Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Детермінанти сукопноі пропозиціі




 Детерминанты совокупного предложения: факторы, смещающие кривую совокупного предложения

1.        Изменения цен на ресурсы

а.        Доступность внутренних ресурсов

а1 земля

а2 труд

а3 капитал

а4 предпринимательская способность

б.        Цены на импортные ресурсы

в.        Господство на рынке

2.        Изменения производительности

3.        Изменения правовых норм

а.        Налоги на бизнес и субсидии

б.        Государственное регулирование

В табл. 11-2 перечисляются «прочие условия», при изменении которых кривая совокупного предложения смещается. Такие факторы называются детерминантами совокупного предложения, потому что все они, вместе взятые, «определяют», или устанавливают, положение кривой совокупного предложения. Эти детерминанты имеют одну общую черту: когда они меняются, то меняются и издержки производства в расчете на единицу продукции. Мы уже знаем, что решения, касающиеся объема предложения, фирмы принимают исходя из соотношения производственных издержек и прибылей. Предприниматели стремятся к извлечению прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками производства единицы продукта. В ответ на повышение цен товаров, то есть на рост уровня цен, фирмы увеличивают реальный объем своего производства. А «узкие места» в производстве означают, что по мере расширения производства и приближения его к уровню полной занятости - а тем более при приближении этого уровня - производственные издержки на единицу продукции растут. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке имеет восходящий характер.

Однако помимо изменений реального объема производства существуют и другие факторы, изменяющие величину издержек на единицу продукции (см. табл. 11-2). Когда один или несколько из этих факторов изменяется, то издержки производства на единицу продукции тоже меняются при любом уровне цен, а кривая совокупного предложения смещается. Снижение издержек на единицу продукции под влиянием этих факторов смещает кривую совокупного предложения вправо, а повышение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево. Когда издержки на единицу продукции изменяются не вследствие изменений реального объема производства, а по другим причинам, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем своего производства при любом уровне цен.

Давайте разберем, каким образом каждый из факторов, изменяющих совокупное предложение, которые перечислены в табл. 11-2, воздействует на величину издержек на единицу продукции и тем самым смещает кривую совокупного предложения.

76. Макроекономична равновесие. Совокупного спроса и совокупного предложения.
Классическая макроэкономическая модель относится исключительно к
объясняющих моделей и анализирует механизм экономического оптимума, т.е.
природного равновесия на рынках ресурсов и товаров.
Взаимодействие и взаимосвязь между совокупным спросом и совокупным предложением осуществляется через систему цен.

Рис. 3.6. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
На графике (рис. 3.6) точка пересечения кривой совокупного спроса АД и кривой совокупного предложения АS - точка равновесия, которая определяет равновесный уровень цен ра и равновесный реальный объем национального производства QA.
Существуют три варианта макроравновесия.
Если совокупный спрос изменяется в пределах кейнсианского отрезка, то рост спроса приводит к росту реального объема национального производства и занятости при постоянных ценах.
Если совокупный спрос растет на промежуточном отрезке, то это приводит к росту реального объема национального производства, уровня цен и занятости.
Если совокупный спрос растет на классическом отрезке АS то это приводит к инфляционному росту цен и номинального ВНП при неизменном объеме реального ВНП (поскольку, как уже отмечалось, он не может возрастать ты за пределы уровня "полной занятости").
Отметим, что спрос и предложение не всегда равным вешу друг друга. Равновесие между ними возникает как частный случай их неравновесия. Кроме того, объем спроса может быть меньше объема предложения из-за увеличения сбережений, которые сокращают текущий су Купный спрос, осуществляют финансовое обеспечение инве ная и будущего предложения.
Взаимодействие и взаимосвязь между спросом и пред ции осуществляются через систему цен. Цена равновесия подвижна, поскольку подвижное соотношение спроса и предложения. В современных условиях средством сбалансирования по питу и предложения, стабилизации экономики в рамках дер государства является принцип мультиплика тора Кейнса. Поясним йо го сущность на таком примере.
Предположим, что спрос на какой-то товар существенно уменьшается. Это означает снижение производства данного това ру, то есть свертывания производства, увольнения ния наемных работников, банкротство и др.. Поскольку все отрасли и виды труда так или иначе взаимосвязаны между собой, падение спроса начинает наблюдаться в других отраслях. Снижению ния потребительского и инвестиционного спроса, что продолжается, ведет к их падению в третьих областях. В результате падения спроса оказывается в несколько раз больше начальный. Аналогическая картина наблюдается при повышении спроса на какой-то товар. Это значительное повышение как локомотив начинает извлекать всю цепь совокупного спроса. Отже, увеличение (уменьшение) совокупного спроса можно предварительно предусматривать, регулируя тем самым со вие спроса и предложения.
Принцип мультипликатора можно использовать там, где экономика не загружена полных возможностей вы производственных мощностей, то есть не работает на пределе своих возможностей. Неиспользованные резервы (определенная неравновесие) позволяют маневрировать, увеличивая (сокращая) спрос. Если экономика работает на пределе своих воз тей, действие мультипликатора стимулирует инфляцию.
Установка общего равновесия в классической макромодели
Взаимодействие между рынками в классической модели методологически объясняется действием закона Сэя, согласно которому "предложение порождает адекватный себе спрос", а если равновесие на рынке товаров нарушается, то благодаря функционированию рынка сбережений и инвестиций неиспользованные средства на потребление превращаются в накопления, а те, в свою очередь, становятся источником инвестиционных вливаний в экономику.
Классический подход имеет два жизненно важные последствия для экономической политики.
Первый - экономика всегда обеспечивает полную занятость и использование ресурсов. Как правило, она тяготеет к своему потенциального объема производства и не имеет макроэкономических потерь в контексте недоиспользованных ресурсов из-за недостаточного совокупный спрос.
Второе следствие классического подхода - макроэкономическая политика совокупного спроса не может влиять на уровень занятости и объем производства.

