гуманизма. Величайшим представителем гуманизма был Эразм Роттердамский.

Мартин Лютер (1483 -1546) в Германии, Жан Кальвин (1509 -1564) в Швейцарии выступили с идеей реформирования христианства. Сторонников Реформации назвали протестантами.

Реформация и протестантское вероучение, обусловленные развитием ремесла, промыслов, торговли, ростовщичества, имели большое влияние на хозяйственную жизнь Европы.

Стремление к богатству признается естественным для человека. Торговля в любых формах больше не считается злом. Ссудный процент стал считаться нормальным явлением. Цена устанавливается по взаимному согласию между покупателем и продавцом. Частная собственность священна и неприкосновенна.

Хозяйственная протестантская этика способствовала зарождению и формированию нового хозяйственного уклада, который получил название капитализма.

Также в экономической мысли позднего Средневековья развиваются представления древнегреческих и раннехристианских мыслителей о гармоническом и справедливом обществе. Это отражалось в учении социалистов-утопистов.

Первым и ярким представителем этого учения был Томас Мор (1478 - 1535), автор опубликованного в 1516 г. произведении «Золотая книга»,о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Т. Мор - первый критик капитализма. Он подверг критике методы первоначального накопления капитала, раскрыл основные социально-экономические противоречия английского общества: неравенство, обнищание рабочих, жадность богатеев. На острове Утопия государство - единый организм хозяйствования. Вся земля находится в общественной собственности. Государство планирует потребление продуктов. Основное производственное звено- семья. Жители городов занимаются ремеслом и земледелием. Труд обязателен для каждого, кроме ученых и должностных лиц. При общей повинности труда 6-часового рабочего дня достаточно для удовлетворения потребностей членов общества.

Другим выдающимся социалистом - утопистом был Томмазо Кампанелла (1568 -1639).В работе "Город Солнца", он предлагает новое, основанное на социалистических принципах устройство: частной собственности нет. Община уравнивает людей. К труду привлекаются все граждане. Потребление будет общественным, при великом множестве материальных благ исчезнет нищета. Отношения между людьми основаны на принципах дружбы, сотрудничества и взаимопонимания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...