Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие контроля в гос.управлении, его принципы, функции, методы и виды




Контроль— это система наблюдения и проверки про­цесса функционирования объекта с целью устранения от­клонений от заданных параметров.

Признаки к.:1. между контролирующим органом (должностным лицом) и под­контрольным объектом существу­ют отношения подчиненности или подведомственности; 2. объектом к. является как законность, так и целесообразность деятел-сти контролируемого; 3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого; 4. в соответствую­щих случаях контролирующий вправе применять меры дис­циплинарного воздействия. Формы к.: заслушивание отчетов, информации и сообщений, про­верки, экспертизы, наблюдение за действиями контроли­руемого (н-р, по вопросам гос. регист­рации, лицензирования, сертификации), рассмотрение жалоб и т.д.

Виды к.: 1) президентский к.; 2) к. органов законодательной (представительной) власти; 3) к. органов исполнител. власти; 4) суд. к.

Принципы к.: законность, объектив­ность, независимость, гласность, экономичность, сохра­нение гос., коммерч. и иной охраняе­мой законом тайны.


 


Контрольные полномочия Президента РБ

Оговорены в З-не «О Президенте РБ» и др. актах. Много. Основные направления:

1. контроль за процессом формирования органов управления

2. контроль за содерж. деят-сти аппарата гос.управления, фактич.результатами, за качеством рук-ства.

3. контроль за системой, численностью и структурой гос. аппарата, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы.

4. контроль за исполнением законов, декретов и указов, соблюдением гос.дисциплины

5. контроль за обеспечением и охраной прав граждан и обществ.организаций в областигос.управления.

Наиболее четко урегулирован контроль проводимый Президентом непосредственно. Опосредованный контроль пров-ся через Администрацию Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности, Комитет гос.контроля. Они обеспечивают Президента нужной информацией.


 


Контрольные полномочия законод.власти и местных Советов депутатов

Палата представителей:

- дает согласие на назначение премьер-министра, заслушивает его доклад о программе деят-сти Правит-ства, одобряет и отклоняет программу, рассматривает по его инициативе вопрос о доверии Правит-ву, по инициативе не менее 1/3 полного состава выражает недоверие Правит-ву. Совет Республикидает согласие на назначение Президентом Председателя и членов Правления Нац. банка. 1 заседание в месяц резервир-ся для вопросов депутатов Палаты представит. и членов Совета Республики и ответов Правит-ства.

Местные советы депутатов имеют значит. объем в сфере гос.управления. Исполнит. комитеты подотчетны соответств. Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции. Они не реже одного раза в год заслушивает отчет исполкома. Осуществляют контроль за исполнит. комитетами, при этом сфера контроля более широкая, по сравнению с контролем Нац. собрания.

Особый метод контроля – запросы депутатов, которые рассматрив-ся на сессиях Советов и по которым приним-ся соответств-ие решения.


 


Контроль органов исполнит. власти

Общий контроль – в связи с деят-стью органов исполнит. власти общ. компетенции. Правит-во объединяет и направляет работу подведомствен. министерств и ведомств и т.п., в порядке контроля заслуш. доклады их руководителей о состоянии дел.

Ведомственный контроль – осущ-ся органами единой системы в пределах подведомственности. Руководителями органов внутри их собств.силами обычно в форме проверок и ревизий. Контрол. полномочия регламентированы в актах, опред. компетенцию органа.

Надведомствен. контроль- осущ-ся органами межотрасл. компетенции (Мин-во экономики, финансов, по налогам и сборам и т.п.) Вправе производить проверки и обследования предприятий, по результатам дают обязат. указания об устранении обнаруж. нарушений.

 


 


Суд. контроль в сфере госуправления

Осн. функция суд.органов – реализация задач правосудия. Осуществл-ся в процессе конституц., гражданск., администр., угол. судопроизводства.

Суд. контроль – правовая оценка действия и решений органов исполн. власти, выявление нарушений законности, прав и закон. интересов граждан, предприятий, условий и причин, их порождающих, принятий мер по восстановлению законности и привлечение виновных к ответственности.

Субъекты суд. контроля: Констит. суд, общие суды и хозяйствен. суды.

Констит. суд дает заключение о соответствии актов Конституции, ратифициров. международн. договорам, законам, декретам и указам.

Контрол. функция судами общ. юрисдикции осуществл-ся не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

Хоз. суды осущ-ют суд.власть при разрешении возникающих в процессе предпринимат. деят-сти споров.

 


 


Общий надзор прокуратуры

Прокурорский надзор –деятельность органов (должн.лиц) прокуратуры по надзору за исполнением министр-вами и ведомствами, представител. и исполнит. органами местн. управления, органами контроля, их должн.лицами Конституции и законов, и соответствия издаваемых ими актов законам.

Сущность: надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми юрид. и физ. лицами. Прокуратура не вмешив-ся в оперативно-хоз. деятельность предприятий.

Полномочия прокурора:

1. беспрепятственно входит в помещения и на территорию поднадз. органа;

2. иметь беспрепятств. доступ к материалам;

3. проверять исполнение законов;

4. требовать от должн. лиц предоставления материалов;

5. выделять и направлять специалистов для выяснения вопросов, касающ-ся проверки законности;

6. истребовать от должн. лиц деклараций;

7. вызывать должн. лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения закона.

 


 


Административный надзор

Администр. надзор – это наблюдение уполномочен. на то гос. органами и должн. лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразн. специальн. норм, общеобязат. правил, закрплен. в законах и подзакон. актах. Осуществляется в отношении органов исполнит. власти, предприятий, учреждений, организаций, обществен. объединений и граждан.

Субъекты: специальные органы надзора (Департамент по надзору…, Департамент контроля и надзора…); госуд. инспекции.

Особенности администр. надзора: 1. между субъектами и объектами надзора нет организационной соподчиненности;

2. субъекты надзора вправе применять к объектам надзора меры администр. принуждения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...