77. Классическая модель макроэкономического равновесия

Классическая макроэкономическая модель относится исключительно к объясняющих моделей и анализирует механизм экономического оптимума, т.е. природного равновесия на рынках ресурсов и товаров.
Методологической концепцией классической макромодели является классическая теория занятости, разработана Ж.Б.Сэя, суть которой сводится к тому, что определяющей на рынке есть предложение, которое порождает адекватный себе спрос и ситуация перепроизводства или недопроизводства в экономике существовать не может. Сторонники классической теории считают, что рыночный механизм способен автоматически обеспечивать полную занятость без государственного вмешательства в экономику, полная занятость является нормой для экономики с рыночными отношениями. Они признают, что иногда на экономику могут негативно влиять внешние факторы, такие как войны, политические перевороты, засуха, биржевые крахи и т.п., временно выводят ее из состояния полной занятости. Однако способность рынка к автоматическому саморегулированию является достаточным, чтобы через некоторое время снова восстановить в экономике такой уровень производства, который соответствует условиям полной занятости.
Согласно классической теории механизм рыночного саморегулирования экономики состоит из нескольких элементов.
Первый - ситуация, когда величина совокупных расходов будет недостаточным для производства потенциального ВВП, маловероятна. Если даже совокупные расходы при любых обстоятельствах уменьшатся по сравнению с потенциальной величиной, то довольно быстро такие рычаги рыночного
регулирования, как цена и зарплата заставят экономических субъектов увеличить совокупные расходы в потенциальной величины. Невозможность возникновения в экономике дефицита совокупных расходов
опирается на закон Сэя. Согласно этому закону процесс производства товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Такой закон действует на разных уровнях экономики. Так, на микроуровне каждый предприниматель формирует на рынке свой спрос на чужие товары такой же величины, как и предложение, которое он создал своим товаром, то есть его доходы от реализации собственного товара
равны стоимости товаров, на которые он предъявляет спрос. Если такое равенство существует для каждого отдельного производителя, то она неизбежно должна иметь место и для всего общественного производства.
Закон Сэя опирается на предпосылку, что весь доход, полученный производителями товаров, полностью используется на закупку других товаров. В действительности это не так, поскольку определенная доля дохода может быть направлена ​​не на расходы, а на сбережения, порождает несоответствие между производством и потреблением, то есть между предложением и спросом. В этом случае совокупные расходы будут недостаточными для закупки всей массы производимых товаров, в результате чего сократится совокупный спрос, фактический ВВП отклоняется вниз от потенциального ВВП, что свидетельствует о возникновении в экономике неполной занятости. Сторонники классической теории признают дестабилизирующее влияние сбережений на равновесие между доходами и расходами. Однако, по их мнению,
данное обстоятельство не требует государственной вмешательства в экономику. Суть второго элемента классической теории о рыночное саморегулирование заключается в том, что рыночный механизм способен самостоятельно и довольно быстро ликвидировать дисбаланс между доходами и расходами через взаимодействие между товарным и
денежным рынками. И доля доходов, которая направляется на сбережения, вновь возвращается на товарный рынок в виде инвестиций. Инвестиционные расходы предпринимателей компенсируют те изъятия из потока "доходы-расходы", которые происходят в форме сбережений. Итак, если предприниматели будут
инвестировать в экономику столько же, сколько домохозяйства намерены экономить, то закон Сэя будет действовать и соответствие между доходами и расходами не будет нарушена. Необходимым условием для достижения соответствия между доходами и расходами в экономике баланс между сбережениями и инвестициями. Согласно классической теории это условие обеспечивается денежным рынком из-за колебаний процентной ставки под влиянием спроса и предложения на этом рынке.
Классики допускают временное превышение сбережений по сравнению с инвестициями, может вызвать временное отклонение совокупных расходов от потенциальной величины. Но такое отклонение, по их мнению, обязательно вызовет падение производства по сравнению с потенциальным уровнем, поскольку помимо денежного рынка, большую регулирующую роль выполняют цены и зарплата.
Регулирующий потенциал цен и зарплаты составляет суть третьего элемента классической теории о рыночное саморегулирование. Его суть заключается в том, что объем совокупной продукции, которую могут реализовать ее производители, зависит не только от величины совокупных расходов, но и от уровня товарных цен.
Это означает, что даже тогда, когда процентная ставка по любой причине неспособна привести в соответствие сбережения домохозяйств и инвестиции предприятий, падение совокупных расходов будет компенсировано пропорциональным снижением цен.
Согласно классической теории способность экономики к ценовому саморегулирования обеспечивается конкуренцией между продавцами, которая порождает высокую эластичность цен по отношению к спросу. На рынках ресурсов и товаров существует уровень цен, который уравновешивает спрос и предложение и, благодаря этому, происходит очищение рынков от лишнего спроса и предложения. Если предложение больше спрос, то равновесие восстанавливается за счет уменьшения цены, при этом равновесная цена может быть меньше естественную цену, которая определяет необходимые затраты ресурсов. Если предложение меньше спрос, то равновесие восстанавливается за счет роста цен, а равновесная цена может быть больше естественную цену. Равновесие выступает как особый, "идеальный" случай нормального состояния, для которого характерна своя логика взаимосвязей и взаимозависимостей количественных экономических параметров (характеристик) и свой специфический способ восстановления устойчивого равновесного состояния между имеющимися в обществе средствами и потребностями. Различают частичную и общее равновесие.
Частичное равновесие соответствует состоянию равновесия между спросом и предложением на отдельных локальных рынках (рынки труда, капиталов, потребительских товаров). Частичное равновесие формируется на трех основных рынках:
- Рынке конечных продуктов;
- Рынка факторов производства (труда и капитала);
- Финансовом рынке.
Общее равновесие - это такое состояние экономики, при котором сохраняется способность ее к саморегулированию: в случае отклонения экономической системы от сбалансированного состояния к действию автоматически подключаются силы, которые пытаются восстановить нарушенные структурные связи.
Классическая модель макроравновесия позволяет выяснить, как обеспечивается экономический оптимум без государственного вмешательства. Классическая модель является основой практически всех современных макромоделей и она основывается на следующих гипотезах:
1) равновесие устанавливается в результате взаимодействия рынков ресурсов,
товаров, денег и инвестиций;
2) выходным в установлении равновесия является рынок ресурсов;
3) на рынках ресурсов и товаров существует уровень цен, который уравновешивает спрос и предложение, и благодаря ценам происходит автоматическая очистка рынков, как от лишнего спроса, так и от излишнего предложения.
Главным инструментом макроэкономического саморегулирования по классической модели являются:
- Реальная зарплата как фактор рынка рабочей силы;
- Общий уровень цен как фактор спроса на рынке товаров;
- Ставка процента как фактор распределения совокупного спроса (при его неизменной величине

 

78.Теория эффективного спроса Кейнс
Как нам уже известно, с 70-х годов девятнадцатого века в экономической теории господствовал микроэкономический подход. В центр анализа помещается экономический субъект (потребитель или фирма), который максимизирует свою выгоду. Предполагалось, что экономические субъекты функционируют в условиях совершенной конкуренции, где эффективность функционирования фирмы отождествлялась с эффективностью функционирования экономики в целом. Этот подход подразумевал рациональное распределение ресурсов в народном хозяйстве и, по существу, не допускал возможности длительного нарушения равновесия экономической системы. Эти постулаты были поставлены под сомнение английским экономистом Дж.Кейнсом (1883-1946), с именем которого в экономической теории связано возвращение к анализу макроэкономических проблем. Во главу угла Кейнс поставил исследование зависимостей и пропорций между совокупными народнохозяйственными величинами: национальным доходом, сбережениями, инвестициями, совокупным спросом - и главную задачу видел в достижении общенациональных экономических пропорций.
Кейнс подверг критике "закон рынков" Сэя, который разделялся и неоклассиками. Напомню, суть этого закона состоит в том, что предложение автоматически порождает соответствующий спрос. Так как целью производства, по предположению Сэя, является потребление(производитель продает свой товар, чтобы купить другой, то есть каждый продавец обязательно становится покупателем), то в этой ситуации общее перепроизводство товаров невозможно. Иными словами, любое увеличение продукции автоматически порождает эквивалентное увеличение расходов и доходов, причем в размерах, способных поддержать экономику в состоянии полной занятости. Это убеждение господствовало на протяжении многих десятилетий, и по выражению Дж.Гэлбрейта, к 30-м годам двадцатого столетия идея, что производство само создает достаточный для себя спрос, была святой истиной в области экономики. Принятие или неприятие человеком закона Сэя было, по выражению того же Гэлбрейта признаком, по которому "экономисты отличались от дураков". Несостоятельность этого закона в годы "великой депрессии" стала очевидной. В противовес Сэю и неоклассикам, считавшим, что проблема спроса (то есть реализации общественного продукта) решается сама собой, Кейнс поставил ее в центр своих исследований, сделал исходным пунктом макроэкономического анализа. Кейнс справедливо указывал, что классическая доктрина предполагает в качестве исходного анализа экономику с полным использованием факторов производства, которые характеризуются относительной редкостью. Между тем в реальности (депрессия 30-х годов двадцатого века) наблюдались не столько ограниченность, сколько переизбыток ресурсов: массовая безработица, недогруженные производственные мощности, праздно лежащий капитал.
Исходной посылкой теории Кейнса является убеждение, что динамика производства национального дохода и уровень занятости определяются непосредственно не факторами предложения (размерами применяемого труда, капитала, их производительностью) а факторами спроса, обеспечивающего реализацию этих ресурсов. В теории Кейнса они получают название "эффективного спроса" (сумма потребительских расходов и инвестиций). Значительную часть своей знаменитой работы "Общая теория занятости процента и денег", опубликованной в 1936 году, Кейнс как раз и посвятил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления и инвестиций.
Согласно Кейнсу, прирост личного потребления представляет собой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторов несущественна. С ростом же доходов предельная склонность к потреблению уменьшается, то есть по мере роста дохода прирост потребления замедляется и это является важнейшей причиной снижения средней доли потребления на протяжении повышательной фазы экономического цикла в долгосрочном плане. Такую динамику потребления Кейнс связал с так называемым "основным психологическим законом" - уменьшением доли потребления (именно доли, абсолютные размеры потребления безусловно растут), и соответственно, увеличением доли сбережений с ростом дохода.
Из "основного психологического закона" следует, что при росте дохода доля эффективного спроса, обеспечиваемая личным потреблением, постоянно падает и поэтому расширяющийся объем сбережений должен поглощаться растущим спросом на инвестиции. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, и как следствие, роста национального дохода. Но обеспечение нормального размера инвестиций упирается в проблему перевода всех сбережений в реальные капиталовложения. Что касается представителей классического и неоклассического направлений, то они не видели здесь особой проблемы, так как исходили из предположения, что акт сбережения одновременно превращается в акт инвестирования, то есть сбережения и инвестиции равны тождественно. Более того, в рамках классической школы традиционно считалось, что высокий уровень сбережений являются условием экономического роста, поскольку именно сбережения являются источником накопления капитала. Со времен А.Смита стремление сберегать расценивалось как одна из важнейших добродетелей (в ряду добродетелей протестантской этики - трудолюбие, скромность, бережливость), которую следовало поддерживать и развивать. Кейнс же пришел к выводу, что чрезмерное сбережение является фактором, препятствующим экономическому росту, по его образному выражению, "индивидуальное благоразумие грозит обернуться социальным безумием" поскольку избыточные сбережения - ни что иное как избыточное предложение товаров, то есть ситуация, грозящая обернуться и оборачивающаяся общим кризисом перепроизводства. Отсюда следовал логический вывод, что для поддержания постоянного роста национального дохода должны увеличиваться капитальные вложения, призванные поглощать все более расширяющийся объем сбережений. Именно инвестиционному компоненту эффективного спроса принадлежит определяющая роль в определении уровня национального дохода и занятости.
Ключевым уравнением кейнсианской теории можно считать следующее равенство
GNP = C + I,
где GNP - валовый национальный продукт, С - потребительские расходы, I - инвестиции.
Казалось бы, принципиального отличия во взглядах Кейнса и представителей классического направления в экономической теории нет. И в том, и в другом случае инвестиции призваны поглотить объем предлагаемых сбережений. Но это лишь на первый взгляд. У представителей классической школы, опять-таки со времен А.Смита, происходит автоматическое поглощение сбережений инвестициями, то есть автоматическое достижение макроэкономического равновесия. В теории же Дж. Кейнса уровень сбережений определяется уровнем дохода, а уровень капиталовложений совсем иными факторами и потому равенство сбережений и инвестиций представляет собой скорее случайность, чем закономерность. По Кейнсу, реальный размер инвестиций зависит от двух величин:
- ожидаемого дохода от капиталовложений или их предельной эффективности (рентабельности последней инвестированной единицы капитала);
- нормы процента.
Предприниматель продолжает процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Таким образом, существующая норма процента определяет нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем она ниже, тем, при прочих равных условиях, оживленней инвестиционный процесс и наоборот. Интересно отметить, что неоклассики считали, что норма процента определяется точкой пересечения кривых сбережений и инвестиций (именно из данного предположения ими выводилось постоянное автоматическое равенство сбережений и инвестиций). Кейнс же писал, что сам процент определяет конечную величину инвестиций, а не определяется ими. Процент в теории Кейнса, как и склонность к инвестированию, явления преимущественно психологического порядка. Ожидаемый доход от инвестиций весьма чувствителен к пессимистическим настроениям и последние, по мнению Кейнса, могут стать причиной глубоких экономических депрессий. Как видим, в кейнсианской теории инвестиции определяются независимо от сбережений экономических субъектов.
Показав, что в условиях динамично развивающейся экономики наблюдается тенденция опережающего роста сбережений по сравнению с капиталовложениями, Кейнс заострил внимание на проблеме стимулирования инвестиций. По его мнению, именно изменения величины желаемых инвестиционных расходов являются первопричиной колебаний совокупного производства и дохода и, будучи гораздо менее устойчивыми, чем потребительские расходы, инвестиции играют решающую роль в возникновении экономических спадов. Рассматривая прирост национального дохода как функцию прироста инвестиций, Кейнс обращается к механизму мультипликатора. Механизм действия мультипликатора был описан в 1931 г., за 5 лет до выхода работы Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" английским экономистом Р.Каном. Кан высказал мысль, что всякие производственные расходы, вызывая первичную занятость, рождают дополнительную покупательную способность со стороны предпринимателей и их рабочих, что становится источником нового спроса и вторичной занятости. Но новые расходы составят лишь часть добавочных доходов, поэтому вторичная занятость будет меньше первичной и т.д. Налицо убывающая прогрессия. В теории Кана мультипликатор - это коэффициент, показывающий зависимость занятости от суммы первоначальных инвестиций, в свою очередь он зависит от доли дохода, расходуемой на каждом этапе.
В отличии от мультипликатора занятости, Кейнс развивал идею мультипликатора накопления. В его теории, мультипликатор накопления - коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличится прирост национального дохода в результате первоначальных инвестиций. Он определяется независимой переменной - предельной склонностью к потреблению (ПСП), где М = 1 / (1 - ПСП), или, что то же самое, М = 1 / ПСС, а прирост национального дохода определяется как произведение мультипликатора на прирост первоначальных инвестиций. Если предположить, что ПСП = 0,8, то вновь произведенные инвестиции на сумму, допустим, 1000 денежных единиц вызовут увеличение национального дохода на 5000 денежных единиц.
Величина мультипликатора в условиях реальной экономики всегда больше единицы, поскольку прирост дополнительных инвестиций в какую-либо отрасль дает прирост не только в ней самой, но и связанных с нею отраслях. А создание дополнительных рабочих мест во всех этих отраслях скажется на повышении платежеспособного спроса рабочих, и соответственно, создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом решаются две взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста и решение проблемы безработицы. Обеспечивать же первоначальные инвестиции в условиях недостаточного эффективного спроса со стороны потребителей и частного сектора экономики должно, по мнению Кейнса, государство, не пренебрегая при этом и косвенными методами стимулирования инвестиций.

79.Доход - потребление.
Если на графике, где показаны точки равновесия потребителя при разных ров ниях его дохода, провести линию, проходящую через эти точки, то получим кривую "доход-потребление" (рис. 3.3). Эта кривая показывает, как количество товара X, потребляемого за определенное время, будет изменяться по висимости от изменения дохода и только дохода.
Характер кривой "доход-потребление" будет зале жать от оценки товара потребителем. Нормальные то вари - это такие товары, которые человек потребляет в боль шей количества, когда возрастает ее доход. Некачественные това ры - это такие товары, потребление которых уменьшается при росте дохода потребителя. Следует отметим ты, что принадлежность товара к группе нормальных ли качественных зависит не столько от его специфических вла стивостей, сколько от восприятия этого товара потребления телем. То, что для одного потребителя будет нормальным товаром, другой оценивать его как некачественный.
Кроме того, оценка товара изменяется в зависимости от доходов потребителя. Так, при определенном уровне дохода поезд ка в другой город на собственном автомобиле будет вос иметься как нормальный товар, и количество таких поездок будет увеличиваться с увеличением доходов потребителя. Однако, когда доходы вырастут до определенного уровня, потребление тель воспринимать несколькочасовую поездку как некачественную, отдавать предпочтение перелета самолетом, а поэтому поездка на собственном автомобиле превратится в некачественный товар.

Таким образом, для нормальных товаров кривая "доход-потребление" будет растущий характер, для некачественных - нисходящий.
Средняя склонность к потреблению показывает, какая доля ВД будет потребляться при том или ином значении ВД (DI):
APC = C / DI
АРС - средняя склонность к потреблению (average propensity to consume)
C - расходы на потребление (consumption expenditures)
DI - используемый доход (disposable income)
Предельная склонность к потреблению показывает, насколько изменяется величина потребления в связи с изменением величины дохода:
MPC = ΔC / ΔDI
MPC - предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume)
ΔC - изменение величины потребления (change in consumption expenditures)
ΔDI - изменение располагаемого дохода (change in disposable income)

    80. Ривновога потребления. Кейнсианский крест. Потребитель максимизирует полезность, имея определенные бюдже тные ограничения, поэтому задачей модели поведения потребителя является объяснение того, как на его выбор влияют предпочтения, доход и цены на товары. Оптимальный выбор потребителя должен отвечать двум условиям. Во-первых, он должен размещаться на линии бюджета. Ведь любой набор, размещенный ниже бюджетной линии, залы Производитель сохраняет неиспользованной некоторую сумму дохода, которая повысила уровень удовлетворения потребностей потребителя; тогда как наборы товаров, размещенные справа от бюджетной линии, невозможно приобрести при данном ре вня доходов. Во-вторых, оптимальный выбор потребителя должен обеспечивать такой набор товаров, который бы наиболее соответствовал его предпочтениям, то есть находился на самой кривой бай дужости. Эти два условия сводят проблему максимизации полезности спо телем к выбору соответствующей точки на бюджетной линии. Для описания писания процесса выбора совместим на одном графике карту кривых безразличия и бюджетную линию потребителя (рис. 2.6). Модель AD-AS, "кейнсианский крест", - это упрощенная интерпретация кейнсианской теории. Ставка процента по такой модели рассматривается внешний (экзогенный) фактор, который учитывается предпринимателями при принятии инвестиционных решений. Исследование денежного рынка, на котором устанавливается определенный уровень процента, вместе с товарным позволяет превратить процент на внутренний (эндогенный) фактор. Модель «кейнсианского креста». Кривая совокупного расхода имеет положительный наклон. Красная точка показывает полную занятость ресурсов в экономике










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...